Классный час на тему Методические рекомендации Учимся понимать друг друга
Методические рекомендации о проведении в 8-х и 9-х классах общеобразовательных учреждениях классного часа по воспитанию толерантности
«Учимся понимать друг друга»
Методические рекомендации о проведении в 8 – 9 классах общеобразовательных учреждений классных часов по воспитанию толерантности.
Содержание
1. О методических рекомендациях по проведению классного часа о толерантности с. 3 - 5
2. Введение к проведению классного часа в 8 – 9 классах с. 5 – 6
3. Сценарий классного часа с. 7 – 9
3. Приложения для проведения классного часа «Учимся понимать друг друга» с. 10 - 15
О методических рекомендациях для проведения классных часов с учащимися по воспитанию толерантности у школьников
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание открытости к добру и умения противостоять злу. Решение задачи воспитания - это один из приоритетов общества и государства. Значение образования и воспитания гражданина актуализируется в связи с поручением Президента руководителям регионов взять под личный контроль вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, воспитания терпимости и правовой культуры.
В соответствии с Поручением Губернатора Красноярского края Л.В.Кузнецова разработаны методические рекомендации для проведения классных часов по воспитанию толерантности.
Идеей методических разработок является усиление роли школы как одного их основных социальных институтов в формировании и развитии в регионе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности, сибирского социально-культурного самосознания, уважения к ценностям иных культур, конфессий и мировоззрений. Методические рекомендации разработаны для привлечения внимания учащихся и педагогов к проблеме толерантности (социальной, межэтнической, межпоколенческой, гендерной и т.д.).
Материалы предназначены для классных руководителей/ учителей обществознания, социальных педагогов. Проведение классных часов рекомендуется организовать в ноябре, в общем контексте краевого календаря для гражданского образования.
Методические рекомендации по проведению классных часов по воспитанию толерантности у учащихся 10 – 11 классов. Педагогам предлагается организовать обсуждение со старшеклассниками примеров проявления нетолерантности, определить проблему и обсудить способы её решения. Почему так поступают люди? Что надо сделать, чтобы такого не случалось? Разработчики рекомендаций сформировали для педагогов комплект материалов со статистическими данными, описанием примеров нетерпимости в социуме (в России, в различных странах). Материалы к уроку близки и интересны старшеклассникам в связи с молодежной проблематикой.
Методические рекомендации по проведению классных часов по воспитанию толерантности у учащихся 8 – 9 классов. Педагогам предлагается организовать обсуждение со старшими подростками качеств личности и соотнести их с принципами толерантного поведения. В группах ученики анализируют предложенные примеры проявления нетолерантности в семье, в школе, в быту, в обществе, затем представляют свои ответы на заданные вопросы учащимся класса. Итого классного часа - обсуждение того, как нетолерантность или толерантность возникают в людях? Что надо делать, чтобы не стать опасным для себя и других людей?
Методические рекомендации по проведению классных часов по воспитанию толерантности у учащихся 5 – 7 классов. Педагогам предлагается дать подросткам представление о принципах толерантности, помочь им оформить собственное понимание толерантности. Основные материалы классного часа – о разнообразии культур, людей, об опасности предрассудков и агрессии. Методика проведения классного часа в этих классах основана на тренинге, игре, работе в группах.
Методические рекомендации по проведению классных часов по воспитанию толерантности у учащихся 2 – 4 классов. Содержание классного часа для младших школьников направлено на привлечение внимания к своим одноклассникам, воспитание чувства уважения друг к другу, знакомство с понятием толерантности, развитие умения общения с разными людьми. Материалом урока являются тексты из произведений детской литературы. Учитель может выбрать наиболее близкий его классу рассказ и обсудить его с детьми. В конце занятия дети составляют «цветок толерантности», им предлагается нарисовать рисунки по теме урока для классного уголка.
В помощь педагогам прилагаются дополнительные материалы к классному часу (тексты художественной литературы, материалы ВЦИОМ, разработки плакатов, оформления для классного часа, тексты международных документов по толерантности, разработки по профилактике толерантности ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО и т.д.).
2. Введение к проведению классного часа в 8 – 9 классах
“Помни, что ты человек”
слова из древнего триумфального ритуала
Сложно быть миролюбивым поневоле, постоянно ожидая за отклонение от навязанных тебе норм миролюбия и уважение к другим отнюдь не миролюбивого удара палкой.
Человека нельзя заставить быть миролюбивым. Однако его нельзя и убедить быть миролюбивым. Человека можно только воспитать, постепенно шаг за шагом. Эту мысль подтверждает и проведённый опрос молодёжи до 16 лет (было опрошено 547 респондентов). 48,4 % респондентов на вопрос «Как помочь стать толерантным?» ответили, что данную проблему можно решить только путём воспитания.
У российского фантаста Ивана Ефремова в романе «Лезвие бритвы» есть такая фраза: «Только поколение здорово дышащих людей может родить здоровых детей». Так и с толерантностью. Только толерантные взрослые могут воспитывать в детях толерантность. Пока не поздно нужно это делать и нам
Предлагаемый сценарий может послужить началом, отправной точкой для серьёзной работы по воспитанию учащихся в духе толерантности.
Очень важно подчеркнуть, что это не разовое мероприятие, а постоянный целенаправленный процесс, результатом которого должен быть молодой человек, воспитанный в духе толерантности и воспринимающий всё многообразие мира, в разных его проявлениях.
Цели и задачи классного часа:
создать условия для осмысления понятия «толерантность старшими подростками», открытия его новых граней и аспектов,
развитие способностей к самоанализу, самопознанию,
развитие социальной восприимчивости и умений рефлексии.
Оборудование классного часа: чистые листы, фломастеры, карандаши, ручки, цветные стикеры. На доске чистый лист ватмана, на который после выполнения задания будут приклеены стикеры. Плакат «Определение толерантности. Перевод слова с разных языков». Раздаточный материал, рекомендованный в приложениях к классному часу. Рисунки, данные в приложении.
Предложенный сценарий классного часа может быть изменён, ситуации любой учитель может предложить и другие, но идея начала разговора о толерантности, начала познания и осмысления своих личностных качеств должна быть сохранена.
Классный час представляет собой действие, состоящее из взаимосвязанных частей:
1 часть – «Я и мои качества»
2 часть – Понятие «толерантность»: расширение граней и аспектов понятия
3 часть – Являются ли мои качества качествами толерантной личности? (Возвращение к началу урока, анализ)
4 часть – Работа с предложенным списком
5 часть – Рефлексия содержания
6 часть – Поэма толерантности – пишем вместе.
3. Сценарий классного часа:
Учитель перед уроком кладёт на парты листы, фломастеры, карандаши, ручки, для работы учащихся.
Учитель: Когда каждый из нас говорит о себе, он, вполне естественно говорит, Я Я такой, я сделал так – то и то-то А какой Ты? Всегда ли задумываешься над этим?
Задание: Напишите в центре листа букву Я, а от неё стрелочки, под которыми ты напишешь качества, которые характерны тебе. Например: дружелюбный, хороший, воспитанный, дерзкий, не терпящий другого мнения На выполнение задания – 3 минуты.
Учитель: Вы выполнили задание, а теперь отложим на некоторое время лист в сторону, к нему мы ещё неоднократно вернёмся. Давайте подумаем вместе, как много людей и все они не похожи друг на друга, не только внешне, но и внутренне И невольно напрашивается вопрос: «Как жить с непохожими на нас людьми? Можно ли воспитать в себе качества, помогающие жить в таком многоликом мире?»
Работа в группах. Если класс не разделён на группы, то учащиеся, сидящие на партах, находящихся рядом, могут просто повернуться друг к другу. Группам даётся задание: Вы все слышали понятие «толерантность». Не только на школьных уроках, во время внеклассных мероприятий, но и с экранов телевизоров, в интернете, просто на улице. Подумайте вместе и напишите на чистом листе своё определение толерантности. На задание
·даётся 4 минуты. После работы в группе, учитель предлагает вывесить на доску листы от каждой группы.
Учитель: Посмотрите внимательно на доску, прочитайте все определения и сделайте вывод. С понятием можно работать по- другому.
Другой вариант работы есть в приложении№ 1.
Учитель:Правильно, у всех групп есть что-то общее в определении, но и то, что отличает их определение от определений других групп.
А теперь давайте сравним определения толерантности, написанное вами и то, как толерантность определяется в разных странах. Учитель вывешивает заранее заготовленный плакат или открывает, написанные на доске определения (см. в приложении № 2). Какой же вывод можно сделать?
Совершенно верно. Получилось так же, как и у нас: одно и то же понятие, а все определения разные, хотя в них есть общее. Что их объединяет?
Да, они все говорят нам о том, каким должен быть человек, живущий в современном мире. Мы с вами уже сказали, что все люди разные и видимо среди них есть те, кто обладает качествами, прямо противоположными качествам толерантной личности. Про таких людей говорят – нетолерантный человек. Действия таких людей могут вызвать в обществе конфликты.
Задание: Вам предложен список различных проявлений нетерпимости.
Выберите из перечня три позиции и ответьте на вопросы, которые к ним прилагаются. На данную работу даётся 10 минут, затем от группы выступает 1 человек, говоря о том, какие ситуации выбрала группа и отвечает на вопросы, которые были предложены по одной из ситуаций. Желательно, чтобы ситуации, которые будут представлены группами, не повторялись. Список ситуаций и вопросы к ним в приложении№ 3.
Учитель: Как вы считаете, почему мы наблюдаем очень часто примеры интолерантного поведения?
Правильно, у этих людей не воспитаны качества, которые помогают нам во время непростых ситуаций.
Давайте вернёмся к листу, на котором были написаны ваши, личные качества. Прочитайте их ещё раз, прочитайте ещё раз определение толерантности и скажите, может быть у вас тоже нет каких – то качеств, которые были бы вам нужны, может быть не сейчас, а в будущем.
Представьте, что есть магазин, в котором продаются те качества, которые нужны всем. Я - продавец, но я меняю их. Возможно у вас избыток юмора, я поменяю на то качество, которого у вас нет или недостаточно. То, что вы меняете, подписывайте к своему Я На это упражнение даётся 5-6 минут.
Учитель: Сейчас мы видим, какими качествами должен обладать человек, воспитанный в духе толерантности. Этих качеств много и просто так они не возникнут ни в ком из нас, их нужно воспитывать. И все люди должны понимать, чтобы уйти от любых конфликтов, на любом уровне, начиная от семьи и заканчивая миром в целом, необходимо воспитывать не только у детей, но и взрослых поведение толерантное.
Задание: Давайте вместе напишем Поэму Толерантности. Для этого каждый возьмёт приготовленный стикер и напишет на нём только одно предложение, а затем приклеит его на лист, висящий на доске. Например: «Толерантность – это » Таким образом у нас получится Поэма Толерантности, в написании которой примет участие весь класс. Мы оставим этот лист, чтобы все, приходящие к нам в кабинет прочитали и прониклись мыслью, что толерантность необходима, её надо воспитывать в себе постоянно и тогда мир станет гораздо лучше.
На задание даётся 5-7 минут.
3. Приложения к уроку.
№ 1. Вариант работы с понятием «толерантность».
Класс разделён на 4 группы. На стол каждой группы положен чистый лист, лучше формата А 3, фломастеры или цветные карандаши. Задание 4-х шаговое:
1 шаг. Учитель называет каждой группе одно из качеств, присущих толерантной личности. На выполнение – 2 минуты
1 группа – терпимость
2 группа – уступчивость
3 группа – дружелюбность
4 группа – снисходительность.
Они должны красиво написать только это слово на чистом листе. Затем листы передают по часовой стрелке другой группе. Это нужно делать всем одновременно. Поэтому перед началом выполнения учитель определяет время на выполнение каждого шага задания.
2 шаг. Необходимо сформулировать понятие, определяющее это слово. На выполнение 3 минуты. Листы передаются следующей группе.
3 шаг. Нарисовать рисунок( эмблему), раскрывающий смысл этого слова. На выполнение задания 2 минуты. Листы передаются другой группе.
4 шаг. Написать слова-ассоциации данного слова. 2 минуты. Листы возвращаются в те группы, которые начинали с ними работать.
Затем они вывешиваются для всех и учитель говорит: «Посмотрите внимательно, какое качество личности определяют эти слова?» Правильно, это присуще человеку, воспитанному в духе толерантности.
Далее по сценарию.
Приложение№ 2.
Tolerancia (испанский): способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения
Tolйrance (французский): Отношение, при котором допускается, что другие могут думать иначе, нежели ты сам.
Tolerance (английский): Готовность быть терпимым, снисходительным.
Tolerate (англ. терпеть): Допускать, разрешать, предоставлять возможность, существовать, не вмешиваясь в их дела, признавать различия в религиозных воззрениях и при этом не допускать дискриминации.
Kuan rong (китайский): позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
Tasamul (арабский): прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение.
Толерантность, терпимость (русский): способность принимать существование других ценностей и правил, считаться с мнением других, быть внимательным к чему-либо/кому-либо.
Приложение№ 3.
Эта подборка представляет различные признаки проявления нетерпимости. Задача состоит в том, чтобы показать, как нетерпимость порождает конфликты. Список составлен в алфавитном порядке. Список раздаётся в группы и выполняется задание, которое есть в сценарии классного часа.
Инвалиды.
Часто мы смеёмся над людьми, которые разговаривают сами с собой, смеются без причины или странно выглядят. Говорят, что эти люди умственно отсталые. Их дефекты пугают нас. Поэтому нам трудно быть терпимыми с ними. Во многих странах живут миллионы людей с умственными и физическими недостатками.
Молодёжь.
На улице украли автомобиль. Неизвестно, кто это сделал. Но всегда находится человек, заявляющий, что несомненно, машину украли «молодые негодяи». Такие люди не любят молодых с длинными волосами, слушающих рок-музыку, с пирсингом и дредами.
Невежество.
Нетерпимость существует из-за невежества, из-за отсутствия информации. У нас у всех есть предрассудки. Другими словами, мы заранее, по какому-то вопросу, о чём имеем смутное представление, принимаем решение. «Все цыгане – воры, следовательно, не стоит дружить с ними и общаться», «Все чукчи не очень умные, поэтому им всё равно ничего не объяснишь».
Семья.
«Я не могу выносить свою сестрёнку, которая всё время хнычет. Она ещё играет в куклы и любит детские песни». «Мои родители и я не понимаем друг друга. У нас нет общих взглядов. Мы живём, как будто на разных планетах».
Старики.
Иногда старые люди остаются в одиночестве, заброшенные своими родными. Часто их содержат отдельно в домах престарелых. Молодым людям трудно воспринимать старость вообще. Они не могут понять друг друга и отсюда постоянные конфликты.
Отличающие внешним видом люди.
Мальчик немного толстоват. Одноклассники смеются над ним и не играют с ним на переменах. Он не может понять, почему его все отвергают. Однажды он заметил девочку, которая тоже была одна. Оказывается у девочки проблем с глазами - они немного косят, все тоже смеются над ней. Два отверженных человека стали лучшими друзьями.
Вопросы к списку:
Были ли вы свидетелем или испытали на себя об этой форме нетерпимости? Что произошло с вами и при каких обстоятельствах? Какая реакция на эти проявления может быть лучшей? Что можно сделать в данной ситуации?
- Есть ли такая форма нетерпимости в вашей школе, классе? Что можно сделать с этими проявлениями?
- Является ли данная форма нетерпимости проблемой для всех?
- Существуют ли какие-либо документы в связи с этими проблемами?
- Что нужно сделать, чтобы они реализовывались в жизни?
Приложение№ 4.
Рисунки на тему толерантности. Они нарисованы Закурдаевым Антоном к темам, раскрывающим толерантное поведение.
Их можно показывать учащимся, говоря о том, что тем, кто непохож на нас, нужна помощь.
Можно, раздав какие-то, выбранные рисунки, попросить группы прокомментировать их.
Возможно использовать их в виде оформления, когда речь идёт о толерантном поведении и воспитании качеств толерантности.
Классный час о толерантности в 8 – 9 классах
13 PAGE 141315