Статья по немецкому языку Создание проблемных ситуаций на уроках немецкого языка
МБОУ «Куйбышевская СОШ»
Большенизовцевский филиал
Создание проблемных ситуаций на уроках немецкого языка
Подготовила:
учитель немецкого языка
Коваленко Нина Васильевна
МБОУ «Куйбышевская СОШ»
Создание проблемных ситуаций на уроках.
«Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим»
Луи Паскаль (слайд 2)
На мой взгляд слова Луи Паскаля отражают сущность технологии проблемного обучения.
(слайд 3)
В настоящее время инновационные процессы в системе образования направлены на индивидуализацию обучения, развитие и внедрение новых образовательных технологий. В учебных заведениях все шире начинает применяться проблемное обучение
(слайд 4)
Именно технология проблемного обучения предполагает последовательное и целенаправленное привлечение к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого дети должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения. Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:
более качественное усвоение знаний,
мощное развитие интеллекта,
развитие творческих способностей и воспитание активной личности
Переход к обновлённой системе образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий.
На мой взгляд, очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирование качеств толерантности, способности к самореализации и самоопределению. Ясно так же, что новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной школы.
И от того, насколько грамотно используются инновационные технологии зависит успешное обучение ребёнка в школе.
Я хочу поделиться опытом работы над технологией проблемного обучения (слайд 5)
Цель моей идеи:
- учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;
- создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;
- формирование интереса к образованию;
- создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;
- создание ситуации комфортности на уроке;
- развитие личности ребенка;
- развитие речи учащихся;
- развитие умения применять приобретённые знания.
Процесс «производства» новых знаний о мире на проблемном уроке включает четыре звена:
Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием);
Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение);
Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.)
Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)
Сегодня мы с вами поговорим о первом звене, а именно о создании проблемных ситуаций на уроке.
Проблема - это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Проблемной ситуацией является всякая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься.
Поиск проблем - дело непростое. Не случайно говорят о способности творчески одаренного человека видеть проблемы как об особом даре. Известный философ Ф. Ницше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его». Многие ученые утверждают, что найти и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем ее решить.
Как Вы думаете, с чего начинается проблемный урок? (С возникновения проблемной ситуации, т.е. столкновения с противоречием. При этом ребёнок испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос.) Первое звено творчества – постановка проблемы. Её начало – создание проблемной ситуации.
Первый этап урока, построение проблемной ситуации, пожалуй один из самых сложных.
В педагогической практике существует несколько типов создания проблемной ситуации, но важным условием является то, что на уроках они создаются с нарастанием сложности, то есть от простой к более сложной, иными словами - с постепенным усложнением.
Я предлагаю вашему вниманию приёмы создания проблемных ситуаций.(слайд 7)
Приёмы создания проблемной ситуации. (таблица).
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации
С удивлением Между двумя (или более) фактами 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием
Между житейским представлением учеников и научным фактом 3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой»;
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией
С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще
5. Дать практическое задание, сходное с предыдущим
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
Шаг 2. доказать, что задание учениками не выполнено
Познавательная деятельность будет считаться самостоятельной, если в возникающей ситуации дети самостоятельно проходят основные этапы мыслительного процесса. Обучение стараюсь строить таким образом, чтобы учащиеся на каждом этапе переходили от низкого уровня самостоятельности к более высокому, в соответствии с возрастными особенностями и содержанием материала, обучение предполагает 4 уровня.(слайд 8)
Уровни самостоятельности:
Учитель сам ставит проблему и решает ее.
Учитель создает проблемную ситуацию, а учащиеся включаются в ее разрешение.
Проблемная ситуация создается учителем, решение ее происходит в ходе самостоятельной деятельности учащихся.
Нахождение проблемы учащимися на основе представленных учителем неупорядоченных знаний.
Данное обучение не предполагает, что все учащиеся смогут достигнуть 4 уровня, но предполагается, что все учащиеся в совместной деятельности должны научиться разрешать проблемные ситуации.
Далее самостоятельность детей должна все больше возрастать, а задача учителя увеличивать мыслительную активность детей. Постепенное разрешение проблемных ситуаций, созданных учителем, происходит в ходе самостоятельной деятельности учащихся.
Следует отметить еще один важный момент: проблемная ситуация на уроке – это еще и решение эмоционально-положительного комфорта в обучении, с которым связан интерес и увлеченность обсуждаемой темой, проблемой.
Предлагаю вашему вниманию фрагменты создания проблемных ситуаций и их анализ
Проблемная ситуация создается фронтально или по группам одновременным предъявлением классу противоречивых положений.(слайд 9)
Анализ Учитель Ученики
Предъявление
противоречивых
фактов
Побуждение
к осознанию противоречия
Побуждение к проблеме -Посмотрите на доску и прочитайте, что написано.
-an der Wand (на стене)
-an dem Haus (у дома)
-Что вас удивило?
Что интересного заметили?
-Значит какая у нас сегодня тема урока? Испытывают удивление.
- Один и тот же предлог имеет разные значения.
-Многозначность предлогов.
Проблемная ситуация создается вопросом или практическим заданием на новый материал, сталкивающим мнения обучающихся. (слайд 10)
Анализ Учитель ученики
ТСО
Задания на разброс мнений
Побуждение
к осознанию противоречия
Побуждение к проблеме
-Посмотрите на слайды и прочитайте, что написано.
Куда же мы сегодня отправимся?
-Рассмотрите иллюстрации, прочитайте подписи к ним. Работайте в парах и установите соответствия
-Задание было одно? А как вы его выполнили?
- Почему так получилось?
-Так какая тема урока? Berlin, Dresden, Leipzig, Bonn, Hamburg.
Мы отправимся в Германию.
- Задание было одно, а выполнили по-разному.
- Не знаем достопримечательностей Германии.
-Достопримечательности Германии.
Проблемная ситуация создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. (слайд 11)
Анализ Учитель ученики
Задания на старый материал
на сходное задание
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к проблеме -Составьте предложения из данных слов: ein Buch, lese, ich.
-Какое время вы использовали?
-Поставьте это предложение в прошедшее время.
- Почему? В чем затруднение?
- Чему же мы научимся на сегодняшнем уроке?
- Ich lese ein Buch.
-Настоящее время (Präsens)
- Нет.
- Не знаем как из предложения в настоящем времени сделать предложение в прошедшем времени.
- Составлять предложения в прошедшем времени.
Проблемная ситуация создается в два шага. Первым шагом фронтально или одному ученику у доски предъявляется практическое задание, сходное с предыдущим. Выполняя его, школьники применяют имеющееся («старое») знание и допускают ошибку. Вторым шагом учитель доказывает, что задание выполнено неверно. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Какое было дано задание? Какое знание вы применили? Удалось выполнить задание верно? Почему так получилось?». (слайд 12)
Анализ Учитель ученики
Задание на старый материал
Сходное задание
Доказательство, что задание не выполнено
Побуждение к
осознанию противоречия
Побуждение к проблеме - Ребята, какие степени сравнения прилагательных вы знаете? - Как они образуются?
- Образуйте сравнительную и превосходную степени от прилагательного gut
- Ребята, а теперь посмотрите, как это задание выполнено в учебнике
- Какое было задание?
- Какое правило вы применили?
- Получилось выполнить задание? - А если здесь не сработало правило, то какие это слова? –
-Сформулируйте тему урока. - Сравнительную и превосходную.
- Сравнительная с помощью суффикса –er, а превосходная –st успешно выполняют задание
ученик у доски записывает gut-guter-am gutesten
Поставить gut в сравнительной и превосходной степени. Сравнительная степень образуется с помощью –er, а превосходная –est - Нет.
- Исключения.
- Степени сравнения имен прилагательных: слова-исключения
Мною представлены некоторые проблемные вопросы, задачи, ситуации, которые были использованы на уроках иностранного языка. Некоторые из них были предложены другими авторами, но переработаны мной, другие – являются собственной разработкой, но главное, что все они направлены на развитие познавательной активности, мышления, мотивации учащихся класса.