Протоколы заседаний МО учителей русского языка и литературы за 2015-2016 уч.год


ПРОТОКОЛЫ
ЗАСЕДАНИЙ ОКРУЖНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Тема:
Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка и литературы как средство социализации личности школьника.
Протокол №1
заседания окружного методического объединения
от 25 ноября 2015 г.
Присутствовали:
Темежникова И.Д – завуч МБОУ «Устьянская СОШ»
Сенчукова В.В. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ»
Когадько Д.Ф. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ»
Нифанина Г.А. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ»
Сафоновская Т.В. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Березницкая СОШ»
Козлова А. И. - учитель русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ»
Тарбаева Н.Н. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ» филиал Орловская основная школа и руководитель МО.
Повестка дня:
Открытый урок по литературе в 6 классе (Когадько Д.Ф. - учитель МБОУ «Устьянская СОШ»)
Открытый урок по русскому языку в 5 классе (Фёдорова Н.Н. - учитель МБОУ «Устьянская СОШ»)
Самоанализ и анализ открытых уроков.
Возрастные особенности формирования у обучающихся коммуникативных УУД (выступление Тарбаевой Н.Н. - учителя МБОУ «Устьянская СОШ» филиал Орловская ОШ).
Мониторинг сформированности у обучающихся 5 классов коммуникативных УУД.
Организация проведения конкурса художественного слова на базе МБОУ «Устьянская СОШ».
В начале заседания учителем русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ» Когадько Д.Ф. был проведён открытый урок по литературе в 6 классе по теме «Тема милосердия в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». В начале урока в ходе просмотра слайдовых картинок учитель подвёл детей к ключевому понятию темы: милосердие. Так как формулирование цели урока для учащихся 6 класса оказалось сложной задачей, учителю пришлось самому определить её и далее совместно с детьми поставить к ней частные задачи. Затем Дарья Фёдоровна через фронтальную беседу проверила знания учащихся по биографии писателя. Проверка показала, что большинством ребят дома была прочитана статья по биографии Достоевского. На следующем этапе урока учитель провёл глубокий смысловой анализ текста художественного произведения. В ходе работы над содержанием рассказа дети читали фрагменты произведения, отвечали на вопросы учителя, опираясь на текст, искали нужную информацию в соответствии с поставленной задачей учителя, анализировали художественные образы (халатников, мальчика, города и городских жителей). Также учителем прекрасно была организована работа над новыми словами, которые встретились учащимся в ходе чтения рассказа (халатники, милостыня, милосердие). В конце урока учитель подвёл детей к ответу на главный вопрос урока: «Какой же красотой спасётся мир? Какую роль играет милосердие в жизни каждого человека?» Урок цели достиг.
На втором этапе заседания творческой группы был проведён открытый урок русского языка в 5 классе по теме «Ударение». Урок давала учитель русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ» Фёдорова Н.Н. В начале урока через чтение текста про Петю учитель создал проблемную ситуацию: «Почему Петя попал в глупое положение?», решение которой подвело учащихся к формулированию темы урока. Исходя из темы, дети самостоятельно определили задачи урока и совместно с учителем сформулировали общую цель. На этапе открытия новых знаний и первичного закрепления Надежда Николаевна организовала парную и групповую работу детей, в ходе которой учащиеся выполняли различные задания, направленные на добывание нужной информации: что такое ударение, каким бывает русское ударение. Для усвоения нового материала учителем были использованы различные виды деятельности учащихся: чтение теоретического материала учебника, говорение, анализ примеров разных форм одного и того же слова с целью выявления особенностей русского ударения, словарная, самостоятельная работа, работа с орфоэпическим словарём, составление текста. В конце урока на этапе рефлексии учитель вернулся к цели, поставленной в начале урока, к степени её достижения. Урок отличается чёткостью, логичностью и продуманностью всех этапов. На уроке была создана ситуация совместного сотрудничества, психологического комфорта. Урок цели достиг.
Далее учителя, дававшие открытые уроки, провели самоанализ. Затем каждый из участников заседания МО высказался по урокам. По уроку Когадько Д. Ф. первой высказалась Сенчукова В.В. - учитель русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ». Валентина Васильевна отметила, что урок отличался нравственной наполненностью, учитель учит детей глубокому анализу художественного текста, на уроке царила атмосфера комфорта и взаимопонимания (дети слушали и слышали учителя, работали как единое целое, между учителем и учащимися установлена полная коммуникация). Далее слово взяла Анна Ивановна - учитель русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ», которая указала на умение учителя устанавливать тесное сотрудничество с классом. Также Козлова А. И. заметила, что на протяжении урока использовалась только одна форма деятельности: фронтальная беседа и ведущая роль на уроке принадлежала учителю, а не детям. Сафоновская Т.В. - учитель русского языка и литературы МБОУ «Березницкая СОШ» добавила, что хотя дети и активно отвечали на вопросы учителя, но не было монологических ответов, поэтому учителю в дальнейшем необходимо работать над речью учащихся. Кроме этого, надо стараться не допускать на уроке хоровых ответов и ни в коем случае не поворачиваться спиной к классу. Продумывать эстетическое оформление урока литературы (наглядность). Не было физминутки, поэтому учащиеся 6 класса к концу урока устали, и это сказалось на их активности.
По уроку Фёдоровой Н.Н высказалась Сенчукова В.В., которая поблагодарила учителя за историческую справку о происхождении ударения в русском языке, за теоретическую наполняемость урока (сведения об особенностях русского ударения в последующем пригодятся учащимся при выполнении олимпиадных заданий). Также Валентина Васильевна отметила прекрасно организованную работу со словами, результатом которой стал самостоятельно созданный учащимися текст. Анна Ивановна также указала на использование учителем на уроке элемента ролевой игры: из числа отличников были выбраны учёные, которые оказывали практическую помощь учащимся при выполнении самостоятельной работы. В конце анализа уроков слово взяла Темежникова И.Д. - завуч МБОУ «Устьянская СОШ». Ирина Дмитриевна подвела итоги и сказала, что на современном этапе планирования урока необходимо использовать оценочные листы и каждый этап урока должен быть оценен учащимися. Кроме этого в начале урока должно быть организовано совместное планирование деятельности детей, степень их включенности в достижение общей цели урока.
На следующем этапе заседания руководитель МО, Тарбаева Н.Н., познакомила членов творческой группы с возрастными особенностями формирования коммуникативных УУД. Наталья Николаевна сообщила, что развивая те или иные способности, умения, навыки мы опираемся на возможности ребенка, его возрастные особенности. Возрастные особенности необходимо учитывать и при формировании коммуникативных УУД. Далее Тарбаева Н.Н. рассказала членам МО о возрастных особенностях учащихся начальной, основной и старшей школы. В начальной школе:
ведущая деятельность – учебная;
ведущая потребность в признании и самоутверждении (в учебной деятельности);
роль учителя – авторитет, организатор, сопровождающий деятельность ребенка;
тип общения со сверстниками – кооперативно-соревновательный.
В средней школе картина существенно меняется. Это связано со сменой возрастных особенностей и задач развития в подростковом возрасте:
ведущая потребность – интимно-личностное общение;
роль учителя – партнер;
тип взаимоотношений со сверстниками - партнерский;
развитие навыков межличностного общения (нравственно-этическая сторона);
становление системы ценностей;
развитие абстрактного мышления, планирования и прогнозирования.
Далее Наталья Николаевна представила на обсуждение членам группы мониторинг сформированности у обучающихся коммуникативных УУД. Учителями были рассмотрены пункты мониторинга и сделан вывод, что данный мониторинг можно включить в свою практическую деятельность.
В конце заседания также был рассмотрен вопрос об организации конкурса художественного слова на базе МБОУ «Устьянская СОШ». Было решено разделить всех участников конкурса на две группы: 1-4 классы и 5-11 классы - и внесены предложения по формированию групп членов жюри.
Решение:
За проведение открытого урока литературы в 6 классе выписать Когадько Д.Ф. сертификат.
Ответственный – руководитель ОМО
За проведение открытого урока по русскому языку в 5 классе выписать Фёдоровой Н.Н. сертификат.
Ответственный – руководитель ОМО
Принять к сведению информацию овозрастных особенностях формирования коммуникативных УУД, предоставленную Тарбаевой Н.Н.
Ответственные - учителя
Принять к сведению информацию о мониторинге сформированности у обучающихся коммуникативных УУД, внедрять в свою педагогическую деятельность.
Ответственные – учителя и руководитель ОМО
Принять к сведению решение об организации конкурса художественного слова.
Ответственные - руководитель МО, члены жюри,
завуч МБОУ «Устьянская СОШ»

Секретарь ___________________/Н.Н.Тарбаева/
Протокол №2
заседания окружного методического объединения
от 18 марта 2016 г.
Присутствовали:
Темежникова И.Д – завуч МБОУ «Устьянская СОШ»
Сенчукова В.В. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ»
Когадько Д.Ф. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ»
Нифанина Г.А. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ»
Сафоновская Т.В. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Березницкая СОШ»
Козлова А. И. - учитель русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ»
Тарбаева Н.Н. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ» филиал Орловская основная школа и руководитель МО.
Повестка дня:
Открытый урок по русскому языку в 6а классе по теме «Описание интерьера» (Когадько Д.Ф. - учитель МБОУ «Устьянская СОШ»);
Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме «Повторение и систематизация по теме «Осложнённое простое предложение» (Сенчукова В.В. - учитель МБОУ «Устьянская СОШ»);
Самоанализ и анализ открытых уроков;
Мастер-класс по теме «Приёмы работы на уроках литературы, направленные на развитие коммуникативных УУД» (Фёдорова Н.Н. - учитель МБОУ «Устьянская СОШ»);
Разное.
В начале заседания учителем русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ» Когадько Д.Ф. был дан открытый урок по русскому языку в 6а классе по теме «Описание интерьера». В начале урока Дарья Фёдоровна предложила детям разгадать кроссворд и определить ключевое слово кроссворда. Этим словом стало заимствованное слово «интерьер». Далее учитель с помощью наводящих вопросов: «Известно ли вам, что такое интерьер? Приходилось ли вам когда-нибудь описывать интерьер? Какой тип речи поможет нам описать интерьер?» - подвела учащихся к формулированию темы урока. После того, как дети самостоятельно вывели тему урока, они совместно с учителем определили цель (учиться описывать интерьер) урока и поставили к ней частные задачи. На следующем этапе урока дети работали с толковым словарём, искали значение слова «интерьер». Далее Дарья Фёдоровна, опираясь на жизненный личный опыт учащихся, предложила ребятам перечислить те части интерьера, которые будут общими в описании любого помещения (двери, стены, окна, перегородки, пол, потолок). Работая с текстами, дети пришли к выводу, что описание интерьера становится более ярким и красочным, если в нём использовать имена прилагательные и глаголы. Имена прилагательные помогут описать предметы, которые находятся в помещении, а глаголы укажут место описываемого предмета. На протяжении всего урока учитель умело использовал различные формы деятельности учащихся: индивидуальную работу, фронтальную, парную и групповую. Также на уроке были реализованы различные виды деятельности обучающихся: слушание, чтение, анализ текста, исследование по тексту, обобщение, говорение. Работая над планом описания интерьера, дети также пришли к выводу, что по комнате или помещению можно многое сказать и о хозяине этой комнаты: чем он занимается или увлекается, каков его характер. В конце урока учитель предложила детям разбиться на три группы и поработать с фотографиями комнат: первая группа должна была описать стены, окна комнаты; вторая группа описывала мебель, третья - хозяина этой комнаты. В течение всего урока учитель постоянно возвращала детей к задачам, поставленным в начале учебного занятия, на каждом этапе урока предлагала оценить свои знания: что понятно, что вызывает трудности, над чем предстоит ещё поработать. В конце урока на этапе рефлексии учитель вернулся к цели, поставленной в начале урока, к степени её достижения. Урок отличался чёткостью, логичностью и продуманностью всех этапов. На уроке была создана ситуация совместного сотрудничества и психологического комфорта. Урок цели достиг.
На втором этапе заседания ОМО Сенчуковой В.В. - учителем русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ» - был проведён открытый урок русского языка в 8 классе по теме «Обобщение и систематизация по теме «Осложнённое простое предложение». Урок повторения и закрепления был разработан и выстроен учителем таким образом, что главная роль в проведении урока отводилась не учителю, а учащимся. Весь класс был разделён на две группы: консультанты (5 человек из числа сильных учащихся) и все остальные, которым предстояло, выполняя задания, сдать зачёт у консультантов. В начале урока все дети получили оценочные листы, на которых было отражено три группы оценок: самооценка по материалу в начале урока, оценка консультанта и итоговая оценка (оценка учителя). За 40 минут урока все учащиеся должны были сдать тематические зачёты у консультантов, получить оценку, выполнить упражнение из учебника и получить итоговую оценку учителя. После того, как дети получили инструкцию от учителя, они парами подходили к консультантам, выполняли задания по темам: однородные члены предложения, вводные слова и предложения, обращение, второстепенные члены предложения - получали оценку. Урок отличался высокой работоспособностью, так как все учащиеся были заинтересованы в том, чтобы получить хорошую оценку, все, даже самые слабые, были включены в работу. В конце урока на этапе рефлексии учитель предложил детям оценить работу консультантов, проставив им оценки на доске. На уроке были реализованы все этапы повторения изученного материала. Коммуникативная деятельность учащихся носила характер кооперации (организация и осуществление совместной деятельности в парах; умение аргументировать, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу) и интериоризации (речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям; способность строить понятные для партнёра высказывания; рефлексия своих действий).
Далее учителя, дававшие открытые уроки, провели самоанализ, после чего каждый из участников заседания МО высказался конкретно по урокам. По уроку Когадько Д. Ф. первой высказалась Сенчукова В.В. - учитель русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ». Валентина Васильевна отметила, что весь урок воспринимался в рабочем режиме, чувствовалась атмосфера взаимопонимания учителя и учеников. Единственный минус, по мнению Валентины Васильевны, - отсутствие на уроке русского языка письма: дети должны писать. Далее слово взяла Галина Акиндиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Устьянская СОШ», которая также отметила огромную работу, проведённую учителем при подготовке урока. Все этапы урока учителем были тщательно продуманы, на уроке использовался интересный и разнообразный материал, разные виды и формы работы: парная и групповая формы, исследование по тексту, словарная работа, орфографическая работа, устное описание по фотографии. Ирина Дмитриевна - завуч МБОУ «Устьянская СОШ» - заметила, что класс, на котором был дан открытый урок, по своему уровню слабый, но учитель так выстроил работу, что все дети были заинтересованы новым материалом и активно работали на протяжении всего урока. Общение на уроке было эффективным. Урок цели достиг.
По уроку Сенчуковой В.В. первой высказалась Тарбаева Н.Н. - руководитель МО учителей русского языка и литературы, которая отметила интересную форму построения урока повторения и закрепления изученного материала. Наталья Николаевна также отметила и то, что учителем с целью выявления степени продвижения каждого учащегося по учебному материалу были использованы оценочные листы. Приём смены парного состава позволил за короткое время проверить и оценить всех учащихся класса. Далее слово взяла Ирина Дмитриевна - завуч МБОУ 2Устьянская СОШ», которая также отметила высокий уровень урока и предложила Когадько Д.Ф. и Сенчуковой В.В. оформить свои уроки в открытый банк уроков.
В конце заседания Фёдорова Н.Н. провела мастер-класс по теме «Приёмы работы на уроках литературы, направленные на развитие коммуникативных УУД». В начале выступления с помощью презентации Надежда Николаевна рассказала об особенностях коммуникативных УУД: что называется коммуникативными УУД, что входит в коммуникативные УУД, на каких этапах урока могут быть реализованы те или иные особенности коммуникативных УУД. Далее Надежда Николаевна предложила присутствующим разбиться на пары и поработать совместно, используя те приёмы, которые она чаще всего применяет в своей педагогической практике:
- приём «Встреча». Суть этого приёма состоит в том, что детям выдаются циферблаты часов и предлагается, предварительно договорившись, назначить своему однокласснику встречу на 3 часа. Далее по команде учителя дети садятся парами (кто должен встретиться в 3 часа) и выполняют задания учителя: что для вас такое СЧАСТЬЕ? как вы понимаете значение слова ГУМАННЫЙ?
- приём «Толстый и тонкий вопросы». Детям даётся текст или фрагмент текста и предлагается составить по нему 1 «тонкий» вопрос (т.е. требующий однозначного ответа) и 1 «толстый» вопрос (т.е. требующий развёрнутого ответа).
- приём «Письмо автору (библиотекарю, учителю, герою и т.д.)». После изучения художественного произведения учитель предлагает учащимся написать коллективное письмо, например, автору изученного произведения. По рядам пускается листочек, и дети по очереди записывают то, что они хотели бы сказать автору этого рассказа.
В конце выступления Надежда Николаевна сказала, что сейчас в методике преподавания литературы и русского языка существует множество различных форм и приёмов, направленных на развитие коммуникативных УУД: составление кластеров, синквейн, хокку, творческие групповые и парные работы и др., но каждый учитель отбирает и использует в своей работе только те, которые больше всего подходят к тому классу, с которым работает учитель.
В конце заседания выступила Тарбаева Н.Н. - руководитель МО учителей русского языка и литературы, которая поблагодарила учителей, дававших открытые уроки и мастер-класс, за проделанную работу, подвела итоги заседания и предложила присутствующим подумать над темой МО на следующий учебный год. В ходе обсуждения тем выбор был остановлен на теме «Интеграция на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС».
Решение:
За проведение открытого урока русского языка в 6а классе выписать Когадько Д.Ф. сертификат.
Ответственный – руководитель ОМО Тарбаева Н.Н.
За проведение открытого урока по русскому языку в 8 классе выписать Сенчуковой В.В. сертификат.
Ответственный – руководитель ОМО Тарбаева Н.Н.
За проведение мастер-класса и демонстрацию опыта выписать Фёдоровой Н.Н. сертификат
Ответственный – руководитель ОМО Тарбаева НН.
Принять к сведению информацию о теме МО на следующий учебный год.
Ответственный – руководитель ОМО Тарбаева НН.
Секретарь _________________/Н.Н.Тарбаева/