Урок на тему: Духовное краеведение Подмосковья


МБОУ Гимназия № 17
Г. Королёв М.О.
Учитель : Черноморова Н.
ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ.
Маршрут: Северное Подмосковье. Троице – Сергиева Лавра.
Старчество. Христианский подвижник ХХ века – Магистр Богословия схиархимандрит Иоанн ( Маслов).
ЦЕЛЬ: Старчество на Руси. Познакомить с христианским подвижником ХХ века - Магистром Богословия Схиархимандритом Иоанном (Масловым). Раскрыть понимание и отражение святости в жизни исторических личностей и их христианского и духовного наследия.
Закрепить знания о Духовном Центре христианской культуры – Троице – Сергиевой Лавре.
Углубить понятия о Святыни, как об основе христианской культуры.
Основные понятия: Лавра. Монастырь. Пустынь. Монашество. Духовный кормчий. Старчество. Христианское общество мирян. Духовный сан. Архимандрит. Схима. Схиархимандрит. Магистр Богословия. Богословское наследие. Пастырь. Христианские добродетели. Подвиг служения. Духовная культура. Христианское захоронение. Панихида. Святость. Оптина и Глинская пустыни. Святитель Тихон Задонский.
Средства: учебное пособие тема №7. Икона Святой Троицы. Иллюстрации Троице – Сергиевой Лавры и Святынь обители. Фотографии Схиархимандрита Иоанна (Маслова). Книги: Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Преподобный Амвросий Оптинский и его наследие»; Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Глинский патерик» по творениям Глинских старцев; Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Задонский патерик» по творениям Святителя Тихона Задонского; Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Симфония» по творениям Святителя Тихона Задонского.План: Проверка знаний. Обсуждаем – размышляем. Объяснение нового материала. Работа с понятиями. Закрепление.
Урок начинается чтением стихотворения Игумена Виссариона (Остапенко) «Лавра Святая».
ЛАВРА
Лавра святая, родная, как ты нам всем дорога,
Кто тебя только не знает, чья не ступала нога…
Нищий, убогий, калека – сень твоих храмов любя,
Снова и снова от века все посещают тебя.
К Сергию в Лавру святую едет российский народ.
Чтит ее всем дорогую добрый славянский наш род.
С близкой и дальней дороги люди в обитель спешат.
Все позабылись тревоги, легче здесь стало дышать.
Службою славится Лавра, пением чудных стихир,
Лаврским напевом издавна Русь наполняет эфир.
В наше лукавое время царствует злоба кругом.
Едет славянское племя в этот Божественный дом.
Люд православный стремится в Лавру душой отдохнуть,
Троице Святой поклониться, страждущих здесь помянуть.
К раке святой цельбоносной люди с любовью идут,
Лаврской воды живоносной в путь неизменно берут.
Сергий, угодник преславный, Богу молися о нас,
Чтобы народ православный в годы лихие Он спас.
- О каком духовном центре Православной культуры говорится в этом стихе?
- Говорится о Св. Троицкой – Сергиевой Лавре. (Показ иллюстраций Троице – Сергиевой Лавры).
- Где расположена Троице – Сергиева Лавра?
- Расположена она на севере Подмосковья в г. Сергиев – Посад.
-Почему название Троице – Сергиева Лавра состоит из трех слов?
- Святая Троица - Отец Бог, Сын Бог, Дух Святой Бог, Троица нераздельная и единосущная. (Выставляется икона Святой Троицы)
Преподобный Сергий Радонежский пребывает там мощами.
Лавра – духовный центр Православной культуры.
- Какие Святыни находятся в Лавре?
- В Лавре находятся мощи Преподобного Сергия Радонежского, чудотворные иконы и Святой источник.
- Что такое «источник»?
- Это место истечения воды.
- Какой источник называется «Святым»?
- Святой источник – это место истечения воды с живительной силой Святого Духа.
- Почему православные христиане называют мощи Святых людей и источники – СВЯТЫНЯМИ?
- Они несут в себе благодать Святого Духа, дающего живительную силу, которая нам дает укрепление души и исцеление тела.
- Какие вы знаете еще Центры духовной культуры?
- Оптина пустынь, Глинская пустынь, Задонский монастырь.
- Чем прославлены эти Обители?
- Оптина пустынь и Глинская пустынь прославлены старчеством. В Задонском монастыре жил и трудился подвижник благочестия – Святитель Тихон Задонский.
- Почему мы некоторых людей называем «Святителями», некоторых «Старцами», иных «Преподобными»?
- Старцы, Святители, Преподобные – это монашествующие люди, которые своим жизненным подвигом показали истинную веру во Христа Спасителя, жили по Заповедям Божьим, исполняли главные христианские добродетели – веру во Христа, надежду на спасение, любовь к ближнему. Им вверено духовное руководство, они «духовные кормчие», т.е. дают христианам духовную пищу, укрепляют их душу.
В своей высшей мере духовное руководство называется старчеством. Через старчество из поколения в поколение с древних времен передается дух христианской жизни. Иисус Христос принес нам прежде всего и главнее всего новую жизнь и научил ей апостолов, и дело церковного предания – не учение только передавать, но и передавать из рода в род эту зачавшуюся со Христом жизнь; передавать именно то, что не передается никаким словом, никаким писанием, а лишь непосредственно общением. Для руководства духовной жизнью старцу подается богом особый редкий дар – рассуждение. Без этого дара он не старец. Рассуждение это величайший дар Божественной благодати. В «Евангелии» рассуждение названо «светильником души» (Мф. 6, 21-22), в Священном писании – «кормилом жизни» (Притч. 11, 14) . Считается, что истинный старец обладает добродетелью бесстрастия. Поэтому он постоянно преследует единственную цель - спасение человека во Христе, независимо от происхождения, социального положения и духовного преуспевания. Старцам свойственны и другие духовные дарования: прозорливость, чудотворения, хотя эти дары могут и не обнаруживаться, т.к. подвижники их скрывают. Дарования эти не являются целью подвижничества. Дар чудотворения лишь свидетельствует о правильности подвижнического пути и определяет степень духовного возраста. Таким образом, истинный старец есть человек богоизбранный и богоодаренный. Святые отцы учат, что посредством отсечения своей воли отсекается корень всех страстей.
Монашество – это цвет христианства, а старчество – цвет монашества. Влияние монастырского старчества распространилось на христианское общество мирян. Старчество как образ духовного руководства пришло в Россию со времени принятия ею христианства. Одним из первых учредителей старческого руководства был преподобный Антоний Печерский. В последствии возродил традиции старчества на Руси преподобный Паисий Величковский (вторая половина ХVIIIвека). Его ученики положили начало старческому руководству во многих русских монастырях. Наиболее значительными Духовными центрами, где старчество было восстановлено, в ХIХ веке стали Глинская и Оптина пустыни, они определяли духовное возрождение русского народа. Эти обители даровали миру благодатных старцев, которых называли «украшением монашества». В их сердцах горел яркий пламень любви к Богу и людям, это святые вожди нравственности земли Российской.
Выдающимся старцем в наши дни стал старец схиархимандрит Иоанн (Маслов). Реальным свидетельством Божественной благодати, живущей и действующей в душе этого богомудрого наставника, и вдохновляющим примером для последователей Христа служит сама жизнь и его пастырская деятельность. (Выставляется фотопортрет).
Старец был настолько красив, что при нем даже вслух говорили с благоговением: «Какой красивый!» Высокий, статный, широкоплечий, с правильными мужественными одухотворенными чертами лица, с длинными густыми волосами и бородой. Величественность сочеталась в нем с быстротой действий и внутренней энергией. В замечательных глазах старца как бы отражалось сияние неба, которое проникало в самую глубь души собеседника и озаряло беспросветный мрак многих жизней. Недаром говорили, что у старца глаза как у ангела.
Архимандрит – это священнический сан.
Схима – это высший духовный сан, подобный «Ангельскому».
Множество людей тянулись к отцу Иоанну благодаря исключительно редкому в наше время дару, который он имел, - старчеству.
Старчество – это особая форма пастырского служения. Батюшка сам каждым своим поступком нес добро в мир и учил этому других людей. Это был пастырь. Он говорил: «Людям надо помогать, очень они сейчас нуждаются в теплоте, в помощи. Быть свечой горящей, чтобы хоть кто-нибудь мог погреться у нее». Христиане, воплощая в своей жизни святое старческое слово, несли в мирскую жизнь то истинное духовное начало, которое преображает мир.
Схиархимандрит Иоанн оставил нам в духовное наследие не только яркий и поучительный пример своей жизни, но и свои мудрые, глубоко назидательные и спасительные труды. Если бы даже не сохранилось никаких сведений о жизни старца и мы имели бы только его труды, то образ духоносного, богатого плодами Божественных Тайн старца предстал бы перед нами во всей полноте. В сочинениях его нашли отражение те святые мысли и чувства, которыми питалась его душа и которые воодушевляли его великое любящее сердце. Они – результат высокого духовного подвига, плод благодатного устроения его души.
В 1969 году отец Иоанн защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Иеросхимонах Амвросий Оптинский и его духовное наследие», за которую ему присуждена степень кандидата богословия. Отец Иоанн впервые исследовал духовное наследие старца Амвросия и представил его учение в стройной, доступной каждому читателю системе. В этом особое значение его труда. Раскрывая учение Оптинского старца о спасении (о покаянии, о смирении, о молитве, о страхе Божьем, о страстях), отец Иоанн сопоставляет его с учением отцов Церкви, показывая непрерывающуюся преемственность старческого делания. В этом своем труде он дает четкое определение старчества, прослеживает его историю с момента возникновения и до времен старца Амвросия. ( предлагаю учащимся эту работу).
В 1983 году отец Иоанн защитил магистерскую диссертацию: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». Тема этого исследования исключительно актуальна. Ценность и особенность этого труда состоит в том, что автор не просто пересказывает события жизни святителя, а раскрывает перед читателем сокровенное святилище его души. Это не только научный труд, а учебник жизни, духовного роста, написанный двумя выдающимися русскими умами. Она являет собой духовное единение пастырей прошедшего времени и нашего. Труд схиархимандрита Иоанна написан высокодуховным, строгим словом, вместе с тем это – простое задушевно-теплое сердечное повествование, преисполненное любви и почитания к святителю. Так написать о святом мог лишь человек, имеющий с ним истинное духовное единение. (предлагаю учащимся эту работу).
Большое научное и практическое значение имеет составленная впервые схиархимандритом Иоанном «Симфония по творениям Тихона Задонского» - приложение к диссертации. Ее ценность состоит в том, что включает тексты из творений святителя Тихона, духовное наследие которого, благодаря труду отца Иоанна плодотворнее может быть использовано учащимися. (представляю учащимся эту работу).
Обзор пастырской деятельности и богословского наследия схиархимандрита Иоанна позволяет с уверенностью сказать, что душа его была озарена Божественной благодатью, которая изливалась на души всех, обращавшихся к нему за советом. Великая заслуга его заключается в том, что он оставил последующим поколениям свои произведения, которые содержат его учение о спасении, о правильном христианском подвиге. Они являются прекрасным руководством для всех христиан.
Избранные изречения из трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова):
«»
Вера есть величайшая духовная сила, дарованная нам господом. Это семя и корень всех добродетелей. Кто стяжал истинную и крепкую веру, тот благопоспешно восходит выше и выше по лестнице христианских добродетелей.
«»
Грехи, сделанные нами, оскверняют душу и отгоняют от нее благодать Божию.
«»
Добрые дела, творимые нами, бывают угодны Богу только тогда, когда совершаются они не из тщеславия или взаимообразных человеческих выгод, но ради Бога по любви к людям. Притом не только любящим нас, но и ненавидящим.
«»
Хорошо бы приостановить волну зла: самоволие, непослушание, самооправдание и все то, что нарушает душевное спокойствие.
«»
К защите Родины верующих зовет не только гражданский, но и христианский долг. Христово учение требует от каждого последователя беззаветной любви к своим братьям. И эта любовь верующих русских людей находит яркое проявление в защите родного Отечества.
«»
То же можно сказать и о священном чувстве любви к Родине: если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству.
«»
Если в сердце христианина горит огнь истинной любви, завещанной Христом, это сердце не требует указаний, в чем проявить свою любовь: оно само и голодного накормит, и плачущего утешит.
«»
Прилагайте старания друг друга любить, уважать и помогать. А зло – оно идет от сатаны. Он, злой дух, всегда стремится только поселять зло в сердца людей. Но это зло искореняется смирением, кротостью, терпением и любовью.
В Подмосковном городе Сергиев-Посад, на городском кладбище, находится могила благодатного старца, подвижника благочестия, магистра Богословия схиархимандрита Иоанна (Маслова). Каждое воскресенье ему служится священниками заупокойная панихида.
Панихида – это особый чин поминания усопших христиан.

Духоносность старца, как и при жизни, привлекает к старцу многих людей, которые всегда будут тянуться к этой величайшей личности. Об этом свидетельствует популярность Глинских чтений в память блаженной кончины старца.
Вечная память почившему в Боге схиархимандриту Иоанну.
Домашнее задание: Написать реферат на одну из тем:
«Детство Ивана Маслова»
«Жизнь до поступления в монастырь»
«Служение Богу и ближним в Глинской пустыне»