Классный час в 3 классе Учимся жить в мире и согласии
Открытый классный час
Учимся жить в мире и согласии
3 класс
Проведен
учителем 3 класса
Муратовой О.В.
Цель: воспитывать чуткость, доброе отношение к окружающим, формировать умение устанавливать дружественные отношения с ровесниками, вырабатывать потребность иметь друзей.
Ход мероприятия
Звучит «Песенка Кота Леопольда»
Учитель. Ребята! Сегодня к нам на классный час пришел Кот Леопольд, это эмблема нашего мероприятия. Этот герой мультфильма обращается к вам со словами: «Давайте жить дружно!» (Дети читают хором с доски).
- Какую тему, перекликающуюся с данной, мы недавно изучали на уроках чтения? («О друзьях верных и хороших»).
- Какие произведения вам запомнились? («Не умею быть один», «Что сказала бы мама?», «Друг», «В одном доме», «Я люблю ходить вдвоем», «Друг детства», «Давайте дружить»).
Дети, представьте, что каждый из вас на Земле – один, вокруг никого, только деревья, кусты, травы. На деревьях – фрукты, на кустах – ягоды. Еды – вдоволь. Вы можете позволить себе делать все, что захочется , потому что никому не помешаете.
- Хорошо ли человеку одному? (Ответы детей).
-Скучно? Но когда появится рядом хотя бы один человек, каждый должен уважать другого, считаться с его мнением. Что может человек в общении с другими людьми? (Ответы детей).
- Да, всегда выслушает тебя, утешит, даст совет настоящий друг.
Инсценизация рассказа «Как на свете жить?»Как на свете жить?
У маленькой Кати большая радость – поправился ее отец.
Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.
А сегодня отец - уже на работе. Здоровый и бодрый. Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью: -
- Наш папа выздоровел!
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.
Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».
- Наш папа выздоровел, - сказала она.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
- Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу, заплакала.
(В. Сухомлинский)
- Почему заплакала Катя?
- Ребята! Вы должны уметь разделить беды, невзгоды друзей, уметь радоваться их победам, быть чуткими. Чтобы у тебя нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить: поделиться игрушкой, не завидовать успехам других, дать совет. Человек начинается с добра.
Быть добрым волшебником только попробуй –
Тут хитрости вовсе не надо особой,
Понять и исполнить желанье другого,
Одно удовольствие, честное слово!
Помечтаем вслух о доброте. (Групповая работа).
1 группа. Можно ли прожить без доброты? Почему?
2 группа. На что похожа доброта? (Ответы детей)
Доброе слово и добрый поступок всегда помогут, даже вылечат. В лечении добротой нуждаются не только больные, но и вполне здоровые люди, у которых душа черствая, глухая к чужому горю. Человек должен всегда оставаться человеком.
Инсценизация рассказа «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
-Да, ты стала хуже….
- Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку-то получила не я!
- тройку получила Вера, но ведь она получила ее, потому что на днях болела…. А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
(Н. Чабаевский)
- За что мама осудила Соню? - Что бы вы сказали Соне?
Поиск истины. Групповая работа.
Каким должен быть настоящий друг? (Ответы детей)
-Посмотрите на доску и прочитайте, кто такой - друг.
Друг – это тот:
- кто выполняет ваши желания,
-кому можно доверить тайну,
-с кем приятно общаться,
- кто делится с вами последним,
- кто дает добрые советы,
- кто всем нравится,
- с кем всегда весело.
Послушайте стихотворение. А можно ли назвать героиню стихотворения настоящей подругой?
Требуется друг
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: - Дружи со мной,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
_ Ты дружи со мной одной! –
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной.
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг!
( А.Барто).
- Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
- Расскажите о своем друге, используя данные слова. ( Милосердие, деликатность, чуткость, щедрость, доброта, воспитанность, любовь)
Пусть ваши лица всегда будут радостными от того, что вы сделали добро, что рядом с вами – надежные друзья. Пусть на ваших лицах всегда сияет улыбка!
Дети исполняют песню «Улыбка».
- Какое слово чаще всего повторяется?
- Какая главная мысль песни?
Чтение стихотворения «Четыре глаза».
Глаза у Вовы велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стеклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: «Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша – водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стеклами не хвастай!»
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
- Нет, - говорит он, - никогда
Очков я не надену!
Но мать утешила его:
- Очки носить не стыдно.
Все надо делать для того,
Чтоб было лучше видно!
Над теми, кто надел очки,
Смеются только дурачки! (С.Маршак)
- Чему учит это стихотворение?
Игра «Найди родственников»
! группа. Мирные, мерка, замер, мирятся, перемирие, миролюбивый.
2 группа. Друзья, подружка, другой, дружат, дружба.
Дети исполняют песню «Если с другом вышел в путь».
ИнсценизацияМальвина. Здравствуйте, дети!
Буратино. Здравствуйте, дети!
Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?
Буратино. Невесело, и все. А тебе что от меня надо?
Мальвина. Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино. Что я тебе такого сказал?
Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино. Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает.
Мальвина. Буратино, что у тебя за тон?
Буратино. Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!
Буратино. Подумаешь – тон! Я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера я иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал?
Мальвина. Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро, почему ему неприятна шутка Буратино.
Игра «Лети, лети, лепесток» (группы по очереди выходят к доске)
А сейчас наш цветик-семицветик поможет убедиться в силе добра.
Дети. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Дети обрывают по одному лепестку и читают пожелания.
Работа в парах. Пословицы.
- Дети, вы все любите конструировать. Соберите пословицы и объясните их.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
Добро творить – себя веселить.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Не хвались серебром, а хвались добром.
- Ребята! У нас возле школы есть аптека, заглянем туда.
Аптекарь. Ребята! Все ли в вашем классе умеют дружить? Я предлагаю вам целый ряд лекарств. Это лекарство от жадности, это – лекарство от грубости, это – от хитрости, это- от зависти.
Ученик. Нам они не нужны, у нас все умеют дружить.
Аптекарь. Все же я рекомендую вам приобрести этот препарат с целью укрепления дружеских отношений в коллективе.
Учитель. Только запомните: перед тем, как их принимать, надо загадать доброе желание, тогда лекарство подействует быстрей.
Шкатулка добрых слов.
Сегодня мы вспомнили очень много добрых слов. Запишите на сердечках понравившиеся вам. Соберем их все в нашу шкатулку, и если кто-то забудет о них или не найдется доброго слова, загляните в эту шкатулку.
А сейчас прочитаем «Законы дружбы».
1. Радуюсь успехам друга.
2. Вместе с другом переживаю его неудачи.
3. Если с кем-то ссорюсь, первым стараюсь мириться.
4. Останавливаю друга, когда он делает что-то плохое.
5. Не насмехаюсь над другом.
6. Пытаюсь избежать ссор и драк.
7.Не использую в своей речи клички, обидные слова.
8. Сдерживаю свое слово, исполняю свои обещания.
- Вот и подошла к концу наша встреча. Запомним законы, которые помогут нам жить в мире и согласии.
Домашнее задание
Домашнее задание будет необычным. С помощью жеребьевки выбираем объект. Всю неделю этому человеку оказываете знаки внимания: пишите записки, стихи, дарите сувениры, угощаете, вместе играете. Через неделю мы должны отгадать – «Кто твой друг».
Дети исполняют песню «По секрету».