Анализ произведения Леонардо да Винчи Мадонна Литта
Анализ произведения изобразительного искусства
Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
Выполнил: Бурганиева Л.Ф.
1.Ф.И. автора (годы жизни). Творческий путь, основные произведения. Роль данного произведения в его творчестве.
Леона
·рдо ди сер Пье
·ро да Ви
·нчи ( 1452-1519 гг.)
Леонардо да Винчи - вероятно, самый универсальный гений во всей истории человечества.
Около 1464 года Пьеро да Винчи(отец Леонардо) со своей семьей переселился во Флоренцию, где Леонардо был отдан в обучение подмастерьем художника в мастерскую известного флорентийского живописца и скульптора Андреа Вероккьо (Верроккио)
С 1462 по 1482 годы длился так называемый первый флорентийский период жизни и творчества Леонардо. В 1469 году во Флоренции к власти пришел Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. Он покровительствовал поэтам и философам, сам писал стихи. При нем расцвела «Платоновская академия», в которой культивировалась ставшая модной платоническая и неоплатоническая философия.
В 1472 году Леонардо закончил обучение у Вероккио и был принят в цех флорентийских художников - членом Флорентийской Гильдии живописцев св. Луки. 1473 годом датирована первая работа Леонардо - набросок долины реки, видимой из ущелья. С одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. На рисунке стоит дата 5 августа 1473 и автограф Леонардо да Винчи. С 1475 по 1478 Леонардо пишет "Крещение Христа", "Благовещение", "Поклонение волхвов", "Портрет Жиневры де Бенчи".
В 1478 Леонардо получил первый крупный заказ: написать запрестольный образ в капелле городской ратуши, Палаццо Веккио (алтарный образ для капеллы св. Бернарда во дворце Синьории). Тогда уже Леонардо, как и позднее, производил подготовительные эксперименты с красками, делал многочисленные эскизы. В результате работа так и не была закончена, и в 1483 г. заказ был передан другому лицу. Сюжет картины неизвестен. С 1478-1482 Леонардо создает ряд шедевров: "Мадонну с цветком" ("Мадонну Бенуа"), "Мадонну Литта", "Святой Иероним", "Святой Себастьян".
В 1482 Взоры Леонардо-изобретателя, Леонардо-техника от медичейской Флоренции с ее культом Платона и утонченной искусственной литературой обратились к Милану. Он написал миланскому правителю Лодовико Моро письмо, в котором предложил ему свои услуги, в основном, в качестве военного инженера.
Первый миланский период жизни и творчества Леонардо относится к 1483-1499.Официально правителем Милана считался малолетний Джан Галеаццо Сфорца, но фактически правил его дядя, Лодовико Сфорца, по прозванию Моро. К его двору, как и ко двору Медичи, стекались поэты, гуманисты, ученые. Но характер ученой среды был несколько иной, чем во Флоренции. Здесь большим весом пользовались математические и естественные науки, в этом сказывалась близость Павийского университета
В 1483 году Леонардо да Винчи был приглашен ко двору Лодовико Сфорца и зачислен в коллегию герцогских инженеров. Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, живописец. Но характерно, что в документах этого периода Леонардо именуется сначала «инженером», а потом «художником». К этому периоду жизни Леонардо относятся картина "Мадонна в скалах" ("Мадонна в гроте"), заметки, рисунки и чертежи, посвященные авиации, разработка летательной машины, основанной на птичьем полете, записи, посвященные «аэропланам» и «искусственным птицам».
1487-1490 годах Леонардо принял участие в конкурсе на постройку тамбура Миланского собора, но не получил ни одобрения представленной им модели, ни заказа на руководство постройкой. В 1490 г. конкурс был возобновлен, но Леонардо не участвовал в новом конкурсе. В этот период Леонардо создает рисунки и заметки по строительной механике по теории арок, куполов и сводов.
В 1487-1495 годах Леонардо проводит широкомасштабные анатомические исследования. В этот же период были написаны картины "Дама с горностаем", "Портрет музыканта", создана глиняная модель конной статуи Франческо Сфорца на городской площади, проект орошения Ломеллины - бесплодной местности около Милана.
В 1495-1498 годах Леонардо работал над фреской "Тайная вечеря". В 1496 году художником были созданы иллюстрации для книги Луки Пачоли «О божественной пропорции». Летом 1499 года французские войска вторглись в Миланскую область, и осенью город был взят, Моро бежал. В конце года Леонардо да Винчи и его друг Лука Пачоли покинули Милан и через Мантую направились в Венецию.
Второй флорентийский период жизни и творчества Леонардо относится к 1500-1506 годам. Во Флоренции за время отсутствия Леонардо произошли большие перемены. Лоренцо Медичи умер 8 апреля 1492 г. В том же году в Риме был избран новый папа, Александр VI Борджа. Два года спустя, в 1494 г., во Флоренции вспыхнуло восстание против тирании Пьеро Медичи, сына Лоренцо. Огромное влияние приобрел доминиканец Джироламо Савонарола. Александр VI отлучил Савонаролу от церкви, но тот отказался подчиниться и 23 мая 1498 г. мятежный монах был повешен, а затем сожжен.Когда Леонардо вернулся во Флоренцию, у власти находились зажиточные семейства, противники как Медичи, так и Савонаролы. В 1502 г. пожизненным гонфалоньером (главою республики) был провозглашен Пьетро Содерини.
Летом 1502 – в марте 1503 годов Леонардо да Винчи в качестве архитектора и военного инженера поступает на службу к Чезаре Борджиа, сыну папы Александра VI, занятому в те годы покорением Романьи и прилегающих земель.
18 августа 1502 года Леонардо было поручено в качестве военного инженера осмотреть крепости и укрепления. В 1502-1503 годах Леонардо занимается исследованием городов Имола, Пьомбино, Сиена, Урбино, Чезаре, Римини, Чезена, Романья, Орвието и др. 18 августа 1503 года умер папа Александр VI и звезда Чезаре Борджиа стала быстро клониться к закату.
Осенью 1503 года Леонардо консультирует работы флорентийцев по отводу реки Арно от Пизы с целью лишить осажденный город воды. Мысли самого Леонардо были направлены на совсем другое: не отвести воду от непокорной Пизы, а урегулировать течение Арно на всем его протяжении.
В 1503-1505 годах Леонардо был занят подготовкой и работой над фреской "Битва в Анджарии (при Ангиари)", занимался изучением полета птиц, исследованием вопросов летательных конструкций, теории летания, парения в воздухе без взмахов крыльями с использованием силы ветра[9].
Второй миланский период Леонардо приходится на лето 1506- осень 1513. В 1506 году Милан находился в руках французов. Леонардо прибыл в Милан по приглашению французского наместника Шарля д'Амбуаза. В Милане Леонардо работал над проектом сада для Шарля д’Амбуаза. Около 1507 была закончена работа над картиной "Леда". В 1508-1512 годах художник работал над картинами "Святая Анна" и "Иоанн Креститель".
В 1509 году Леонардо занимался гидротехническими проектами. Максимилиан Сфорца, сын Лодовико Моро, с 20 000 швейцарцев взял Милан, изгнав французов. В 1513 году Леонардо уехал из Милана в Рим.
Римский период жизни Леонардо относится к 1513-1516 годам. В Риме в мае 1513 года на папский престол был избран под именем Льва Х сын Лоренцо Медичи, Джованни. Льву Х принадлежит изречение: «Будем наслаждаться папством, если бог его нам дал». Он окружил себя художниками и поэтами. Для него работали Рафаэль и Микеланджело, но к Леонардо папа относился с недоверием. Ближайшим покровителем Леонардо в Риме был брат папы, герцог Джулиано Медичи.
В 1514-1515 годах Леонардо создает свою знаменитую "Джоконду"и "Автопортрет". Джулиано Медичи покинул Рим в начале 1515 г. В сентябре 1515, после битвы при Мариньяно французские войска вновь заняли Милан. Леонардо остался опять один, без поддержки. 17 марта 1516 г. Джулиано Медичи умер. К концу римского периода относится лаконичная запись, подводившая горестный итог: «li Medici creorono e destrussono - Медичи меня создали и разрушили».
В 1516 году по приглашению французского короля Франциска I Леонардо покинул Италию и переселился во Францию. Последний период жизни с 1516 по 1519 годы Леонардо провел во Франции в г. Амбуаз.
Художественная культура итальянского Ренессанса импонировала Франции того времени. Леонардо жил в Кло-Люсе (замок Сен-Клу), расположенном на южной окраине маленького городка Амбуаз на берегах Луары, неподалеку от королевского замка.
В 1516-1517 годах Леонардо создал проект нового дворца для короля, проект канала, соединяющего реки Луара и Сона. 2 мая 1519 Леонардо да Винчи умер.
Основные произведения: «Тайная вечеря» «Благовещение» «Джоконда», «Дама с горностаем», «Мадонна в скалах», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов», «Автопортрет», «Мадонна Лита».
Зрелый период творчества да Винчи ознаменован написанием картины «Мадонна Литта», которая пронизана человечностью и любовью к живым, подлинным чувствам, благодаря чему даже при беглом взгляде на картину улавливается вся полнота чувств и настроения. Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье Лита, и несколько столетий находилась в их частной коллекции. Первоначальное название-«Мадонна с младенцем». Современное название происходит от имени ее владельца –графа Лита, владельца картинной галереи в Милане.
Многочисленные рисунки Леонардо свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и прочими ребяческими забавами. У мастера трудно найти абсолютное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. Красота, воплощенная в нежных формах юных Мадонн и пухленьких телах младенцев, представляет для Леонардо не просто изобразительный мотив,- это размышление мастера об образе матери, о ее глубокой любви к сыну, переведенное им на язык живописи.
2. Данные о произведении искусства
Традиционно считается ,что картина была начата в 1480 году и переписана в 1495году.Однако некоторые считают, что картина была написана в начале 1500-х годах.Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506г. заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика и от папы Льва, который просил написать Мадонну с младенцем на руках. Интрига с авторством давно разрешена.
«Мадонна Лита» (1490-1491) дерево, темпера 42х33,формат вертикальный
3.Описание сюжета
Это распространенный богословский сюжет ,посвященный богоматери и Младенцу-Христу. Согласно раннехристианской традиции, художник показывал Марию целиком сосредоточенной на ребенке, тогда как взгляд маленького Иисуса был устремлен на зрителя. На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны освещена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.
4.Описание композиции
Дева Мария изображена на фоне двух окон в виде арок, из которых льется голубой прозрачный свет, усиливая темный фон за ее спиной. Слабый свет, падающий из окон, почти не освещает фигуры, но зато делает более темной стену. На ее фоне особенно четко моделирует эти фигуры свет, идущий откуда-то спереди. Над созданием таких комбинаций освещения, которые давали бы возможность подчеркивать нежной игрой света и тени объемность, реальность изображаемого, много и упорно уже с юных лет работал Леонардо.
Мать любовно и бережно держит ,обхватив, младенца. Мальчик нежно приник к ней. Правой рукой он обхватил материнскую грудь, а левой- держит щегленка. Одухотворенный взгляд Богоматери сосредоточен на сыне, поскольку для нее он является центром Вселенной. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Христос как бы смотрит на зрителя и говорит: «Я всегда с вами». «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как изображение процесса кормления. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Через это кормление он принимает и человеческую душу. И здесь знаменательной деталью является изображение щегленка. Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Фигурка щегла на картине подтверждает идею о том, что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое таинство- духовное кормление. Леонардо да Винчи намеренно погружает фон во мрак, чтобы лик Богоматери с младенцем таинственно и выпукло проникал из него, выдвигался навстречу зрителю, поражая неземным величием и монументальностью.
Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Достаточно обратить внимание на то, как красиво до предела обобщенный и в то же время живой силуэт фигуры мадонны сочетается с геометрически строгими очертаниями двух симметрично расположенных оконных проемов или как безошибочно точно, но в то же время естественно ее голова помещена в простенке между этими окнами. Мягкая лепка ее лица выигрывает от контрастного соседства с голубым небом, видимым в просвете окон. Чувство радости материнства в картине «Мадонна Литта» углубилось благодаря содержательности самого образа Марии в нем нашел свое зрелое выражение тип леонардовской женской красоты. Тонкому прекрасному лицу мадонны особую одухотворенность придают полузакрытые глаза и едва уловимая улыбка кажется, что она улыбается своим грезам. Лицо ее нежное, неуловимое, пленящее своей красотой, моделировано с той любовью к легкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатаком которого является Леонардо.
Младенц повернул к зрителю глаза, выписанные очень выразительно, а на его теле игра светотени достигает своего апогея, нежнейшие оттенки света словно ласкают шелковистую кожу, создавая впечатление почти осязательной ее конкретности.
Разбирая на светлые и темные пятна картину, мы видим, что можно выделить 5 основных светлых пятен. Лицо девушки, фигура младенца, два окна ,расположенных по верхним краям картины и синяя накидка на девушке. Все эти пятна создают движение внутри образа, как будто Дева с младенцем оживают и у них там есть жизнь, жизнь за гранью картины, но так же эти пятна делают построение своего рода, напоминающие перевернутый треугольник.
В то время как если смотреть на обычное построение в композиции картины можно заметить, что такого же рода треугольник получается, если строить его по фигуре девушки и ребенка. Это помогает нам зрительно поставить образ на месте, по середине картины. Пересечение треугольников дает прочную, устойчивую фигуру.
Благодаря этому можно выделить две основные фигуры, фигуры младенца и мадонны, а также две второстепенные, окна на заднем плане. Две первые фигуры довольно глубоко пересекаются, что несомненно дает ощущение единства, единство образа, неразделимость целого. Этим автор показывает как близки образы матери и ребенка. Кажется, что их ничто не разделит. Два других образа, два окна, только подтверждают это, так как она как будто подпирают образ матери с двух сторон, давая ему еще больше устойчивости надежности, что еще более помогает в этих ощущениях помимо выше указанных треугольников.
Леонардо да Винчи «Мадонна Лита»
5.Схемы композиции
Тоновое решение
Тепло-холодное решение
Геометрический центр композиции
Линии «золотого сечения»
Линейная организация картины
6. Картина находится в Эрмитаже в г.Санккт-Петербурге
Мадонна ЛитаМонна Литта15