Система анализа уроков по Собачьему сердцу


Приложение
Система уроков анализа повести «Собачье сердце»
Урок 1.
Тема урока: Шарик или Полиграф Полиграфович?
Цель:
-вспомнить биографию автора;
- познакомить учеников с главным героем повести, раскрыть его образ;
-привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки;
-вести разговор о страшной сущности шариковщины и опасности её;
-развивать умения и навыки работы с текстом.
Оборудование: повесть «Собачье сердце» (1, 4, 5 главы), портрет М. А. Булгакова, иллюстрации к повести, запись романса « От Севильи до Гренады…», мультимедиа устройства.
Ход урока:
I.Организация класса.
II.Проверка домашнего задания: нет, так как изучаем новую тему.
III.Объяснение нового материала:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучение нового для вас произведения - «Собачье сердце» М. А. Булгакова.
Для начала вспомним, что мы знаем об авторе.
Михаил Булгаков родился 3.05.1891 г. в Киеве в семье профессора Духовной академии. В семье было семеро детей, из которых он был старшим.
В 1909 г. окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета.
Женился в 1913 г. на Татьяне Лапа.
916-1917 гг. получил диплом лекаря, работал врачом в селе Никольском, после в Вязьме.
1920 г. постановка во Владикавказском театре его пьесы «Братья Турбины».
1922-1926 гг. работает сотрудником газеты «Гудок». Написаны повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце», пьесы «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Бег», «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич», «Александр Пушкин» и др. Ни одна из пьес не была разрешена к постановке.
1925 г. женился второй раз на Любви Белозерской.
1926 г. премьера пьесы «Дни Турбиных» во МХАТе.
1929 г. по решению правительства сняты с репертуара все пьесы Булгакова.
1932 г. МХАТ возобновил постановку «Дней Турбиных». В этом же году женился в третий раз на Елене Шиловской.
1939 г. закончил написание романа «Мастер и Маргарита».
В 1940 г. Михаил Булгаков умер.
Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях?
(Извечная борьба добра и зла, нравственности и аморальности, свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)
Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы? (Такие произведения называются философскими). Запишите это определение в тетради.
Сегодня на уроке мы поговорим о главном герое. В первых четырёх главах повести главный герой – это бездомный пёс Шарик. Казалось бы, что может быть примечательного в этом псе. Оказывается, в первых главах окружающий мир мы видим глазами Шарика. Точно так же, как и самому Булгакову, ему противна опасная, жуткая жизнь. Её пагубность, жестокость осознаёт и чувствует на себе даже жалкая дворняга.
Обратимся для начала к 1 главе.
Булгаков использует в описание Шарика приём сатиры: сочетание реального и фантастичного.
В чём фантастичность этого образа?
( Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать.)
Ему присущи чисто человеческие черты. Какие?
(Сострадание. Увидев на улице замёрзшую женщину, он рассуждает: «Жаль мне её, жаль» (глава I).
Он способен глубоко чувствовать: «На душе у него было до того горько и больно, одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы … вылезли из глаз».
Он испытывает чувство благодарности за то, что профессор спас ему жизнь (глава 4).
И, наконец, он обладает каким-то секретом покорять сердца людей: «Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна».)
Как пес Шарик относится к людям? По каким признакам он их делит? ( Дети могут отвечать цитатами из повести, например:
«Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания обварил левый бок … а ещё пролетарий!»
«А что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему непостижимо! Ведь они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те бедняги ничего не знают! Бегут, жрут, лакают!»
Делит он всех на «товарищей» и «господ».)
Опишите жизнь бездомной собаки Шарика. (Дети зачитывают выдержки из текста)
Как собака распознает в Филиппе Филипповиче господина? («А вот пот глазам – тут уж ни вблизи, ни издали не спутаешь! О, глаза – значительная вещь! Вроде барометра».)
Булгаков пишет: «Пес полз, как змея, на брюхе, обливаясь слезами». Отчего он плакал? (Пес полз на брюхе, чтобы показать свою преданность и получить колбасы. Голодный был.)
Молодцы, ребята. Давайте теперь откроем 4 главу и проанализируем её.
Автор пишет: «...пес вытащил самый главный собачий билет». Как вы это поняли? ( своеобразная «путевка в жизнь» для Шарика)
Как изменилось отношение Шарика к самому себе и почему? (он стал чувствовать себя «домашним» псом, так как к нему относились с уважением, не били, кормили, прощали шалости.)
Как относится к Шарику Филипп Филиппович и как к нему относятся другие домашние? ( дети ищут примеры из текста, например: «Где ж вы такого взяли, Филипп Филиппович? До чего ж паршивый.» )
Каким секретом обладал Шарик для покорения людских сердец? (Он умный, для своего уровня достаточно грамотный, со смекалистой хитринкой и, главное, сострадательный к чужому горю пес.)
Хорошо, ребята. Теперь давайте прослушаем романс, который напевал наш профессор. (Включается запись)
Почему профессор, принимая пациентов, пел «От Севильи до Гренады...», а исследуя человеческие мозги — арию жрецов из оперы Дж. Верди «Аида»: «К берегам священным Нила Боги нам укажут путь»? (Эти слова арии жрецов из оперы Верди «Аида» показывают, что профессор на правильном пути: он исследует естественное и не стремится его трансформировать. Он изучает природу, а не искажает ее.)
Почему у доктора Борменталя глаза «обычно смелые и прямые» перед операцией Шарика «бегали во все стороны от песьих глаз», а у профессора «лицо... стало как у вдохновенного разбойника»? (глаза как отражение внутреннего мира каждого из героев)
Филипп Филиппович после операции сказал про Шарика: «ласковый был, но хитрый». В чем заключалась его хитрость? (Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать, может приспосабливаться к условиям.)
IV.Закрепление
Составьте таблицу по тексту, отвечая на вопрос: «Как физиологические изменения в Шарике сочетаются с развитием его человеческих черт?» — по следующей схеме:

Физиологические изменения Человеческие проявления
1) Выпадение шерсти приняло характер общего облысения. Взвешивание — 30 кг
Пролаял слово «А-б-ыр!». «А-быр-валг!» профессор расшифровал как «Главрыба». Обругал профессора по матери
2) Отвалился хвост
Слово «пивная» и т. д.
Какое слово произнес Шарик первым? А-б-ы-р – т.е. РЫБА наоборот. Рыба есть символ Христа в мифологии (слово “ихтис” расшифровывалось как аббревиатура формулы “Иисус Христос, Божий сын, Спаситель”. Атрибутом Папы Римского является кольцо рыболова, на котором изображен Св.Петр в виде рыболова. Кстати, в алхимии рыба считалась символом мистического перерождения).
V. Оценки
VI.Домашнее задание.
Перечитать 2, 3, 6 главы.
Проанализировать получившуюся таблицу.
Ответить на вопросы: В каком направлении идет умственное и нравственное развитие бывшего пса?
Зачем приходил «в полном составе домком» во главе со Швондером?
Доктор Борменталь пишет: «Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным». Отчего растерялся Филипп Филиппович?
Борменталь утверждает, что «перед нами — оживший развернувшийся мозг, а не мозг, вновь созданный». Доктор считал, что это мозг собаки Шарика. Согласны ли вы с ним?
Почему у Филиппа Филипповича был «зловещий» тон, когда доктор рассказал ему о своей «надежде развить Шарика в очень высокую психическую личность»?
Урок 2.
Тема урока: Профессор Преображенский. Спор о собачьем сердце.
Цель: - развивать умения и навыки работы с текстом.
Оборудование: повесть «Собачье сердце» (2, 3, 6 главы)
Ход урока:
I.Организация класса.
II.Проверка домашнего задания: так как вопросов много, тетради собираются на проверку в конце урока.
III.Объяснение нового материала:
Сегодня мы поговорим о не менее важном персонаже повести – профессоре Преображенском. Каким внешне вы его представляете? (ребята описывают свои впечатления, фантазии)
Профессор был человеком богатым, любил хорошо одеваться. Булгаков пишет, что «на животе у него радостно и неярко засверкала золотая цепь». О каких качествах хозяина свидетельствует эта неяркость? ( О том, что он может себе позволить много, но не акцентирует на это внимание, довольствуется немногим.)
Кого больше всего боялся Шарик? За кого он принял профессора? (Швейцара, Преображенского он принял за «господина»
«Террор совершенно парализует нервную систему». Согласны ли вы с профессором? (Да. Профессор не скрывает неприязни к новым порядкам, перевернувшим страну вверх дном и приведшим ее на грань катастрофы. Он не может принять новых правил («все поделить», «кто был никем, тот станет всем»), лишающих истинных труже¬ников нормальных условий труда и быта. Но европейское светило все-таки идет на компро¬мисс с новой властью; он возвращает ей молодость, а она обеспечивает ему сносные условия существования и относительную неза¬висимость. Встать в открытую оппозицию к новой власти — лишиться и квартиры, и возможности работать, а может быть, и жизни.)
Почему Шарику так не нравилось чучело совы? ( “А сова эта — дрянь. Наглая. Мы ее разъясним!” )
Профессор Преображенский принимает пациентов. Как он относится к ним? (Ребята отвечают, зачитывая отрывки из текста)
Шарик «положил голову на лапы и задремал от стыда». Чего стыдился пес? (Пес постыдился увиденного на приеме у профессора)
Чем в начале разговора Филиппу Филипповичу удалось смутить домком?
Как Шарик реагирует на «подозрительно вежливый оттенок голоса» профессора, когда тот разговаривает с домкомом, и почему? (Он восхищен этим, твердостью и спокойствием.)
Одобряете ли вы поступок Филиппа Филипповича, когда он воспользовался «телефонным правом»? Как, по-вашему, он должен был поступить в этой ситуации?
Как вы думаете, почему профессор Преображенский не захотел купить журналы в пользу детей Франции у Вяземской и почему он «кратко» об этом ей сказал? (Они бы не пошли на пользу детям, а ушли непонятно куда.)
Что означает, по вашему мнению, «намаз» Шарика перед хозяином, когда ушел домком? (Показывает преданность, восхищение хозяином.)
Как вы понимаете слова профессора: «Разруха сидит не в клозетах, а в головах»?
Как вы думаете, зачем автор так подробно и любовно описывает обед профессора? (Чтобы показать, как живет представитель этого слоя общества, что он может себе позволить.)
Почему пациенты, читавшие газету «Правда» перед обедом, теряли в весе? ( Возможно, от прочитанного у них терялся аппетит.)
Почему Филипп Филиппович устанавливает причинную связь между хоровым пением домкома и замерзанием труб в «сортире»? В чем видит выход из сложившейся ситуации профессор Преображенский?
Обратимся теперь к 6 главе. Давайте обсудим происходящее в ней.
Почему обитатели квартиры профессора стали общаться письменно? ( Чтобы Шариков, или кто-либо не могли прослушать их разговоры)
Почему так нестерпимо было Филиппу Филипповичу смотреть на аляповатый галстук Шарикова? (Для ответа на этот вопрос вспомните свой ответ на 2-й вопрос по главе 2.)
Кто прав, как вы думаете, в споре профессора с Шариковым о том, имел ли право профессор делать Шарику операцию или не имел?
Почему Шариков, выйдя из квартиры профессора, пошел именно в домком? Что роднит его с представителями домкома? (Он пошел туда, потому что домком близок к «собачьей стае». Желание «навести порядок» не там где надо, а там, где хочется именно этим представителям)
IV.Закрепление
«Документ — самая важная вещь на свете», — говорит Швондер. Почему профессор подчиняется Швондеру и удостоверяет личность Шарикова, несмотря на всю абсурдность ситуации? Почему он здесь не воспользовался покровительством высоких советских начальников, как в случае с квартирой? (См. главу 2.)
Проследите за диалогом Швондера и профессора Преображенского, когда речь идет о покупке комнаты для Шарикова. Кто, по вашему мнению, в этом разговоре выиграет?
Почему Федору жалко Филиппа Филипповича?
V.Оценки
VI.Домашнее задание. Перечитать 7-9 главы, эпилог. Озаглавьте главы повести
Урок 3.
Тема урока: Ошибка профессора Преображенского.
Цель: - Выработать навыки самостоятельной работы с текстом и опорными положениями, развивать связную речь учащихся.
Оборудование: повесть «Собачье сердце» ( 7-9 главы, эпилог)
Ход урока:
I.Организация класса.
II.Проверка домашнего задания:
Урок начинается с анализа названий, которые дали ребята на предыдущем уроке главам повести. Пример:
1.Ласковый и умный бездомный пес Шарик.
2.«Похабная квартирка, — но до чего же хорошо!»
3.«Разруха сидит... в головах».
4. Операция.
5. Превращение Шарика в Шарикова.
6. Наглый Шариков и растерянный профессор.
7. Швондер и Шариков.
8.Собака или Клим Чугункин?
9. Преступление или естественный порядок вещей?
Эпилог. «К берегам священным Нила...»
III.Объяснение нового материала:
Давайте обсудим 6 главу.
Как вы считаете, почему Шариков не хочет идти в театр? ("В театр я не пойду... Дуракаваляние... Разговаривают, разговаривают... Контрреволюция одна.")
Проанализируйте разговор Шарикова и Филиппа Филипповича о чтении переписки Энгельса с Каутским. Почему Шариков не согласен «с обоими»? После слов Шарикова: «Взять все, да и поделить...» — Преображенский восклицает: «Так я и думал!» Что же предвидел профессор? ( Что в Шарикове проявится суть Клима, что ему «промоют мозг»)
Доктор Борменталь пророчески подумал: «Ох, ничего доброго у нас, кажется, не выйдет в квартире». О чем, как вы полагаете, думал доктор? ( О том, что изна
Представьте себе доктора и Шарикова в цирке. На что обращает внимание доктор, а на что — Шариков?
Профессор после отъезда Шарикова и Борменталя в цирк думал и «воскликнул наконец: «Ей-богу, я, кажется, решусь!» На что собрался решиться профессор?
Перейдем к 3 главе.
Проанализируйте события этой главы. В каком направлении развивается поведение Шарикова? Почему в квартире стало абсолютно невозможно жить и работать?
В чем разница реакций на Шарикова доктора и профессора? Кого больше боится Шариков и кого он слушается?
Проанализируйте разговор профессора с доктором Борменталем об убийстве Шарикова. Как вы поняли слова Преображенского: «Я — московский студент, а не Шариков!»Далее мы переходим к главе 9. Тут Шариков поступает на работу. Как он меняется при этом?
Почему Шариков «робко» ответил доктору, когда тот напомнил ему, что Шариков вернулся в квартиру Филиппа Филипповича? (В этой квартире именно Преображенский является «властью», а домком Шарикову отдельное жилище не выделит.)
Как реагировал профессор на «насилие» над Шариковым? Почему? (Отрицательно, так как насилие не решает ничего.)
Сколько раз встречаются в повести Шариков и барышня Васнецова? Подтвердите свое предположение словами из текста главы. Какие чувства вы испытываете к этой барышне? (дважды, в начале и конце повести)
Как вы поняли слова автора: «Преступление созрело и упало, как камень, как это обычно и бывает»?
Какими действиями «Шариков сам пригласил свою смерть»?
Почему тишина в квартире в вечер обратного превращения Шарикова в собаку названа автором «ужаснейшей»? (тишина, которая предвещает «превращение», таинство.)
IV.Закрепление
Согласны ли вы со словами профессора о ненужности «искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может родить его когда угодно»?
Кто же все-таки Шариков: Клим Чугункин или «человек с собачьим сердцем»? С кем вы согласны — с профессором или с доктором?
Сравните Шарика до превращения, в Шарикова и после обратного превращения в собаку. Есть ли разница в этих двух существах?
Если бы в повести не было эпилога, какой бы вывод можно было сделать из прочитанного? Зачем автор включает в повесть эпилог? (Что они просто могут убить Шарикова, посадить или еще что-либо. Чтобы показать, что эксперимент продолжается.)
Какие действия профессора позволяют нам поверить, что жизнь в его квартире вошла в прежнее русло? (Упорный человек, настойчивый, все чего-то добивался в них, резал рассматривал, щурился и пел:
- "К берегам священным Нила...")
Для М. Булгакова сюжет “очеловечивания” собаки — аллегорическое осмысление современности, торжества хамства, приобретшего форму государственной политики.
Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию. Но предостерегающе звучит мысль автора об ответствен ности ученого за право на эксперимент. Любой опыт должен быть продуман до конца, иначе последствия его могут привести к катастрофе.
V.Оценки
VI.Домашнее задание. Отсутствует, так как заключительное занятие по повести.
Система уроков анализа цикла рассказов «Записки юного врача»
Тема урока: Булгаков –врач. «Стальное горло»
Цель: - Выработать навыки самостоятельной работы с текстом и опорными положениями, развивать связную речь учащихся.
- продолжение обучения анализу художественного произведения в единстве;
-Совершенствовать умения лингвистического анализа художественного текста;
-Раскрыть глубину образа земского врача путем анализа внутренних монологов героя и его поступков;
-Осмыслить нравственный выбор героя и характер предпринятых им действий;
Оборудование: текст «Записки юного врача».
Ход урока:
I.Организация класса.
II.Проверка домашнего задания: нет, так как новая тема.
III.Объяснение нового материала:
Эпиграф на доске: Интересно, кто там сидит сейчас на моем месте? Молодой врач вроде меня... (М.А. Булгаков "Записки юного врача".)
Молодой Булгаков с детства был расположен к медицине. Так пишет его сестра, Е. А. Земская: «Расскажу о занятиях Михаила естественными науками и медициной. Он увлекался опытами, экспериментировал, ловил жуков <...> Были случаи, когда уж, пойманный младшим братом Колей для Михаила, уходил, и одного такого ужа мать обнаружила вечером (хорошо, что она зажгла ламу перед этим) у себя, свернувшимся клубочком, под подушкой. Михаил ловил и бабочек, конечно, при горячем участии братьев.
Он увлекался энтомологией, собрал очень хорошую коллекцию бабочек. Причем там были и сатир, и махаоны, и многие другие редкие экземпляры. Потом, уезжая из Киева, я спросила у мамы: "А где же Мишины коробки с энтомологической коллекцией?" Она говорит: "Он отдал ее Киевскому университету, уезжая из Киева". Это уже было в 1919 году. »
- Что известно вам о писателе?
- Какие произведения М.А.Булгакова вы знаете?
Автор рассказа «Стальное горло» – талантливый писатель, драматург, вначале собиравшийся стать врачом и окончивший с отличием медицинский факультет Киевского университета, получив звание «лекаря с отличием». Во время Первой мировой войны Булгаков работал во фронтовых госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте, затем служил доктором в сельской больнице села Никольское Смоленской губернии, впоследствии был переведен в Вяземскую городскую больницу. Эти годы и послужили материалом для восьми рассказов Булгакова, вошедших в книгу «Записки юного врача». Таким образом, рассказ «Стальное горло» автобиографичен (что это значит?).
- В чем жанровые особенности произведения? (Это рассказ - небольшое эпическое произведение, в основу которого положен важный эпизод, позволяющий ярко проявиться характеру героя.)
IV.Закрепление
Давайте понаблюдаем за композицией рассказа.
- Назовите основные элементы композиции.
- Какое место в ней занимает операция? (Экспозиция – знакомство с молодым врачом, завязка – привезли умирающую девочку, кульминация – подготовка и ход операции, развязка – ребенок спасен, эпилог – возвращение на квартиру доктора, то есть это кольцевая композиция, и главное место в ней занимает операция.)
- Каково настроение героя в начале рассказа? (Его терзают сомнения, страз, неуверенность.)
- Почему? Подтвердите свои наблюдения словами из текста. Как в тексте передается настроение рассказчика, его неуверенность в своих силах, страх, предчувствие опасности?
(- Настроение передается по-разному:
Описания: «…ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло…; Я крахтел, курил, пил черный холодный чай…; Я же был всего лишь двадцатичетырехлетним врачом, два месяца назад выпущенным заведовать Никольской больницей,…взглянул с тоской на синий цвет…; в тоскливом предчувствии опасности…, Холодный пот неоднократно стекал у меня вдоль позвоночного столба при мысли о грыже…; мой негодный университетский груз… Мне хотелось попросить прощения, покаяться в своем легкомыслии, в том, что я поступил на медицинский факультет»
Противопоставления: университетский «багаж» вчерашнего студента – конкретная ситуация, требующая не тол ько знаний. Почерпнутых из «божественных» книг, но опыта, интуиции, решимости; «…ухватился за книгу, пе релистал ее, нашел рисунок, изображающий трахеотомию. На нем все было ясно и просто: горло раскрыто, нож вонзен в дыхательное горло. Я стал читать текст, но ничего не понимал, слова как-то прыгали в глазах…)
- Почему ночь 29 ноября в мельчайших подробностях запомнилась герою? ( На наших глазах разворачивается трагедия, может погибнуть ребенок.)
Итак, внутренний мир героя нарушен.
Почему же молодой неопытный врач решается на операцию, которую никогда раньше не делал?
- Кто участники этой трагедии? (Девочка Лидка, ее мать, бабка и молодой доктор.)
V.Оценки
VI.Домашнее задание.