Конспект урока В. Набоков Рождество


Урок В. В. Набоков « Рождество». Победа __________ над ____________ в рассказе
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания о творчестве В. Набокова на примере рассказа «Рождество»; через текст произведения донести до понимания учащихся жизненную концепцию автора; формировать умения работать с текстом, выделяя  основную идею произведения  – страдание человека, изменяющее видение мира; определить ценностную значимость данной темы
Развивающая: продолжить развивать умения и навыки анализа художественного произведения; способствовать развитию у уч-ся интеллектуальных, креативных компонентов учебной деятельности через методики критического мышления; развивать умения преодолевать жизненные трудности,  принимая происходящее в жизни как  подарок судьбыВоспитательная: продолжать формировать нравственно-эстетический идеал учащихся; воспитывать чувство бережного отношения друг к другу
Ход урока
I. Организационный момент
II. Стадия вызова.
1. Побуждение
На экране слайд с эпиграфом к уроку.
Ночь, даже самая холодная и пустая,
Все же отступит.
И ты увидишь, как еще темное небо
Настойчиво прорезают первые лучи солнца.
Они предвещают новый день,
А с ним тепло, свет и надежду,
Для того чтобы жить.
- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с этих строк. В чем их смысл?
(Как бы ни было человеку тяжело, больно, нужно встречать новый день и продолжать жить).
- Слова эти напрямую связаны с темой урока. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
(О жизни, ее смысле, о смерти)
 - Да, мы будем говорить о смысле жизни, о смерти, и  на примере рассказа В.В. Набокова «Рождество» должны увидеть, как убитого горем человека поглощают мысли о собственной смерти, но к жизни его возвращает маленькое чудо.
2. Слово о В.В.Набокове (презентация)
Сложно анализировать рассказ, ничего не зная о личности писателя.
- Что в биографии В.Набокова удивило вас, показалось интересным?
3. Беседа
-Я прошу Вас открыть тетради и записать тему урока
- Как вы думаете, какие слова в названии темы урока пропущены?
- Какова связь между этими словами? Давайте вспомним, что за праздник – Рождество? В какое время года встречают Рождество?
- Что вам известно о рождестве? Рождество в Казахстане, нашем городе. - Что значат для нас духовные праздники Казахстана? (Единство и согласие) III. Стадия осмысления.
Работать мы будем в группах, а ответственные не только помогут в выполнении заданий, но и будут оценивать работу каждого на разных этапах урока.
1. Работа в группах
Каждая группа получает индивидуальное задание по отрывку из текста. В конце работы, начиная с первой группы, маркером своего цвета на ватмане вы пишите характеристику Слепцова, таким образом, мы проследим с вами образ главного героя на протяжении всего рассказа. После того, как вы выполните задания своей группы, выберите 1 человека для защиты.
Задание для групп:
1 группа
Глава 1
Обратите внимание на фамилию героя, выделите корень и подумайте над лексическим значением. Найдите описание пейзажа, на что он вас настраивает? Можно ли уже дать характеристику герою?
Рассказать о жизни отца, найти детали его портрета. «…показалось его освещенное ухо и седой еж…», к складке кожи прилипла застывшая капля воска». «…сидел, словно в приемной у доктора» Определите, какой это вид портретного описания? (Фрагментарный) - Подумайте, почему автор скупо говорит о прошлом героя, показывает скупые детали портрета (какие именно и почему) Мы не знаем, как жил этот человек. Для автора не важно, чем занимался Слепцов, сколько ему лет. Да, это добрый, честный человек. Возможно, у него нет жены, если он приехал один. Самое главное: он очень любит сына, они были друзьями. 2 группа Глава 2
Соответствует ли описание природы состоянию главного героя? Докажите. Дополните характеристику героя
Рассказать о сыне Слепцова, о его характере, увлечениях. Да, это был искренний, доброжелательный мальчик, влюбчивый и робкий. Он радовался жизни, любил природу. Он увлекался велосипедом и имел серьёзное увлечение – коллекционировал бабочек. Этим занимается целая наука – энтомология. 3 группа
Глава 3
Опишите чувства Слепцова на могиле сына, в его комнате. Что он нашел в столе сына? Дополните характеристику героя.
Глава 4
Провести нас по дому Слепцова. Обратить внимание на детали. Здесь воспоминания о радостной, счастливой жизни, и мы сочувствуем герою в его большом горе. Не случайно автор говорит, что и мебель в саванах (не в чехлах) казалась незнакомой, вместо хрустальной люстры – незвенящий мешок. Слепцов забыл про Рождество и просит Ивана не ставить ёлку, почему? Что находит герой в столе сына? Всё ли он знал о своем ребёнке? Слепцов сделал для себя выбор – смерть. Объясните, почему?
4 группа
- Какое событие происходит в конце рассказа?
Прочитайте фрагмент появления бабочки. Как вы считаете, что символизирует данный отрывок и для чего появляется в тексте? Почему автор выбрал в такой момент для главного героя именно рождение бабочки?
Вспомните о символических значениях бабочки в мифологии.
Изменилось ли решение Слепцова?
Прочитайте дневниковые записи Набокова, перескажите их классу и ответьте на вопрос, можно ли считать данный рассказ автобиографичным и почему
Рассказ «Рождество» - автобиографичен. История, рассказанная нам автором, очень похожа на жизненную ситуация самого Набокова, когда он узнал о том, что потерял отца. Слепцов – плод творческой фантазии Набокова, а вот мальчик с его влюбленностью, увлечениями бабочками и велосипедом очень похож на самого Набокова. Слепцов видит красоту зимнего сада, но снег, покой и тишина сопутствует теме смерти. Пейзаж в рассказе имеет два смысла – передает идею красоты, одновременно и размышления о смерти.
Чудо, произошедшее накануне рождества, а именно созерцание рождающейся бабочки, как бы отвлекает душу, сосредоточенную на смертельной тоске, и дает ей новое рождение.
2. Выступление групп
3. Обобщающий диалог -Вот мы и закончили работу над рассказом.
-Теперь вы можете поразмыслить, почему автор дал своему герою фамилию Слепцов? - Герой — Слепцов, а название рассказа «Рождество»? Как свяжете? - Что, по-вашему, в рассказе является символом нового, нарождающегося?
- Какую мысль хотел этим передать автор своим читателям?
- Тогда какие слова вы написали бы вместо пропущенных в названии темы урока? (Жизнь-смерть, оптимизм-пессимизм, зрячесть- слепота).
Вывод, к которому должны прийти учащиеся
В.В.Набоков передает чувства отца, который потерял сына. Вместе с сыном он потерял смысл жизни. Он не понимает, зачем остался жить и решает умереть. «Смерть»,- тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение. Зажмурился…», открыл глаза и увидел чудо! Родилась бабочка! Бабочка как возрождение души героя. Он прозрел и, вероятно, будет жить дальше. В.В.Набоков утверждает, что жизнь продолжается, красота облегчает страдание, а время лечит душевные раны.
IV. Рефлексия1. Ролевая игра
- Предлагаю провести ролевую игру.
Каждая группа получает задание в соответствии с данной таблицей (ученики составляют письма индивидуально, затем в паре, в группе).
- Капитаны,  не забывайте оценивать работы своих товарищей. 
Роль Аудитория Форма Тема
Слепцов Современной молодежи Письмо - благодарность «Маленькое чудо, вернувшее меня к жизни – подарок сына»
Слепцов Молодежи Письмо -наставление «Помните, в нашей жизни ничего не происходит просто так».
Молодежь СлепцовуПисьмо поддержка «Вера в чудеса возвращает человека к жизни»
Молодежь СлепцовуПисьмо-восхищение «Горе не сломит человека, если есть вера».
2. Выставление оценок в группе
Впишите фамилии участников группы, оцените работу каждого участника по критериям столбцов, поставив плюс или минус. Посчитайте количество плюсов м выставьте соответствующую оценку.
Фамилия, имя участника Чтение фрагмента текста Характеристика героя Участие в работе группы Участие в обсуждении Написание письма Общее количство +
3. Итог
- Завершая урок, хочу узнать, что вы взяли для себя из сегодняшнего урока? Как должны относиться друг к другу родные люди? Что или кто  помогает человеку справиться с жизненными проблемами? Можно ли сказать, что в нашей жизни ничего просто так не происходит? Тогда, что же такое чудо?
Прослушивание стихотворения Н.Гумилева «Дремала душа как слепая…»
V. Домашнее задание:
1. Краткая биография Ч. Айтматова (индивидуальное задание)
2. Ч. Айтматов «Белый пароход», чтение и пересказ. В чем трагизм произведения?