Статья Информационно-коммуникативное обеспечение Школы русского языка (из опыта СОШ №90)
Информационно-коммуникативное обеспечение Школы русского языка (из опыта СОШ №90)
Авторы: руководитель “Школы русского языка”, учитель русского языка Р.Д. Кузнецова, учитель русского языка С.В. Фёдорова.
Заголовок нашей статьи, удачно сформулированный редакцией сборника, позволяет авторам не ограничиваться описанием простой дидактической схемы какого-либо занятия. Заявленная тема статьи побуждает её авторов более глубоко коснуться вопросов анализа практического опыта учителей с его теоретическим осмыслением в рамках структурного подразделения “Школа русского языка” именно “Вечерней школы”. Это, надеемся, позволит нам наиболее ёмко и убедительно продемонстрировать примеры использования различных инструментариев ИКТ, более глубокого и всестороннего их освоения педагогами в качестве средств более эффективного развития самой “Вечерней школы” и её структурного подразделения. Важную роль в решении обозначенной проблемы играет перманентное укрепление и совершенствование материальной базы ИКТ. Если всего восемь лет назад из средств ИКТ школа имела две пишущие машинки, то в нашем образовательном учреждении открытого типа мы на сегодняшний день обладаем 50 компьютерами, 44 ноутбуками, 36 принтерами и копировальными устройствами, 17 мультимедиа проекторами, 25 телевизорами. При этом значительная часть компьютеров объединена в локальную сеть и имеют доступ к Интернету; 2 компьютерными классами, на 24 (15+9) рабочих места (ПК), объединённых в локальную сеть, подключённых к Интернету; 11 мультимедиа – кабинетами, оснащённых ПК (ноутбук); мультимедийными проекторами, аудиосистемой, ТВ; множительной техникой. Все рабочие места административно-хозяйственного персонала укомплектованы офисной техникой и ПК с выходом в Интернет. Автоматизированное рабочее место (АРМ) директора школы позволяет контролировать в режиме реального времени учебный процесс, визуально наблюдать всё происходящее в школе и на её территории (с помощью видеонаблюдения – одного из элементов системы безопасности), при необходимости в сети программы «Скайп» иметь видео и аудиоконтакт со своими заместителями. В школе имеется Wi Fi-доступ к сети Интернет, покрывающий 20% территории школы. Во всех классах школы имеется возможность просмотра Московской городской учебной телевизионной программы и 8-ми каналов Центрального телевидения. Всего в школе оборудовано 20 точек выхода телевизионного сигнала. Несмотря на достаточную оснащенность техническими устройствами ИКТ, материальная база школы продолжает постоянно обновляться в соответствии с современными требованиями. В 2011- 12 году материальная база пополнилась 9 системными блоками, 17 мониторами, 21 ноутбуком, 12 МФУ. Планируется в ближайшее время приобретение интерактивных досок SMART Board, портативных компьютеров MacBook Pro, ноутбуков на базе процессоров Core i5 и Core i7, широкоформатных видеопроекторов. В школе есть 2 конференц-зала, оборудованных интерактивными досками с возможностью выхода в интернет, (один из них функционирует в рамках “Школы русского языка”). Это позволяет проводить дистанционные занятия и конференции в режиме реального времени, используя IP-адреса: - для видеоконференций - 81.25.49.175; - для вещания - 81.25.49.250. Но укрепление материально-технической базы ИКТ для нас не является самоцелью. Мы считаем описанную форму работы всего лишь одним из средств повышения эффективности развития нашей школы во всём комплексе её функционирования. Можно накупить много оргтехники, но она будет стоять без действия. Мы стараемся вести нашу работу таким образом, чтобы средства ИКТ в больших объёмах и качественно использовались нашими педагогами. По этой причине мы с большим воодушевлением приняли в качестве руководства к действию рекомендации окружного управления образования о проведении в школе мониторинга объёма и качества работы учителей в области использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ГБОУ ВСОШ №90. Такая работа проводилась в кабинетах “Вечерней школы” и “Школы русского языка”. По состоянию на середину октября конкурсная комиссия зафиксировала в форме видеоматериалов работу педагогов “Вечерней школы”: учителя математики Т.Г. Леоновой, учителя физики А.Т. Меньших; учителя информатики И.И. Любимовой; учителя русского языка В.В. Горновой; учителей биологии Ю.Ю. Ярыгиной и И.Н. Диденко; учителя географии Аксельрод И.Ю.; учителей истории И.В. Куликовой и Е.Н. Севостьяновой; учителя английского языка Папсуева В.В., активно принимающих участие в обучении детей мигрантов в рамках занятий РКИ, и Я не понимаю смысла этой фразы. Наверное, эта строчка была где-то в другом месте. педагогов “Школы русского языка”: учителей Р.Д. Кузнецовой, И.А. Ведровой, Л.Н. Удаловой, В.В. Бормотиной, С.В.Фёдоровой, которые добились за два года заметных успехов в деле повышения эффективности обучения и воспитания детей мигрантов. В рамках этого структурного подразделения оборудованы три учебных кабинета с полным набором оргтехники для учителя и каждого ученика, кабинет информатики и логопеда. За каждым учеником закреплен ноутбук. Каждое занятие педагогов “Школы русского языка” является открытым и проходит с использованием средств ИКТ. Умение пользоваться возможностями, предоставляемыми интернет-сетями, всем комплексом информационных технологий – одно из основных требований, предъявляемых к учителям современной школы, в первую очередь в школах открытого типа, где через различные структурные подразделения создаются наиболее благоприятные условия для обучения людей всех возрастов и национальностей. И важность использования ИКТ в решении этой глобальной проблемы трудно переоценить, ибо новые информационные технологии предоставляют безграничные дидактические возможности для решения методологически и стратегически важных обучающих задач. Кроме того, они помогают школьнику в единицу времени усваивать как можно больший объём информации, помогают развивать у него потребность к самостоятельному освоению знаний. Использование ИКТ помогает более эффективно решать такую глобальную проблему, как обучение людей в группах с разным возрастом обучаемых, расширяя при этом пространственные рамки с помощью элементов дистанционного обучения. Это одна из главных позитивных особенностей “Школы русского языка” для обучения мигрантов именно в структуре вечерней школы. В обычной дневной школе незнание русского языка «опускает» обучающегося мигранта даже в подростковом возрасте на уровень начальной школы, что создает многочисленные конфликтные и иные некомфортные психологические ситуации. Вечерняя школа подобные проблемы сводит к нулю, что стимулирует обучающихся здесь мигрантов к продолжению своего образования в образовательных учреждениях открытого типа. И это действительно так. Например, ученики Школы русского языка братья Гершел Лившиц и Лирон Тулчинский рассказывают о том, что в их группе, в которой учатся ребята из ближнего и дальнего зарубежья, никогда не бывает конфликтов по межнациональному признаку, после занятий одногруппники часто проводят время вместе: ходят в кино, играют в футбол. С особой теплотой братья вспоминают день национальных культур в школе, когда каждый ученик приготовил и принес блюдо той страны, из которой он прибыл, и рассказал о ней. С помощью ИКТ можно успешно решать и более локальные дидактические вопросы упрощённого, текущего прохождения изучаемого материала с опорой на наглядность и погружение в коммуникативную среду. Использование компьютерных технологий дает следующие преимущества: А) повышение мотивации учащихся к обучению; Б) расширение межпредметных связей; В) повышение эффективности учебного процесса за счет более широкого и разнообразного использования тренажеров, тестов, электронных учебников, ресурсов Интернет, а также таких наглядных материалов, как анимация, видеофрагменты, презентации; Г) проведение персональных занятий с более чётко выраженной траекторией индивидуального развития; Д) расширение объема предоставляемой информации, в том числе культурологического и страноведческого характера; Ж) создание оптимальных условий для овладения устной речью с помощью аудиотренажёров; З) повышение качества контроля знаний учащихся с помощью разнообразных тестов. Для иностранных учащихся особенно важны уроки, проводимые с помощью локальной сети в режиме онлайн. Ни для кого не секрет, что дети, которые приходят в «Школу русского языка», имеют разный уровень владения русским языком. Кроме того, кому-то учеба дается легче, а кому-то – труднее. Кому-то легко дается грамматика, кому-то – речевая практика. Все прекрасно понимают, что вьетнамцы не могут осваивать азы русского языка в таком же темпе, как, например, мигранты из стран СНГ. Мы уже не говорим о том, что необходимо учитывать логопедические проблемы, а порой и дефектологические. Уроки в режиме онлайн позволяют частично решить все эти проблемы. Ребенок постепенно осваивает правила, отрабатывает материал в том темпе, который необходим именно ему, и не испытывает психологического дискомфорта, связанного с неуспешностью. Во время таких уроков ученики чувствуют себя психологически очень комфортно потому, что у них исчезает постепенно страх что-то не понять, упустить. В любую минуту они могут обратиться к словарю онлайн и уточнить необходимое понятие. Интернет предоставляет иностранцам прекрасную коммуникативную среду. Отсюда вытекает ещё одна важная задача для учителя: выстраивать свои занятия так, чтобы обучающиеся мигранты с помощью использования разнообразных компьютерных технологий в ускоренном темпе и более прочно овладевали грамматическими, синтаксическими и разговорными правилами русского языка. А через такое ускоренное освоение русского языка более успешно адаптировались бы в нашей стране, смогли более осознанно понять и принять высокую культуру страны пребывания, стать полноценными членами нашего общества. В процессе обучения на уроках РКИ мы используем различные программные средства: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Adobe Photoshop. Кроме того, была установлена специальная программа Net Control, которая успешно используется в малых локальных сетях и была разработана для управления компьютерным классом. С помощью данной программы мы можем транслировать необходимые аудио- и видеоматериалы на все машины учащихся одновременно. Это позволяет более эффективно заниматься аудированием, переводить и анализировать учебные фильмы, просматривать их фрагментарно. Также мы можем проводить опросы и тестирование онлайн и собирать выполненные работы простым нажатием кнопки. Учитель получает возможность удаленного управления компьютерами учащихся. Кроме того, можно следить за работой каждого ученика и ограничивать доступ к ненужным сайтам. Наличие данной материально-технической базы позволило значительно расширить использование Интернет-технологий в учебно-воспитательном процессе, что способствует улучшению качества образования. Создается благодатная почва для применения исследовательского, поискового, проектного методов. Используя возможности Интернет, ученики самостоятельно выполняют задания учителя, а далее обсуждают со всем классом результаты своей поисковой работы. Дети с большим интересом работают за компьютерами и в сети Интернет, находят необходимый материал, причем процесс поиска занимает их ничуть не меньше, чем результат. Этап образовательной рефлексии на уроке является одним из наиболее важных. Мы стараемся сформировать у учащихся комплекс умений и навыков работы с Интернет-материалами, научить их поиску нужной информации и публичному анализу результатов поисковой работы и таким образом подготовить их к последующей самостоятельной учебной, а потом и профессиональной деятельности. Все это позволяет нам приблизиться к заветной цели современной школы: научить школьников учиться и научить учиться всю жизнь. С одним из подобных уроков РКИ можно познакомиться на сайте нашей школы. Там представлен комбинированный урок грамматики и социокультурной интеграции «Я живу в Москве». Образовательные цели данного урока: познакомить учащихся с достопримечательностями Москвы, закрепить лексику по темам «Россия», «Москва», «Город» в речевых ситуациях с опорой на зрительную наглядность, закрепить страноведческие знания о Москве, закрепить грамматические знания по различным темам курса (склонение существительных и прилагательных в единственном и множественном числе, употребление придаточных определительных, спряжение глаголов, употребление предлогов и т. д.), продолжить обучение механизмам чтения и аудирования. Любой интернет-урок состоит из нескольких частей. Примерно это может выглядеть так: теоретическая часть (изучение нового материала, представленного с помощью таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов, учебных фильмов, презентаций и т. д.). Учитель может также предложить пользоваться определенными ресурсами Интернет, которые могут помочь в освоении данного материала (например, электронные учебники, специализированный сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или сайт нашей школы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Учитель может предложить учащимся учебный фильм, презентацию или текст, сопровождаемый иллюстративным материалом. Вот фрагмент такого текста, использованного на уроке грамматики и социокультурной интеграции по теме «Я живу в Москве»: В старину говорили: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал». Говоря о Москве, нельзя не вспомнить и другие достопримечательности этого города. Это храм Христа Спасителя, музей – заповедник «Царицыно», усадьба «Коломенское» и др.
практическая часть (закрепление нового материала, выполнение различных заданий, упражнений по чтению, письму, аудированию); Вот фрагменты подобных заданий: Вставьте окончания. ПАРКИ МОСКВЫ Сейчас мы поговор.. о некотор.. московск.. парк.. Они расположены в различн.. район.. Москвы: на юг.., на север.., на восток.., на запад.., а также на северо – восток...., на юго – восток.., на юго – запад... и на северо – запад.... В центр.. Москвы находится Александровский сад Вставьте вместо точек нужные предлоги. Слова для справок: до, около, мимо, вокруг, перед, по, к, в, рядом, из, от, на. Александровский сад находится с Красной площадью. Большой театр находится Театральной площади. Малый театр находится .. Большого театра. Найдите подходящий ответ на вопрос.
Скажите, пожалуйста, где находится Храм Христа Спасителя? - Нет, музей не очень далеко. Идите прямо по Гоголевскому бульвару.
- А можно дойти до музея пешком или это далеко? - Удобнее всего доехать до парка на метро, здесь рядом станция метро «Арбатская».
- Скажите, пожалуйста, как можно доехать до парка?
- На Волхонке, недалеко от станции метро «Кропоткинская».
Составьте и напишите предложения, используя слова и рисунки.
ВЫ Я В ОК ОЛО ВСТРЕЧАТЬ
1.
МОЖНО В УВИДЕТЬ РУССКИЕ
творческая часть (выполнение различных творческих задач, создание минипроектов с использованием интернет-ресурсов: создание собственных текстов, презентаций, переписка, живое общение и т. д.); На уроке «Я живу в Москве» учащимся были предложены следующие индивидуальные и групповые задания: Соедините названия достопримечательностей Москвы. Подберите иллюстрации к каждому историческому памятнику и сделайте презентацию «Достопримечательности Москвы». Красная галерея
Оружейная башня
Тверская монастырь
Третьяковская колокольня
Ново -Девичий палата
Царь площадь
Василия Блаженного улица
Спасская пушка
Китай собор
Поклонная храм
Большой сад
Ивана Великого город
Христа Спасителя гора
Александровский театр
Вам надо проехать от станции метро «Чистые пруды» до Храма Христа Спасителя на улице Волхонка. Откройте карту Москвы и, ориентируясь по карте, напишите, как вы будете ехать на машине, используя глаголы: ВЫЕХАТЬ, ОБЪЕХАТЬ, ПЕРЕЕХАТЬ, ПОВЕРНУТЬ, ПРОЕХАТЬ МИМО, РАЗВЕРНУТЬСЯ, ЕХАТЬ ВДОЛЬ, ДОЕХАТЬ ДО. Пообщайтесь в сети со своими русскими ровесниками и узнайте, какие интересные места может посетить иностранец в Москве. Вопросы подготовьте заранее. Узнайте адрес Третьяковской галереи и др. Запишите, как можно доехать до этого музея на городском транспорте. Используя ресурсы сети Интернет, узнайте, какие театры, музеи, стадионы есть в Москве. Подготовьте презентацию по теме «Достопримечательности Москвы» и др. Переведите текст «Достопримечательности Москвы» с русского языка на вьетнамский, используя словари онлайн и напишите аналогичный текст о достопримечательностях Ханоя. тестирование.
ТЕСТ Красная площадь получила такое название, потому что здесь проходили парады Красной Армии. здесь построены здания из красного камня. в русском языке слово «красная» раньше имело значение «красивая». Где расположена Спасская башня, построенная в 1491 году? На Манежной площади. На Красной площади. На Поклонной горе. Где стоит памятник А. С. Пушкину? на Манежной площади на Красной площади на Пушкинской площади На таких занятиях ученик-мигрант попадает в щадящую среду безоценочного обучения на протяжении нескольких недель, а то и месяцев. Замена пятибалльной оценки на двухбалльную («зачет» «незачет») способствует снятию привычного синдрома страха перед оценкой. («Зачтено» это равная для всех, демократичная, психологически щадящая оценка, исключающая межличностное сравнение по легкости или трудности процесса усвоения, такое болезненное в прежнем школьном опыте учащихся.) И при решении данной проблемы роль средств ИКТ также трудно переоценить. В таких случаях результаты труда обучающегося оценивает объективный и беспристрастный судья – компьютер. Школы открытого типа в первую очередь с помощью ИКТ предоставляют возможность обучать детей и взрослых с разной скоростью, используя одновременно системы очного, заочного и интенсивного, ускоренного обучения. Позволяют, кроме того, учебный материал объединять и структурировать в более крупные, чем урок, единицы. Такой единицей изучения материала становится, к примеру, зачетный блок. Особенно успешно такая практика обучения осуществляется в структурном подразделении вечерней школы “Школа русского языка”. Всё это, вместе с другими разнообразными дидактическими находками педагогов “Школы русского языка”, помогает в группах мигрантов за один - два учебных года осваивать программу русского языка за начальную школу и 5–9-е классы средней школы. Это позволило нам найти прошлогоднему выпуску “Школы русского языка” учебные места в различных классах “Вечерней школы” . Это ли не показатель успешной практики обучения и воспитания детей мигрантов в “Школе русского языка”, в том числе и обеспечения школы средствами ИКТ? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: Мониторинг - процесс наблюдения и регистрации данных о каком-либо объекте на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых значения данных существенно не изменяются.
Рисунок 14 готово парк цРисунок 13Описание: готово парк ц.jpgРисунок 6Рисунок 7Рисунок 8MђЗаголовок 215