Презентация по литературе на тему Рассказ В.Г. Короленко Сон Макара
Урок по рассказу В.Г. Короленко «Сон Макара» Презентация составлена учителем русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 2» г. Салават Н.А. Ситниковой
Владимир Галактионович Короленко (1853-1921) «Человек с большим и сильным сердцем», - писал о В.Г. Короленко А.М. Горький
О писателе В.Г. Короленко В.Г. Короленко – писатель-демократ, публицист, общественный деятель. Короленко родился 15 июля 1853 года в г. Житомире на Украине. Во многих своих произведениях автор показал пробуждение человеческого сознания и мечту простых людей о счастливой и свободной жизни. Он видел свой долг писателя в том, чтобы вселить в людей бодрость, пробудить веру в свои силы.
Ссылка в Якутию За свои политические убеждения в 1881 году Короленко был сослан в Якутию, отбывал ссылку в с. Амга с 1 декабря 1881 по 10 сентября 1884 года. Писатель внес большой вклад в изучение якутского края, его природы, климата, быта и нравов местного населения, занимался хлебопашеством, просветительской и педагогической деятельностью. Здесь он плодотворно работал, сложился и окреп как писатель, здесь он находил темы и материалы для самых лучших произведений.
«Сон Макара» как святочный рассказ Автор отнес свое произведение к «святочным рассказам». Рожде́ственский или святочный расска́з — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Традиция рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением.
Из мистерии в рождественский рассказ перешла трехуровневая организация пространства (ад — земля — рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в фабуле рассказа все три ступени мироздания. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется не только как вмешательство высших сил, но и как счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже в парадигме значений календарной прозы видятся как знак свыше. Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика.
Рассказ В.Г. Короленко «Сон Макара»
«СОН МАКАРА»1885 г. Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян реальными бытовыми впечатлениями молодого писателя (он жил у крестьянина Захара Цыкунова, который и стал прототипом Макара). Но, называя в первоначальных набросках героя Захаром, Короленко, очевидно, недаром сменил его имя на Maкара — на него, по русской поговорке, «все шишки валятся»; но с другой стороны, короленковский Макар живет именно там, куда другой фольклорный Макар «телят не гонял».
Макар — главный герой рассказа Макар — потомок русских крестьян, житель «глухой слободки Чалган», затерянной «в далекой якутской тайге». Отделяя себя от «поганых якутов», он по-русски говорит «мало и довольно плохо»; «работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод», много пил. В канун Рождества, выпив и отправившись осматривать свои ловушки в тайге в надежде поймать лисицу, Макар заблудился и стал замерзать. Во сне он видит попика Ивана, умершего четыре года назад, всю свою незадавшуюся жизнь, а потом оказывается на суде у «старого Тойона», в котором персонифицирован Бог. Тойон начинает взвешивать грехи Макара
Сын старого Тойона просит отца разрешить Макару «что-нибудь» сказать. И Макар, вдруг ощутив в себе «дар слова», рассказывает в подробностях о своей жизни: как «его гоняли всю жизнь старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подачи; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая земля и злая тайга!.. Горький рассказ его сменяется яростью: «Как он мог до сих пор выносить это ужасное бремя». Он надеялся на «лучшую долю», но «теперь он стоял у конца, и надежда угасла...». От рассказа Макара заплакал старый Тойон, «старый попик Иван», «молодые божьи работники», а чаша весов, где находились грехи Макара, «подымалась все выше и выше!».
Интерпретации рассказа Рассказ Короленко был чрезвычайно популярен у современников, а его аллегорическая подоплека позволяла давать различные интерпретации — как революционного характера, так и сугубо христианские. Рассказ решен в традициях популярных «святочных рассказов», где на первое место ставилось карнавальное религиозное представление, а не художественная убедительность образов. По мнению Павла Басинского, это притча о справедливости – самая классическая вещь о справедливости, которая есть в мировой литературе.
Смысл финала рассказа В рассказе Короленко финалом стала победа света над мраком в сознании Макара, нравственное перерождение героя, сумевшего рассказать о своей жизни и осознавшего её страшную беспросветность. Незакономерный и неправдоподобный финал, утверждающий торжество добра, напоминает о евангельском чуде и создает рождественскую чудесную атмосферу. Но в то же время это реалистическое произведение, которое сочетает в себе евангельские мотивы, основную жанровую специфику святочного рассказа и усиленную социальную направленность.