Разработка урока-игры по физике Устами младенца
Государственное автономное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
УРОК-ИГРА «УСТАМИ МЛАДЕНЦА»
Выполнила: Литвиненко Ирина Витальевна
преподаватель физики
ГАОУ СПО «Колледж сервиса и туризма»
г. Калининград, ул. Литовский Вал 27-А
Калининград 2015План урока
Дисциплина: « Физика»
Время: 90 минут
Преподаватель: Литвиненко И. В.
∙ о б у ч а ю щ а я – обобщить и систематизировать знания по физике за 10 класс
∙ р а з в и в а ю щ а я – способствовать дальнейшему расширению кругозора учащихся и получению новых естественнонаучных знаний. Содействовать формированию чувства ответственности перед членами команды, культуры общения, учить групповым формам работы, способствовать развитию быстроты реакции, умения применить знания в необычной ситуации
∙ в о с п и т а т е л ь н а я – прививать интерес к предмету, окружающему миру, воспитывать коммуникабельность, чувство прекрасного; способствовать формированию активной жизненной позиции
Тип урока: урок-игра
Метод проведения: работа в группах, презентация
Межпредметные связи: химия
Используемые учебники и учебные пособия:
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс. - М.: Просвещение, 2013г.
Оборудование:
1.Персональный компьютер, с установленным ПО (Microsoft Office Power Point 2010, проигрыватель Windows Media), мультимедийная доска (проектор).Компьютерная поддержка внеклассного мероприятия (презентация Power Point) – презентация №1
Атрибуты детской комнаты (игрушки, воздушные шары).
4. Кроссворд – приложение №1, (ответы: презентация №1 слайд 35, приложение №2).
Раздаточный материал: приложение №3,4
Конфеты, для поощрения команд во время игры (или жетоны-«смайлы»).
Призы команде-победителю и самым активным участникам.
Музыкальное сопровождение:
Музыка из передачи «Устами младенца».
Структура урока
Организационный момент. (2 мин.)
Актуализация знаний студентов и мотивация учебной деятельности. (3 мин.)
1-й тур. «Отгадалки».(10 мин.)
Конкурс «Цветочная поляна».(5 мин.)
2-й тур. «Обгонялки» .(15 мин.)
Конкурс «Черный ящик» .(5 мин.)
3-й тур: «Догонялки» .(15 мин.)
Конкурс «Кроссворд» .(10 мин.)
Конкурс «Конфетка» .(15 мин.)
Подведение итогов урока. Выставление отметок студентам. Выводы по достижению целей урока .(5 мин.)
Домашнее задание. (3 мин.)
Рефлексия. (2 мин.)
Ход игры
На подиуме атрибуты детской комнаты (игрушки, кубики, воздушные шары).
Ведущий (преподаватель).
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Мы очень рады видеть вас на нашей игре «Устами младенца».
Но игра не простая, а физическая. Окружающий нас мир материален.
Материальны все физические тела и вещества, а также частицы, входящие в состав атомов, материальны свет, звук, радиоволны, физические поля.
Все, что происходит вокруг, очень волнует и интересует маленьких жителей нашей планеты, именно поэтому мы решили провести эту игру.
Наша игра состоит из нескольких туров, в которых любознательные «младенцы» будут искать ответы на интересующие их вопросы. А отвечать им будут учащиеся 1-го курса.
Группа делится на две команды.
Подсчет баллов мне будет помогать вести мой помощник (представление помощника).
(Представление «младенцев»).
Итак, мы начинаем 1-й тур игры «Устами младенца».
1-й тур. «Отгадалки»
Ведущий.
Участники в этом конкурсе могут набрать до 50 баллов, если отгадают, о чём идёт речь, с первой попытки. Каждая команда получает по одному заданию. За правильный ответ на 1 вопрос даётся 25 баллов.
При неправильном ответе можно попытаться ответить на 2-й вопрос
(15 баллов), а в случае и этой неудачи - на 3-й (5 баллов).
(К «экрану телевизора» подходит «малыш» и, картавя, задаёт вопросы.)
(Презентация №1,слайды № 3- 10).
Задание для первой команды.
1. Эта «штучка» очень маленькая. Она может летать с очень большой скоростью, а может просто качаться. 2. Она находится во всех веществах и в разных веществах различная .3. Она состоит из атомов.
( молекула)
Задание для второй команды.
1. Оно бывает разным. Мы можем видеть это в природе, а можем получить на опыте. 2. Оно может оттолкнуть, а может притянуть, может светить, а может греть. 3. Бывает электрическое, механическое, световое, тепловое, магнитное.
( Физическое явление).
Задание для первой команды.
1. Оно может быть повышенным, пониженным, нормальным. С его помощью мы пьем и едим. А на высоте оно другое. 2. От него зависит жизнь не только человека, но и животных.3.Его измеряют барометром.
( Атмосферное давление)
Задание для второй команды.
1. Он очень маленький, может быть равным нулю и не может существовать отдельно от материи. 2. От него зависит взаимодействие некоторых тел, больших и малых, черных и белых, горячих и холодных, странных и ужасных. 3. Его можно обнаружить электроскопом.
( Электрический заряд.)
Ведущий. Сейчас вам будут предложены загадки с подсказками об учёных и других известных людей.
Задание для первой команды. Кто этот учёный?
Он – один из первых учёных, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки. 2. Он – крупный изобретатель. С одним из его открытий мы сталкиваемся каждую неделю. 3. По легенде, ему принадлежит возглас «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.
( Архимед).
Задание для второй команды . Кто этот путешественник ?
Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч,
однако выбор пал на него. 2. Совершённое им прославило человеческий разум, его самого и его родину.
3. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом пути: «Поехали!»
( космонавт Ю.А. Гагарин.)
Задание для первой команды . Кто этот всем известный учёный?
Инженер по образованию, он в 23 года защитил диссертацию на звание доктора философии . 2. Главное его научное достижение относилось к совершенно неизвестной до тех пор области науки.
3. Ему первому удалось увидеть строение части скелета живого человека. ( Вильгельм Конрад Рентген.)
Задание для второй команды. Что это за тело, с которым вы все знакомы, в нашем черном ящике?
1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов. 2.С ним дружат некоторые спортсмены. 3.По нему плакала Таня.
( Мяч, шар.).
Ведущий. В нашей игре появляются лидеры, которых, однако, еще можно обогнать. Итак, 2-й тур игры.
Конкурс «Цветочная поляна».
На плакате (поляне) выросли необычные цветы - на каждом лепестке которого указана физическая величина. Задача учащихся - выйти к доске и сорвав лепесток назвать единицу измерения указанной физической величины. (Презентация №1,слайд № 11).
2-й тур. «Обгонялки» (Презентация №1,слайд № 12-16).
Ведущий. Участники должны как можно быстрее ответить на вопросы, обгоняя друг друга, и заработать 25, 15 или 5 баллов.
Отвечает тот, кто первым поднимет руку.
1. Он бывает не везде, чаще всего там, где имеется огромное пространство.
Как моргнёшь, может исчезнуть, если ты в пустыне или на море.
В этом доме, в этом оазисе нельзя жить ,на этом пароходе нельзя плавать.
( Ответ: Мираж.)1. Его совершают все тела, процессы, мысли.
2.Это совершают люди, животные, машины, пароходы, это совершают самолеты.
3.Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом , без него не было бы жизни.
( Ответ: Движение.)1.Это есть у всех тел на Земле, и у всех тел она разная : у одних -больше, у других- меньше.
2. Если бы ее не было, то было бы не понятно, как покупать что-нибудь.
3. Её можно взвесить.
( Ответ: Масса.)Его мы не видим, но он греет. Этого нет в человеке, но он есть в некоторых животных и растениях.
Если с ним не правильно обращаться, то он может убить.
Если он проходит в каком- либо приборе, то становиться электрическим.
( Ответ: Электрический ток.)Это может случиться с каждым в жизни, иногда – случайно, иногда – специально.
2. Если на улице гололед , то это происходит случайно, а если игра в баскетбол или бейсбол , то это может быть специально.
3. Из-за того, что это совершило яблоко , И . Ньютон открыл закон.
(Ответ. Падение.)Ведущий. В нашей игре появляются явные лидеры, которых тем не менее могут еще догнать другие после следующего конкурса.
Итак, 3-й тур игры.
Конкурс «Черный ящик» (Презентация №1,слайд № 17).
Выносится черный ящик. В нем лежат неизвестные предметы. Задача – отгадать, что лежит в черном ящике.
- Им измеряют силу тока. (Амперметр)
- Им измеряют напряжение (Вольтметр)
- Им измеряют сопротивление в цепи (Ползунковый реостат)
- Без них невозможно собрать ни одну цепь (Соединительные провода)
3-й тур: «Догонялки» (Презентация №1,слайд № 18 -24).
Ведущий. Каждой команде задают по 10 вопросов. За каждый правильный ответ вы получаете 5 баллов, а всего можете заработать 50 баллов.
Вопросы первой команде:
Оно нагревает тела. ( Трение)
Это часть внутренней энергии. ( Количество вещества)
Любое вещество может находиться в трех различных … (состояниях).
Выдающийся физик, создатель теории относительности.
( А. Эйнштейн.)
Чем она больше, тем изменение скорости меньше. ( Масса.)
Четвёртое состояние вещества. (Плазма.)
Где находиться Пизанская башня? (В Италии.)
Температура кипения зависит от…(давления).
Вещества, проводящие электрический ток. (Проводники.)
Если она увеличивается, то человек болеет. (Температура.)
Вопросы второй команде.
Внутреннее трение текучих тел. (Вязкость.)
Выдающийся физик и астроном, родившийся в Италии. (Галилей)
Вещества, не проводящие электрический ток. (Диэлектрики.)
Энергия положения. (Потенциальная.)
Произведение массы на вектор скорости. (Импульс)
Движение под действием реактивной силы. (Реактивное.)
Переход вещества из жидкого состояния в газообразное. (Испарение.)
Отрицательно заряженная элементарная частица. (Электрон.)
Физико-химические процессы , происходящие в электролитах.
(Электролиз.)
Передача энергии от более нагретых участков к менее нагретым.
(Теплопроводность.)
Вопросы первой команде:
Тиканье часов, гул моторов, шелест листьев – все это … (звук.)
Главный конструктор космических кораблей .( С.П. Королёв.)
Телескоп, бинокль, фотоаппарат , лупа- это приборы, которые называют …(Оптическими).
Энергия движения. (Кинетическая.)
Переход вещества из жидкого состояния в твердое. (Кристаллизация.)
Выдающийся английский физик и математик, основатель классическоймеханики. (И. Ньютон.)
Раздел физики, изучающий механическое движение. (Механика.)
Газовый процесс с изменением параметров при постоянной температуре. (Изотермический.)
Процесс переноса энергии в вакууме. (Излучение.)
Абсолютный нуль температуры. (-273 градуса С.)
Вопросы второй команде.
Процесс переноса энергии в газах и жидкостях. (Конвекция.)
Им измеряют силу тока. (Амперметр.)
Раздел физики, изучающий тепловые процессы. (Термодинамика.)
Оно сохраняет форму и объём .(Твёрдое тело)
Какие тела изучают энергию? (Нагретые)
Единицы оптической силы. (Диоптрия.)
Причина изменения скорости. (Сила.)
Энергия движения и взаимодействия молекул. (Внутренняя.)
На каком острове родился Архимед? (На Сицилии.)
Что выражается в рентгенах? (Уровень радиации.)
Ведущий. Наша игра подходит концу. Мы надеемся, что ирония, с которой «малыши» задавали вопросы, вам понятна. Ведь не только юмористы должны ценить шутки. Но сегодня хотелось, чтобы вы просто улыбнулись. (Преподаватель подводит итоги, награждает победителей.)
Конкурс «Кроссворд» (Презентация №1,слайд № 25, 26, 27).
Раздаются кроссворды. Решаются. Производится взаимопроверка
(см. Презентацию №1 и Приложение №1, 2).
Конкурс «Конфетка» (Презентация №1,слайд № 28).
Выносится ящик с «конфетками» (трубками) на которых написаны формулы, но без одной физической величины. Задача – достать «конфетки» и написать формулу полностью (восстановить).
Студенты выходят по очереди и пишут формулы на доске.
5. Подведение итогов урока (см. Презентация 1,слайд №29). Выставление отметок студентам. Выводы по достижению целей урока.
6. Домашнее задание (см. Презентация 1,слайд №30):
1) Повторить формулы. Готовиться к экзаменам.
2) Сделать презентацию по теме «Магнитное поле»
7. Рефлексия (см. Презентация 1,слайд №29)
Закончите предложения:
Для меня на уроке:
- новое …
- интересное …
- трудности …
- замечания и предложения: …
Мое эмоциональное состояние (обведи):
См. Приложение №3 «Фотографии с урока»
Преподаватель: / Литвиненко И.В. /
Приложение №1
Кроссворд
420843132121
Вопросы к кроссворду
По горизонтали:
3.Химически неделимая часть молекулы
4.Общее название физических явлений нагревания, охлаждения, таяния, плавления, кипения
8.Древнегреческий ученый
9.Научное предположение
13. Газ, без которого невозможна жизнь человека
14.Явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества
16.Наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами
17.Одно из агрегатных состояний вещества
По вертикали:
1.Чем больше средняя скорость молекул тела, тем выше его...
2.Физическое явление на границе соприкосновения твердого тела, жидкости и газа
5.Это то, из чего состоит однородное физическое тело
6.Явление взаимного тяготения тел
7.Великий русский ученый, один из основателей учения о молекулярном строении вещества
10.Шведский ученый, в честь которого названа температурная шкала
12.Оптический прибор для получений изображений неразличимых невооруженным глазом предметов
15.Морская птица, способная глубоко нырять
Приложение №2
Кроссворд
(ответы)
421556539642
Приложение №3
«Фотографии с урока»