Урок по музыке во 2 классе к 175 летию П.И.Чайковского Гений русской музыки
ЦЕЛЬ: познакомить с «Детским альбомом» П.И.Чайковского и пробудить интерес у учащихся к музыке великого композитораЗАДАЧИ: ---рассказать об авторе создания альбома для детей;---познакомить с историей создания альбома;---исполнить пьесы «Детского альбома» ;---учиться анализировать услышанную музыку, уметь определить характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;---развивать образное мышление, представить, что может изображать музыка, (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку);---воспитывать музыкально-эстетический вкус через приобщение к музыкеП.И.Чайковского. План : Оборудование:1.Введение. 2.Рассказ о жизненном пути великого композитора. 2.ноутбук3.История создания «Детского альбома». 3.экран4. Листая страницы «Детского альбома». 4.проэктор5. Заключение. 5. презентация слайдов
Ход урокаМы живём в 21 веке - веке новых компьютерных технологий, огромных скоростей, веке всеобщей информации. И часто возникает у современных детей вопрос: а нужна ли нам классическая музыка? Как воспринимает современный подросток, к примеру, фортепианную музыку Петра Ильича Чайковского? Может ли старинная музыка стать модной? Знает ли обычный школьник названия хотя бы некоторых пьес «Детского альбома»? Поэтому цель проведения нашего концерта – познакомить с музыкальными произведениями данного сборника.Свой сегодняшний рассказ о «Детском альбоме» мы посвящаем 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского. Русская классическая музыка немыслима без имени Чайковского. В своём творчестве Чайковский пытался решить сложнейшие философские вопросы. Но вместе с этим он чутко и тонко понимал детей. Вникал в мир их детских игр, танцев, фантазий и грёз. И сумел подарить «Детский альбом» не только своим племянникам, но и многим поколениям юных слушателей и исполнителей.Петр Ильич Чайковский…… это имя известно всему миру, не одно поколение детей выросло на музыке великого русского композитора. П.И.Чайковский.Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале в городе Воткинске. Мать его Александра Андреевна французского происхождения – урожденная мадемуазель Ассиер. Отец был старше неё на 20 лет, в прошлом военный. Илья Петрович был горным инженером и директором завода. Петя был любимцем в семье и заводилой в играх. Ему радостно подчинялись даже старшие по возрасту дети, потому что выдумки его были неисчерпаемы, и отличался он бесстрашной правдивостью. Петя легче других переносил строгий домашний режим, введенной гувернанткой – француженкой Фанни Дюрбах. По её приказанию летом и зимой дети должны были вставать в 6 утра. После гимнастики и завтрака у них начинались домашние уроки. День был строго расписан по часам: Для прогулок, игр и т.д. отводилось определенное время. Фанни Дюрбах учила их читать. Иногда в гостиной заводили оркестрину – механический музыкальный инструмент, и когда раздавалась музыка Моцарта, на лице Пети появлялась счастливая улыбка. В 1849 году семья переехала в Алапаевск, а через год в Петербург, где отец начал преподавать в горном институте. Здесь Петра отдали в училище правоведения. Скучная учеба его не вдохновляла, но именно здесь он начал серьёзно заниматься музыкой. Музыкальная комната была центром притяжения в холодном, казарменном здании училища. Молодые люди располагались вокруг рояля, слушали импровизации. И вдруг, как гром средь ясного неба, в дом пришла беда. От холеры умирает мать Александра Андреевна. Большая и дружная семья осиротела. Илья Петрович как то сразу одряхлел и не мог уже быть опорой осиротевшим детям.После окончания училища он поступил на службу в департамент юстиции. Три невероятно долгих и скучных года он исправно выполнял свои обязанности, а также занимался с младшими братьями – близнецами и сестрой Соней. И наконец, не выдержал и, не бросая службу, поступил в только что открытую в Петербурге консерваторию в класс А.Г.Рубинштейна. Проучившись в ней год, юноша, к великому огорчению и недоумению близких, бросил службу в департаменте, решив навсегда связать свою жизнь с музыкой. Здесь он пишет свои первые симфонические произведения, романсы и песни. Окончив в1865 году консерваторию в Петербурге с серебряной медалью, он становится педагогом по классу композиции.Начиная с 1877 года, он объездил многие города Германии, Франции, Италии, Швейцарии, а в марте 1878 года П.И. Чайковский приехал в имение своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В Каменку он свалился неожиданно, как снег на голову, и произвёл радостный переполох. Дети Александры Ильиничны устроили ему такой концерт, что пришлось затыкать уши. Опять дом огласился «сладостными, райскими» звуками. Её семья заменяла ему собственную семью. Всю свою нерастраченную нежность Чайковский перенёс на 7 племянников. Ребячьи игры, прогулки, домашние спектакли не проходили без его участия. Любил Пётр Ильич слушать, как ребята занимаются музыкой. Особенно серьёзно относился к музыкальным занятиям семилетний Володя Давыдов, или попросту Боб,- любимец Чайковского. Его маленький племянник с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Петр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл легких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.«Детский альбом» был закончен в мае 1878 года и в том же году напечатан с посвящением племяннику Володе Давыдову. Любое художественное произведение в какой-то степени автобиографично, поэтому неудивительно, что мы находим в «Детском альбоме» параллели с жизнью самого композитора. Все содержание цикла составляет жизненный путь музыканта, человека, с детства связанного с искусством и приходящего в зрелости к осознанию собственного творчества как возможности принятии мира.
Презентация «Петр Ильич Чайковский»
История создания «Детского альбома»Зимнее морозное утро. Ребёнок только что проснулся, и обрывки сновидений ещё стоят перед глазами. Но пора вставать, ведь впереди целый день – радостный день игр и забав. Пожалуй, начать лучше всего в лошадки – безудержно скакать на палочке – воображаемом коне. А вот и мама, она очень добрая, но бывает и строгая, если нашалишь. Наскакавшись вдоволь верхом, можно заставить маршировать деревянных солдатиков, губами подражая призывным звукам военной трубы, или поиграть с любимой куклой.А стоит начать танцевать, как время пролетает особенно быстро: камаринская, вальс, мазурка, полька сменяют друг друга. Но что может быть лучше песен – весёлых и грустных, медленных и задорных! Итальянская и немецкая, неаполитанская, русская и даже старинная французская – песенок на свете так много, что едва успеешь пропеть, как наступает вечер. Пора спать. Няня расскажет сказку о Бабе-Яге и про добрых волшебников, незаметно подкрадётся сон. И на фоне доносящихся откуда-то издалека звуков хора послышится голос жаворонка или звуки шарманки…«Что это, - спросите вы, - рассказ об одном дне из жизни ребёнка?» Да, но рассказ этот необычен. Он написан звуками музыки. Чайковский любил фортепиано и охотно писал для него, он видел в нём инструмент «поющий». Это «вокальное» свойство фортепиано композитор с необычайным мастерством раскрывал во всех своих сочинениях. «Бим-бом, бим-бом открывается альбом! Не простой, а музыкальный, То веселый, то печальный, сочиненный для ребят много-много лет назад» В «Детском альбоме» 24 пьесы, не связанные единой тематикой. Все пьесы цикла программны, в каждой содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. Некоторые события и персонажи пьесок «Детского альбома» ушли в далёкое прошлое и незнакомы современным детям. Их окружают другие звуки, другие образы: они не услышат теперь скрипучих звуков шарманки и голоса уличного шарманщика, ни старинных церковных песнопений. Но большинство пьес и в наше время доступно и понятно детям, потому что в них простым и ясным языком музыки рассказывается о том, что и сейчас близко каждому маленькому человеку. В них – пёстрый мир любимых детских занятий: игр, танцев, развлечений.Первая страница альбома – «Утренняя молитва»; музыка этой пьесы, наполненна светлым и серьёзным настроением, как бы предупреждает нас, что рассказ о детях будет идти в серьёзном тоне. Образный мир «Утренней молитвы», мир возвышенно-чистых и строгих раздумий о Боге, душе, бессмертии, к сожалению, не столь знаком и близок большинству современных детей, как в эпоху создания альбома. Известно стихотворение 11-летнего Пети Чайковского:«Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит.Молитва наша, как сестра, она как свет нам душу освещает».Неторопливо, по-детски чисто, обращается маленький человек к Богу, к своему Ангелу-Хранителю. «Короткая» молитва музыкальной пьесы наставляет ребенка на благие дела.. №1 ^ «УТРЕННЯЯ МОЛИТВА» Господи Боже! Грешных спаси!Сделай, чтоб лучше жилось на Руси! Сделай, чтоб стало тепло и светло,И чтоб весеннее солнце взошло. Людей, и птиц, и зверей,Прошу тебя, отогрей! Прошу, Боже мой!Звучит «Утренняя молитва» в исполнении на фортепиано в дуэте с вокалом.Вторая пьеса «Зимнее утро» рисует в звуках атмосферу дома, где ребенок решил взглянуть в окно, а там … совсем неприветливое туманное, морозное утро. Для ребенка это природа, а для композитора внешний мир, встречающий нового человека, конфликт (ранимость беззащитность, не способность к противостоянию). Это один из самых замечательных музыкальных пейзажей великого мастера. Его тревожная музыка словно наполнена зимним утром и облаками на пасмурном небе.«Вьюга стонет, тучи гонитК озеру близкому, по небу низкому.Тропки скрыло, побелилоКружево нежное, легкое, снежное.А воробышек, пташка малая,Пташка малая, неразумная,От метелюшки хочет спрятатьсяОт метелюшки хочет спрятатьсяДа не знает как. (В. Лунин)Располагая пьесы в «Детском альбоме» П.И.Чайковский руководствовался их образным содержанием. Все жанровые игровые сцены («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла») сосредоточены в 1-ой половине сборника. В середине выстроена маленькая русская сюита: «Русская песня», «Мужик играет на гармонике», «Камаринская». Затем следует сюита путешествий – песенки разных стран и городов, а за ней – раздел сказок («Баба-яга», «Нянина сказка»). Лирические пьесы и танцы создают необходимый контраст и снимают напряжение. «Мама» оттеняет «Игру в лошадки» и «Марш деревянных солдатиков». «Вальс» смягчает переход от безутешного горя («Похороны куклы») к бурной радости («Новая кукла»). «Мазурка», «Полька» - это своеобразные «отбивки» между «русским» и «европейским» разделами. «Сладкая греза» - лирическое отступление после страшных сказок. 1-ый микроцикл можно назвать «Утренним». Строгие размышления «Утренней молитвы» сменяются бурным, полным тревожных предвестий, «Зимнего утра». Мир в душу героя цикла возвращает «Мама».Юные музыканты не перестают играть произведения из «Детского альбома» Чайковского. Фортепиано, с его удивительным многообразием звуковых красок и оттенков, - по-прежнему любимый музыкальный инструмент большинства детей. Юные исполнители из разных стран делают жизнь фортепианной музыки Чайковского вечной.Много лет назад Пётр Ильич Чайковский сказал такие слова: «Я хотел бы, чтобы музыка моя распространялась, чтобы с каждым днём увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору». И мы сегодня, в начале 21 века, можем с уверенностью сказать, что мечта композитора сбылась. Его музыка – самая популярная в мире. Несколько лет назад ЮНЕСКО проводило статистические исследования, и они показали, что Чайковский – самый исполняемый в мире композитор. Итог урока
С каким композитором мы сегодня познакомились?
Как называется альбом Чайковского?
Какие пьесы вы сегодня прослушали?
Когда родился Петр Ильич Чайковский 7
Сколько лет ему исполнилось в этом году?
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 ст. Зеленчукской им.В.В.Бреславцева»
Урок по музыке во 2 классе к 175 летию П.И.Чайковского
Провела учитель первой
квалификационной категории
Рубанова Н.И
2015г