Конспект к агитационному занятию «Когда по родимому краю иду»

Основы экологической безопасности
«Когда по родимому краю иду»
Урок агит-бригада.


Цели:
- через эмоциональное восприятие окружающего мира, на основе созерцания художественных фотографий с видами Южного Урала и прослушивания произведений уральских и других русских поэтов, посвященных природе России и Урала – содействовать развитию патриотических чувств к малой Родине(любви к Отечеству, окружающей природе; чувство гордости за свой край; желание сохранить красоту природы, защитить её, помочь ей);
-содействовать формированию правильного поведения учащихся на природе, которое не причинит вреда окружающей среде и своему здоровью;
-развивать активную экологическую позицию учащихся;
-познакомить учащихся с произведениями уральских поэтов;
-совершенствовать речь; развивать коммуникативные качества детей, чувства собственной значимости.
Оборудование: проектор для презентации, компьютер, презентация с музыкальными клипами (диск), рисунки экологических знаков, рисунки с изображением грибов, мозаика с изображением грибов, куклы с одеждой грибников,
кассеты и диски с музыкальными фрагментами ( дети читают стихотворения под музыку).



















Составитель занятия:
Шарапова Марина Владимировна
педагог начальных классов
учитель высшей категории
МБОУ НОШ №95




Челябинск – 2013
Ученики и учитель 4 «К» класса проводят урок- агитбригаду в классах начальной школы.
СЛАЙД № 1
Начало презентации
СЛАЙД № 2
(Дети под музыку читают стихи) «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» Сен-Санс
Когда по родимому краю иду
И песнею сердце полно,
березок листва
И песни слова
Сливаются в чувство одно.

Такие просторы полей и лесов!
И небо такой высоты!
И рек синева, и луга трава, -
И все это, Родина, ты!

То плещешься морем цветущего льна,
То глянешь цветочком простым,
То лесом шумишь,
Прохладой манишь
И запахом хвои густым.

И отвечали вольные ветры:
«Много мы видели, много летали
Только Отчизны, похожей на нашу,
Нет, не видали, нет, не видали»

Поезжай за моря – океаны,
Надо всею землей пролети.
Есть на свете различные страны,
Но такой как у нас, не найти.

СЛАЙД № 3
(Дети под музыку читают ) Продолжение мелодии.
-Да, действительно, Россия самая большая страна на всем белом свете. Славится наша Родина природными богатствами: полезными ископаемыми, лесами, полями, реками, озерами, животными. Есть чем гордиться россиянину. А как красива Россия. Много веков ее красота вдохновляла поэтов и художников на сотворение шедевров. Вдохновила эта красота и ребят нашего класса. Посмотрите, какие рисунки мы нарисовали. А сейчас, послушайте стихотворения русских поэтов, в которых тема Родины сливается с темой красоты природы.
СЛАЙД № 4
(Дети под музыку читают стихи) «Утро» из музыки к драме «Пер Гюнт» Григ
Под большим шатром
Голубых небес-
Вижу - даль степей зеленеется.
И на гранях их
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами
Широка ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной развернулася!
И со всех сторон света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью! И.Никитин «Русь»

СЛАЙД № 5
(Дети под музыку читают стихи) Продолжение мелодии
Нам нравится эхо лесное
И синие лужи весны.
Отечество наше родное,
Мы с детства в тебя влюблены.
Мы в душе сохраним навек
Звон твоих серебристых рек,
Удивительный свет озер
И седые вершины гор.
Как сладка в родниках вода!
Как светла за окном звезда!
Это может понять лишь тот,
В ком твоя красота живет.
Шумят ли деревья листвою,
Сверкают ли стеклышки льда,
Отечество наше родное,
Для нас ты прекрасно всегда.
М. Пляцковский
СЛАЙД № 6
(Дети под музыку читают стихи) Продолжение мелодии
Чувство любви к Родине удивительно и прекрасно. Оно дарит нам светлую радость в горькие минуты жизни. Тот, кто потерял это чувство принадлежности к родной земле, потерял и радость своего существования.
СЛАЙД №7
(Дети под музыку читают стихи) «Рапсодия в блюзовых тонах» Гершин
ЖИВУ Я В ГЛУБИНЕ РОССИИ
Живу я в глубине России,
В краю озер и рудных скал.
Здесь реки - сини,
Горы - сини
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.
Тайга, тайга...
Берет отсюда
Начало изумрудный цвет,
А зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!
По красоте,
По скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить
. Иной здесь видится Россия.
Суровей,
Строже, может быть.
А может, здесь она моложе...
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское - все то же.
И доброта, и песни те ж!
И лица те же, что в Рязани,
И так же звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани,
В Урале Русь отражена.
Л.Татьяничева

Кто из вас родился в Челябинске и его области, а значит на Урале?
СЛАЙД №8
(Дети под музыку читают стихи) «Лунная соната» 1 часть, Бетховен
Все богатства русского пейзажа в полное владенье нам даны: «Утро» Григ
Вьюжных зим серебряная пряжа, кружева зеленые весны.
Летний полдень в поволоке зноя, вечер, заглядевшийся в ручей.
Узорочье луговин цветное, теплый воск желтеющих полей.
Все это твое, и сердце надо в целый мир влюбить,
В родной простор.
Скажите, ребята, а кто из вас уже влюблен в родную природу?
А сейчас послушайте отрывок из поэмы, которой уже 700 лет.
СЛАЙД №9
(Дети под музыку читают стихи) «Зеленые рукава» народная мелодия

Слово о русской земле.
О светло светлая.
И красно украшенная
Земля русская!
Многими красотами дивишь ты:
Озерами многими,
Дивишь ты реками
И источниками месточтимыми,
Горами крутыми,
Холмами высокими,
Дубравами частыми,
Полями дивными,
Зверьми различными,
Городами великими,
Селами дивными
.Всего ты исполнена
Земля русская!

-Как вы думаете, можно ли сейчас, через 700 лет также сказать о нашей стране, о ее природе?
СЛАЙД №10
(Дети под музыку читают стихи) Продолжение мелодии.
Природа той древней Руси была богаче нынешней природы. Поэт пишет о дубравах частых и о зверях различных, и о птицах бесчисленных.
Дубравы росли по берегам многих рек, и такие, что из одного дерева русичи выдалбливали большой корабль и перевозили на нем людей и грузы. Сейчас таких дубов почти не осталось. Птиц стало меньше и зверей тоже Значит, нам надо беречь природу, и тогда, пусть не сразу, не вдруг, вновь зашумят дубравы, и станут нас радовать летом голоса птиц.
СЛАЙД №11
(Дети под музыку читают стихи) «Нимрод» из оркест. вариаций «Энигма» Элгар
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли,
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало волшебное - «Стой!».
Нам казалось все мало и мало,
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глазел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.

И конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим,
А гордимся природой
И Отечество любим.

Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями? (ответы детей)

Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать качество- внимательность,
-А поможет все узнать ваша любознательность.
СЛАЙД №12
***
Какая некрасивая вода,
Отравлена железом и мазутом..:
Она не замерзает никогда,
Шумит, шумит, в любое время суток!
Не развести на берегу костра,
Не посидеть, за удочкой немея...
В ней боль непримирима и остра
За все, что люди сотворили с нею.
Ей грезится во сне и наяву
Форель, налим, утиный кряк в осоках.
Она сейчас похожа на вдову,
Что без детей тоскует одиноко.
Ее зима своей не назовет
И конькобежцы не промчатся лихо.
Она таит обиду на завод
В раздумье и беспомощности тихой.
А он, отбросив небеса плечом,
Стоит в огне, в дыму и в рыжей буре.
И все-таки завод тут ни при чем 
Его никто не обучал культуре...
А снег идет, такой слоистый снег!
Бурлит вода, как в гулкий ливень мая.
И ходит возле речки человек,
Трагедии своей не понимая
Валентин Сорокин
О чём говорится в стихотворении? Какой трагедии человек не понимает?
Давайте повторим сегодня правила поведения на природе. Как мы - дети должны вести себя в лесу, чтобы не навредить экологической системе леса и не испортить здоровья себе?
Давайте проведем соревнование, какая группа внимательнее и больше знает правил поведения на природе. Послушайте рассказ на экологическую тему и найдите ошибки совершенные детьми на природе

СЛАЙД №13
Воскресенье в лесу.
(Экологический рассказ.)
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, тихо сказала Маша, это уж». «Все равно гадина!» ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!
Ошибки, совершенные школьниками: 1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей. 2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы деревья». 3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения. 6. Трогать яйца птиц не следует птица может не сесть на яйца. 7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес. 8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе. 9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно в него может попасть молния. 10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк. 11. Луговые и лесные цветы рвать не следует жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
( Дети показывают и объясняют знаки, лежащие на столе)

-Вы молодцы, хорошо знаете правила природы._
Какую вы ещё заметили ошибку в рассказе, но знака к ней не было?


СЛАЙД №14
(Дети под музыку читают) Симфонич. Сюита «Шехерезада» Римский-Корсаков
К сожалению, из-за необдуманного вмешательства человека в природу, некоторые насекомые приобрели качества, опасные для людей. Это, например, клещи. Некоторые из них несут в себе опасное заболевание – энцефалит. Поэтому, надо правильно одеваться, делать профилактические прививки и перед поездкой в лес обрабатывать одежду специальными веществами, отпугивающими насекомых; также необходимо осматривать одежду и тело через каждые полчаса в лесу и дома. Если, обнаружили на теле клеща, необходимо сразу же обратиться в поликлинику. Если не соблюдать этих правил, то человек может заболеть и даже умереть.

Игра « Оденьте куклу- грибника» + Составляют знак экологический «Не пинать грибы»
Что означает этот знак?
Почему так делать нельзя?
СЛАЙД №15
(Дети под музыку читают стихи) «Загородные сады»Грейнджер
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
Мы пойдем дорожками, мы пойдем тропинками.
Мы пойдем с лукошками, мы пойдем с корзинками.
Прямо за опушкою
Вдруг нашли волнушки мы.
И пенек с опенками под рябиной тонкою.
Крепкий подберезовик вырос под березою,
Красный подосиновик вырос под осиною.
Мы корзиночки несем, хором песенку поем.
Урожай собирай и на зиму запасай.

Кто запомнил, о каких грибах говорится в стихотворении, покажите их. (Дети выходят и показывают)
Мы не зря вас попросили показать грибы и убедились, что вы их знаете.
Ведь незнакомые грибы собирать нельзя. А какие еще правила сбора грибов вы знаете?
Послушайте частушки о грибах и постарайтесь запомнить съедобные грибы.
СЛАЙД №16
ЧАСТУШКИ
За грибами в лес пойдем,
Грибов вкусных принесем.
Готовьте-ка кадушки –
Солить будем мы волнушки.

Ну-ка, милая бабуля,
Выгляни в окошко:
Мы несем тебе грибов
Целое лукошко.

А в лукошке-то у нас
Всё, что надо в суп грибной:
И опята, и маслята,
Есть и рыжик золотой.

Белый гриб-боровичок
Притаился – и молчок!
Вот попробуй-ка найди:
Походи да погляди.

У опушки на поляне
Вырос гриб в большой панаме.
«Ничего я не боюсь,
Я – отважный, смелый груздь!»

Нас не зря зовут лисички,
Мы – лукавыуе сестрички:
Старой желтою листвой
Мы укрылись с головой.

До чего же мы заметны,
Грибники для нас – гроза!
Сыроежки – разноцветны,
Всем бросаются в глаза.

В лес березовый пойдет
Каждый знающий грибник.
Там на суп всегда найдет
Вкусный подберезовик.

Есть грибы съедобные,
Есть и ядовитые.
Нам съедобные нужны –
Мы на них любители.

Сатанинский гриб на вид –
Ну почти как боровик.
Только ты его не трогай:
Очень ядовитый гриб.

Это что за белый гриб
Стоит, собой любуется?
Под вкусный шампиньон
Поганка маскируется.

Стоит мухомор
И пятнист он, и красен.
Его, ребята, берегись:
Очень он опасен!

Если слушали внимательно вы нас,
То узнали много нужного сейчас.
Коль без знаний в лес ходить –
Самому себе вредить.

Мы частушки вам пропели,
Просвещали вас часок,
А теперь – хватай лукошки,
За грибами все в лесок!

А сейчас проверим, как вы запомнили грибы
СЛАЙД №17.
ИГРА (разложить грибы на две кучи, собрать мозаику, решить ребус)
СЛАЙД №18
(Дети под музыку читают ) «Аве Мария» Шуберт
Но не только неправильный сбор грибов может нанести вред лесу, всей природе, а значит и нашему здоровью. Человеку лес- самый верный друг. Лес это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр, очищающий земную атмосферу. Один гектар зеленых насаждений за час может поглотить 2 кг углекислоты. Но зеленый великан нуждается в защите. Самый страшный враг леса- это пожар.
СЛАЙД №19
(Дети под музыку читают стихи) Продолжение мелодии
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер,
Он всю траву с цветами вместе выжег.
СЛАЙД №20
(Дети под музыку читают стихи) Продолжение мелодии
Кусты спалил, в зеленый лес вошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался от ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами зимы.
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек Злодей, злодей!
СЛАЙД №21
(Дети под музыку читают) Продолжение мелодии
Известно, что 90 из 100 пожаров возникают по вине человека.
Костер, оставленный беспечными туристами, грибниками, охотниками, небрежно брошенный окурок становятся наиболее частыми причинами пожаров.

Страшное зрелище лесной пожар. Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. Бывает гибнут и люди. И хотя в нашей стране имеется служба охраны лесов от пожара, но любой пожар легче предупредить, чем тушить.

Поэтому мы вас просим – будьте внимательны, любите свой край, бережно обращайтесь с природным богатством: не разводите костры, не оставляйте мусор на природе, правильно собирайте грибы. Чтобы красота нашей Родины сохранилась. Посмотрите еще раз на репродукции, нравятся они вам?
СЛАЙД №22
(Дети под музыку читают стихи) «Жаворонок» М.Глинка
Кто побывает на Урале,
Полюбит сразу этот край
Здесь сосны, ели вековые,
Кругом озера голубые –
Живи, любуйся, отдыхай!
Не только красотой природа
Та" одарила этот край,
В земле богатств лежит там много,
Трудись лишь только добывай.
Н о часто люди однобоко
Любили древний этот край,
Они забыли ненароком:
"Берешь - обратно отдавай!"
Но если сделать это трудно,
То хоть природе помогай:
Не загрязняй леса, озера
И ядом их не отравляй,
Лесов сажай в два раза больше,
В два раза меньше вырубай!
И как свою зеницу ока
Урал родной мой охраняй!
Мещерякова Аня 2 класс 1996.

СЛАЙД №23
(Дети под музыку читают стихи) «Ноктюрн Ф.Лист
- Но ведь наша Родина это не только леса, поля, водоемы и звери в них обитающие. Это еще и люди. И когда происходят, какие - то беды в человеческом обществе (разные народы перестают понимать друг друга, начинаются войны), то тоже можно говорить о нарушении экологического равновесия, ведь человек тоже часть природы. Война – настоящая экологическая катастрофа. Кроме того нарушения экологического равновесия в отношениях людей может по цепочке привести природным катастрофам. А нам с вами важно не стать «первым» звеном в «цепочке бед», а возможно и попытаться остановить их. Давайте обсудим, что еще может привести к нарушению природного равновесия.
(Работа у доски.. Дети и приглашенные получают листы( А и Б.) и обсуждая в парах выбирают причины, которые могут стать причиной природных катаклизм)
А
-Сбор листьев из-под деревьев на улицах города. «Загородные сады» Грейнджер
-Сброс промышленных отходов в реки.
-Браконьерство.
-Самолечение.
-Регулярный полив растений.
-Невоспитанность, грубость с товарищами.
Б
-Загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей.
-Дружба в классе.
-Постоянная неготовность к урокам.
-Смех и шум в автобусе.
-Любовь к животным, забота о них.
-Неэкономное использование бумаги.
В
-Громкая музыка в лесу
-Загрязнение мест отдыха в лесу пищевыми отходами
-Мытье машин в реке
-Подкормка птиц зимой
-Уничтожение вредных насекомых ядохимикатами
-Озеленение улиц города
(обсуждение)

- Нам с вами важно не стать «первым» звеном в «цепочке бед», а возможно и попытаться остановить их.
СЛАЙД №24
Ребята из 45-ой
Приложат все свои усилья,
Чтобы прекрасней всех на свете
Была любимая Россия!

Чтобы могучи были реки,
Чтобы в лесах звенели птицы,
Чтоб ты, Россия, расцветала,
И мы могли тобой гордиться!

В девиз свой свято верим
И бережно храним:
Любимую Россию
Спасем и сохраним!!!

Север России пусть встретится с Югом.
Запад с Востоком, а дети друг с другом.
Весь этот шумный, веселый народ-
Пусть соберется в один хоровод.

СЛАЙД №25
(фонограмма)
« Большой хоровод.»
Мы на свет родились, чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы.
Чтоб исполнились в жизни все ваши мечты.
Припев:
Так давайте устроим большой хоровод.
Пусть все люди Земли с нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит только радостный смех,
Пусть без слов станет песня понятной для всех.

Мы хотим кувыркаться в зеленой траве.
И смотреть, как плывут облака в синеве.
И в прохладную речку нырять в теплый зной.
И в ладошки ловить теплый дождик грибной.

Мы на свет родились, чтобы радостно жить.
Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить,
Чтобы горе исчезло, пропала беда,
Чтобы яркое солнце светило всегда.