Урок — ролевая игра Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Изучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у детей. Это долгий и сложный процесс, ему основой служит материал школьного курса истории. Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников истории. По – прежнему значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов (революций, восстаний и т. д.) и других явлений, которые дают детям, прежде всего, представление о возможности силового решения возникающих проблем. Вместе с тем, опыт работы в этом направлении показывает, что каждый курс школьного исторического образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания. Главная задача учителя – постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости, устойчивости и компромисса.
Попова Елена Анатольевна – учитель МОУ СОШ №1 п. Тульский
Тема: Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
Цель:
познакомить учащихся с особенностями Реформации и религиозных войн во Франции;
они должны осознать, что религиозные войны являются бедствием для жителей страны;
что к середине XVII в. Франция становится сильнейшим государством континентальной Европы.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ТСО, ролевой игры учащихся и элементами лабораторной работы.
Средства обучения: карта «Европа в XV-XVII вв.;
учебная схема «Организация христианской церкви»;
фильм «Королева Марго» (Ренн продаксьон, Франс 2 синема да фильм–1994 г- в главных ролях Изабель Аджани и Венсан Перез);
текст документа «Нантский Эдикт» стр. 124 учебника «Новая история» 7 класс - авторы: А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина, М, Просвещение, 2000-2006 гг.;
карточки с датами: 1562-1598 г.г. – религиозные войны во Франции;
24 августа 1572 г - Варфоломеевская ночь;
1598 г - «Нантский Эдикт»;
1610 г – убийство Генриха IV.
Возможная личностно значимая проблема: религиозный фанатизм приводит к кровавым гражданским войнам, к гибели сотен тысяч жизней.
ПЛАН:
Основные вопросы темы
Приемы и средства преподавания
1) «Один король, но две веры».
Объяснение, организация работы учащихся с текстом § 14.
2) Начало жестоких религиозных войн.
Организация ролевой игры учащихся.
3)Варфоломеевская ночь. Французы – жертвы религиозного фанатизма.
Использование ТСО.
4)Война трех Генрихов.
Организация ролевой игры учащихся.
5)Генрих IV – король, спасший Францию.
Рассказ учителя, организация работы учащихся с текстом документа.
Развитие умений учащихся: учатся делать сравнительный анализ, работать с документом (Нантский эдикт, Аугсбургский мирный договор),
учатся работать с картой,
решать проблемы,
участвовать в дискуссии,
делать выводы, оценивать явления с позиций разных слоев населения Франции XVI в. (оценка Варфоломеевской ночи, правления Генриха IV, государственная деятельность Ришелье),
составлять характеристику исторического деятеля (Генрих IV)
Основные понятия и термины: Эдикт, гугенот, лидер, месса, гарант.
Ход урока:
Вступительная беседа: вспомните из ранее изученного и подумайте, когда Франция стала централизованным государством?
Назовите, какие черты абсолютизма были присущи королевской власти во Франции.
Какую религию исповедовали французские короли?
1 вопрос. «Один король, но две веры».
В конце XV века, когда закончилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством Европы. В стране проживало 15 млн. человек. (учитель показывает по карте границы Франции XV- XVI вв.)
В начале XVI в. в стране стали распространяться идеи протестантизма. Появились французские
переводы Евангелия, в храмах начали звучать молитвы на родном языке.
? классу: Кто такие протестанты? ( противник католической церкви)
Кто такой еретик? ( отступник от веры)
Очень многие люди стали переходить из католической веры в протестантскую.
Наша с вами задача сейчас – выяснить, ПОЧЕМУ.
Работа учащихся с учебником. По ходу работы им предлагается в тетради заполнить таблицу, которая в завершенном виде выглядит следующим образом:
Распространение кальвинистского учения во Франции
Слои населения, поддерживающие кальвинизм
Причины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции
Представители старинной знати
Недовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости
Часть дворянства
Дворянство, в особенности обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви
Часть горожан, особенно в Южной Франции, и первые буржуа-предприниматели
Хотели вернуть старинные городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни, дешевой церкви
Некоторая часть крестьянства
Переход в лагерь кальвинистов являлся выражением протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви
2 вопрос. «Начало жестоких религиозных войн».
В это время во Франции не было сильной королевской власти. На престоле сменяли друг друга последние представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. В результате, к концу 1 четверти XVI в Франция оказалась расколотой на 2 враждующих лагеря – католиков и протестантов.
Протестантов во Франции называли гугенотами. («гугенот» - швейцарское слово, означает «товарищ по вере»)
Организация ролевой игры учащихся. Участвуют Генрих де Гиз (родственник короля Карла IX); Генрих, король Наваррский (родственник короля Карла IX ); Генрих Анжуйский (брат короля Карла IX) и Екатерина Медичи ( мать короля Карла IX и Генриха Анжуйского).
Генрих де Гиз: Я - родственник французских королей, Генрих, герцог де Гиз из очень могущественной семьи. В марте 1562г я проезжал с большой свитой через местечко Васси. Слышим - гугеноты поют свои гимны. Мы и решили их разогнать, но они сопротивлялись. Тогда мы схватили оружие и напали на проклятых еретиков. Убили больше 20 человек и ранили сотню. В Париже меня встретили как героя!
Учитель: Вы отдаете себе отчет, что ваши действия стали поводом для начала долгих религиозных войн - более 30 лет?
Генрих де Гиз: гугенотов надо уничтожать, сжигать на кострах, не щадить ни женщин, ни детей, их имущество сжигать или забирать себе.
Учитель: Это же грех!
Генрих де Гиз: Нет! Гугеноты - еретики, а убить еретика - не грех, а благо!
Генрих, король Наваррский: Посмотрите на этого борца за веру! Мы, гугеноты, не такие жестокие! Если мы захватываем города, то в них только разоряем церкви - разбиваем статуи святых и не щадим священников и толстопузых монахов. А женщин и детей не трогаем, не то, что вы!
Учитель: Уважаемые! Прекратите спор! К нам идет королева - Екатерина Медичи.
ГЕНРИХИ И УЧИТЕЛЬ КЛАНЯЮТСЯ
Екатерина: Здравствуйте! Что за невежи здесь собрались? Я, королева, вошла, а – они сидят!
Учитель: - Извините, Ваше Величество, они не знают этикет.
Екатерина:- Я пришлю к вам своего палача, он их научит!
Учитель: Дети, быстро встали и приветствуем королеву!
Екатерина:- Мой старший сын, король Карл IX совсем сошел с ума! - Решил примирить католиков и гугенотов, выдав замуж за этого еретика (показывает на Генриха Наваррского) свою сестру, а мою единственную дочь Маргариту! Этот брак усилит протестантов! Но этому не бывать, я им устрою кровавую свадьбу!
Учитель: Вас не смущают человеческие жертвы?
Екатерина: Что такое человеческая жизнь? Кто в 16 веке обращает внимание на такие мелочи! Нужно сохранить единство французов, а они расколоты на враждебные группировки! У меня нет другого выхода, только убийство всех гугенотов решит проблему. Они как раз все собрались на свадьбу в Париже. А все Парижское население на моей стороне.Генрих Анжуйский: В ночь перед праздником Святого Варфоломея 24 авг.1572г. группы убийц, сформированные купеческим старшиной Парижа организуют избиение гугенотов. Их дома тайно пометили крестами (X) Сигнал к расправе - удар колокола в аббатстве Сен Жермен.
1562 - 1598гг - религиозные войны во Франции (записать в тетрадях).
3 вопрос. Варфоломеевская ночь. Французы – жертвы религиозного фанатизма.
(ПОКАЗЫВАЕТСЯ ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «КОРОЛЕВА МАРГО»– момент от удара колокола до падения раненого на руки Марго - 7 МИН.)
24 августа 1572 г - Варфоломеевская ночь (записать в тетрадях).
Сейчас Варфоломеевская ночь – это нарицательное выражение, смысл которого: «нечто ужасное, страшное».
4 вопрос. Война трех Генрихов.
Организация ролевой игры учащихся.
Генрих, король Наваррский: Какой ужас я пережил! Убили всех моих друзей и сторонников, не щадили ни женщин, ни детей - младенцев! Сам король Карл IX стоял у окна дворца и стрелял из аркебузы в людей! Резня длилась 3 дня, не было спасения нигде. Затем гугенотов стали убивать и в провинциях. Всего убили 30 тысяч человек, Я спасся только потому, что вынужден перейти в католичество. Протестантизм во Франции был запрещен.
Учитель: Гугеноты, оставшиеся в живых, подняли восстания и религиозные войны продолжались. Генрих Анжуйский: После смерти брата Карла IX корона Франции перешла ко мне - Я теперь КОРОЛЬ! В какое ужасное время я правлю! Французы убивают французов! Генрих, король Наваррский сбежал, опять перешел в протестантство и поднял на борьбу весь юг страны. Он даже там создал свое протестантское государство! А этот Гиз!!! (показывает на Генриха де Гиза) Он создал из всех католиков особую организацию ЛИГУ и вооружил их! Его власть больше, чем моя. Парижане называют его "некоронованным королем!" Он покушается на мою жизнь и корону - организовал заговор, чтобы меня похитить, насильно постричь в монахи, а самому стать королем!
Учитель: Генрих III напуган, бежал из Парижа и вызвал к себе Генриха Гиза. А сам отдал приказ убийце убить Гиза. Парижане не могли этого простить Генриху III и церковь освободила всех его подданных от клятвы верности королю. Летом 1783г монах-фанатик смертельно ранил короля. Генрих III успел благословить Генриха Наваррского на престол Франции, но сказал: «Париж не примет гугенота!»
Генрих, король Наваррский: "Посмотрим! Париж стоит мессы" - и второй раз перешел в католичество.
Учитель: И стал французским королем Генрихом IV.
Генрих IV: Чтобы прекратить религиозные войны, я издал в 1998 году указ: «Нантский Эдикт» - о правах гугенотов.
Учитель: Этот документ есть у вас на стр. 124 учебника.
Месса – католическое богослужение (записать в тетрадях).
Эдикт – особо важный королевский указ (записать в тетрадях).
5 вопрос. Генрих IV – король, спасший Францию.
Организация работы учащихся с текстом документа: «Найдите положения в документе, дающие гугенотам равные права с католиками. Результаты работы должны выглядеть так:
Разрешалось:
исповедовать религию наравне с католиками;
обучение в школе и университете - наравне с католиками;
прием в госпитали – наравне с католиками;
гугеноты могут занимать государственные должности.
Таким образом, Генрих IV был первым королем в новое время, который задачу создания сильного государства поставил выше вопросов религии.
Генрих IV остался в памяти французов как «добрый, славный король». При нем Франция перестала:
воевать с Испанией, он снизил налоги с крестьян, запретил арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот, покровительствовал торговле и промышленности. Он обещал крестьянам курицу в котелке на воскресный обед. В годы его правления на него было совершено более 20 покушений. Лидеры бывшей Католической Лиги не успокаивались и в 1610 г. король был убит на улице Медников кинжалом фанатика – католика Франсуа Равальяком.
Но после смерти его слава стала еще больше, о нем слагали легенды.
Закрепление материала.
Кто такие гугеноты?
Какие слои населения поддерживали гугенотское движение? Почему?
Чем вы объясните взаимную непримиримость католиков и гугенотов?
Назовите дату Варфоломеевской ночи.
Почему Генриха IV называли королем, спасшим Францию.
В чем значение Нантского эдикта?
Какой документ так же уравнивал права с католиков и протестантов? (Аугсбургский договор)
Когда и в какой стране он был принят? (в Германии в 1555 году)
15