Урок Строение эукариотической клетки

Общая биология. Раздел цитология. Тема: Строение эукариотической клетки
Тема урока: Клеточные органоиды (органеллы): пластиды, митохондрии,
эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы.

Цели урока:
Используя компьютерные интерактивные иллюстрации, познакомить учащихся со строением и функциями некоторых мембранных органоидов клетки.
Закрепить полученные знания, осуществляя компьютерный контроль
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, компьютерная программа «Репетитор по биологии», компьютерные программы с заданиями для закрепления и контроля знаний учащихся по изучаемой теме, таблицы, цветные схемы животной и растительной клеток и их органоидов, карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока.
I. Оргмомент.
1. Инструктаж по ТБ при работе с компьютером.
2. Кнопки управления программой 1С-«Репетитор по биологии».
II. Актуализация опорных знаний.
1. Что изучает цитология?
2. Что такое прокариоты?
3. Что такое эукариоты?
4. Какие ученые внесли вклад в развитие цитологии?
5. Сформулируйте основные положения современной клеточной теории.
6. Какие вам известны методы цитологических исследований?
III. Изучение нового материала.
1. Тема урока; введение понятия органоиды; деление их на три группы.
2. Открываем репетитор по биологии.
3. Открываем альбом, общая биология, тема клетка.
4. Активизируем клетку животных и растений. Направляя курсор на элементы клетки, подписываем названия органоидов на схемах клеток животных и растений в тетради. (используем рисунки и фотографии из Альбома)
5. Открываем репетитор, учебник, где в тексте находим сведения о строении и функции органоидов в последовательности:
а) шероховатая ЭПС; гладкая ЭПС; рибосомы;
б) аппарат Гольджи; лизосомы;
в) митохондрия; пластиды (хлоропласт);
IV. Закрепление изученного материала.
Открываем на панели индикации задание № 1 – 3 (для закрепления)


Задание № 1. Проставить номера клеточных компонентов и органоидов в соответствующую графу таблицы №1.
Задание № 2. В столбце «Мембраны», таблицы № 1 обозначить немембранные органоиды цифрой «0», одномембранные цифрой «1», двумембранные цифрой «2»


Таблица № 1. Строение эукариотических животной и растительной клеток




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Животная клетка

Мембраны



Эндоплазматическая сеть





Лизосома





Митохондрия





Цитоплазма





Ядро с ядерным соком





Аппарат Гольджи





Центриоли





Пиноцитозный пузырек





Ядрышко





Плазматическая мембрана (гликокаликс)





Рибосома





Ядерная оболочка







1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Растительная клетка

Мембраны



Ядро с ядерным соком





Клеточная стенка





Лизосома





Аппарат Гольджи





Зерно крахмала





Митохондрия





Пластиды Хлоропласт





Вакуоль с клеточным
соком, с кристаллами





Рибосома





Эндоплазматическая сеть





Цитоплазма









Таблица № 2 Функции компонентов и органоидов животной и растительной клеток.
Задание № 3. Ра
·сставьте цифры, соответствующие компонентам и органоидам с определенными функциями:
Функции органоидов и компонентов клетки


Основной органоид клетки, участвующий в ее делении


Часть клетки, где расположены все ее органоиды


Органоид, в котором формируется рибосомы


«Энергетические» станции клетки


Органоид клетки, в котором происходит расщепление поступающих в нее пищевых веществ


Клеточный органоид, участвующий в синтезе белков, полисахаридов, жиров, а также в транспорте и накоплении различных веществ в клетке


Структурное образование, отделяющее ядро от цитоплазмы


Органоид, в котором происходит фотосинтез


Часть клетки, где хранится наследственная информация


Органоид, в котором происходит биосинтез белка




V. Провека уровня усвоения учебного материала учащихся при помощи компьютера.
Открываем на панели индикации Контрольное задание по теме "Клетка"( с обозначением Microsoft Exc.)

В столбцах "D" и "F" отметить знаком "1" органоиды, которые имеются в соответствующих клетках




D

F




Клетка животных
Органоиды клеток
Клетка растений





Рибосома






Клеточная стенка






Эндоплазматическая сеть






Ядерная оболочка






Зерно крахмала






Цитоплазма






Пластиды Хлоропласт






Вакуоль с клеточным соком, с кристаллами






Ядро с ядерным соком






Пиноцитозный пузырек






Митохондрия






Лизосома






Плазматическая мембрана (гликокаликс)






Аппарат Гольджи






Ядрышко






Центриоли





 
 






Баллы










VI. Подведение итогов урока.
Выделить курсором 20 и 22 строку контрольного задания.
Зайти в меню «Формат», строка, отобразить, и вы увидите количество набранных баллов в ячейках D21, F21



VII. Домашнее задание.
Изучить: § 6;









Рекомендации по использованию.

Учебный материал 1С репетитора по биологии удобно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверке знаний учащихся.
Репетитор содержит материал учебников по ботанике, зоологии, человеку, общей биологии, а так же глоссарий, таблицы, альбом, исторические сведения, программу по биологии, методические рекомендации, примерное планирование уроков, интересные задачи и сведения о живой природе и экологии.
Электронное приложение к учебнику Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, Т.В.Ивановой «Биология» Сферы.
Альбом, таблицы, иллюстрации учебника легко можно использовать для изготовления раздаточного материала и для создания красочных наглядных пособий, стендов, портретов биологов.
Для успешной работы с 1С репетитором по биологии и по другим учебным предметам необходимо знать ПК и его базовое программное обеспечение и умело использовать их для подготовки к занятиям. Необходимо всем учителям – предметникам пройти курсы по овладению ПК, как минимум по 100 часовой программе, а при методкабинете иметь отдел по адсорбированию учебных программ, различных учебных материалов с Интернета и TV, систематизировать, размножать их и предоставлять эти материалы для работы педагогов школ параллельно с обеспечением школ учебниками.

Дзюбан Наталья Владимировна.










13 PAGE 14115 МБОУ «Янтарненская школа»