Урок Строение эукариотической клетки
Общая биология. Раздел цитология. Тема: Строение эукариотической клетки
Тема урока: Клеточные органоиды (органеллы): пластиды, митохондрии,
эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы.
Цели урока:
Используя компьютерные интерактивные иллюстрации, познакомить учащихся со строением и функциями некоторых мембранных органоидов клетки.
Закрепить полученные знания, осуществляя компьютерный контроль
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, компьютерная программа «Репетитор по биологии», компьютерные программы с заданиями для закрепления и контроля знаний учащихся по изучаемой теме, таблицы, цветные схемы животной и растительной клеток и их органоидов, карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока.
I. Оргмомент.
1. Инструктаж по ТБ при работе с компьютером.
2. Кнопки управления программой 1С-«Репетитор по биологии».
II. Актуализация опорных знаний.
1. Что изучает цитология?
2. Что такое прокариоты?
3. Что такое эукариоты?
4. Какие ученые внесли вклад в развитие цитологии?
5. Сформулируйте основные положения современной клеточной теории.
6. Какие вам известны методы цитологических исследований?
III. Изучение нового материала.
1. Тема урока; введение понятия органоиды; деление их на три группы.
2. Открываем репетитор по биологии.
3. Открываем альбом, общая биология, тема клетка.
4. Активизируем клетку животных и растений. Направляя курсор на элементы клетки, подписываем названия органоидов на схемах клеток животных и растений в тетради. (используем рисунки и фотографии из Альбома)
5. Открываем репетитор, учебник, где в тексте находим сведения о строении и функции органоидов в последовательности:
а) шероховатая ЭПС; гладкая ЭПС; рибосомы;
б) аппарат Гольджи; лизосомы;
в) митохондрия; пластиды (хлоропласт);
IV. Закрепление изученного материала.
Открываем на панели индикации задание № 1 – 3 (для закрепления)
Задание № 1. Проставить номера клеточных компонентов и органоидов в соответствующую графу таблицы №1.
Задание № 2. В столбце «Мембраны», таблицы № 1 обозначить немембранные органоиды цифрой «0», одномембранные цифрой «1», двумембранные цифрой «2»
Таблица № 1. Строение эукариотических животной и растительной клеток
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Животная клетка
№
Мембраны
Эндоплазматическая сеть
Лизосома
Митохондрия
Цитоплазма
Ядро с ядерным соком
Аппарат Гольджи
Центриоли
Пиноцитозный пузырек
Ядрышко
Плазматическая мембрана (гликокаликс)
Рибосома
Ядерная оболочка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Растительная клетка
№
Мембраны
Ядро с ядерным соком
Клеточная стенка
Лизосома
Аппарат Гольджи
Зерно крахмала
Митохондрия
Пластиды Хлоропласт
Вакуоль с клеточным
соком, с кристаллами
Рибосома
Эндоплазматическая сеть
Цитоплазма
Таблица № 2 Функции компонентов и органоидов животной и растительной клеток.
Задание № 3. Ра
·сставьте цифры, соответствующие компонентам и органоидам с определенными функциями:
Функции органоидов и компонентов клетки
№
Основной органоид клетки, участвующий в ее делении
Часть клетки, где расположены все ее органоиды
Органоид, в котором формируется рибосомы
«Энергетические» станции клетки
Органоид клетки, в котором происходит расщепление поступающих в нее пищевых веществ
Клеточный органоид, участвующий в синтезе белков, полисахаридов, жиров, а также в транспорте и накоплении различных веществ в клетке
Структурное образование, отделяющее ядро от цитоплазмы
Органоид, в котором происходит фотосинтез
Часть клетки, где хранится наследственная информация
Органоид, в котором происходит биосинтез белка
V. Провека уровня усвоения учебного материала учащихся при помощи компьютера.
Открываем на панели индикации Контрольное задание по теме "Клетка"( с обозначением Microsoft Exc.)
В столбцах "D" и "F" отметить знаком "1" органоиды, которые имеются в соответствующих клетках
D
F
Клетка животных
Органоиды клеток
Клетка растений
Рибосома
Клеточная стенка
Эндоплазматическая сеть
Ядерная оболочка
Зерно крахмала
Цитоплазма
Пластиды Хлоропласт
Вакуоль с клеточным соком, с кристаллами
Ядро с ядерным соком
Пиноцитозный пузырек
Митохондрия
Лизосома
Плазматическая мембрана (гликокаликс)
Аппарат Гольджи
Ядрышко
Центриоли
Баллы
VI. Подведение итогов урока.
Выделить курсором 20 и 22 строку контрольного задания.
Зайти в меню «Формат», строка, отобразить, и вы увидите количество набранных баллов в ячейках D21, F21
VII. Домашнее задание.
Изучить: § 6;
Рекомендации по использованию.
Учебный материал 1С репетитора по биологии удобно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверке знаний учащихся.
Репетитор содержит материал учебников по ботанике, зоологии, человеку, общей биологии, а так же глоссарий, таблицы, альбом, исторические сведения, программу по биологии, методические рекомендации, примерное планирование уроков, интересные задачи и сведения о живой природе и экологии.
Электронное приложение к учебнику Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, Т.В.Ивановой «Биология» Сферы.
Альбом, таблицы, иллюстрации учебника легко можно использовать для изготовления раздаточного материала и для создания красочных наглядных пособий, стендов, портретов биологов.
Для успешной работы с 1С репетитором по биологии и по другим учебным предметам необходимо знать ПК и его базовое программное обеспечение и умело использовать их для подготовки к занятиям. Необходимо всем учителям – предметникам пройти курсы по овладению ПК, как минимум по 100 часовой программе, а при методкабинете иметь отдел по адсорбированию учебных программ, различных учебных материалов с Интернета и TV, систематизировать, размножать их и предоставлять эти материалы для работы педагогов школ параллельно с обеспечением школ учебниками.
Дзюбан Наталья Владимировна.
13 PAGE 14115 МБОУ «Янтарненская школа»