Подготовка к написанию урока-миниатюры о родном языке
Учебное занятие по развитию речи в 5-м классе
Подготовка к написанию сочинения – миниатюры о языке
Обучающая цель: подготовить к написанию сочинения – миниатюры о языке.
Развивающие цели: развитие речи учащихся, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.
Воспитывающие цели: мотивация интереса к изучению предмета, к созданию текстов собственного сочинения.
Организационный момент. Выявление темы урока.
К доске прикреплены 3 картинки: с языком пламени, с языком колокола, с языком Эйнштейна.
- Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить? Как вы думаете, зачем людям нужен язык? Язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями, чувствами, т.е. общаться друг с другом. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать.
Открывается доска, на которой записан эпиграф урока.
«Язык есть вековой труд целого поколения». В. И. Даль
- Ребята, как вы понимаете изречение В. И. Даля. Согласны ли вы с его точкой зрения? Прокомментируйте, пожалуйста.
Практические задания.
- На дом вам было дано задано найти в « Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова значения слова «язык». Сколько значений вы нашли? (10).
- Давайте разделимся на три группы и выберем капитанов по следующему принципу. Кто уверен, что помнит все значения слова язык? (встают 3 человека).
- Задание: произносите словосочетание со словом «язык» и делаете шаг к доске. Остальные ребята пусть считают словосочетания и следят, чтобы не было повторов. Кто первый достигнет доски, сможет сам выбрать для себя и своей команды цитату для следующего упражнения.
- Следующее задание: необходимо объяснить, что хотел сказать автор в своем изречении. На выбор предлагается три цитаты.
«Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с передачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после вас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык. В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, словесная живопись». С. Я. Маршак
«Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог». Л. Н. Толстой
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». - К.Г. Паустовский
- Как вы думаете, ребята, какая команда справилась с заданием лучше? Почему? Победители получают пятерки.
Письменная работа.
- Сейчас мы будем писать сочинение-миниатюру из 7-8 предложений. Ваша задача - развить следующую мысль: «Русский язык для меня – это» Но сначала давайте обсудим, по каким критериям будет оцениваться ваше сочинение? Правильно: грамотность, оригинальность, глубина раскрытия заданной темы, выраженность личной позиции, богатство лексики. Итак, в вашем распоряжении 10 минут.
Рефлексия.
- Время вышло. Кто готов зачитать свое сочинение? Как вы считаете, ребята, у кого сочинение получилось наиболее интересным? Почему? Отвечаем по очереди. Тот, чье сочинение наберет больше голосов, получит пятерку.
Домашнее задание.
- Ребята, сегодня вы хорошо поработали, поэтому на дом я предлагаю три задания вам на выбор.
Найти и выписать цитаты зарубежных писателей о русском языке.
Дописать предложения в следующем сочинении-миниатюре. Н.В. Гоголь написал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок». Действительно, наш язык С помощью звуков речи можно передать звучание музыки, Звуковое богатство русской речи используется в Великий писатель был прав:
Написать сочинение-миниатюру по теме, отраженной в цитате М.Ю.Лермонтова «Язык и золото – вот наш кинжал и яд».
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
DђЗаголовок 1мђЗаголовок 515