Формирование ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.
Зиганурова Т. В.
Формирование ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.
МБОУ ОШ 7
«Забота о здоровье - это важнейший труд учителя»
В. А. Сухомлинский
Данная тема актуальна, так как в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья школьников. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании- красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».Одной из ключевых идейнового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)является формирование культуры здоровья младшего школьника, формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Ценностное отношение к здоровью имеет общечеловеческую значимость. Осознание здоровья как высшей ценности, формирование чувства ответственности за состояние собственного организма, понимание важности сохранения и укрепления здоровья, проявляющиеся в поведении, оказывают непосредственное влияние на здоровье человека. Наиболее благоприятным периодом формирования ориентации на ценностные характеристики здоровья является младший школьный возраст.
По выражению академика Н.М.Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Установка на ценностное отношение к здоровью не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.Поделюсь опытом работы по формированиюценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.
Поставила перед собой основные задачи сохранения здоровья
младших школьников:
Сформировать ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни;
сформировать активную жизненную позицию;
сформировать представления о своем теле, организме;
учить укреплять и сохранять свое здоровье;
понимать необходимость и роль двигательной активности;
обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;
уметь оказывать элементарную помощь при травмах;
формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Активно использую следующие формы внеурочной работы по формированию ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни:
Утренняя гимнастика
Уроки здоровья
Практические занятия
Игровые часы
Спортивные соревнования
Спортивные секции
Дни Здоровья
Экскурсии и походы
Проектная деятельность
Месячники здоровья
Акции здоровьесберегающей направленности
Выступление агитбригад
Посещение музея Медицины
Рейды по проверке внешнего вида
Ежедневная утренняя гимнастика приучает младшего школьника заботиться о своем здоровье, относиться с детства с уважением к потребностям своего организма.
«Уроки Здоровья»проводятся 2 раза в месяц. Темы: «Секреты Здоровья», «Полезные и вредные привычки», «Профилактика гриппа» и т.д. Активно использую видеоуроки:«Поведение в чрезвычайных ситуациях», «Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации», «Здоровье человека», «Здоровый образ жизни. Правильное питание», «Детский травматизм» и т.д.Видеоуроки скачиваю обучающимся на электронные носители для семейного просмотра.В результате у детей и родителей формируется положительная мотивация к соблюдению правил здоровьесбережения.
При проведении практических занятий учу детей правильно мыть руки, чистить зубы, уши, ухаживать за волосами.
Игровые часы.
Для формирования ценности здоровья у детей использую подвижные, интеллектуальные, ролевые игры, игры с театрализациями и т. д.Подвижные игры развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем. Интеллектуальные игры направлены на закрепление понятий, знаний по проблематике здорового образа жизни.
Спортивные соревнования.
Обучающиеся ежегодно участвуют в «Кроссе наций», «Лыжне России». Проводятся соревнования на параллели «Сильный. Смелый. Ловкий», «Быстрее. Выше. Сильнее», «А, ну-ка, девочки»,«Папа, мама, я- спортивная семья».Спортивно ориентированные творческие конкурсы: конкурс эрудитов-знатоков в области здоровья, здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Спортивные секции.
70 % обучающихся моего класса посещают спортивные секции: лёгкая атлетика, бокс, рукопашный бой, тхэквондо. Ониучаствуют в соревнованиях, рассказывают о своих достижениях. Проводим «День рекордов».
Дни Здоровья. Экскурсии и походы выходного дня.
Вместе с родителями и представителем станции туристов Русиновой А.В. побывали на Аликаевом камне, в Черкасовской пещере, на Жёлтом камне.
Проектная деятельность.
Для младших школьников доступна и интересна работа над индивидуальными и групповыми мини-проектами на тему «Ценность здоровья». Обучающиеся выполняли индивидуальные и коллективные проекты о здоровом образе жизни: «Моя семья за здоровый образ жизни», «О вкусной и здоровой пище», и т.д.Вовлечение младших школьников в проектную деятельность оказывает влияние на возникновение у детей эмоционального отклика, активизации интереса к познанию особенностей своего организма, потребности в заботе о здоровье.
Месячники Здоровья.
В рамках месячника проводим конкурсы рисунков, стенгазет, плакатов, конкурс частушек о ЗОЖ, классные часы с привлечением медицинских работников - родителей, беседы, спортивные мероприятия. Издаём и распространяем различные памятки, листовки о здоровом образе жизни.Проводим рейды: «Общество чистых тарелок», рейды по проверке внешнего вида, носовых платков, ногтей.Посещаем Музей Медицины(раз в четверть).
Родители являются моими активными помощниками в формировании у младших школьников ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни.
Результативность:
На протяжении 2013-2016 уч.г. в системе осуществлялась работа по формированию у учащихся основ здорового образа жизни. Для выявления динамики процесса формирования ЗОЖ младших школьников класса были использована «Диагностика сформированности у младших школьников основ культуры здорового образа жизни обучающихся», анкетирование на тему «Я и мое здоровье», «Расти здоровым».
Диагностика сформированности у младших школьников
основ культуры здорового образа жизни обучающихся
1 класс – 2013 - 2014 2 класс-2014-2015 3 класс – 2015-2016
Высокий уровень 32 % Высокий уровень 48% Высокий уровень 76 %
Средний уровень 29 % Средний уровень 33 % Средний уровень 12 %
Низкий уровень 39 % Низкий уровень 19% Низкий уровень 12 %
Сравнив результаты анкетирования на констатирующем (1 класс) и формирующих этапах (2, 3 класс), отметила положительную динамику. Анализ сравнительных результатов мониторинга доказывает положительное влияние проведенной работы и эффективность условий формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни. Медицинское диагностирование констатирует уменьшение простудных заболеваний на 12 %.
Здоровье - это бесценное богатство, поэтому задача взрослого научить ребёнка заботиться о нём и радоваться каждому дню!
Литература:
1.Кудряшова И. А., Любушина О. Н. – Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников в эколого-биологическом объединении учреждения дополнительного образования детей // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 680–687.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/08/10/formy-i-metody-raboty-pohttp://mydocx.ru/3-76162.htmlhttp://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635b3ad68a4c43a89521216c27_1.htm