Конспект урока по окружающему миру в 1 классе Кто такие птицы

Тема урока: Кто такие птицы?

Цели:

расширить знания учащихся о птицах, представления об их разнообразии и особенностях внешнего вида.

Задачи:

вызвать интерес к окружающему миру;
обогащать словарный запас, развивать связную речь;
учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы;
учить сравнивать, анализировать, делать выводы.
воспитывать заботливое отношение к природе.



Оборудование:
для учителя: учебник «Мир вокруг нас» автор А.Плешаков и рабочая тетрадь, проектор, электронная презентация.
Для детей раздаточный материал: перья разные по форме, цвету, размеру, стаканы с водой, лупы, ножницы. Учебник «Мир вокруг нас» автор А.Плешаков и рабочая тетрадь.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц, различать диких и домашних птиц.


Ход урока

I.Организационный момент:

(Слайд №2) «Берег речки, цветущий луг, летают бабочки, шмели, пчёлы»

Учитель: Сегодня мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется «Животный мир» и будем продолжать открывать для себя удивительные вещи, пытаясь находить ответы на свои вопросы.
– Подумайте, что нам пригодится для успешной работы?
+ Внимание, знания, наблюдательность, смекалка, умение слушать и слышать.


II. Повторение изученного.

- Вспомните, какие группы животных мы уже изучили?
+ Насекомые и рыбы.

Блиц опрос:
- Назовите главные отличительные признаки насекомых.
+ У всех насекомых 6 ног.
- Перечислите, какие вам известны насекомые?
+ Муха, комар, оса, пчела, шмель, бабочка, кузнечик, стрекоза, жук
- Почему кузнечик зелёный, а шмель пестрый?
+ Их окраска помогает им маскироваться в природе.
- Назовите главные отличительные признаки рыб.
+ Тело большинства рыб покрыто чешуёй. Рыбы живут в воде.
- На какие две группы можно разделить всех рыб?
+ Рыбы речные и рыбы морские.
- Каких речных рыб вы знаете?
+Окунь, щука, карась, ёрш, сом, лещ
- Какие морские рыбы вам знакомы?
+ Сельдь, треска, морской окунь, акула, камбала

( У всех детей в руках сигналы «обратной связи». Ученики отвечают по одному. Остальные дети если согласны с ответом товарища - поднимают зелёный сигнал, если нет – красный).
- Молодцы! Все справились с этим заданием.

2.Игра «Кто лишний?»
- А теперь поиграем в игру «Кто лишний?»
(Слайды 3 – 8) «Кто в группе лишний?»
(на слайдах картинки животных)

1) Жук, снегирь, шмель

2) Белка, медведь, дятел.

3) Кузнечик, бабочка, ласточка.

4) Ворона, ёрш, окунь.

5) комар, голубь, оса.


- Давайте выделим в каждой строчке лишнее животное.
(по мере поступления ответов компьютер будет удалять лишнее животное)
- Какое животное лишнее на первой картинке?
+ Снегирь.
- Почему?
+ Жук и шмель – это насекомые, а снегирь – птица.
- Кого удалим на втором слайде?
+ Дятла, потому что он птица, а белка и медведь – нет.
+Дятла, потому что он летает, а белка и медведь – нет.
+Дятла, потому что у него есть крылья, а белки и медведя – нет.
+ Медведя, потому что белка и дятел живут на дереве, а медведь – нет.
- А давайте подумаем, дети, всё ли время белка проводит на дереве?
+ Нет, она и на землю спускается.
- А медведь умеет лазить по деревьям?
+Да.
- Так кто же здесь лишний?
+ Дятел. Потому что он – птица.
- Кто лишний на следующем слайде?
+ Ласточка. Мы знаем, что кузнечик и бабочка – это насекомые, а ласточка – нет.
- Удаляем её. А на четвёртом слайде кто лишний?
+ Ворона, потому что окунь и ёрш – рыбы, а ворона – нет.
- Кто лишний на последнем слайде?
+ На последнем слайде лишний голубь, потому что комар и оса – насекомые, а голубь – нет.
- Вспомните животных, которых мы удалили.
+ Снегирь, дятел, ласточка, ворона, голубь.
- Назовите одним словом животных, которых мы удалили?
+ Это птицы.
- Догадались, кому будет посвящен наш урок?
+ Да. Урок будет посвящён птицам.

III. Изучение нового материала.

1)Выделение существенного признака птиц
- Правильно. Тема нашего урока «Кто такие птицы?»
Сегодня на урок к нам пришёл наш постоянный гость - Муравьишка. Он рассказал вот такую историю (слайд №8):
« Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. В глубине леса с ветки на ветку прыгало – перелетало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные, - подумал я, - но все они умеют летать. Наверное, все они – птицы». А вы как думаете ребята?»
+ Бабочка – насекомое. (Слайд № 9)
+ Петух – птица. (Слайд № 10)
- А знаете ли вы еще, каких либо животных, о которых рассказал Муравьишка?
+ Нет
Давайте откроем учебники на стр. 24 и рассмотрим на рисунке животных, которых назвал Муравьишка.
- Действительно ли все они - птицы?
+ Курица (и петух) – птица, бабочка – насекомое.
- Знает ли кто – нибудь из вас похожее на белку животное, о котором рассказал Муравьишка?
+Нет
- Это белка – летяга. Почему её так назвали? (Слайд № 11)
+ Она похожа на белку, но, наверное, умеет летать.
- Почему вы так думаете?
+ Её лапы похожи на крылья
- Птица ли она?
+ Возможно, да.
- На кого похоже последнее животное на картинке?
+ На мышь. (Слайд № 12)
- Умеет ли она летать?
+ Наверное, да, потому что её лапы похожи на крылья.
+Нет
- Кто знает, как называется это животное?
+ Мышь
- А если она умеет летать, то, как её можно назвать?
+ Летучая.
- Правильно, это летучая мышь. А она – птица?
+ Наверное, да.
+Нет
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных.
Можно ли сказать, что все, кто умеет летать – птицы?
+ Нет. Насекомые тоже умеют летать, но они не птицы.
- Верно. Умение летать, несомненно, важный отличительный признак для птиц, но не самый главный.
- Давайте ещё раз посмотрим на этот слайд и подумаем, какое же главное отличие всех птиц от других животных?
+ У них у всех есть перья.
- Молодцы! Действительно, главное отличие птиц от других групп животных то, что их тело покрыто перьями. Не зря их ещё называют пернатыми.
2) Домашние и дикие птицы
- Рассмотрите следующий слайд и скажите, на какие две группы можно разделить этих птиц? (слайд № 13)
+Птицы, которые живут дома и птицы, которые живут в лесу.
- Кто знает, как называют птиц, которые живут дома?
+ Домашние птицы.
- Назовите домашних птиц.
+ Гуси, куры, индюки, утки (Слайд № 14)
- Назовите тех, которые живут в лесу, в дикой природе?
+ Журавль, воробьи, ворона, грач (Слайд № 15)
- Как их называют?
+ Лесные
- Нет, ребята, ведь птицы, за которыми человек не ухаживает, живут не только в лесу. Они живут и в городе, и в посёлке или, по – другому, в дикой природе. Таких птиц называют дикими.
- Чем отличаются домашние птицы от диких?
+За домашними птицами ухаживает человек, а за дикими – нет.
- Да, ребята, домашним птицам не нужно заботиться о пище. От малой подвижности они отяжелели, практически разучились летать, поэтому их кормит человек. А диким птицам приходится самим добывать себе корм, много летать.
3) Части тела птиц
- Поглядите на орлана. Это дикая птица или домашняя?
+ Дикая.
- Верно. Я буду показывать части тела на орлане, а вы хором называть эти части тела. (Слайд № 16)
Клюв
Голова
Шея
Туловище
Крылья
Хвост
Ноги
- Покажите части тела у голубя на картинке в учебнике.
- Один ученик озвучивает свой ответ у доски, на картинке без подписей, остальные при помощи «обратной связи» показывают, согласны они с ответом товарища или нет.
-(Работа в парах) Покажите части тела у пингвина (дети показывают друг другу, учитель ходит по рядам – слушает ответы отдельных пар)
Затем один ученик показывает части тела пингвина у доски. (Слайд № 18) Все дети работают с «обратной связью»
- Скажите, а какие птицы на картинке в учебнике изображены рядом с голубем?
+ Гуси.
- Какой части тела не видно у этих птиц?
+ Ног.
- Почему их не видно?
+ Их не видно потому, что при полете, птицы свои ноги прижимают к телу.
- Гуси, голуби – это птицы?
+ Да.
- Почему вы так думаете?
+ Тело голубя и гуся покрыто перьями, значит эти животные – птицы.


IV. Физкультминутка.

Давайте мы с вами руками помашем,
Да что- нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?
(произвольные движения под музыку: помашем руками, покружимся на месте, присядем, обхватив руками колени, повторим движения)

4. Практическая работа (работа в группах).
Сейчас, ребята, мы с вами рассмотрим, какие бывают перья и как они устроены. У вас на столах лежат все необходимые нам предметы. Напоминаю правила работы с ножницами: брать их только по необходимости, не держать открытыми, не размахивать ими. Вы пока на столах ничего не трогайте, только рассматривайте. Во время работы в парах я попрошу вас помогать друг другу, работать дружно, сообща, слушать и слышать друг друга. Если что - то не понятно, поднимайте руку.
(На столах у детей лежат перья разные по форме, цвету, размеру, ножницы, стаканы с водой и лупы.)
- Расскажите, чем отличаются эти перья?
+ Одни большие, а другие маленькие.
- Хорошо. Будем говорить, что они отличаются по размеру. А ещё?
+ Они разного цвета.
- Верно. А ещё?
+ Одни круглые, другие вытянутые.
- Правильно, они отличаются формой. А может, что - то ещё заметили?
+ Одни перья мягкие, а другие твердые, грубые.
- Молодцы! Сейчас мы будем работать в группах по два человека.
Рассмотрите, пожалуйста, перья повнимательней. Каждое перо имеет стержень. Как вы думаете, где он? Покажите.
- Возьмите ножницы и отрежьте кончик стержня. Что внутри?
+ Ничего. Пустота.
- Правильно. Перо лёгкое, воздушное, внутри у него пустота.
Возьмите большое перо. А для чего служат большие крылья?
+ Птица ими машет при полёте.
- Верно. Тогда для чего нужны маленькие пёрышки.
+ Тоже машут.
- Нет, ребята. Маленькие перья – пуховые, служат для тепла.
А сейчас помочите перо в воде и встряхните. Что видите?
+ Перо сухое, вода скатилась капельками.
- Оказывается, перья защищают птицу от воды и сырости.
А ещё у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание, как прикрепляются бородки.
- Обратитесь к учебнику. Почему на страничке учебника перо нарисовано рядом с чернильницей. (Учитель показывает чернильницу)
+ Может так красят перья.
- Нет, ребята. Много лет назад ручек не было, и люди писали гусиными перьями, обмакивая их в чернила. Перья затачивали (очиняли) острым ножиком, который так и назывался – перочинный.
А теперь рассмотрите окраску перьев. Покажите самое красивое перо на ваш взгляд.
Да, часто можно встретить птиц с красивым оперением. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют, как правило, однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
- Поглядите на Черепашку в учебнике. Чем она себя украсила?
+ Перьями.
- А чьи это перья, кто знает?
+ Это перья павлина.
- Да, павлин, райская птичка, колибри, попугай имеют одну из самых красивых окрасок. (Слайды № 20 и 21 )

5. Работа с учебником. Знакомство с разнообразием птиц.

- А теперь приготовьте цветные карандаши. Работать будем на странице 25 учебника. Там нарисованы различные птицы. Я буду вам загадывать загадки, вы их отгадывать и раскрашивать кружок рядом с этой птицей. Так же вы должны рассказать нам, где вы видели эту птицу и что о ней знаете.

1) Серый маленький комочек.
Чик – чирик! - Замёрз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждёт тебя наш .
+ Воробей. Я видела его на дороге, на тротуаре, он собирал крошки. Эта птичка маленькая, любит купаться в лужах.

- Хорошо. Раскрашивайте кружок в учебнике. Слушайте следующую загадку.

2) Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких –
Красные ботинки.

+ Утка. Это домашняя птица, любит плавать.
+ Есть утки и дикие. Они на зиму улетают в тёплые края.
- А почему они улетают?
+ Им холодно зимой.
- А мы только что говорили, что у птиц есть перья большие и маленькие. Давайте повторим, для чего нужны большие перья.
+ Эти перья нужны птице, чтобы летать.
- Правильно, это маховые перья. А для чего нужны маленькие, мягкие пёрышки?
+ Эти перья нужны, чтобы согреваться, они пуховые.
- Так холодно ли птицам зимой?
+ Нет
- Подумайте, почему ещё могут улетать на зиму птицы в тёплые края?
+ Им нечего кушать.
- Верно, ребята. А чем питаются утки?
+ Что найдут в воде: маленькие рыбки, жучки, водоросли.
- Правильно. И как только начинают замерзать водоёмы, утки улетают от нас в тёплые края.
- Закрашивайте кружок и слушайте следующую загадку.

3) Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор.

+ Дятел. Я видел его в лесу. Он лечит больные деревья, достаёт из – под коры вредителей.
- Улетает ли дятел в тёплые края?
+ Нет. Ему и здесь зимой хватает еды, он и зимой лечит деревья.
- Правильно, ребята. Если птичка сыта, ей никакой мороз не страшен. Раскрашивайте кружок.

4) Всю ночь летает – мышей добывает,
А станет светло – спать летит в дупло.

+ Сова. Она по ночам ловит мышей, а днём спит. Днём она плохо видит.
- Закрашивайте кружок.

5) Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

+ Ласточка. Это маленькая птичка.
- А ещё что вы о ней знаете. А чем она питается.
+ Мошками, комарами.
- Правильно, насекомыми, и ловит их на лету. А она улетает в тёплые края на зиму?
+ Да. Насекомых зимой нет и ей нечего есть.
- Закрашивайте кружок. О какой птице я не загадала загадку?
+ О синице.
- Что вы о ней знаете?
+ Она похожа на воробья, только у неё грудка жёлтая. Так же как и воробей остаётся зимовать в наших краях.
- Да, ребята, трудно бывает птицам в снежные и морозные зимы. Многие из них не доживают до весны. Как же помочь птицам зимой?
+ Надо развешивать кормушки в садах.
- А у кого рядом с домом уже висят кормушки?
+
- Птицам, которые прилетят к вашим кормушкам, не страшна зима.

- Взгляните на Муравьишку. Что он задумал?
+ Он полетел вместе с птицами на самолётике.
- Это дельтаплан. Действительно он похож на маленький бумажный самолётик. Муравьишка решил найти высоко в небе себе друзей среди птиц. Вспомните, каких животных учёные называют птицами?
+ Птицами называют тех животных, чьё тело покрыто перьями.
- Прочитайте, какой вопрос задаёт Муравьишка?
+ Все ли птицы летают?
- Так все ли птицы летают, ребята?
+ Умение летать не является главным признаком птиц. Есть такие птицы, которые не умеют летать. Например, курица.
- Нет, курица хоть немного, но может взлетать. А есть такие птицы, которые вообще не умеют летать. Прочитайте в учебнике название этих птиц и рассмотрите их.

Рассказ ученика (заранее подготовленного) о страусе (Слайд № 22 ):
Американский страус – самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие и сильные ноги.

Рассказ учителя о пингвине (Слайды № 23 и 24):
Это императорский пингвин со своими детёнышами. Он самый крупный из всех пингвинов: рост его около 120 см, а весит он около 40 кг. Пингвины – самые холодостойкие птицы. Они живут в Антарктиде, на Южном полюсе. Хоть полюс и называют Южным, холодно там так же, как и на Северном. Пингвинов называют птицами, однако летать они не умеют. Их крылья больше похожи на ласты, а перья – на чешую. Раз в год пингвины линяют. Ходят они неуклюже, а вот плавают и ныряют – изумительно. Под водой пингвин развивает скорость до 40 км/ч.Питаются эти птицы рыбой, рачками и моллюсками. Живут пингвины огромными колониями по нескольку тысяч птиц.

V. Закрепление изученного.

1. Игра – соревнование.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто внимательней?»
Первую птицу назову я. Ученик повторяет, добавляя своё название птицы. Другой ученик повторяет услышанную цепочку слов и добавляет ещё одно название и т. д. Выигрывает тот, кто правильно воспроизведёт самую длинную цепочку слов. Эта игра развивает внимание и память.

2. Работа в тетради на с. 11.
Откройте тетради по закладкам. Рассмотрите птиц. Каких птиц, нарисованных на картинке, вы знаете?
+ Ворона.
- Прочитайте, какие ещё птицы изображены на картинке.
+ Грач и галка.
- Этих птиц называют близкими родственниками. Почему?
+ Они очень похожи.
- Да, они внешне очень похожи. Ворона и галка остаются зимовать в наших краях, а грачи улетают, потому что им не хватает зимой корма, но могут и остаться. Сегодня мы научимся рисовать этих птиц.
( по образцу учебника учитель показывает порядок выполнения рисунка, дети выполняют вместе с ним). С родителями, на прогулке проведите наблюдения за этими птицами в окрестностях нашего посёлка и научитесь различать этих птиц.

VI. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок.
- Что нового, интересного вы открыли для себя на уроке?
+ Узнали, кто такие птицы, что не все птицы умеют летать.
+ Главное отличительное свойство птиц – перья.
+ Узнали, как устроено птичье крыло.
+ Какие части тела есть у птиц.
- Как мы находили ответы на вопросы?
+ Слушали учителя, отгадывали загадки, работали с учебником, читали выводы.
- Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?
+ Когда рассматривали перья.
+ Отгадывать загадки.
+ Игра «Кто внимательней?»
+ Рисовать птиц
- А кому из вас захотелось помочь птицам? Ведь впереди у нас длинная и возможно холодная зима. Кто повесит кормушку рядом с домом?
+
- Я рада. У птиц, которые останутся зимовать в нашем посёлке, будет много друзей.
- Завершая наш урок, я хочу, чтобы каждый из вас подошёл к дереву с кормушкой, которые изображены на доске, и «посадил» на него птичку. Если вы считаете, что работали активно, старательно, и всё, о чём сегодня говорили на уроке, вы поняли - «посадите» на дерево снегиря. Тот, кто считает, что работал не достаточно активно и ему над этой темой ещё нужно поработать, пусть «посадит» на дерево воробья. Постарайтесь оценить себя объективно, по справедливости.
(Дети подходят к доске, берут из конвертов картинки с изображением данных птиц и при помощи магнитов прикрепляют их к доске).








13PAGE 15


13PAGE 141115