Конспект научно-познавательного мероприятия Путешествие в удивительный мир природы
Научно-познавательное мероприятие
«Путешествие в «Удивительный мир природы» Цель:
Обогатить знания детей о природе;
содействовать развитию коммуникативных навыков у обучающихся;
раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;
сформировать чувства бережного отношения к природе, выработать правила поведения в природе, желание беречь и охранять природу;
пробудить интерес учащихся к окружающему миру, развивать речь, логическое мышление.
Уважаемые ребята! Сегодня мы с Вами совершим удивительное путешествие. Виртуальное путешествие в «Удивительный мир природы». Для этого нам нужно выбрать капитана, дать название команде , придумать эмблему и изобразить ее.
По истечении 10 минут мы отправляемся.
Сегодня мы будем путешествовать по различным станциям. На каждой из них вам придется выполнять определенные задания. Состав жюри будет оценивать ваши ответы, по итогам определится команда победителей. Итак, начинаем! Разминка (За каждый верный ответ по 1 баллу)
1.Как говорят о подозрительном и ненадежном человеке?(лук, чеснок, редиска, огурец.)
2.Кто был первым русским, узнавшим вкус картофеля?(Петр первый)
3.Какой овощ бывает и сладким, и горьким? (перец)
4.Очистка корневища какого огородного растения вызывает слёзы?(хрена) 5.В каком овоще больше всего железа? (в тыкве)
6.Сколько семян в плоде абрикоса? (одно)
7.Из какого химического вещества на 89,5% состоит мякоть арбуза? (из воды)
8. Колхозница - это сорт арбуза или дыни? (дыни)
9.Назовите родину баклажана (Индия)
10.Антоновка - это летний или зимний сорт яблок? (зимний)
11.У какого овоща есть сорт Бычье сердце? (томат)
12.Какого цвета спелые плоды айвы? (желтого)
13.Как мы называем фрукт, который французы называют оранж? (апельсин)
14.Назовите десертный сорт груш, давший название сорту конфет. (дюшес)
15.С каким тропическим фруктом рифмуется танец танго? (манго)
16.В каком океане находятся Кокосовые острова? (Индийском)
17.Едкий газ, выделяемый при его резке является органическим соединением серы.
Выращенный на питательном растворе без серы он будет сладким. Что это за овощ?(лук)
18.По мнению сказочной Алисы от укуса куксятся, от горчицы огорчаются, от сдобы –добреют. А что по ее мнению люди делают от лука? (лукавят)
19.Русская народная пословица объявила эти огородные растения родными братьями. Да и ботаника их к одному семейству относит. Что это за растения? (лук, чеснок)
20.Каким овощем в Древнем Египте кормили рабов, на строительстве пирамид , чтобы они не заболели? (чесноком)
21.Из плодов какого бобового растения готовят «мясные» блюда? (из сои)
22.Назовите овощ, который абсолютно точно «не слаще редьки» (хрен)
23.Что за овощ: сам зелёный, а кожу отбеливает? (огурец)
24.Восхитившись вкусом и размером этого «астраханца» Петр Первый повелел выбить в его честь медаль и произвести салют. Что же съел Петр Первый?(астраханский арбуз)
25.Самая овощная сказка в мировой литературе - это..(приключения Чипполино)
26.С фруктами или овощами пекут пирог под названием шарлотка? (с фруктами)
27.Русское название какого овоща подрабатывает английским глаголом, призывающим смотреть? (лук- look)
28. Плоды какого овоща называют корнишонами? (огурца)
29.Как по-другому называется овощное растение паприка? (перец)
30. Из какого химического вещества на 89,5% состоит мякоть арбуза? (воды)
С. Погореловский «Лес»
Здравствуй, лес, Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою, Что нам шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой не упусти: Ты же видишь, мы свои.
В лесу встречаются ядовитые растения и наша задача сегодня – их определить. Станция №1: Лекарство или яд? (Вычеркнуть ядовитые растения все вычеркнуты верно – 8 баллов; 1 растение – 1 балл)
Ромашка.
2.Хвощ полевой.
3.Ветреница дубравная
4.Аир обыкновенный
5.Вороний глаз
6.Ландыш майский
7.Береза бородавчатая
8.Лютик едкий
9.Крапива двудомная
10.Адонис весенний
11.Желтушник левкойный
12.Малина обыкновенная
13.Сабельник болотный
14.Донник
15.Герань лесная
16.Волчеягодник
17.Борщевик
18.Душица обыкновенная
19.Пустырник
20.Белена черная.
1.Ромашка. 2.Хвощ полевой. 3. Ветреница дубравная.4.Аир обыкновенный. 5.Вороний глаз. 6.Ландыш майский. 7.Береза бородавчатая. 8.Лютик едкий. 9.Крапива двудомная. 10. Адонис весенний. 11.Желтушник левкойный. 12.Малина обыкновенная. 13.Сабельник болотный. 14.Донник. 15. Герань лесная. 16.Волчеягодник. 17.Борщевик. 18.Душица обыкновенная. 19.Пустырник. 20.Белена черная.
призывающим смотреть?
Русское название какого овоща подрабатывает английским глаголом,
призывающим смотреть?
Станция № 2: « Объясните, почему?». За 1 минуту обдумать ответ и объяснить соответствующую примету .За правильное пояснение – 1балл.
1.Объясните, почему так говорят: «На котором амбаре снег, из того покупай хлеб». (На амбаре с сухим зерном всегда дольше лежит снег , чем на амбаре с прелым зерном, поскольку в результате жизнедеятельности микроорганизмов ( в случае прелого зерна) повышается температура и теплее становится крыша – снег тает.
2.Объясните, почему «Холодная зима – благодать (предвещает урожай)»? (Холодная зима способствует гибели вредителей, семена сорняков теряют всхожесть
зима способствует гибели вредителей, семена сорняков теряют всхожесть.)
3. Объясните, почему: «Снега много – и хлеба много»? (После снежной зимы в почвеамбаре с сухим зерном всегда дольше лежит снег, чем на амбаре с прелым зерном,
поскольку в результате жизнедеятельности микроорганизмов (в случае прелого зенакапливается много влаги, необходимой для развития растений.
амбаре с сухим зерном всегда дольше лежит снег, чем на амбаре с прелым зерном,
поскольку в результате жизнедеятельности микроорганизмов (в случае прелого зерна)
4. Объясните примету: «Май холодный – урожай овощей большой? (При холодном мае из почвы испаряется меньше влаги, что способствует лучшему прорастанию посеянных семян.)
5.Объясните, почему «Коли грибовно, так и хлебовно? ( растут грибы когда влага и тепло. Тепло и влага способствуют и хорошему росту растений, следовательно, и урожай будет хорошим),6. Объясните, почему так говорят: «Когда весной овражки заиграют и опять замерзнут то будет помеха на урожай» или «Если лягушки заквакают и опять замолчат (от холода), то будет помеха на урожай». (Резкое снижение температуры приводит к худшему прорастанию семян).
«Станция №3: Загадки природы» .
1).В сенокос - горька, А в мороз - сладка, Что за ягодка? (Калина) 2). Что же это за девица: Ни швея, ни мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год? (Ель) 3). С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все обижают:Шкуру тонкую сдирают. (Липа.) 4). Он шипы свои выставил колко. Шипы у него, как иголки.Но мы не шипы у него соберём, Полезных плодов для аптеки нарвём. (Шиповник.) 5). Русская красавица, Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане. (Берёза) 6). Есть трава лесная – дивная, резная, Какого рода - племени, рождается без семени? (Папоротник) 7) Пробивается росток, Удивительный цветок. Из-под снега вырастает, Раньше всех весну встречает. (Подснежник) 8). Неприметна среди трав, У нее спокойный нрав. Кто полезностью гордится?-Ароматная... (Душица) 9). У меня длинней иголки, Чем у самой рослой ёлки. Подо мной полно соседей -Кабанов, волков медведей. (Сосна)
10). Косолапый великан, Чтобы не попасть в капкан, Спит всю зиму напролет, Лапу сладостно сосет. (Медведь)
11). Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы —Уши больше головы? (Заяц)
12). У него в полосках спинка, Хвостик легкий, как пушинка, Все запасы, как в сундук, Прячет в дупла... (бурундук).
13). Кто по зарослям идет, На ходу листву жует? Лучше с ним гулять поврозь. Этот зверь — рогатый... (лось)
14). Небоскреб в лесу построю Я из веточек и хвои. У меня полно друзей, Вместе строить веселей! (Муравей)
15.Лесом катится клубок У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами (Еж)
16).В лесу темно, Все спят давно, Одна птица не спит, На суку сидит, Мышей сторожит. (Сова)
17). Алый низ и черный хвост, Воробья побольше рост, Толстый клюв раздался вширь - До чего красив ...(Снегирь)
18). Как снег бела, Как сажа черна. Вертлява она, как бес, Повертелась - да в лес. ( Сорока)
19). Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. (Дятел)
20). Днем молчит, Ночью кричит, По лесу летает, Прохожих пугает. (Филин)
21). На припёке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелёк Держит алый огонёк. Раздвигаем стебельки Собираем огоньки. (земляника)
Бежит тропинка через лес, Ныряет влево, вправо Куда ни глянь, цветы вокруг, Да по колено травы.
Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Много достоинств у цветов, но главное – их красота. Нам кажется, что мы знаем о них все. Но на самом деле цветы хранят в себе много тайн.
Станция №4: «Цветик – семи цветик». ( У семи цветика отрывают лепестки).
На лепестках на тему « Легенды о растениях» Члены обеих команд по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.
1.В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, т.к. уколола шипами этого цветка пальчик. ( Шиповник).
2.Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима, и шёл снег. Ева замерзла и стала плакать. Снежинки пожалели ее и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У нее возникла надежда на прощение, а цветы с тех пор стали символом надежды. (Подснежники).
3.В легендах говорится, что эти цветы выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки. Они служат фонариками для гномов. В них живут маленькие лесные человечки – эльфы и в них прячутся на ночь солнечные зайчики. (Ландыши).
4.А если верить древнегреческой легенде, то молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву. (Сирень)
5.Существует греческий миф, описывающий появление этих цветов. Был у бога Меркурия друг по имени Крокус. Однажды, метая диск, Меркурий случайно попал диском в друга и убил его. Из земли, обагренной кровью, вырос цветок. ( Крокус).
6.Сказывают, что он цветет только раз в году в ночь на Ивана Купала, а его цветок обладает свойством указывать места, где зарыты клады. Согласно народному преданию, тот, кто найдет его волшебный цветок, станет мудрым и счастливым в жизни. (Папоротник).
7.Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить - на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. (Василёк)
8.Согласно одной из них, название этого растения связано с именем персонажа древнегреческой мифологии – Пионом, который был талантливым учеником врача Эскулапа. В Древней Греции этот цветок считался символом долголетия и целительства. Одарённых греческих врачей называли «пиониями», а лекарственные растения «травами пионий». (Пион).
- Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, но с каждым годом цветов становится всё меньше и меньше.
На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Нами понято было едва ли. Беззаботно мы их топтали… И безумно, безжалостно рвали….
- Ребята, надо ли рвать цветы? ( Ответы детей.)
1.Звучит стихотворение азербайджанского поэта Самуа Вергуна:
Я должен над цветами поклониться Не для того, чтоб рвать, или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. - Помните это, все!
Станция № 5 «Эрудит».
1. Почему кукушонок из чужого гнезда выбрасывает скорлупу птенцов? ( до пяти дней у кукушонка очень нежная и чувствительная кожа, прикосновения подобного вещества ему мешают).
2. Почему цветок ландыш занесен в Красную книгу? Кто виноват в исчезновении этих растений? (люди, которые ранней весной собирают букеты из цветов).
3. Какую пользу приносят муравьи лесу? Почему нельзя трогать муравьиные кучи? (они защитники лесов, т.к. семья муравьев за день уничтожает до 10000 насекомых-вредителей леса и их личинок).
4. Орешник, ольха, осина цветут в апреле, когда нет пчел, насекомых. Как они опыляются? (ветром).
5. Как вы найдёте в лесу без компаса северную сторону? (на деревьях мох растет на северной стороне).
6.Почему птицы не склёвывают насекомых, имеющих яркую окраску? (это окраска предупреждает о ядовитости).
7. Клест выводит птенцов зимой. Почему? (много семян шишек, чем питаются птенцы).
8. Как нужно собирать грибы? (срезать или выкручивать ножку из земли, чтобы не повредить грибницу, не разрушать под ней подстилку, т.к. под ней находится грибница).
9.Почему книга называется красной? - (Красная, значит, природа в опасности! В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите!
- Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. Спасти их можно, только зная и любя. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.
«Соблюдай основные правила этикета на природе»
- Давайте вспомним основные правила этикета на природе. Каждая команда называет по очереди, кто больше вспомнит. *НЕ кричи в лесу, не пугай животных и птиц. Не беспокойте птиц и зверей.
*НЕ рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
*НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.
*НЕ лови понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть это последний экземпляр на всей земле.
*НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.
*НЕ разоряй гнёзд - не губи малых деток пернатых друзей.
*НЕ разоряй муравейник - муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.
*НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
*НЕ отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
*НЕ сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители. *БЕЗ надобности не вытаптывайте траву (место обитания мелких животных), а ходите по уже существующим тропинкам.
Не надо мусорить в лесу! Не надо мусорить в лесу, Природы портя всю красу- Должны мы срочно прекращать Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте, Но мусор там не оставляйте –Когда лес чист, красив, опрятен,То отдых в нём вдвойне приятен! (М. Крюков)
Ты в лесу – всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! Помоги лесным зверюшкам, Приготовь для них кормушки. И тогда любой зверёк – Будь то ласка иль хорёк, Ёж лесной, речная рыба – Скажет: « Ты – мой друг! Спасибо!»
- Человек многое может, но он – сын природы. Погубив окружающую среду, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом.
Станция № 6 (конкурс капитанов): «Разобрать жалобы». - Капитаны поочерёдно зачитывают письма, а команды должны назвать имя жалобщика и ответить, обоснованная жалоба или нет. Побеждает та команда, ответы которой окажутся наиболее вескими.
Жалоба 1. Ох, не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня.
Ответ. Это сова. С 1964 года в РСФСР совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полёвок, которые способны уничтожать тонну зерна за этот же период времени.
Жалоба 2. Сама знаю, что гнездо не строю, а подкладываю яйца в чужие гнёзда, это всем вам хорошо известно. Но, к сожалению, до сих пор вы про меня мало знаете. Я - птица осторожная и скрытная. На территории России мы живём почти везде, за исключением настоящей тундры, благодаря поддержке со стороны более четырёх десятков видов основных птиц-воспитателей – это разные виды горихвосток, славок, трясогузок, камышёвок, овсянок, коньков, соловьёв.
Ответ. Это кукушка. Она приносит большую пользу, поедая мохнатых гусениц, покрытых ядом. Другие птицы такое угощение игнорируют. Если в каком-нибудь лесном участке кукушек больше обычного, это верный признак того, что именно на этом участке происходит особенно опасное нашествие гусениц. Очевидцы видели, как некоторые из кукушек поглощали по десятку гусениц за минуту! Так что для леса кукушка - очень полезная птица, ведь уничтожением за лето миллионов вредителей она полностью искупает свою "вину" убиения невинных птенчиков других видов
Жалоба 3.Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь. Что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (Жаба).
Жалоба №4.
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас.
Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь таким мы и родились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (Летучая мышь)
Жалоба №5.
Я - единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что я такой храбрый. Просто я плохо вижу и больше надеюсь на свой нюх. Зато у меня есть колючая защита. Кто я, узнайте? (Еж)
Жалоба №6.
Меня называют непоседливым зверьком. Я постоянно в движении: быстро спускаюсь с ели на землю, тотчас взлетаю по стволу обратно или перепрыгиваю с ветки на ветку. Ах, как я устала! (Белка)
Итог виртуального путешествия в «Удивительный мир природы»