Конспект урока по литературе. Урок развития речи. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма,ритм,строфа


Урок развития речи №3. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.
Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: научиться различать схотворную и прозаическую речь; уметь воспринимать и анализировать текст, определять ритм и рифму стихотворного произведения; научится определять строфу стихотворения; уметь составлять рифмованные строки.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал, отрывок из мультфильма «Незнайка и его друзья. Как Незнайка был поэтом»
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
- Добрый день, мои друзья!Перед вами снова я.Очень рада видеть всех.Ждет сегодня вас успех.А еще скажу я вам:Улыбнитесь всем гостям.Соберитесь, подтянитесьИ тихонечко садитесь.
- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
Постановка целей и задач урока. Определение темы урока
- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
- Как вы понимаете его название?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).
Актуализация ЗУН учащихся
Беседа:
Речь прозаическая и стихотворная. Ритм.
- Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?
- Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?
- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
- Белый снег, пушистыйв воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
- Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.
Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.
В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.
Работа с учебником
Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.94.
(Самостоятельное чтение статьи учебника).
- Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).
- Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.
Послушайте и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.
(Звучит «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).
- К какому жанру относится это произведение? (Марш)
- Воспроизведите ритм марш хлопками.
- А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?
Экран:
Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.
(Заучивание определения в парах).
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.
Экран.
На дво-рах и до-мах     (Б-Б-У-Б-Б-У)
Снег ле-жит по-лот-ном    (Б-Б-У-Б-Б-У)
И от солн-ца блес-тит    (Б-Б-У-Б-Б-У)
Раз-но-цвет-ным ог-нем.     (Б-Б-У-Б-Б-У)
- Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.
Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина. (Простучать ритм).
- Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения.
(Практическая работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка стихотворных строк)
Самопроверка.
Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи.
От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.
Слово учителя:
Понятие о рифме.
- Что же такое рифма?
- Возможно, вам поможет в этом разобраться Незнайка из известного произведения Н.Носова «Незнайка и его друзья».
(Инсценировка из отрывка р. Носова «Незнайка и его друзья»).
Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.
Беседа:
- Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»?
- Умение подобрать интересную, точную, нетрадиционную рифму свидетельствует о мастерстве автора.
- Каких замечательных поэтов вы знаете?
- Сейчас мы с вами попытаемся проникнуть в суть и волшебство стихосложения, будем наслаждаться мастерством поэтов, которых на творчество вдохновила красота русской зимы.
(Обращение к репродукциям картин с видами зимних пейзажей).
Практическое задание
Знакомство с видами рифмы
- Прочтите. Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов.
Экран.
а) Заколдован невидимкой.Дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкойПодвязалася сосна. (С. Есенин)
б) Снега покрыли гладкие равнины,Едва заметен санок первый след,Румянец нежный льет закатный свет,Окрася розою холмов вершины. (М. Кузмин)
в) Вот север тучи нагоняя,Дохнул, завыл,- и вот самаИдет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клокамиПовисла на суках дубов;Легла волнистыми коврамиСреди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою;Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы. (А.С.Пушкин)
- Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях?
(Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).

- Как вы думаете, почему так названы рифмы?
(Показать рисунок рифмы на индивидуальных карточках).
- Итак, что такое стихотворная рифма?
- Какие виды рифмы вы узнали?
Закрепление ЗУН учащихся
Самостоятельная работа.
- Определи вид рифмы:
1 вариант.     2 вариант.
Еду. Тихо. Слышны звоны     Снег падает, слегка кружится,
Под копытом на снегу.     На землю медленно ложится.
Только серые вороны     Вот солнце в облаках мигает,
Расшумелись на снегу.     И иней на снегу сверкает.
(Проверка).
Восстанови потерянные рифмы в строках стихотворения И. З. Сурикова «Зима».
(Индивидуальные задания для слабых обучающихся на карточках по восстановлению «утерянных» рифм в стихотворении С.Дрожжина. Один ученик работает за доской)
Улицей гуляетДедушка (Мороз).Иней (рассыпает)По ветвям (берез).
Ходит, бородоюБелою трясет.Топает (ногою),Только треск (идет). С. Дрожжин.
Экран. (Задание классу).
Белый снег, пушистыйВ воздухе -------И на землю тихо Падает, ----------.
И под утро снегомПоле забелело,Точно -------Все его -------.Темный лес, что шапкойПринакрылся чуднойИ заснул -----------Крепко, ------------.
Божьи дни коротки,Солнце светит мало,Вот пришли -------- -И зима -------------.  
Самопроверка
Экран:
И.З.Суриков. ЗИМА. (Отрывок).
Белый снег, пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится.
И под утро снегомПоле забелело,Точно пеленоюВсе его одело.
Темный лес, что шапкойПринакрылся чуднойИ заснул под неюКрепко, непробудно.
Божьи дни коротки,Солнце светит мало,Вот пришли морозцыИ зима настала.
(Выразительное чтение стихотворения).
«Ищем таланты!».
(Сочини стихотворение по заданным рифмам. Определи вид рифмы).
Экран:

Обращение учителя к детям:
- Мучительно рождаются стихи.А могут озарить, как солнца свет.Ты в памяти их бережно храни.В душе от них неизгладимый след.
(Проверка творческих работ.)
- Если вам понравилась работа одноклассника, то аплодируйте ему.
10. Работа с эпиграфом к уроку: «Поэзия- музыка души».
- В этой фразе - мое понимание поэзии. Поэзия, как музыка, отражает состояние души, настроение и мироощущение. А что можете сказать вы после сегодняшнего урока об отношении к поэзии? Продолжите фразу: «Для меня поэзия – это …».
Итог урока
(Рефлексия).
- Вы ответьте, на урокеНе было ли скуки?Кому было интересно,Поднимите руки.
Домашнее задание
- Очень рада! Значит можноВсем в поэтов поиграть.И домашнее заданьеВам в стихах хочу я дать.
- По желанию можно сочинить стихотворение и на следующем уроке удивить своих одноклассников.
- Задала я вам заданье.Что ж, ребята, до свиданья!Прозвенит сейчас звонок,И закончится урок.Спасибо вам, мои друзья!Всем очень благодарна я.