Рабочая программа внеурочной деятельности школьный хор Пешковские ДоМиСольки
с. Пешково Азовского района
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение Пешковская средняя общеобразовательная
школа Азовского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Пешковской СОШ
Приказ от « __ » 2016г., № _____
____________________ Малик Т. П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По конкретному виду внеурочной деятельности
хоровой кружок «Пешковские ДоМиСольки»
рассчитана на учащихся начальной школы 1 – 4 классы ( 6 – 10 лет)
Количество часов: 65 часов (2а – 33ч., 2б – 32 ч.)
составитель: учитель музыки Щербакова Алевтина Юрьевна
программа реализуется в течение 4 лет
2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению «Пешковские ДоМиСольки» составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке.
Внеклассная музыкально-воспитательная работа в начальной школе дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.
Значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей.
Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы.
Особенности работы с хором обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением.
Еще одной формой работы в хоре могут быть дополнительные занятия: с солистами, по группам с неточно поющими детьми и индивидуальные прослушивания учащихся. Во время такого прослушивания проверяют внимание, музыкальную память, слух, качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, мягкость, напевность), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку. Такие прослушивания, проводимые один-два раза в год, позволяют контролировать и направлять певческое развитие участников хора и помогают лучше узнать личные качества каждого ребенка.
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Цель программы.
Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Развитие общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала ребенка.
Задачи программы.
Целенаправленность и актуальность программы помогут реализовать задачи музыкального воспитания детей на современном этапе:
формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности;
воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
освоение знаний о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах, жанровом и стилевом многообразии, о фольклоре, лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое движение, игра на музыкальных инструментах, импровизация);
формирование устойчивого интереса к музыке и ее различным формам;
разностороннее развитие вокально-хорового слуха, осознанное восприятие музыки и умение размышлять о ней;
обучение детей легкой атаке звука, умению слышать себя в смешанном звучании;
развитие подвижности мягкого неба;
формирование основных свойств голоса (звонкость, полетность, мягкость, вибраторность) при условии звучания здорового детского голоса.
формирование навыков певческой выразительности, вокальной артикуляции;
развитие певческого дыхания, диапазона;
обучение детей навыкам пения без сопровождения, многоголосию.
Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой. Она раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.
Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.
Содержание программы
Раздел 1. Вокальная работа в хоре.
Певческая установка.
Посадка хорового певца, положение корпуса, головы. Отработка навыков пения, сидя и стоя. Пение знакомых песен. Техника безопасности. Знакомство с голосовым аппаратом, строение голосового аппарата.
Дыхание.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы. Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Роль певческого дыхания в звукообразовании. Пение упражнений на разные виды дыхания. Опорное дыхание. Важно объяснить певцам различные ощущения: напряжение дыхательных мышц, ощущение столба воздуха, усиление вибрационных ощущений. Найденное чувство опоры – основа удобства голосообразования. Немаловажная связь дыхания с другими элементами фонации – атакой, силой, тембром звука и т.д.
Атака звука.
Атака – начало певческого звука. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная. В исполнительской практике работы с детьми используется мягкая и твёрдая атака. Основа звучания – мягкая атака, обеспечивающая чистоту интонации, мягкий приятный звук и благоприятный режим работы голосовых связок.
Объяснение механизма работы – голосовые связки при мягкой атаке смыкаются одновременно с посылом дыхания.
Целесообразно использовать энергичную подачу звука – твёрдую атаку – при инертности голосового аппарата. Механизм работы голосовых связок при твёрдой атаке – смыкание голосовых связок до начала звука и быстрое размыкание давлением воздуха. Характер звука при твёрдой атаке яркий, энергичный, даже жёсткий, но не форсированный. Пример видов атак и стилей исполнения: колыбельная поётся мягкой атакой, маршевые песни твёрдой
Выбор репертуара, упражнений для распевания – преимущественно с мягкой атакой звука, но также включаются энергичные по характеру, подвижные по темпу сочинения, ориентированные на твёрдую атаку извлечения звука.
Артикуляция.
У многих детей артикуляционный аппарат в младшем школьном возрасте пассивен и вял, поэтому его развитие требует от хормейстера особого внимания. Тембр голоса у детей младшего школьного возраста чрезвычайно неровен, что наиболее ярко проявляется в пёстром звучании гласных, так как образование певческих гласных резко отличается от разговорных. А гласные звуки – основа пения, так как на них и вырабатываются все вокальные качества голоса и техника. Как известно, гласный звук рождается в гортани. Благодаря совместной работе голосовых связок и дыхания. Но при возникновении он не имеет той характеристики, по которой мы различаем гласные на слух. Собственный характер каждый звук получает только в результате резонирования глотки и ротовой полости, которой приобретают определённые формы, соответствующие тем или иным гласным. При непосредственном возникновении, все гласные имеют одинаковый первоначальный тембр, определённую высоту и силу. Вот почему подлинные мастера вокала добиваются постоянного положения гортани при пении различных гласных. Это и есть, так называемая академическая манера пения, которой должен придерживаться педагог, работая не только со взрослыми, но и с детским хоровым коллективом. Так как возраст 6-10 лет – это не только период ограниченных возможностей, но и период становления и воспитания первоначальных, правильных певческих навыков. И что будет заложено в раннем возрасте, такие плоды будут и в старшем возрасте.
Главное условие хорошего звучания – сохранение высокой позиции на всех звуках диапазона детского голоса. Особенно полезны в этом плане песни с нисходящим движением.
Добиваться у детей правильного формирования различных гласных нужно постепенно. С начало использовать такие гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льётся свободно, не напряженно. Предпочтение отдаётся гласному «у». При этой гласной ротовая полость и глотка раскрыты хорошо. Пение как бы совершается на «зевке» (поднято верхнее нёбо), что так же помогает освободить голос от неприятного носового призвука. Пение песен на гласную «у-ю» поможет в выработке высокой позиции, мягкого звучания и отличного унисона и ансамбля.
Далее изучаются гласные «о-ё», при которых звук не требует округления и при нём глотка хорошо открыта, что помогает выработать округлое, красивое звучание.
Далее следует гласная «и», которая требует округления, приближения к «ю» или «ы», но зато помогает найти ощущение близкого и яркого звучания для всех других гласных и заставляет интенсивно работать голосовые связки и дыхание.
И, наконец, можно освоить гласные «а-е», особенно после применения гимнастики В.Емельянова ( описанной в разделе 2 ), помогающей раскрепощению голосового аппарата, в частности – зажатие челюсти, которое мешает правильному звукообразованию.
После пения отдельных гласных следует перейти к их чередованию в упражнениях и песнях.
Итак, все гласные должны звучать одинаково красиво при постоянном положении гортани, то есть сохраняется манера звучания при ясности произношения.
Особое значение воспитания навыка красивого пения гласных имеют русские народные песни с мелодиями, в которых встречаются характерные распевы, являющиеся замечательной школой вокального мастерства. Они помогут добиться большей напевности, льющегося, протяжного звука.
Дикция.
Если гласные определяют сам процесс пения, то согласные, прежде всего, влияют на дикцию, а потом так же требуют особого внимания. При произношении одних гласных необходимо активное движение языка (р, т, д ), другие – вызывают утечку воздуха (ж, ш ), третьи – требуют значительного выдоха (в, ф, з ).
С одной стороны согласные важны для речи, с другой – часто нарушают устойчивость гортани и нормативную работу дыхания.
Как же объединить две противоположные тенденции? Практика показала: согласные должны произноситься не только чётко, но и чрезвычайно кратко и энергично. Чтобы добиться лёгкости в произношении согласных, следует использовать в работе различные скороговорки, упражнения на различные сочетания согласных с гласными.
Серьёзная работа над дикцией освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, который у них бывает часто крайне пассивен.
Раздел 2. Распевание хора.
Система упражнений (комплекс).
Артикуляционная гимнастика. Помогает включить в работу весь корпус, мимические мышцы лица и весь голосовой аппарат. Так как с помощью нее прорабатываются все мышцы, кровь приливает к этим частям тела и даёт положительный результат.
Упражнения на развитие дыхания. Помогают в освоении правильного певческого дыхания, раскрепощают ребёнка и избавляют от зажатости. Происходит работа через ассоциативное восприятие, что помогает в осознании дыхательной работы на доступном уровне.
Интонационно-фонетические упражнения. Помогают понять переход от разговорной речи к певческой деятельности. Сглаживание регистров.
Голосовые сигналы доречевой коммуникации. Разогрев голосовых связок. Сглаживание регистровых переходов. Расслабление в работе гортани.
Вокально- интонационные упражнения. Это распространённые вокальные упражнения, но выполняющиеся с теми же задачами, что стояли в предыдущих упражнениях и с теми же ощущениями. Пение на одном звуке, пение в пределах квинты.
Упражнения на развитие и расширение диапазона голоса и т.д.
Каждое занятие начинается с этого комплекса упражнений, рассчитанного на 15 минут. После этого идёт работа над произведениями, в которых выполняются те же задачи, формируются те же ощущения, знания, умения и навыки.
Фонопедическая система В.Емельянова.
На протяжении многих лет, во многих коллективах детский голос был объектом эксплуатации. Вследствие этого многие дети в раннем возрасте потеряли голоса и больше никогда не смогли вернуться к певческой деятельности. Детский голосовой аппарат – нежный материал и здесь нужно помнить заповедь врачей – «не навреди!» Поэтому, В. Емельянов обратился к этой проблеме и с медицинской точке зрения, и с педагогической, и с вокальной, и создал свою современную методику «Фонопедическая система В.Емельянова».В его системе представлено много упражнений, которые классифицированы по разделам:
1) артикуляционная гимнастика
2) интонационно-фонетические упражнения
3) голосовые сигналы доречевой коммуникации.
4) Упражнения на развитие дыхания, вибрато, грудного и головного регистра.
Все упражнения из этой области, которые используются на занятиях в ассоциативном восприятии, доступны и понятны детям.
Раздел 3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
Ансамбль.
Воспитание ансамблевых навыков в хоре, состоящем из младших школьников, задача трудная. Ансамбль – совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведения. Достичь такого пения бывает нелегко из-за того, что у детей младшего школьного возраста часто не хватает не столько умений и навыков, сколько внимания и выдержки. Поэтому руководителю следует постоянно вовлекать детей в активную работу и развивать в них чувство ответственности как у всех за одного, так и у каждого за коллектив.
Для достижения единства в ансамбле все компоненты одинаково важны: интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей, и т.д.
Большую роль играет расположение хора. На репетициях рекомендуется расставлять детей так же, как они стоят на концерте. С самых первых уроков следует воспитывать и вырабатывать чувство динамического ансамбля. Большую пользу в работе над динамикой даёт разучивание произведений с ярким образным содержанием.
Ритмический ансамбль проявляется в чуткости детей к пульсации основной метрической доли. В развитии этого навыка главная роль принадлежит двигательным компонентам. Полезно отхлопывать, отстукивать ритмический рисунок произведения.
Пропевание хоровых произведений без дирижёра тоже помогает выработке ритмической и темповой устойчивости. Особая роль принадлежит дирижёрскому жесту в создании ритмического и динамического ансамбля, единообразии в звукообразовании и произношении текста, а так же – ансамбля между хором и сопровождением, между хором и солистами
В младшем возрасте только начинают проявляться индивидуальные особенности каждого голоса, то есть тембр, поэтому забота об их развитии – прямая обязанность хормейстера. В хоровой работе следует стремиться к созданию единой манеры звуковедения, но не к нивелировке голосов. На ансамбль оказывает влияние строение мелодической линии каждой партии, метроритмическое и ладотональное развитие, склад письма, тесситура, нюансы и темп. В каждом конкретном случае хормейстер должен определить характер трудности и найти пути её преодоления. В этом ему поможет глубокое изучение партитуры.
Строй.
Особое значение имеет работа над строем хора. Достижение достойного пения во многом зависит от умения хористов сознательно интонировать на основе накопленных вокальных навыков и музыкальных знаний, а так же – от степени развитости слуха.
Строй принято рассматривать с двух сторон: мелодический и гармонический. Специальная тренировка мелодического и гармонического слуха детей создаёт нужные предпосылки для достижения стройного пения.
Особенно важно научить детей петь тоны и полутоны (большие и малые секунды). Терции (большие и малые), так как они являются основным показателем лада. На секундах, терциях и их обращениях основываются все музыкальные сочинения. Всё, что говорилось о строе, в большей степени относится к пению acapella.
Двухголосие.
Воспитание унисона – очень важная часть хорового дела. Но при этом у детей развивается только мелодический слух. А полноценное музыкальное развитие предполагает серьёзную работу над совершенствованием гармонического слуха. И чем раньше начнётся эта работа, тем плодотворней станет весь процесс хоровых занятий.
Гармонические упражнения позволят перейти к двухголосию. Начинать следует с несложных песен с приёмом «эхо», затем – канонов, потом – двухголосие с большим расстоянием между голосами, а затем двухголосные сочинения.
Раздел 4. Хоровой репертуар.
Стили хоровых произведений.
Хоровой коллектив в своём репертуаре должен иметь произведения, как современных авторов, так и классиков. Обязательным условием является исполнение русских народных песен. Можно включать в репертуар произведения других народов. Полезно изучать произведения разных жанров и стилей, что сделает репертуар разнообразным и интересным для учащихся.
Разучивание хоровых произведений.
Для этого надо, чтобы учащиеся поняли, чего хочет от них добиться руководитель. А для этого нужно научить детей понимать язык жестов дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало пения», «окончание пения» и т.д. Впервые два года работа с произведениями идёт с голоса. На последующих годах обучения желательна работа с нотным текстом. Разучивание песни происходит по мотивам, затем по фразам, предложениям и т.д. Анализ словесного текста и его содержания. Разбор фразировки вытекающей из музыкального и текстового содержания. Разбор различной динамики. При разучивании одноголосного произведения работа идёт со всей группой хора. После разучивания произведения обязательно следует проводить индивидуальный опрос, помогающий выяснить качественный уровень выученного произведения и планирования работы дальше
Управление хором.
Основное средство управление хором – руки дирижера. Поскольку хоровое пение возможно при одновременности действий всех певцов и академическое пение осуществляется под жест дирижера, очень важным становится момент слаженности процесса пения. Рука дирижера организует певцов непосредственно перед началом пения, даёт сигнал к вступлению хора или отдельных партий, показывает окончание пения. Элементы дирижёрского жеста, выполняющие каждый свою функцию, служат одной цели – добиться одновременного, дружного вступления всех певцов хора.
Функции дирижёрского жеста:
тактирование (показ размера)
показ начала песни – жест – внимание,
жест – дыхание,
жест – вступление
показ окончания песни –
жест – снятие звучности
жест - auftaktжест выполнения динамических оттенков –
жест - пиано
жест – форте
Приучить участников к дирижёрскому жесту – значит привить им навыки пения по руке.
Дирижерский жест помогает преодолевать многие трудности при разучивании произведений, исправлять интонационные погрешности, возникающие во время исполнения. Руководитель хора воспитывает у хористов необходимые навыки восприятия дирижёрского жеста, умению следовать указаниям дирижёра на протяжении исполнения всей песни.
Каждый руководитель хора, обладая качествами, необходимыми дирижёру, организуя и воспитывая детский коллектив, должен быть, прежде всего, учителем пения.
Результаты (в рамках ФГОС общего образования -личностные, метапредметные и предметные) освоения курса
«Пешковские ДоМиСольки»
Личностные результаты
в коллективной деятельности, ребёнок раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;
участие в общем деле формирует у ребёнка умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество голоса и слуха, певческие умения и навыки), так и поведенческие;
в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность, инициатива и другие волевые качества, музыкальная деятельность переключает внимание ребёнка на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива;
согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ребёнка, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Музыка», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области хорового пения:
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности.
выразительно исполнять песни, петь в хоре, воплощения различных художественных образов.
участвовать в творческой жизни школы, праздниках, конкурсах и фестивалях.
эмоционально откликаться на музыку разного характера,
понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи.
понимать содержание интонационно - образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония.) иметь представления об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста ,вариативности)
анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений разных жанров.
иметь представления о музыке разных народов, композиторов.
узнавать музыку различных жанров (простых и сложных) и ее авторов.
понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр).
испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы. в семье.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой коллективной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета. Приобретаемый опыт проявляется в освоении вокальных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с проведением концертов, конкурсов, фестивалях.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об особенностях голосового аппарата и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний голосового аппарата.
В области нравственной культуры:
Обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества;
активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
В области эстетической культуры:
умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
В области коммуникативной культуры:
в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива;
в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;
В области музыкальной культуры:
в процессе коллективного хорового творчества развиваются
сценическая культура
эстетический вкус
творческие способности
певческие навыки
музыкальная грамотность
ораторское искусство.
Формы реализации задач хорового класса
- коллективное пение;
-индивидуальная работа с «гудошниками»;
-сольная работа с успешными учащимися;
-ансамблевая работа с группами учащихся;
-сводные репетиции;
-концертные выступления;
-участие в хоровых и вокальных конкурсах;
-просветительская деятельность;
-отчетно-годовой концерт
-тематические концерты к различным датам;
-контрольные уроки и открытые репетиции для родителей и коллег.
Итак, хоровое пение детей — одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному развитию личности школьника.
Требования к уровню подготовки обучающихся (ФГОС):
В ходе реализации программы и обучения музыке обеспечивает возможность формирования у обучающихся всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Универсальные действия Конкретный навык Деятельность учащихся
Познавательными Общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование поставленной цели
Логические: формулирование проблемы
Рефлексия Умение дать оценку своей деятельности и деятельности группы, соотнося цель и результат
Личностными Самоопределение, смыслообразованиеУмение поставить цель и пути ее достижения
Регулятивными Целеполагание, планирования, прогнозирование, контроль, оценка, самооценка, коррекция Выполняются типовые задания с комментарием
Коммуникативными Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Умение точно выражать свои мысли и предложения о дальнейшей работе Репетиции, выступления
Календарно – тематическое планирование
I год обучения (1 класс)
Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
№ п/п Тема занятий Общее кол-во часов Теория Практика Формы проведения занятий
1. Вокальная работа в хоре. 1)певческая установка; 1 1 - групповое
2)работа над дыханием; 3 1 2 Групповое/ подгрупповое
3)работа над звуком; 2 1 1 Групповое / подгрупповое
4)артикуляция; 2 1 1 Групповое / индивидуальное
5)работа над дикцией; 4 1 3 Групповое / индивидуальное
2. Распевание хора. 6) вокально — интонационные упражнения 5 1 4 Групповое / индивидуальное
3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем. 7)ансамбль; 4 2 2 Групповое / индивидуальное
8)строй; 2 1 1 Групповое / индивидуальное
9)стили хоровых произведений; 3 1 2 Групповое / подгрупповое
10)разучивание хоровых произведений. 8 2 6 Групповое / индивидуальное
Всего: 34 12 22 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(1 класс - 1 год обучения)
В результате обучения пению в вокальной группе воспитанник должен:
знать, понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
основы музыкальной грамоты;
различные манеры пения;
место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
уметь делать распевку;
к концу года спеть выразительно, осмысленно.
II год обучения (2 класс)
Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков через усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма.
Тема занятий Общее кол-во часов Теория Практика Формы проведения занятий
1. Вокальная работа в хоре. 1)певческая установка; 1 1 - групповое
2)работа над дыханием; 2 1 1 Групповое/ подгрупповое; индивидуальное
3)работа над звуком; 2 1 1 Групповое / подгрупповое
4)артикуляция; 2 1 1 Групповое / индивидуальное
5)работа над дикцией; 2 0 2 Групповое / индивидуальное
2. Распевание хора. 6) вокально — интонационные упражнения 3 1 2 Групповое / индивидуальное
3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем. 7)ансамбль; 6 1 5 Групповое/ подгрупповое
8)строй; 2 1 1 Групповое / индивидуальное
9)стили хоровых произведений; Знакомство с музыкальными жанрами. 3 1 2 Групповое / подгрупповое
10)разучивание хоровых произведений; разучивание элементов ритмики. 11 2 9 Групповое / подгрупповое; индивидуальное
Всего: 34 10 24 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(2 класс - 2-й год обучения)
В результате обучения пению в вокальной группе воспитанник должен:
знать, понимать:
соблюдать певческую установку;
понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
жанры вокальной музыки;
произведения различных жанров;
великих вокалистов России и мира;
уметь:
правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
точно повторить заданный звук;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
петь чисто и слаженно в унисон;
петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
дать критическую оценку своему исполнению;
характеризовать выступления великих вокалистов;
использовать элементы ритмики и движения под музыку;
работать в сценическом образе;
принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
III год обучения ( 3 класс)
Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной голосовой импровизацией способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства.
Тема занятий Общее кол-во часов Теория Практика Формы проведения занятий
1. Вокальная работа в хоре. 1)Введение; владение голосовым аппаратом; использование певческих навыков; певческая установка; 1 0 1 групповое
2)работа над дыханием; певческая позиция; 2 1 1 Групповое/ подгрупповое; индивидуальное
3)работа над звуком; 2 1 1 Групповое / подгрупповое
4)артикуляция; 2 1 1 Групповое / индивидуальное
5)работа над дикцией; 2 0 2 Групповое / индивидуальное
2. Распевание хора. 6) вокально — интонационные упражнения 3 1 2 Групповое / индивидуальное
3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем. 7)ансамбль; 6 1 5 Групповое/ подгрупповое
8)строй; 2 1 1 Групповое / индивидуальное
9)стили хоровых произведений; Знакомство с музыкальными жанрами. 3 1 2 Групповое / подгрупповое
10)разчивание хоровых произведений; разучивание элементов ритмики. 11 2 9 Групповое / подгрупповое; индивидуальное
Всего: 34 9 25 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(3 класс - 3 год обучения)
В результате обучения пению в вокальной группе воспитанник должен:
знать, понимать:
основные типы голосов;
жанры вокальной музыки;
типы дыхания;
поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
реабилитация при простудных заболеваниях;
особенности многоголосого пения;
обоснованность сценического образа.
уметь:
петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
IV год обучения ( 4 класс)
Цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой частидуховной культуры школьников.
Тема занятий Общее кол-во часов Теория Практика Формы проведения занятий
1. Вокальная работа в хоре. 1)Введение; владение голосовым аппаратом; использование певческих навыков; певческая установка; 2 0 2 групповое
2)работа над дыханием; певческая позиция; 2 0 2 Групповое/ подгрупповое; индивидуальное
3)работа над звуком; совершенствование вокальных навыков 2 1 1 Групповое / подгрупповое
4)артикуляция; работа над дикцией. 1 0 1 Групповое / индивидуальное
5)вокально – хоровые навыки в исполнительском мастерстве; 2 0 2 Групповое / индивидуальное
2. Распевание хора. 6) вокально — интонационные упражнения 2 0 2 Групповое / индивидуальное
3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем. 7)ансамбль; знакомство с многоголосным пением; 6 1 5 Групповое/ подгрупповое
8)строй; 2 1 1 Групповое / индивидуальное
9)стили хоровых произведений; Знакомство с музыкальными жанрами. 3 1 2 Групповое / подгрупповое
10)разучивание хоровых произведений; разучивание элементов ритмики; работа над певческим репертуаром; 12 2 10 Групповое / подгрупповое; индивидуальное
Всего: 34 6 28 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(4 класс - 4 год обучения)
В результате обучения пению в вокальной группе воспитанник должен:
знать, понимать:
основы музыкальной грамоты;
гигиену певческого голоса;
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
соблюдать певческую установку;
жанры вокальной музыки;
произведения различных жанров;
великих вокалистов России и мира;
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь легким звуком, без напряжения;
на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
уметь делать распевку;
работать над сглаживанием регистров (грудной, головной);
вырабатывать динамические оттенки в пении;
исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
Четверть Количество недель Количество часов по программе Количество уроков
2 – А 2 – Б
I 8 8 ч. 8 уроков 8 уроков
II 7 7 ч. 7 уроков 7 уроков
III 10 11 ч. 10 уроков + ( 23.02 День защитника Отечества) 10 уроков + (23.02 День Защитника Отечества)
IV 8 8 ч. 8 уроков 7 уроков + (07.04 День здоровья)
Год 34 34 ч. 33 урока 32 урока
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОЗаместитель директора по ВР Заместитель директора по УВР
_____________ Кадченко В.А. _____________ Петренчук Е.И.
подпись Ф.И.О. подпись Ф.И.О.
«_____» __________ 2016 года «_____» __________ 2016 года
дата дата