Образовательная программа для детей 5 — 6 лет ВОЛШЕБНЫЕ СТУПЕНЬКИ
ГККП «Ясли – сад № 9 акимата г. Костаная отдела образования акимата г. Костаная»
«ВОЛШЕБНЫЕ СТУПЕНЬКИ»
Образовательная программа
для детей 5 – 6 лет
г. Костанай 2016 г.
УДК
ББК
Рецензенты:
Данильченко Г. Н. кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой - Костанай: Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области», 2016.
Волшебные ступеньки/ образовательная программа/ авт-сост.: И. В. Керлин,- Костанай: Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области», 2016.
ISBN
Образовательная Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения от 23 августа 2012 года.
Программа «Волшебные ступеньки» вариативного компонента предусматривает творческую работу педагогов по физической культуре, изучение движений воспитанников со степами, работу педагогов направленную по интересам детей и выходит за рамки организованной учебной деятельности.
Программа определяет базовое содержание дошкольного образования, обеспечивающее личностное развитие ребенка, раскрытие индивидуальных возрастных возможностей и способностей детей от 5-х до 6-ти лет.
Содержание программы направлено на целостное, компетентностное физическое, познавательное, коммуникативное, творческое и социальное развитие старшего дошкольника.
Программа адресована инструкторам по физической культуре, преподавателям оздоровительных комплексов, воспитателям дошкольных организаций.
УДК
ББК
ISBN
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Костанайской области», 2016
Программа по степ - аэробике имеет физкультурно – спортивную направленность и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет.
Цель программы: укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма.
Все комплексы степ – аэробики носят оздоровительно – тренирующий характер.
Занятия по программе проводится 2 раза в месяц по 25 – 30 минут
Форма проведения занятий – групповая.
Число участников – 15 детей.
Срок реализации программы – 1 год.
Количество учебных часов: 18 ч.
Содержание
I. Пояснительная записка…………………………………………………………….4
1. Актуальность………………………………………………………………………....6
2. Новизна………………………………………………………………….....................8
3. Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 6 лет…………………......8
4. Цель и задачи программы…………………………………………………………..10
5. Возраст детей и срок реализации программы…………………………………….10
6. Принципы и подходы по формированию программы…………………………....11
II. Содержание реализации программы…………………………………………...12
1.Формы организации образовательной области
«Физическая культура»……………………………………………………………….13
2.Материально – технические условия……………………………………………….13
3.Интеграция содержания образовательной области………………………………..14
4. Перспективное планирование занятий по степ – аэробики………………………15
5.Особенности методики проведения занятий
оздоровительной степ - аэробикой…………………………………………………..16
III. Планируемый результат………………………………………….…………….18
IV.Система мониторинга достижения детьми планируемых
результатов освоения программы…………………………………………………18
1.Планируемые промежуточные результаты освоения программы……………..... 18
2.Диагностические методики…………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………………23
Пояснительная записка
Данная образовательная программа является парциальные программой характеризующей систему организации образовательной деятельности инструктора по физической культуре.
Образовательная программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста инструктор по физической культуре создает индивидуальную педагогическую модель обучения в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются:
содержательные условия;
организационные условия;
технологические условия (принципы, методы, приемы);
материально-технические условия (развивающая среда);
социо - культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социо - культурных институтов);
контрольно-диагностические условия.
Образовательная программа разработана с учетом методических рекомендаций по физическому воспитанию дошкольников.
- Фитнес – данс Фирилева Ж.Е. СПб.: Детство - Пресс, 2007
- СанПин «Санитарно – эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации дошкольных организаций образования». Приказ Министра здравоохранения РК от 13 января 2010 г. № 13 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 10 февраля 2010г. № 6048);
- Инструктивно – методическое письмо Министерство образования и науки РК Республиканский центр «Дошкольное детство» от 24 июля 2014г.
- Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ» (от 5 – 6 лет). – Астана, 2013.
В данной образовательной программе представлена ОУД, разработанная на основе следующих положений:
Физкультурно - оздоровительное направление является частью всей воспитательно - образовательной работы в ДО и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий физической культуры с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к ОУД физической культуры и к игре.
Для развития физической культуры необходимо создавать развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие, от материала в физкультурных уголках. Большое значение имеет удачный подбор материалов для ОУД, удобное и рациональное размещение, доброжелательное отношение педагогу к каждому ребенку; эмоционально – положительная атмосфера.
Актуальность
Дошкольный возраст – решающий фундамент физического и психического здоровья детей. В наше время стремительное время проблема здоровья детей – очень актуальна. Она волнует не только родителей, но и нас, педагогов. Поэтому, я выбрала технологию степ – аэробика, как средство развития и сохранения здоровья дошкольников.
Степ – аэробика для детей – это целый комплекс упражнений различных по темпу и интенсивности. В процессе упражнений работают все группы мышц и суставов. Степ – аэробика, это ритмичные подъемы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под ритмичную музыку и сочетают с движениями разных частей тела. Степ – аэробика, привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие детей, их жизненный тонус.
В чем преимущества степ – аэробики? «Степ» в переводе с английского языка означает «шаг». Шаговая аэробика не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Всё, что нужно, это уметь красиво двигаться. Степ – аэробика культура интересная и разнообразная в движениях много элементов спуска и подъёма. В результате систематических занятий степ – аэробикой дети получают гармонично – развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.
Степ - аэробикой можно заниматься в различных вариантах:
в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25 - 35 минут;
как часть занятия (продолжительностью от 10 до 15 минут);
в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
в показательных выступлениях детей на праздниках;
как степ-развлечение.
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих детские сады, продолжает оставаться высокой.
Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов – биологических, экологических, социальных, гигиенических, демографических, климатических условий, а именно:наследственность;
неблагоприятная экологическая обстановка;
электронно-лучевое и “метало - звуковое” облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая музыка);
образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья),
а также от характера педагогических воздействий. В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие старшего дошкольника и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма.
Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на занятии по физической культуре может дать волю, энергии заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой, в частности степ - аэробикой. На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.
Новизна
В нашем саду проводится системная работа по физическому воспитанию детей, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные формы.
Одной из них является технология степ – аэробика, которую я начала применять с детьми с 2014 учебного года.
На 2015-2016 учебный год разработана программа «Степ – аэробика для дошкольников».
Разработанная программа, на основе инновационной технологии – степ – аэробика, позволяет добиться оптимального уровня развития физических качеств: быстроты, гибкости, равновесия, координационных способностей, а так же носит профилактический характер.
Под воздействием упражнений на степ – платформах улучшается функция сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряд других физиологических процессов, таких как, профилактики плоскостопия и нарушений осанки.
Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по технологии степ – аэробика. Оптимальное сочетание, которых в ходе ОУД позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию, но и развивать координацию движений и речь.
У детей, занимающихся, оздоровительной аэробикой повышаются, адаптивные возможности организма благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым и бодрым).
3. Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 6 лет
Возраст 5 - 6 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7 - 10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы. По средним данным рост ребенка 5 лет составляет около 106,0 - 107,0 см, а масса тела - 17,0 - 18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см.
Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.
Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей.
Позвоночный столб ребенка 5 - 6 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа.
В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них - это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.
Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой
Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. Впервые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести годам составляет 92 -95 ударов в минуту.
Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем – 1100 - 1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту - в среднем 25.
У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до шести лет «возрастом двигательной расточительности».
Использование степ – платформ – это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы.
Степ – платформа является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.
В соответствии с вышеизложенным, разработала программу дополнительного образования «Волшебные ступеньки» по степ - аэробике.
4. Цельпрограммы: Развитие физических качеств у старших дошкольников, средствами степ – аэробики
Задачи
Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);
Формировать навыки правильной осанки, развивать мышечную систему через упражнения на степ – платформах;
Формирование умения ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку;
Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к ОУД физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;
Воспитывать чувство уверенности в себе.
5.Возраст детей и срок реализации программы
Курс программы «Степ – аэробика» рассчитан на 1 год при проведении занятий по 2 в месяц (общий объём – 18 часов в год).
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
6. В соответствии с ГОСО, программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:
признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.
Принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.
При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.
Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Принцип- развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного ОУД, так и системы образовательного процесса; постепенное наращивание развивающее - тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).
II. Содержание реализации программы
Содержание образовательной программы основывается на положениях отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте, и обеспечивать в целом:
сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
Формы организации образовательной области «Физическая культура»
Основной формой организации деятельности является групповое ОУД. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на ОУД используются различная работа с воспитанниками:
Тематическая
Индивидуальная
Круговая тренировка
Подвижные игры
Интегрированная деятельность
Сюрпризные моменты
Релаксации
В процессе реализации программы используется и другая форма организации деятельности воспитанников:
Показательные выступления
Материально – технические (пространственные) условия организации физической культуры
Спортивный зал
Выставка иллюстраций «Виды спорта» в спортивном зале.
Мячи малого размера
Гантели
Степ – платформы
Магнитофон;
CD и аудио материал
Наглядный материал
Иллюстрации видов спорта и степ - шагов;
Игровые атрибуты;
«Живые игрушки»
Стихи, загадки;
Интеграция содержания образовательных областей
Примерные виды интеграции области «Физическое развитие»
Образовательная область Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса
«Здоровье» Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Раздел «Безопасность» Продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши, нос. Формировать правила безопасности на занятиях.
«Социум» Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения, о происшедших с ним изменениях (сейчас умеешь правильно и красиво двигаться.«Познание» Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи круглые, эти все красные и т.п.). Знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).
«Коммуникация» Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: «Проходите, пожалуйста», Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос.
Раздел «Художественная литература» Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек. Повторять наиболее интересные потешки, и небольшие стихотворения.
Раздел «Музыка» Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (погремушка, бубен, барабан ит. д). Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку.
Перспективное планирование занятий по степ – аэробики
Тема учебногозанятия Общее
кол-во
часов Теоретическая часть занятия Практическая часть занятия
Комплекс
Сентябрь 2 Создать общее представление о движениях, музыке и способах выполнения упражнений 1.Ходьба
2.Шаги со степа и на степ.
3.Шаги в сторону
4.Подвижная игра
5.Релаксация
Комплекс Октябрь 2 Способствовать усвоению базовых упражнений
Развивать координацию и гибкость 1.Шаги на степе
2.Упражнения с поворотом корпуса в положениях стоя и сидя
3.Наклоны вперед к ногам
4.Подвижная игра
5.Релаксация
Комплекс
Ноябрь 2 Способствовать развитию силы мышц туловища и ног, укреплению голеностопного сустава 1.Ходьба и бег через степы и змейкой
2.Работа ног в положении упор, лежа3.Шаги с махом назад и подъемом колена к груди
4.Подвижная игра
5.Релаксация
Комплекс
Декабрь
2 Изучение приставных шагов вправо и влево, развивать координацию и ориентировку в пространстве 1.Разные виды ходьбы
- на месте
- на степе- с руками
- с высоким подъемом колен
2.Шаги вперед и назад со степа и на степ
3.Шаги приставные со степа вправо и влево с полуприседанием
4.Подвижная игра
5.Релаксация
Комплекс
Январь 2 Изучение одновременной работы рук и ног, формировать навык правильной осанки
1.Ходьба на степе с руками
2.Различные виды шагов3.Прыжки
4.Подвижная игра
5.Релаксация
Комплекс
Февраль 2 Развивать чувство равновесия, укрепление мышц сводов стопы и профилактика плоскостопия
1.Ходьба змейкой и с перешагиванием
2.Повороты корпуса
3.Присядания из стоики на коленях, а также наклоны корпуса вперед в положении сидя
4.Подвижная игра
5.Релаксация
Комплекс
Март 2 Закреплять умение двигаться на степ платформе и совершенствовать исполнение комплексов упражнений
1.Ходьба на степе с поворотом вокруг себя
2.Различные виды шагов с приседанием, с руками,c хлопками
3.Наклоны в положении сидя вправо и влево
4.Подвижная игра
5.Релаксация
Комплекс
Апрель 2 Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.
Воспитывать выдержку и настойчивость в достижении положительных результатов 1.Приставные шаги в разных направлениях
-вперед со степа и обратно
-назад со степа и обратно
-вправо и влево со степа
-на степе с полуприседанием
Комплекс
Май 2 Закреплять умение двигаться на степ платформе и совершенствовать исполнение комплексов упражнений 1.Ходьба на степе с поворотом вокруг себя
2.Различные виды шагов с приседанием, с руками,c хлопками
3.Наклоны в положении сидя вправо и влево
4.Подвижная игра
5.Релаксация
Итого
18 Особенности методики проведения ОУД оздоровительной степ - аэробикой
Разработанная программа предусматривает изучение учебного материала по степени координационной сложности. Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение. На первом ОУД детям предлагаются элементарные комплексы упражнений аэробики, объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися. Сначала упражнения выполняются под счёт, а затем, по мере усвоения, под музыку, в медленном темпе, затем ускоряя его. Для закрепления упражнений необходимо их варьировать, изменяя исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки.
Отсутствие оздоравливающего эффекта при занятиях физическими упражнениями чаще всего связано с ошибками в методике этих ОУД и наиболее распространенной из них является или недостаточная, или чрезмерная доза физической нагрузки. Нагрузка должна быть оптимальной. Это положение можно выделить в качестве основного принципа оздоровительной направленности занятий физическими упражнениями.
Отклонения от методических норм проведения ОУД оздоровительной аэробикой ведут к нарушению восприятия упражнений, расплывчивости содержания ОУД. Чтобы избежать ошибок в обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной методике.
1. Метод сходства. При подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна тема, направление перемещений или стиль движений.
2. Метод усложнения. Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.
3. Метод повторений.
4. Метод музыкальной интерпретации. а) конструирование упражнений с учетом основ музыкальной грамоты. Сильные и слабые доли могут отражаться движениями (хлопками, прыжками, притопами и т.п.) б) вариации движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. При повторении музыкальной темы повторяются ранее выполненные упражнения, в которые вводятся дополнения (акценты, другой темп или ритм, амплитуда или др.).
5. Метод блоков. Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение.
6. «Калифорнийский стиль». Комплексное проявление требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях.
Правила, которые необходимо выполнять, занимаясь, степ – аэробикой:
подъем на платформу осуществлять за счет работы ног, а не спины;
ступню ставить на платформу полностью;
спину всегда держать прямо;
не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой или рукой больше одной минуты;
во время ОУД ногу ставить на середину ступеньки, на всю ступню; пятка не должна свисать;
заниматься в спортивной обуви типа кроссовок, но без ранта, так как можно зацепиться им за ступеньку, особенно если устали;
выполнять упражнения под музыку в среднем темпе.
III.Планируемый результат
Целенаправленная работа с использованием степ – платформ позволит достичь следующих результатов:
сформированную правильную осанку;
сформированное речевое дыхание;
развитые двигательные способности детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);
сформированные умения ритмически согласованно выполнять степ - шаги под музыку;
четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;
чувство уверенности в себе.
IV.Система мониторинга достижений детей по освоению программы
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы
Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с ГОСО через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Интегративные качества Динамика формирования интегративных качеств
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками ребёнок Антропометрические показатели в норме или отмечается их положительная динамика. Отсутствие частой заболеваемости. Владеет соответствующими возрасту основными видами движениями. Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности. Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры.
Любознательный, активный Любит слушать новые стихотворения, загадки, потешки, участвует в обсуждениях. Участвуют в разговорах, активен, при создании индивидуальных и коллективных танцевальных композиций. Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами.
Эмоционально отзывчивый
Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Слушая новые рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает персонажам историй, рассказов, пытается с выражением читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Проявляет, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения испытывает, чувство радости.
Владеющий средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками Проявляет заинтересованность в общении с взрослыми и сверстниками. В случае затруднения обращается к взрослому за помощью. Охотно демонстрирует взрослым и сверстникам результаты своей практической деятельности.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
Способен самостоятельно выполнить элементарные поручение (убрать инвентарь, разложить материалы к занятиям). Умеет занимать себя игрой, организовать игру. Способен ставить простые цели и при поддержке и помощи взрослого реализовывать их в процессе деятельности.
Владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности
Умеет выполнять пошагово инструкцию взрослого. Начинает овладевать умением слушать взрослого и выполнять его инструкцию. Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности. В случае проблемной ситуации обращаться за помощью. Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Владеющий необходимыми умениями и навыками У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности
2.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов Программы
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (сентябрь и май). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.
Диагностические тесты подбираются с учётом:
развития основных физических качеств – гибкости, быстроты, координационных способностей;
способности детей к использованию уже известного объёма двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
Диагностические тесты представлены на рисунке:
Оценка уровня физической подготовленности детей 5-6лет
Координационные способности:
Челночный бег 3*10 (сек);
Гибкость:
Наклон вперёд из положения, стоя (см)
Быстрота
Бег на 10 м с хода (сек)
Бег 30 м со старта (сек)
Чувство ритма
Слышит смену музыкального ритма
Равновесие
Упражнение «Фламинго»
Упражнение «Ровная дорожка»
Знание базовых шагов
Умение четко выполнять за преподавателем и самостоятельно
Диагностические методики
I. Равновесие
1.Упражнение «Фламинго» Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к колену опорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на пояс (сек).
2.Упражнение «Ровная дорожка» Носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на прямой линии (вес тела расположен на обе ноги). Руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед. Фиксируется все в секундах, а так же оценивается характер балансировки.
гентерные различия 5 6
Мальчики 8,7 - 12 12,1 – 25,0
Девочки 7,3 – 10,6 10,7 – 23,7
3.Ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).
Гибкость
Стоя на гимнастической скамейке, наклониться вперед, ноги не сгибая в коленях.
Мальчики Уровни 5 – 6 лет
Высокий 7 см
Средний 2 – 4 см
Низкий Менее 2 см
Девочки Высокий 8 см
Средний 4 – 7 см
Низкий Менее 4 см
Чувство ритма
Соответствие ритма движений ритму музыки (использование смены ритма). Высокий – соответствие движений и ритм музыки, слышит смену музыкального ритма.
Средний – испытывает небольшие затруднения, сбивается с ритма, при помощи взрослого исправляется.
Низкий – не слышит смены ритма музыки, ритм движений не соответствует ритму музыки.
IV. Знание базовых шагов
Высокий – свободно воспроизводит базовые шаги.
Средний – выполнение базовых шагов при многократном повторении педагога.
Низкий – затрудняется в выполнении базовых шагов.
V. Быстрота
Содержание гентерные различия 5 лет 6 лет
10 м/с хода (сек) Мальчики 2,5 – 2,1 2,4 – 1,9
Девочки 2,7 – 2,2 2,5 – 2.0
30 м/с со старта Мальчики 9,2 – 7,9 8,4 – 7,6
Девочки 9,8 – 7,3 8.9 – 7,7
VI. Координационные способности.
Содержание
гентерныеразличия 5 6
Челночный бег Мальчики 12,7 11,5
Девочки 13,0 12,1
Список литературы:
1. Инструктивно – методическое письмо Министерство образования и науки РК Республиканский центр «Дошкольное детство» от 24 июля 2014г.
2. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ» (от 5 – 6 лет). – Астана, 2013.
3.СанПин «Санитарно – эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации дошкольных организаций образования». Приказ Министра здравоохранения РК от 13 января 2010 г. № 13 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 10 февраля 2010г. № 6048).
4. Республиканский научно – методический, педагогический журнал «Английский язык».
5. Республиканский научно – методический журнал «Самопознание КZ» 2015г.
6. ГОСО (Постановление Правительства РК от 23 августа 2012г. № 1080).
7. Журнал «Инструктор по физкультуре», №4 2009 год.
8. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2004г.
9. Лечебно профилактический танец «Фитнес - данс» СПб.: Детство - Пресс, 2007г.
10. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №5 2015г.
11. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 6 (30), 2015г.