Педсовет «Современный урок. Дидактические требования к нему»
Педсовет«Современный урок. Дидактические требования к нему»Октябрь 2014 г.
Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,- Пока идёшь за кем- то в след,Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попалИ по какой распутице,Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется! Н. Рыленков
Современный урокВ настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:резко возросла информированность детей;современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;несформированность мотивационной сферы, разных типов мышления;ограниченность общения со сверстниками
Современный урокИ в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
Современный урокприменение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
План-конспект урокаТема и номер урока в теме;цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные); Формулировка целей должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.тип урока;
План-конспект урокаформы работы учащихся (групповая, индивидуальная и т.д.)время на каждый этап урока;Оборудование и учебные пособия, необходимые для проведения урока;структуру урока — последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся.
структура урока Организационный момент: тема; Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).Актуализация знаний.Сообщение нового материала.Усвоение новых знаний.Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).Закрепление изученного материала.Обобщение и систематизация знаний.Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Деловая игра
Задание 1«Кто не знает куда направляется, очень удивиться, что попал не туда» М.ТвенНазовите триединую цель урока.Образовательная;развивающая;воспитательная.
Задание 2Что такое метод?«Метод – это способ достижения цели»Назовите известные вам методы.
методы по источнику передачи и характеру восприятия информации пассивное восприятие — слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения); активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.
методы на основании дидактических задач приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение приобретенных знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка знаний, умений и навыков.
методы по типу (характеру) познавательной деятельности объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный); репродуктивный (границы мастерства и творчества); проблемное изложение знаний; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.
Задание 3«Любой конец зависит от начала»Раскройте задачу этапа организации класса
Задание 4«Задаёшь на дом – проверяй, не проверяешь – не задавай» Часто на уроке можно наблюдать ситуацию: учитель спрашивает: «С домашним заданием справились? Кто не справился – поднимите руки. Таких нет, очень хорошо, идем дальше»Какую грубую ошибку допустил учитель?Назовите способы проверки домашнего задания.
Задание 5Докажите важность этапа закрепления материала
Задание 6Этап – домашнее задание.Проанализировать ситуацию. Учитель со звонком, второпях записывает домашнее задание, ученики не слушают, собирают принадлежности
Технологическая карта урокаТехнологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Структура технологической картыназвание темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;цель освоения учебного содержания;планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);основные понятия темы;технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта урокаТехнологическая карта позволит учителю:реализовать планируемые результаты ФГОС;определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;системно формировать у учащихся УУД;осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;освободить время для творчества дает учителя от непродуктивной рутинной работы);
Требования, которые предъявляются к современному уроку:хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
Требования, которые предъявляются к современному урокувывод делают сами учащиеся;минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;времясбережение и здоровьесбережение;в центре внимания урока - дети;учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;умение демонстрировать методическое искусство учителя;планирование обратной связи;урок должен быть добрым.
Педагогическая технология это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата
Педагогическая технология развивающее обучениепроблемное обучение; дифференцированное обучение;исследовательские методы обучения; проектные методы обучения; технология развития «критического мышления»;технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа); информационно – коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии;систему инновационной оценки « портфолио»;
Способствуют успеху урока:хорошее знание материала;бодрое самочувствие;продуманный план урока;правильный выбор методов обучения;разнообразие методов обучения;занимательность изложения;ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
Затрудняют проведение урока:неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;«рыхлая» композиция урока;скованность движений;неумение учащихся работать предложенными методами обучения;однообразие методов обучения;бесстрастный рассказ учителя;монотонность и сухость при изложении нового материала;отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами
ВыводыУченик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.