Конспект урока по русскому языку Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи по методике КВО
Тема: Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи.
Цели:
Познакомить учащихся с правилом правописания мягкого знака после шипящий в разных частях речи.
Отработать умение применять изучаемое правило;
Совершенствование умений распознавания разных частей речи по их существенным признакам;
Формировать умение работать с учебным материалом;
Развивать основные мыслительные операции - синтез и обобщение; развивать внимание и кратковременную память;
Развивать навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки;
Формировать коммуникативные навыки: воспитывать доброжелательное отношение к товарищу, умение доброжелательно общаться.
Тип урока: урок изучения нового материала и отработки практических знаний.
Форма организации урока: технология КВО: были использованы пары сменного состава (ПСС), групповая, индивидуальные формы работы.
Распределение деятельности на уроке: большее количество информации обрабатывается и проговаривается учениками.
Оценочная деятельность: оперативная коррекция учениками- консультантами, взаимопроверка, самопроверка.
Выход на конечный результат: самостоятельная работа.
Ход урока:
Организационный момент: учитель отмечает посещаемость. Объявляет, что данный урок будет проходить в форме работы в группах по 4 человека (распределение проводилось заранее с учётом уровня подготовки учащихся).
Проводится инструктаж учащихся. На столах лежат карточки по теме для каждого ученика (Приложение 1), контрольные карточки (Приложение 2), учетные карточки (Приложение 3). Цветовые индикаторы.
Проговариваются правила работы в парах.
Правила работы в парах:
1. Внимательно слушать товарища.
2. Объяснять четко и грамотно
3. Разговаривать не громко
4. Не перебивать товарища при разговоре
5. Вопросы консультанту задавать после объяснения всего материала
6. В случае затруднения обратиться за помощью к консультанту.
Этап нацеливания учащихся на работу:
Объявляется тема урока, которая записывается на доске и в тетрадях.
Учитель наводящими вопросами добивается, чтобы учащиеся поставили личностные цели.
Учитель: Чему вы должны научиться сегодня на уроке?
Учитель: Предположим, вы знаете правило, научились его применять, что это вам даст?
Учитель: Для достижения поставленных целей вы, работая в группе, самостоятельно и при поддержке друг друга познакомитесь с правилом правописания мягкого знака после шипящих, научитесь применять это правило, оцените себя и тех, с кем работали. В конце работы вас ждёт проверочная работа с самопровекой по изученному материалу.
Учитель: назовите основные признаки частей речи:
- существительного
- краткого прилагательного
- глагола
- наречия
Работа в группах
I этап. Ввод.
Работа консультантов. Объяснение темы и проверка выполнения заданий. Каждый консультант во вверенной ему группе объясняет свою часть материала. В помощь консультантам изготовлены карточки с заданиями с цветовым индикатором. Такие же карточки консультанты раздают своим обучающимся. После объяснения выполняются задания на первичное закрепление, проверка правильности выполнения, корректировка. Результат отработки данной части правила отмечается в учетной карточке знаком «+».
II этап. Смена столов. Обучающиеся перемещаются за другие столы, рассаживаясь так, чтобы за каждым столом, оказалось по одной карточке с цветовым индикатором. Работа в первой паре.
Первый учащийся из пары должен рассказать партнеру свой случай правописания мягкого знака, попросить выполнить задание на первичное закрепление, проверить его работу, затем вслух прокомментировать собеседнику результаты проверки и при необходимости выполнить коррекцию. После работы каждый ученик проводит самооценку степени выполнения задания, занося обобщающие данные в учетную карточку. Результат отработки данной части правила отмечается в учетной карточке знаком «+». (см. Приложение)
Схема взаимодействия в группах:
1☻ 3☻
↕ ↕
2 ☻ 4☻
III этап. Работа во второй паре. Выполнение проводится по аналогии
с предыдущей парой.
Схема взаимодействия в группах:
1☻ ↔ 3☻
2 ☻ ↔ 4☻
Результат отработки данной части правила отмечается в учетной карточке знаком «+». (см. Приложение)
IV этап. Работа в третьей паре. Работа в третьей паре происходит либо по диагонали, либо пересадка по следующей схеме. Выполнение проводится по аналогии с предыдущей парой.
Схема взаимодействия в группах:
1☻ 3☻
↕ ↕
4 ☻ 2☻
Результат отработки данной части правила отмечается в учетной карточке знаком «+». (см. Приложение)
V этап. Закрепление. Самостоятельная работа. Учащимся предлагается выполнить задания из карточки для закрепления. (см. Приложение) Самопроверка с доски.
VI этап. Домашнее задание. Записать по 5 слов на каждое правило и 2 предложения со словами на данные орфограммы.
VII этап. Итог урока.
Учитель: какие правила, понятия, умения отрабатывали на уроке?
Достигли ли вы поставленной личностной цели?
ТЕМА БЛОКА: ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ
ШИПЯЩИХ В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ
ТЕМА КАРТОЧКИ: ПРАВОПИСАНИЕ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
В ГЛАГОЛАХ
2 Л ПРИМЕРЫ
КРИЧИШЬ(2Л)
Н.Ф. ОТРЕЖЬТЕ (2Л)
ЛЕЧЬ (Н.Ф.)
__________________________________________________________
ЗАПИШИ ГЛАГОЛЫ В НУЖНОЙ ФОРМЕ:
ИСПЕКУ(Н.Ф.) ПИРОГ, БЕЖАТЬ (2Л.) ПО УЛИЦЕ,
КРИЧАТЬ (2Л.) ГРОМКО, ВОЙТИ (2Л.) В КЛАСС
----------------------------------------------------------------------------------------------------
ТЕМА БЛОКА: ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ
ШИПЯЩИХ В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ
ТЕМА КАРТОЧКИ: КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ
КРАТКОЕ
ПРИМЕРЫ
Ь
МЕДВЕДЬ НЕУКЛЮЖ
ЛЕС ДРЕМУЧ
__________________________________________________________
ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА ТОЛЬКО КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
ХОРОШ(?) КАЛАЧ (?), ПОКА ГОРЯЧ(?)
НАШ(?) ЕЖ(?) УЖ(?) БОЛЬНО КОЛЮЧ(?)
ТЕМА БЛОКА: ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ
ШИПЯЩИХ В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ
ТЕМА КАРТОЧКИ: Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ
НАРЕЧИЙ
НАРЕЧИЕ
ПРИМЕРЫ
СПЛОШЬ
Исключение
НЕВТЕРПЕЖИсключения Ь
УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЕЖ
__________________________________________________________
ПРОЧ(?), НАВЗНИЧ(?), ЗАМУЖ(?), ВСКАЧ(?), НАОТМАШ(?)
---------------------------------------------------------------------------------------
ТЕМА БЛОКА: ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ
ШИПЯЩИХ В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ
ТЕМА КАРТОЧКИ: ПРАВОПИСАНИЕ Ь В КОНЦЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ
ШИПЯЩИХ
М.Р.С.Р.Ж.Р.
МН.Ч....
ЕД.Ч.
Ь Ь ПРИМЕРЫ
НЕТ ЗРЕЛИЩ, КАМЫШ Ь Ь МЫШЬ НЕТ ТУЧ
__________________________________________________________
ПЛАЩ(?), С ПЛЕЧ(?), РОЖ(?), МЕЛОЧ(?), ВОЗЛЕ РОЩ(?), НОЧ(?), С ГРУШ(?)
Правописание Ь
после шипящих
в разных частях речи
НАРЕЧИЕ
Исключения:
ГЛАГОЛ
ЕД.Ч.
Ж.Р.
М.Р.
МН.Ч.
СР.Р.
ГЛАГОЛ
Краткое
прилага-
тельное
Запишите словосочетания в тетрадь, используя изученные орфограммы.
Правильная реч__, испеч__, зовёш__, дремуч__, много туч__, острый нож__, вскач__, из-под крыш__, леч__, ползеш__, могуч__,
навзнич___, морской пляж__, стереч__, летиш__, кричиш__, свеж__, наотмаш__, без встреч___, неуклюж___, настеж__, около пастбищ___, замуж___, пахуч__, невтерпеж___, золотая рож___,горяч___.