«Проблемно — ориентированные программы в профессиональной области» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «МДК 01.01. Проектирования зданий и сооружений» раздел ПМ 01. Участие в проектировании зданий и сооружений, на б


Шереметьев Александр Сергеевич и Ботылёва Надежда Владимировна преподаватели ГБОУ СПО Торжокского государственного промышленно – гуманитарного колледжа.
Методическая разработка интегрированного занятия (90 минут) «Проблемно - ориентированные программы в профессиональной области» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «МДК 01.01. Проектирования зданий и сооружений» раздел ПМ 01. Участие в проектировании зданий и сооружений, на базе компьютерного кабинета. 2013г.
Тип учебного занятия: комбинированный урок коррекции знаний, систематизации и обобщения знаний.
Педагогические технологии и методики: элементы технологии развития критического мышления, технологии проектного обучения
Данное занятие было проведено в рамках проведения аттестации с целью обеспечения конкурентоспособности выпускников и применения практикоориентированного подхода в преподавании общепрофессиональных дисциплин и реализовала цели:
образовательные: формирование и развитие у студентов навыков и умений применения различного программного обеспечения для реализации его будущей профессиональной деятельности, то есть формирование профессиональных компетенций. Обеспечение возможности применения теоретических знаний на практике и их пополнения;
воспитательные: ориентация на профессиональное развитие студентов (самопознание, самоорганизацию, самореализацию и самореабилитацию);
развивающие: способствовать повышению личной уверенности у каждого студента, увидеть себя как человека способного и компетентного.Задачи:
выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития.
Средства обучения:
Мультимедийное оборудование;
Компьютерное оборудование;
Программное обеспечение.
Ход занятия представлен в виде таблицы.
Структурные элементы Время Задачи Деятельность преподавателя Деятельность студентов Результат (участие в формировании компетенции)
1 Организационная часть 5 мин Организовать группу. Подвести к самостоятельному определению темы. 1 Приветствуют студентов, отмечают отсутствующих. Организуют деятельность на занятия (Сообщение названия папки на рабочем столе, её содержимого). Смотрят слайды на интерактивной доске, открывают таблицу самоанализа. ОК-8
2 Постановка цели и определение задач по её достижению 5 мин Разработка совместно со студентами цели и задач урока Формулируют цели и задачи занятия, порядок работы на занятии, оговаривают критерии оценивания. Заполняют таблицу самоанализа 3 Актуализация знаний и опорных понятий 5 мин Ликвидация пробелов в знаниях Показывает на интерактивной доске таблицу с типичными ошибками С помощью инструмента «Стрелка» соотносят правильные варианты ответов к вопросам ПК 1.2
4 Повторение приёмов работы 10 мин Выявить типичные ошибки при выполнении индивидуальных заданий по созданию чертежей планов зданий. Выдача проверенных проектов (чертежей) с помеченными ошибками. Выбор двух экспертов готовых объяснить ошибки. Работа на интерактивной доске с копиями чертежей и показом в режиме on-line приёмов использования различных инструментов программы. ПК 1.2
ОК 6
5 Индивидуальная работа с чертежами 10 мин Закрепить навыки работы в программе Компас Индивидуальные консультации студентам, дифференцированная помощь Самостоятельная работа студентов, два или один эксперт составляют пример компоновки листов графической части курсового проекта ПК 1.4
6 Проверка выполнения замечаний 5 мин Проверка усвоения приёмов редактирования чертежа Визуальная проверка чертежей Просмотр примера компоновки листов графической части курсового проекта, исправление порядка с помощью интерактивной доски.
Внесение записи в лист самоанализа ПК 1.3
7 Демонстрация программы расчёта перемычек 5 мин Мотивация студентов для дальнейшего использования различного ПО Объяснение принципов создания таблиц для вспомогательных расчётов Проговаривание основных этапов создания таблицы расчётов ОК 2
8 Повторение теоретического материала «расчёт лестницы» 10 мин Повторить алгоритм расчёта лестничного марша Корректировка ответа студента Просмотр презентации ОК 2
9 Индивидуальная работа 15 мин Развитие профессиональных умений и навыков Оказание помощи при выполнении данного задания Индивидуальная работа в табличном процессоре Excel ПК 1.3
10 Презентация студентами своей деятельности 10 мин Показать эффективность применения ИКТ Предлагают студентам выполнить записи в таблице самоанализа по следующим вопросам:
На какие поставленные в начале занятия вопросы вы получили ответ (выделить цветом)?
Какие из заданий у Вас вызвали наибольший интерес, и Вы выполнили их быстро и верно?
Какие задания вызвали затруднения?
Какое ПО Вы хотели бы ещё использовать для профессионального развития? Заполнение таблицы, выставление оценки за занятие в таблицу самоанализа ОК 4
11 Подведение итогов занятия, самооценка, оценка преподавателями 5 мин Самоопределение деятельности Коррекция домашнего задания согласно листам самооценки и работы на занятии Выбор индивидуального задания из предложенных вопросов к промежуточной аттестации
ОК 5
Таблица самоанализа знаний:
Таблица «Типичные ошибки»
Нарушены правила нанесения размеров координатных осей Для кирпичных зданий наружные стены 130-200 мм.
Привязка стен к координационным осям Обозначение оконного проёма в кирпичной стене
Размеры четвертей в наружных проемах кирпичных зданий От края первой размерной линии минимум 15 – 20 мм
От последней размерной линии до нумераций осей 4 мм
Неверно задаются толщины наружных стен 2,7 м; 3,0 м
Применяемая высота этажа в жилых зданиях Обозначение оконного проёма в панельной стене
510 мм
640 мм
Наружу
380 мм
Толщина стены внутренней 120 мм
Толщина перегородки
Двери в квартиры по СНиП открываются Вовнутрь
Обозначение дверных проёмов во внутренних кирпичных стенах
Обозначение дверных проёмов в наружных стенах
Добрый день, мы рады вас видеть на своём занятии. Отсутствуют:
На ваших Рабочих столах находятся папки «ИКТ 3-15» с проектами выполненных чертежей планов зданий и документ «Лист самоанализа».
Откройте его и внимательно изучите. Какие у Вас возникли вопросы? (А какая тема занятия). Предлагаю Вам самостоятельно её сформулировать, с учётом приближения окончания изучения курса данной дисциплины. (САПР Компас, применение ППС, программы используемые в профессиональной деятельности) Я немного отредактирую ваши варианты и сформулирую тему занятия: «Проблемно - ориентированные программы в профессиональной области» Показываем слайд презентации
После записи в лист самооценки и заслушивания студентов, показываем второй слайд, обсуждаем его. Договариваемся об оценивании: самооценка с коррекцией преподавателем.

Прошу одного из студентов отредактировать чертеж в режиме on-line
Индивидуальная работа над проектами.
Эксперты составляют пример компоновки листов графической части курсового проекта:
Студент проговаривает и одновременно показывает на интерактивной доске:
Задаю группе вопрос: Какие программы Вы можете использовать при разработке курсового проекта? (MS Word, MS Excel) А какая из этих программ позволит быстро выполнить расчёты? (Вторая). Замечательно, давайте посмотрим пример вычисления ширины перемычки.
Открываем программу
Вводим исходные данные:
исходный проём - 1350
толщину стены выбираем с помощью радиокнопки;
вид перемычки выбираем из списка: несущая и ненесущая;
Автоматически происходит перерасчёт длин перемычек, выбираем такие размеры перемычек же из списка
У Вас автоматически подбирается: марка перемычек, указывается рисунок
Ботылёва Н.В.
Посмотрите какие функции в формулах использовались при решении данной задачи?
ЕСЛИ(), ИНДЕКС()
Что ещё использовалось?
Ссылки на диапазон ячеек другого листа, теоретические формулы.
Можно ли составить подобную программу, которая бы помогала Вам при выполнении в дальнейшем курсовых и дипломных расчётов? (да, расчёт лестницы).
Предлагаю, студентам, напомнить группе алгоритм расчёта лестницы.
Один из студентов оформляет на доске теорию и рассматривает пример, на интерактивной доске демонстрирует программу, позволяющую автоматизировать данные расчётов.

Предлагаю всем студентам на очередном свободном листе книги Excel с именем РАСЧЁТЫ составить программу для проведения вспомогательных вычислений расчёта лестницы и проверить её при следующих контрольных исходных данных:
Ширина марша 1 050 мм
Ширина промежуточной площадки 1 650 мм
Ширина этажной площадки 1 300 мм
Высота этажа – 3 000 мм
Высота подступенька – 150 мм
Ширина проступи – 300 мм
Проверка выполнения работы по контрольным входным данным.

Следующим этапом нашей работы будет дальнейшее заполнение таблицы, прошу Вас ответить на вопросы для подведения итогов занятия, после этого выставить себе отметку.
Визуальный просмотр оценок и их комментирование (с кем согласны, а кому нужно подготовиться к промежуточной аттестации с особой ответственностью)
Друзья мои! Всем огромное спасибо за плодотворную и интересную работу на занятии!
Данная разработка занятия позволяет индивидуально организовать деятельность студентов, актуализировать их знания с помощью выполнения заданий на интерактивной доске, показывает эффективность ИКТ и её использования для обработки документов в электронном виде.
В условиях введения новых ФГОС среднего профессионального образования практикоориентированный подход проведения занятия реализуются:
в ходе предварительного выполнения студентами проектов чертежей зданий в демонстрационной версии программы САПР Компас
самостоятельной работе студентов с помощью программ Компас, Ms Word и Ms Excel
На занятии использовались элементы технологии развития критического мышления, технологии проектного обучения, что позволяет спроектировать образовательный процесс стимулирующий формирование общих и профессиональных компетенций, таких как:
понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач;
находить и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Таким образом, данное занятие показывает, что учебный процесс в информационно – образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ реализует такие современные требования к уроку, как:
системно – деятельностый подход в обучении;
нахождение и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного подхода;
визуализацию информации;
размещение, систематизацию и хранение (накопление) материалов учебного процесса;
осуществление адаптивной (дифференцированной) подготовки к аттестации;
осуществление взаимодействия между участниками учебного процесса, использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью.
Расшифровка используемых компетенций
ОК 1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ необходимой для постановки и решения профессионального и личностного развития.ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно - строительные чертежи с использованием информационных технологий.
ПК 1.3. Проектировать строительные конструкции с использованием информационных технологий.
ПК 1.4. разрабатывать проект производства работ на несложные строительные объекты.