Стендовый доклад на тему Духовно-нравственное воспитание


Духовно-нравственное воспитание кадет 5 класса
МБОУ «СОШ №4 с УИОП СГО»
Актуальность этой темы связана, с одной стороны, с приоритетом воспитательных задач, повышением роли духовно-нравственного воспитании (как ключевое требование ФГОС) и практической значимостью проблемы духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе, а с другой стороны, необходимостью использования возможностей школьного дополнительного образования и внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Уникальностью школы стало не только углубленное изучение предметов, но и открытие в 2013 году кадетских классов.
Главной целью организации и реализации образовательного процесса в кадетских классах является формирование личности, образованной и воспитанной на принципах гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и военному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.
 Дополнительное образование осуществляем через  регулярные занятия в кадетском классе и массовые мероприятия, способствующие пробуждению интереса к деятельности. Дополнительное образование  является личностно-ориентированным, т.е. ориентировано на потребности личности, выраженные в её запросах на образовательные услуги.
Вместе с внеурочной деятельностью школьное дополнительное образование даёт общее развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, выявляет и развивает потенциальные возможности ребёнка, причём это происходит в комфортной для него обстановке. Дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. По сути дела школьное дополнительное образование увеличивает пространство, в котором кадеты могут реализовывать свои лучшие нравственные качества, развивать свою творческую и познавательную активность.
Задачи воспитания на занятиях доп образования ( этика и этикет, умелые ручки, православная культура, хореография, риторика, строевая подготовка, основы военной подготовки кадет, хор, кембриджский английский, посещение кружка «Стрелок», театр- студия Эквилибриум»).
В кадетском классе проводятся мероприятия, связанные с гражданско-патриотическим и духовно-нравственным воспитанием учащихся: смотры строя и песни, праздники для ветеранов Великой Отечественной войны, бал, хоровая студия (в репертуаре военно-патриотические песни), посещение ветеранов ВОв на дому, уход за мемориальными досками.
Позитивным результатом развития кадетского движения в нашей школе может выступить показатель уровня вовлеченности в процесс творчества всех участников учебно-воспитательного процесса. Результативность данного процесса подтверждается данными участия в фестивалях, конкурсах, смотрах различного уровня, олимпиадах:
Кадеты 5 класса получили как личные, так и командные награды:
- II место в отборочном туре кадетского бала «Отчизны верные сыны» IV регионального смотра-конкурса;
- диплом участников муниципального этапа Всероссийского фестиваля народного творчества «Салют Победы»
- диплом участников городского смотр-конкурса электронных презентаций, посвященного Дню работника органов безопасности РФ;
- сертификат участия в областном конкурсе юных инспекторов движения «Безопасное колесо 2013»
- диплом участников областного конкурса проектов «Твори Добро»
- диплом участников областного смотр-конкурса строя и песни кадет;
- диплом участников областного смотр-конкурса физической подготовки кадет;
- дипломы за призовые места во всероссийских соревнованиях по регби.
Личные достижения:
- дипломы участников в Олимпийских сезонах WORLD RINGS, проводимых в рамках зимнего регионального фестиваля иностранных языков;
- дипломы участников городского конкурса чтецов «И вновь зазвучат стихи о Победе»
- диплом участия в областном конкурсе фотографий «Сердца моего Святыни» в рамках областных педагогических Рождественских чтений;
- диплом участников XVI городской научно-практической конференции «Поиск и творчество»
- диплом призеров IV открытой олимпиады по предметам математического и естественного циклов «Интеллектуальный олимп»
- диплом призеров (III место) в городских соревнованиях по мини- футболу среди юношей
-диплом и кубок призеров (II место) в муниципальном смотре-конкурсе строя и песни «Статен в строю, силен в бою», посвященном 69-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.

Сегодня такие учреждения, как кадетские корпуса, кадетские школы-интернаты, кадетские классы обладают высоким потенциалом в аспекте воспитания у обучающихся духовно-нравственных ценностных ориентаций. Это обеспечивается, прежде всего, специфическими особенностями целей, содержания, форм и методов образовательного процесса, особым укладом жизни кадетов.
Духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами «в лоб», такие вещи воспитываются через творческие погружения в родную культуру, историю, язык – с обязательным сравнением национального достояния с «чужим». Сравнительный метод вообще прекрасное средство для воспитания ума и души. Чем более мыслящим является человек, тем скорее он приходит к духовности и нравственности, тем прочнее его патриотические взгляды, принципы, убеждения.
Духовно-нравственное воспитание кадетов один из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа, кадетский класс – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обуславливает его ценностные ориентации. Уклад современной школьной жизни, кадетского класса – это взаимосвязь урочной, внеурочной деятельности, школьного дополнительного образования обучающихся и их родителей. Он основан на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Ведущая роль в создании социально-педагогического уклада школьной жизни кадетов принадлежит педагогическому коллективу и, в частности, педагогу дополнительного образования, который является в нашей школе не только руководителем кружка, но и координатором всех действий, событий, направленных на духовно-нравственное воспитание кадетов.

Дети в нашей школе (МБОУ «СОШ №4 с УИОП СГО») получают отличное дополнительное образование. Особое развитие получают кадеты. С истоков открытия на Руси кадетских корпусов, воспитанники получали качественное дополнительное обучение. Уникальностью школы стало не только углубленное изучение предметов, но и открытие в этом году кадетских классов – это подрастающее интеллектуально и всесторонне развитое поколение. Кадеты дополнительно получают: этика и этикет кадет, пение в хоре, хореография, кембриджский английский, физическая подготовка и др.
Результативность доп образования дети показывают на различных конкурсах, соревнованиях как городских и областных, так и на Российских.