Августовский педсовет Качество образования сегодня — качество жизни завтра


Педсовет «Качество образования сегодня – качество жизни завтра»
Повестка.
Качество образования сегодня – качество жизни завтра.
Анализ учебно-воспитательной работы за 2014-2015 учебный год. Задачи на 2015 – 2016 учебный год:
Анализ учебной деятельности за 2014-2015 учебный год.
Качество преподавания по итогам посещения уроков в рамках ВШК.
Роль классного руководителя в воспитании учащихся.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение в школе.
Принятия Положений.
Ход педсовета.
Представление новых членов коллектива.
Организационный момент (присутствующие, открытие педсовета, повестка)
«Хочется сказать спасибо….». (На слайдах достижения за год, администрация благодарит за работу учителей, вручаются грамоты).
Эпиграф педсовета. (Слайд: «Школа – мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.А. Барбюс «) Тема педсовета (Слайд). Повестка педсовета.
Вступительное слово директора.
Ка́чество жи́зни — понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками. Оно является более широким, чем материальная обеспеченность (уровень жизни), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, ожидаемая продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворение культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т.
Качество жизни может зависеть от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений.
Переход к постиндустриальному обществу сопровождается всё бо́льшим вниманием к нематериальным аспектам качества жизни при обеспеченности таковыми. В то же время многие не могут конкурировать на должном уровне по разным причинам, что даёт сдвиг социума в сторону сословного общества.
В 2009 году вышел доклад международной Комиссии по основным показателям экономической деятельности и социального прогресса под руководством Нобелевских лауреатов Дж. Стиглица и А. Сена, в котором обосновано использование показателя качества жизни в качестве основного критерия экономического развития общества вместо ВВП.
По мнению социологов Финансового университета, при Правительстве РФ, высокое качество жизни человека подразумевает[6][7]:
- достаточную продолжительность здоровой жизни, поддержанную хорошим медицинским обслуживанием и безопасностью (отсутствием значимых угроз жизни и здоровью),
- приемлемый объем потребления товаров и услуг, гарантированный доступ к материальным благам,
- удовлетворительные социальные отношения, отсутствие серьезных общественных конфликтов и угроз достигнутому уровню благополучия,
благополучие семьи,
- познание мира и развитие – доступ к знаниям, образованию и культурным ценностям, формирующим личность и представления об окружающем мире,
- учет мнения индивида при решении общественных проблем, участие в создании общепринятой картины мира и правил поведения человека,
- социальную принадлежность, полноправное участие в общественной и культурной жизни во всех их формах,
- доступ к разнообразной информации, включая сведения о положении дел в обществе,
- комфортные условия труда, дающего простор для творчества и самореализации, относительно короткий рабочий день, оставляющий человеку достаточно свободного времени для различных занятий.
Факторы, влияющие на качество знаний: уровень индивидуальных особенностей учащихся (интересов, мотивов, склонностей, здоровья и др.); уровень преподавания; уровень внеурочной воспитательной работы, уровень сформированности общих и специальных умений, состояние сложившейся системы оценивания процесса обучения (качество учебников, учебно-методических комплектов для учителей и учащихся), состояние внешнего влияние семьи, СМИ и т.д.). Начало разговор на сегодняшнем педсовете будем вести в форме дискуссии как технологии работы с классом ( Статья в журнале «Классный руководитель» №3 2015 Шустова И.Ю.,
д.п.н., с.н.с. лаборатории теории воспитания ФГБНУ ИСТО РАО, г. Москва «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИЙ В КЛАССЕ «ПРОБЛЕМАТИЗАТОР»» Дискуссия (от лат discussio - рассмотрение, исследование) - спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, в беседе. Во время дискуссии партнеры могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому, отстаивать свою точку зрения, свою позицию. В первом случае, больше проявляются качества присущие диалогу, во втором - спору. В диалоге задача участников - дополнять, развивать, созидать, поддерживать идеи и мысли, находить совместный поиск истины, решения. В споре - защищать, отстаивать личную позицию, аргументировать выбор, искать слабые стороны оппонента. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента.
1. Определяем задачи дискуссии
Целевая направленность дискуссии очень широка. Педагог, используя данный способ работы, может быть ориентирован на решение различных воспитательных задач:
•Дискуссия позволяет стимулировать ценностное самоопределение участников, выработать собственное отношения к миру и с миром, к себе и с собой, формирует мировоззрение. Проблемный характер обсуждения, столкновение нескольких взглядов и подходов стимулирует воспитанника к самостоятельному решению мировоззренческих и нравственных проблем, к определению своих жизненных ценностей, к выработке осознанной позиции.
•Дискуссия создает условия для возникновения детско-взрослой общности в открытом межпозиционном взаимодействии со взрослыми, снимает смысловые барьеры межу поколениями.
•Дискуссия дает ценный социальный опыт взаимодействия, прояснения и отстаивания своей позиции, умение взаимодействовать с другими, слушать и понимать. В дискуссии развиваются коммуникативные способности, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение, аргументировать, уметь договариваться. 
•Дискуссия помогает провести диагностику групповых процессов: определить ценностные ориентации группы, определит неформального лидера, найти причины некоторых групповых конфликтов.
•Дискуссия развивает самостоятельность мышления и создает условия для творческой самореализации.
•Дискуссия выступает как форма организации групповой деятельности школьников: по целеполаганию, планированию, анализу, решению проблем и т.д.
Важно чтобы дискуссия не превращалась в средство формулирования заранее запланированного педагогом тезиса или решения. В ходе настоящей дискуссии каждый участник свободно мыслит и выражает свою точку зрения. Особые задачи стоят перед ведущим, он должен не столько направлять ход дискуссии, сколько стимулировать, побуждать участников формулировать и аргументировать свое мнение, слушать друг друга, осмысливать возникающие пересечения в позициях участников дискуссии.
В статье пошагово рассматриваются вопросы: выбора темы, правила дискуссии, формы дискуссии («Джеффа», «Жизненное кредо», «Аквариум», «Конверт суждений», | «Вертушка - защита проектов», «Трибунарий», «Критики, мечтатели и реалисты», «Групповое решение проблемы»), вводная часть дискуссии, организация общения, правил для ведущего дискуссии, приемы, стимулирующие активность ее участников, повышающие эффективность группового обсуждения.«Джеффа»
Такая форма работы как Джеффа, позволяет проявить жизненную позицию воспитанников в открытом игровом взаимодействии. Участвующий не просто формулирует свою позицию, а буквально занимает ее пространстве, делая несколько шагов. Правила: педагог предлагает группе вопрос или утверждение, на которое каждый участник отвечает, заняв место в одной из трех позиций - «Да», «Нет» и «Может быть». Позиции обозначены соответствующими табличками так, чтобы каждая из трёх подгрупп расположилась в вершинах равностороннего треугольника лицом к его центру.
Когда участники, подумав, займут места у выбранных табличек, ведущий предлагает каждой группе высказать мнение, прояснить свою позицию. Говорят лишь желающие. Во время выступления одного участника остальные не могут перебивать его замечаниями. Высказываясь, участники не оспаривают противоположную точку зрения, не развивают и не повторяют высказанное ранее, а лишь обосновывают свой выбор, определяют свою позицию. Во время прояснения позиций участники имеют право перейти в другую группу, если захотят. Пассивных зрителей в этой форме нет.
Педагогу важно учитывать состав аудитории, адаптировать тему, по которой ему бы хотелось выстроить обсуждение, заранее заготовить вопросы. Вопросы должны быть построены в форме утвердительного высказывания, но предполагать разные варианты ответа, чтобы можно было ответить да или нет. Например, «Веришь ли ты в будущее России?». Упражнение можно проводить как самостоятельное мероприятие с целью выявления позиций воспитанников по интересующим вас вопросам, а можно проводить как разминку перед большой дискуссией или значимым обсуждением, для настроя на открытый проблемный разговор.
Для достижения желаемого эффекта нужно соблюдать несколько непременных условий: обязательное участие каждого, невозможность вступать в спор, оценивать и относиться к мнению другого (это пресекается ведущим), что настраивает на активное слушание, размышление над позициями друг друга, на осознание собственного мнения.
У нас будет 7 групп по 2 - «Да», «Нет», «Может быть» и группа «Что сделать?» (педагогам, администрации, чтобы повысить качество образования в школе)
6.Организация дискуссии «Джеффа» КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЗАВИСИТ ОТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ? (Предъявляются билетики с надписями «Да», «Нет», «Может быть», «Что сделать?» - формируются группы. Время обсуждения 15 минут.
Выступление представителей групп.
Физминутка. Упражнение «Паровоз» Игра проводится в круге. Сначала надо рассчитаться на первый-второй. Первые номера — хлопок в ладони, два притопа ногами. Вторые номера — два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый — второй — первый — второй и т.д. по кругу: имитируется стук колес поезда. По ходу игры темп все время убыстряется.
Перерыв. Поздравление летних изменников. Арбузы, которые стали уже традиционными на педсовете. Чайная пауза, которые организуют для педагогов администрация.
Продолжение выступлений по повестке педсовета.
Результаты анкет + и – в работе школы. (Анкета проводится в конце каждого учебного года и предъявляется на педсовете)
Проект решения педсовета.
Рефлексия.
Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.
Рефлексивно думать для педагога - значит: сначала попытаться понять, кем является другой человек – ребёнок. Затем представить, какими могут быть перспективы его развития. Важно подчеркнуть, что в сознании педагога рефлексивно отображается не только ребёнок, но и действия, которые воспитатель предпринимает по отношению к нему. Панораму рефлексии педагога составляют также условия, на фоне которых происходит его взаимодействие с ребёнком, чувства и переживания, сопровождающие этот процесс.
Другой аспект профессиональной рефлексии педагога обращен к нему самому как субъекту деятельности. Как известно, воспитатель становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но, только став исследователем, “постоянно перестраивающим свой профессиональный мир в ответ на неожиданные и озадачивающие его события реальности” (Russel, Spafford, 1983), педагог обретает профессиональное мастерство.
Способность занять исследовательскую позицию по отношению к своей практической деятельности и к самому себе, основанную на рефлексивных свойствах сознания, может служить критерием в определении уровня профессионализма педагога.
Ориентация на новые ценности динамично развивающегося общества, открытость новому опыту в меняющихся условиях профессиональной деятельности становится профессиональной необходимостью для педагога. Рефлексирующий воспитатель задаётся вопросами: Кто я? В чем моя роль? Во имя чего я работаю? Это побуждает педагога постоянно осмысливать и поддерживать свою профессиональную позицию, состоящую из системы ценностных ориентаций и основных принципов, которые задают смысл его деятельности, помогают в определении целей, становятся аргументами при принятии решений.
Понятие рефлексии. В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".
Педагогическая рефлексия. По исследованию Л.А.Карпенко.
Рефлексия – способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка. рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи, "вечный ученик своей профессии".
Упражнение «Моё педагогическое кредо» (составление группового портрета). Каждому предъявлется вырезанный портрет (без лица): 1) своё настроение они выражают, рисуя лицо. На футболке пишут свой педагогический девиз. По мере готовности это вывешивается на обозрение всех, зачитываются как напутствие на новый учебный год. В течение года к ним модно обращаться на Совещаниях при директоре, педсоветах, вывешивать на доске в учительской в соответствии с ситуацией.