Программа воспитательной работы Песочная терапия


Департамент по социальным вопросам
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 развивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей» города Ишима
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
старший воспитатель приказом директора
____________Н.В.Скареднова МАДОУ д/с № 21
«____» ____________ 20___г. от ___________ №____ од
Принята
на Педагогическом совете
протокол от «____» __________ 20___г № _____
Программа дополнительного образования
«Путешествие в песочные фантазии»
для детей 4-5 лет

Разработчик программы:
Новожилова Галина Александровна, воспитатель

Ишим, 2016.
Содержание.
Пояснительная записка …………………………………………….. 3
Цели и задачи программы………………………………………… 4
Основные направления программы …………………………….. 5
Структура и формы занятий……………………………………… 6
Оснащение кабинета ………………………………………………. 7
Методы организации процесса обучения………………………. 7
Тематическое планирование………………………………………….. 15
Планируемые результаты…………………………. 16
Литература……………………………………………………………. 17

Пояснительная записка
« Самая лучшая игрушка для детей
– кучка песка».
К.Д.Ушинский
Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Взрослые часто ставят перед ребёнком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растёт и крепнет стена, отделяя Мир ребёнка от Мира взрослого.
С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение — ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную душу, усиливая своего внутреннего ребенка.
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка.
Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Программа «Путешествие в песочные фантазии»
разработана для воспитанников МАДОУ д/с № 21 г. Ишима. Данная программа рассчитана на детей среднего возраста. Программа намечает определённый объём материала, который может быть использован или изменён с учётом состава группы, а также с учётом особенностей организации учебного процесса: разновозрастных, разноуровневых групп детей.
Актуальность программы – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации, оценить уровень агрессии, и избежать стрессов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки. В условиях работы нашего ДОУ были разработаны и внедрены формы естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком. Непосредственно – образовательная деятельность предполагает индивидуальную деятельность с ребёнком или совместную деятельность в паре “ребёнок – родитель”, “ребёнок – ребёнок”, “ребёнок – воспитатель” . Песочная терапия является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми, имеющими высокую тревожность.
2.Цели и задачи программы
Цели и задачи:
Главная цель программы – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.
В соответствии с целью сформированы основные задачи:
Задачи программы:
Образовательные:
1.Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета .2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
5. Закрепить представления об окружающем мире.
2. Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
3. Воспитывать слуховое внимание и память.
4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
3. Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, память).
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
4. Развивать умение действовать по инструкции.

3.Основные направления программы
Вся работа ведется в трех направлениях:
Социально- личностное ЗдоровьесберегающееИнтеллектуальное
Эмоциональное благополучие физкультурно– оздоровительная работа
расширение кругозора детей
положительное отношение ребенка к себе и окружающим людям профилактическая работа
формирование целенаправленного интереса к познанию
развитие коммуникативной компетентности ребенка работа по ОБЖ
развитие интеллектуальных способностей детей
развитие социальных навыков у детей организация опытно – экспериментальной работы.
бережное отношение к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному). Структура и форма занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю , продолжительностью от 20-30 минут (в зависимости от возраста).Одно занятие в неделю направлено на развитие познавательной сферы, второе занятие на развитие эмоционального интеллекта.
Структура занятия
Все занятия имеют обычную структуру, наполняемую разным содержанием и зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально- личностной и познавательной сферы ребёнка.Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисования , творческие работы.
Часть3. Завершающая
Основные цели: подведение итога занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закреплению положительных эмоций от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.
5.Оснащение кабинета  песочной терапии.
1.Стол с подсветкой, наполненный песком
Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и  не  слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.
2. Технические устройства
- Фотоаппарат, компьютер
3. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов.
Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.
- Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.
-Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т.п.)- Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестница., заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение(вокзалы, больницы, школы и т.п.), храмы различных религий.
- Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.
- Деревья, кусты, цветы и другие растения.
- Природный материал: камешки, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.- Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.
- Монеты, пуговицы, ювелирные изделия, нитки, кусочки кожи, меха.
- Миниатюрные музыкальные инструменты.
- Ритуальные предметы.
- «Мультяшные» персонажи.
- Маски.
- Зеркала
Ларцы, коробочки.
6.Методы организации процесса обучения:
1. Дискуссии
2.Беседы
3. Игры – коммуникации
4.Экологические и исторические игры
5. Познавательные игры
6. Рисование цветным песком
7. Просыпание цветной манной крупой
8.Элементы сказкотерапии
9.Музыкальное сопровождение
7.Тематическое планирование
1 год обучения
Октябрь 
Цель и тема встречи: Тема
1. «Песочная страна».
Цель: знакомство с песочницей и способами игры с песком. 1. «Правила песочной страны»
2. «В гостях у песочной феи»
3. «Мы волшебники»
4. «Следы на песке»
 
Ноябрь - декабрь
2.     «Волшебный лес»
 Цель: Ознакомление с окружающим миром Развитие  мышления, речи, моторики. 1. «Звуки леса»
2. « Во саду ли в огороде»
3. «Песочный ветер»
4. «Угадай что спрятано в песке»
5. «У бабушки в деревне»
6. «Птичий двор»
7. «Выбери и поставь»
8. « Построим домик для куклы»
Январь - февраль
3. «Здравствуй песок»
Цель: дать детям понятие о свойства песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений.
  1. «Песочные узоры»
2.  «Рисование на песке»
3. « Кто к нам приходил?»
4. «Бусы для мамы»
5. «Забавные ладошки»
6. «Золотоискатели»
7. «Брось камешек»
8. «Пересыпание песка через воронку»
Март - апрель
4. «Моя сказка»
Цель: ознакомление с окружающим миром, Развитие  мышления, речи, моторики. 1. «Праздничные украшения»
2. «Секретное задание для крота»
3. «Картины на песке»
4. «Солнечные  лучики»
5. «Заборчики»
6. «Норка для мышки»
7. «Цветные заборчики»
8. «Цветной ковер»
Май
5. «Опыты  и эксперименты с песком»
Цель: дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений 1 «Игры с решетом»
2. «Свойства мокрого песка»
3. «Мокрые камешки»
4. «Удивительный узор»
 
8.Содержание и описание упражнений по программе
«Путешествие в песочные фантазии»
1 год обучения
 
1. «Песочная страна»
Цель: Ознакомление с окружающим миром Развитие  мышления, речи, моторики.
1.  «Правила Песочной страны»
Знакомство с правилами поведения в песочнице. Песочная королева.
Вредных нет детей в стране —Ведь не место им в песке!Здесь нельзя кусаться, дратьсяИ в глаза песком кидаться!Стран чужих не разорять!Песок — мирная страна.Можно строить и чудить,Можно много сотворить:Горы, реки и моря,Чтобы жизнь вокруг была.Дети, поняли меня?Или надо повторить?!Чтоб запомнить и дружить!
Настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах.
Инструкция: «Сегодня ты будешь волшебником. Ты очень долго ходил по свету и искал, то место, где не ступала нога человека. И вот ты пришел в пустыню, где один только песок. И сейчас, тебе надо превратить эту пустыню в сказочную страну. Смелее, ты уже видел как я делала горы, море, луга. Леса. 
 
2. «В гостях у Песочной феи»
 Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
 
3 «Мы волшебники»
Развитие творческого потенциала детей.
 
4. «Следы на песке»
 Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ! » Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
 
 
 
2.     «Волшебный лес»
Цель: Ознакомление с окружающим миром развитие  мышления, речи, моторики.
1. «Звуки леса»
Релаксационное упражнение с использованием музыкального сопровождения.
 
2. « Во саду ли в огороде»
 По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
 
3. «Песочный ветер»
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
 
4. «Угадай что спрятано в песке»
Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.
 
5. «У бабушки в деревне»
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
 
6. «Птичий двор»
Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно!   А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям.Была одна уточка, а теперь сколько?После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и оптереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими.Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.
 
7. «Выбери и поставь»
Ведущий просит ребенка выбрать фигурки животных и поселить их в домики.
 
8. «Постройка домика для куклы»
Воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок!Вот песок какой!Сыплю я песочек,Сыплю золотой!
-сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом! » -Давайте построим дом для куклы. Строит.Появляется собачка. Для нее строят будку.
Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь.
 
 
3. «Здравствуй песок»
Цель: дать детям понятие о свойства песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений.
1  «Здравствуй, песок!»
Ведущий. Песочная фея хочет показать деткам и их игрушкам много интересных игр в песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком.
Описание упражнения см. в разделе «Игры-занятия с сухим песком».
Правила игры в песочницедля малышей
На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.
Ведущий. Песочная фея загрустила, потому что ее подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
 Ритуал «выхода» из Песочной страныВ ладошки наши посмотри —Мудрее стали ведь они!Спасибо, милый наш песок,Ты нам смелее стать помог!
 
2. «Песочные узоры»
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
 
3.  «Кто к нам приходил?»
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
 
4. « Необыкновенные следы»
Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
 
5. «Бусы для мамы»Бусинку за бусинкой соберу на нитку.Мой подарок знаю, вызовет улыбку.Маме он понравится и она в ответСкажет, что красивей бус на свете нет!
Воспитатель предлагает сделать для мамочки красивые бусы
6. «Забавные ладошки»
 Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.
 
7. «Золотоискатели»
 Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятанысекретики, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте схеме. Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.
 
8. «Брось камешек в лунку»
Небольшая группа детей стоит или сидит полукругом на расстоянии 2, 5 метра от ящика с песком. Воспитатель предлагает ребенку взять камешек из коробки, указывает как встать на расстоянии 1метр от ящика, предлагает бросить в него камешек. Если камень не попал в цель, предлагает бросить еще раз, но встать ближе.
Упр.8. «Пересыпание песка через воронку»
Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки. Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».
 
4. «Моя сказка»
Цель: ознакомление с окружающим миром, Развитие  мышления, речи, моторики.
1. «Праздничные украшения»
 Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения).Дети украшают фигуры различными мелкими  предметами.
 
2. «Секретное задание для крота»
 Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем, то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
 
3. «Картины на песке»
Развитие творческого потенциала детей.
 
4. «Солнечные  лучики»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному солнышку».
 
5. «Заборчики»
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.
 
6. «Норка для мышки»
Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.
 
7. «Цветные заборчики»
 На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
 
8. «Цветной ковер»
Взрослый пальцем, рисует большой квадрат. Дети украшают «ковер» различными мелкими  предметами.
 
5. «Опыты  и эксперименты с песком»
Цель: дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений
1 «Игры с решетом»
 Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза») 
2. «Свойства мокрого песка»
Воспитатель показывает как можно играть с мокрым песком(лепим колобок, пирожки, куличики)
 
3. «Мокрые камешки»
Игры с водой и камешками (рассматривание узоров на камешках)
 
4. «Удивительный узор»
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».
 
 
9.Ожидаемые результаты
1.Дети легче адаптируются в коллективе;
 2.Чувствуют себя более успешными;
 3.Развита более позитивная Я-концепция;
 4.Выработана способность к самопринятию;
5. Развита правильная самооценка и вера в самого себя;
10.Годовой календарный учебный график
Режим работы Понедельник 10.30-11
Среда 17.00 - 17.30
Начало учебного года С первого сентября текущего года
Каникулярное время - Новогодние каникулы с 01 января по 11 января текущего года;
- летние каникулы с 01 июня – 31 августа текущего года
Продолжительность учебной нагрузки 2 раза в неделю
Объём недельной нагрузки 60 минут
Продолжительность деятельности 30 минут
Конец учебного года 31 июля текущего года
Диагностический период Первичная 01 октября по 15 октября текущего года
Итоговая 05 мая по15 мая текущего года
Праздничные (нерабочие) дни В соответствии с производственным календарём на текущий учебный год
Литература
1.Епанчинцева О.Ю., «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста», 2015
2. Кузуб Н.В., Осипук Э.И., «В гостях у песочной феи»,2011.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.: Речь, 2006 – 208 с.