Структура организации внутреннего контроля и требования к нему
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И
ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ
Внутренний контроль - это сознательная деятельность администрации образовательной организации, направленная, по сути, на выявление отклонений от общепринятых норм, правил, требований, регламентирующих соответствующие законодательные акты. Он является целостным процессом, который имеет четкую структуру и направлен на достижение поставленной цели (установление критериев, измерения фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в существенных отличиях от заданных).
Структура организации внутреннего контроля состоит из следующих этапов:
1) определение цели;
2) выбор объекта контроля;
3) составление плана проверки с учетом условий, которые определяют объем, широту и направление контроля (материальные, временные, кадровые условия);
4) выбор форм и методов контроля;
5) констатации фактического состояния дел;
6) объективная оценка этого состояния, сопоставление полученных результатов контроля с нормами (т.е. с запланированным, желаемым результатом);
7) выводы, являющиеся результатом оценивания этого состояния;
8) выработка рекомендаций и предложений по повышению эффективности учебно - воспитательного процесса или ликвидации недостатков;
9) определение сроков ликвидации недостатков;
10) повторный контроль за выполнением рекомендаций.
Внутренний контроль может осуществляться только по следующим направлениям:
соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования;
использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативными документами;
использование методического обеспечения в учебном процессе;
реализация утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации учебных программ и планов, соблюдения утвержденного учебного расписания (графика);
соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и других актов образовательной организации;
соблюдение порядка проведения аттестации обучающихся и их текущего контроля;
своевременное предоставление отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот, материальное обеспечение, предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
организация питания и медицинского обследования с целью охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников учебного заведения;
другие вопросы в рамках компетенции администрации образовательной организации.
Эффективное осуществление задач внутреннего контроля возможно при соблюдении следующих требований.
Систематичность - означает создание в учреждении системы контроля, где четко определены цели и объекты контроля, его формы и термины, указано, где будут подведены итоги. План внутреннего контроля доводят до сведения всех участников учебно - воспитательного процесса.
Объективность - внутренний контроль осуществляют на основании требований государственных стандартов, выработанных и согласованных критериев.
Гуманизм - субъект и объект контроля устанавливают гуманные отношения взаимопонимания и взаимопомощи.
Индивидуальный подход - учет индивидуальных особенностей каждой личности (темперамента, эмоционально-нравственной чувствительности, типа мышления и памяти, волевых качеств и т.п. ) .
Единство требований со стороны всех лиц, осуществляющих контроль.
Основой для внутреннего контроля являются:
аттестация работника;
плановый контроль;
проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
жалобы по поводу нарушений в области образования.
Проведение проверок не следует затягивать во времени, их продолжительность должна быть минимальной.
Во время посещения занятий или других мероприятий педагога следует предупредить об этом не позднее, чем за один день.
В случае проведения планового контроля дополнительное предупреждение педагога не является обязательным, ведь в перспективном и годовом планах работы образовательной организации указаны сроки контроля, вопросы для рассмотрения, с ними знакомятся все работники на заседании августовского педагогического совета перед началом учебного года.
Кроме того, желательно, чтобы планы-графики внутреннего, перспективного контроля и на текущий учебный год были оформлены в виде стендов в методическом кабинете образовательной организации.
Для примера приведем ориентировочную форму записи внутреннего контроля в перспективном плане работы.
Таблица 1
Внутренний контроль в перспективном плане
№ п/п
Содержание мероприятий
Методы контроля
Формы контроля
Формы обобщения
Сроки исполнения
Отметка о выполнении
В годовом плане работы план-график внутреннего контроля может иметь такой вид.
Таблица 2
Внутренний контроль в годовом плане
№ п/п
Объект контроля
Ответственные
Формы контроля
Методы контроля
Формы обобщения результатов
Сроки посещения объектов контроля
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI
В экстренных случаях директор и его заместители могут посещать занятия преподавателей, осуществлять другие виды проверок без предварительного сообщения (письменная жалоба на нарушения прав человека, законодательства об образовании).
Результаты внутреннего контроля оформляют в виде справок, докладов о состоянии дел по проверенному вопросу, заслушивают на совещании при директоре или на заседании педагогического совета, или на методическом совете и обобщают приказом по учреждению. Результаты внутреннего контроля учитывают при проведении аттестации педагогических работников. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информацию о результатах доводят до работников образовательной организации в течение семи дней со дня окончания проверки. С приказом заинтересованных работников знакомят под роспись.
В случае если заинтересованные лица не согласны с результатами контроля, они об этом делают запись во время ознакомления с соответствующим приказом.
При возникновении конфликтных ситуаций они имеют право обратиться в конфликтную комиссию профкома или в вышестоящие органы управления образованием.
В практической деятельности при осуществлении внутреннего контроля могут возникать ошибки, которые нивелируют сам процесс контроля и его результаты.
Грубой ошибкой является то, что контроль не нацелен на результат.
При организации внутреннего контроля случается, что выбор объектов контроля случайный и при этом не выделены главные направления деятельности коллектива.
Бывают также случаи чрезмерной регламентации деятельности преподавателей что, в свою очередь, сдерживает их творчество, реализацию творческого потенциала и педагогического почерка.
Часто педагога воспринимают не как объект и субъект контроля одновременно, а лишь как объект, поэтому в таком случае можно наблюдать монологический тип общения.
И не худшим во время внутреннего контроля может быть то, что выводы и рекомендации не имеют конкретного характера, то есть общими, часто противоречивыми, случайными, неадресными.
Таким образом, осуществление внутреннего контроля будет иметь свои результаты только тогда, когда данные контроля будут основой для педагогического анализа, конечным результатом которого является регулирование и коррекция деятельности коллектива учебной организации.
Осуществление внутреннего контроля требует от работников, задействованных в его практическом осуществлении, теоретической, методической подготовки и компетентности, ответственности при принятии решений.
Гребенникова Л.В.,
старший методист Бахчисарайского колледжа
строительства, архитектуры и дизайна
15