Презентация по письму и развитию речи на тему Правописание мягкого знака в разных частях речи (7 класс)
Цель урока: - формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторение написания мягкого знака в различных частях речи.Задачи. 1. Образовательные: изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, формировать умение писать Ь на конце различных частей речи, в том числе наречий.2. Развивающие: развивать коммуникативно-речевые способности обучающихся.3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к предмету.
Оборудование: дидактический материал, рабочий лист ученикаМетоды и приемы обучения: исследовательский метод; частично – поисковый (эвристический); монологический и диалогический метод изложения материала.Структура урока. Актуализация знаний.Формирование новых понятий и способов действия.Формирование умений и навыков.Самостоятельная работа.Подведение итогов урока.Домашнее задание.
Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку: “Вроде в ней и “ложь с намеком”, только служит всем “уроком”?” (Сказка.) Действительно, А.С. Пушкин писал:Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам — урок. - Что хотел сказать А. С. Пушкин этими словами?- Сказка - занимательный рассказ о вымышленных, часто фантастических событиях.- Какие бывают сказки? - Волшебные, бытовые, сказки о животных.- Правильно, ребята. А еще сказки бывают лингвистические.Актуализация знаний.СКАЗКА
Лингвистическая сказка - короткий занимательный рассказ сказочного характера, в котором главными героями становятся лингвистические понятия: звуки, буквы, морфемы, части речи, члены предложения и т.д. Героев характеризуют особые грамматические признаки, правила написания.В лингвистической сказке нельзя допускать фактических ошибок (знание русского языка, знание лингвистического материала обязательны, а иначе вы сочините неправильную сказку).Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.Какие основные элементы композиции сказки вы знаете?Присказка, зачин, собственно сказочное действие, концовка
1. Присказка: проблемный вопрос (лингвистическая задача).2. Зачин (определяются герои лингвистической сказки, место действия, например, страна Частиречинск).3. Собственно сказочное действие (ход событий).4. Концовка, разрешающая проблему (или вопрос, на который еще только предстоит дать ответ).Лингвистической сказке присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения.Композиция лингвистической сказки
“Жили-были…”, “В некотором царстве, в некотором государстве…” — сказочные зачины;“Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается” — срединные формулы;- “И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало”, “Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”, — сказочная концовка, финал.Сказочные формулы:
Эта буква – хитрый знак,Не сказать его никак.Он не произносится,Но в слово часто просится.Догадайтесь, кто будет главным героем нашей лингвистической сказки:
Жил в стране Алфавитии маленький скромный человечек по имени Мягкий Знак. Он имел очень мягкий характер, поэтому у него не было настоящих друзей. Но ему было скучно одному. Тогда Мягкий Знак решил отправиться на поиски новых друзей. На его пути оказалась страна Существительнинск. Он увидел, как по главной площади вышагивала важная особа с большой свитой. Мягкий Знак пристроилсяпозади и пошёл за ней. Дама зашла в большое здание, у которого было три двери. Незнакомка вошла в третью дверь.- Стойте, пожалуйста, стойте! – закричал Мягкий Знак.- Кто ты? Как ты сюда попал? – спросила дама.- Меня зовут Мягкий Знак. Я ищу себе друзей. А кто вы?- Я – Существительное. Хочешь со мной дружить?- Конечно, хочу! – обрадовался Мягкий Знак. – Извините, а почему Вы вошли в третью дверь?- Другие двери ведут в дом к моим сёстрам. Раньше все вместе мы жили в одном большом государстве под названием Склонение. У нас было много друзей, но вдруг сестры начали спорить, кого друзья любят больше. Спорили они, спорили и решили сами у друзей спросить, кто из них лучше. Мнения друзей разделились. Кто-то ушёл под покровительство первой сестры, кто-то заручился поддержкой второй, некоторые остались со мной. Вот так распалось наше государство на три маленьких королевства: Первое Склонение, Второе Склонение, Третье Склонение. Мне досталось Третье. Иногда наши друзья путаются и заходят не в свое Склонение. Но ты мне так понравился, Мягкий Знак, что я буду всегда ставить тебя позади себя, и никто уже больше не перепутает меня с сёстрами.- Я согласен! – с радостью ответил Мягкий Знак.Вот так и стал дружить Мягкий Знак с Именем Существительным. Как оно загорячится, зашипит, Мягкий Знак тут же смягчит, успокоит свою хозяйку. Да и не может теперь без него Существительное, никогда не расстаётся с Мягким Знаком. И все в округе знают о дружбе Существительного из королевства Третьего Склонения и доброго, сердечного Мягкого Знака.Сказка «Как Мягкий Знак искал себе друзей»
Где живёт буква Ь?- В стране Русского языка.- Что вы можете о нём рассказать? Как можно охарактеризовать главного героя нашей лингвистической сказки?- Буква Мягкий Знак не обозначала никакого звука, не умела говорить и всегда молчала. Поэтому с ней никто не дружил, не разговаривал – жилось ей плохо и очень одиноко.- Что может стать сюжетом нашей сказки?- Как Ь искал друзей.- Давайте вспомним о правописании Ь после шипящих в разных частях речи. Кто стал друзьями Ь?
- Какое встретилось слово с шипящим на конце, о правописание которого вы ещё не знаете?- Слово прочь.- Какая это часть речи?- Наречие.
Задание №1. Выпишите слова с орфограммой “Правописание Ь после шипящих”. Какие слова являются друзьями Ь. Почему? Вот как надо поступать.Чтобы правильно писать:Открываеш… настеж… двери.Прогоняеш… скуку проч….Вскачь пускаеш…ся и вериш…,Что напишешь все точ…-в-точ....Так, как надо: вот шипящий,Вот за ним есть настоящий,Без подделки мягкий знак – Без него нельзя никак!Так в конце он засияет, Что кому-то “пять” поставят. (О. Соболева)Формирование умений и навыков.
Задание:№2. Где нужен мягкий знак?- Из-за туч…, похож…, плащ…, проч....- Дрож…, невтерпёж…, жеч…, наотмаш…- Вскач…, мощ…, поёш…, с крыш....- Доч…, пустош…, могуч…, отреж….- Настеж…, замуж…, поплач…, прилеч….Игра “Четвёртый лишний”
В штанишках КЛЁШШёл серый ЁЖ.Навстречу МЫШЬ:– Куда СПЕШИШЬ?– Купил я МЯЧ,Иду на МАТЧ.Был день ХОРОШ.Жевал ёж КОРЖ,Потом пил морсИ сок берёз.Вдруг дождь полил, ЁЖ зонт открыл.Как много ТУЧ!Где солнца ЛУЧ? А воздух СВЕЖ.ПЛАЩ цвета БЕЖНакинул ЁЖИ через РОЖЬИдёт вперёд,Игра там ждёт.Товарищ СЫЧНа матч спешит.А ёжик в ПЛАЧ:– Сорвался МАТЧ,Ведь скоро НОЧЬ.Уйди, дождь, ПРОЧЬ!Он так кричал,Что дождь сбежал.Смеётся ЁЖ:– Как день ХОРОШ!ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Начальной формой глагола является его неопределенная форма, или инфинитив. Глагол в инфинитиве отвечает на вопросы Что делать? (несов.в)Что сделать? (сов.в). На конце инфинитива после шипящих пишется Ь.Примеры:Жечь-жечься, беречь-беречься.Неопределённая форма
ПишетсяЬНе пишется1. В существительных 3-го склонения женского рода (рожь, мощь)2. В глаголах: а) неопределенная форма (залечь, стричь) б) 2-го лица, единственного числа (думаешь, пишешь) в) повелительного наклонения (режь, намажь)3. В наречиях (вскачь, настежь) Исключения: уж, замуж, невтерпеж4. В частицах (вишь, лишь, ишь, бишь)1. В существительных: а) 2-го склонения мужского рода (меч, нож) б) множественного числа родительного падежа (луж, груш)2. В кратких прилагательных (дремуч, колюч)3. Предлог (меж)Правописание ь знака в существительных и прилагательных
Меч…, радиопередач…, теч…, лещ…, хвощ…, тиш…, кипуч…, могуч…, горюч…, сеч…, с плеч…, много груш…, смерч…, из-за крыш…, линюч…, колюч…, много задач…, гремуч… Задание№ 3.Подчеркните краткие прилагательные с основой на шипящий:
Игра «Кто даст правильный ответ?»1. Истошный крик младенца.2. Днём те птицы отдыхают,Ночью пищу добывают. Они хищницы, но всё же Крики их на плач похожи. Кто же плачет там в ночи? Ну, конечно же…3.Человек, который лечит людей4. Холодное оружие, есть у каждого на кухне.5. Первая весенняя птица.6. Телевизор, кресло, брюки, линейка - всё вместе это …7. Стоит баба на полу, приоткрыв свою дыру.8. Долго по двору шатались, Когда нас звали – не расстались, Ещё мы погулять не прочь, Но на пороге уже …9. Замочный, гаечный, скрипичный.
Написать лингвистическую сказку про Ь. Домашнее задание