Открытый урок Правописание мягкого знака в различных частях речи

Вечерняя (сменная) школа








Правописание мягкого знака
в различных частях речи






Преподаватель
русского языка и литературы
Куртвейсова Э.Н.



ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: Правописание мягкого знака в различных частях речи.
Цели урока:
Обучающие: повторить теоретический материал о функции Ь в различных частях речи; закрепить основные правила правописания Ь в различных частях речи; совершенствовать навыки грамотного письма; систематизировать знания об условиях употребления Ь в различных частях речи.
Развивающие: обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать мысли, создать условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное.
Воспитательные: обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Оборудование: учебник, раздаточные материалы, компьютерная презентация.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок.
Организационный момент.
Объяснение нового материала.
Учитель: На этом уроке мы с вами поработаем над темой «Правописание Ь знака в различных частях речи». (Слайд № 1). Озвучивание целей урока. (Слайд № 2).
Откройте тетради. Запишите дату, тему урока.
Ребята, обратите внимание на экран. Прочтите запись (слайд № 3 читает ученик)
Как же нам быть с этим знаком
Ставить его или нет?
Надо, чтобы части речи
Сами давали ответ
Ь
Учитель: рассмотрим таблицу на экране (обратите внимание на таблицу) ( слайд № 4), после чего запишем примеры в тетрадь. Смотрите, Ь где ставится, а где не ставится. Сейчас части речи сами подскажут.
Правописание Ь в различных частях речи
Пишется Ь
Не пишется Ь

1.В существительных женского рода 3-го склонения: ночь, дочь, печь, молодежь, рожь.
1.а)В существительных мужского рода 2-го склонения: ключ, врач, плащ, товарищ, луч;
б)В существительных родительного падежа множественного числа: из-за туч, с крыш.

2.а)В глаголах в инфинитиве: стеречь, стричь – стричься;
б)В глаголах 2-го лица единственного числа: видишь, читаешь, пишешь, умываешься;
в)В глаголах повелительного наклонения: отрежь – отрежьте, назначь – назначьте, спрячь – спрячьте.
2.В кратких прилагательных: дремуч, кипуч, могуч, колюч, хорош.

3.В неопределенной форме глагола на ть, ться: что делать? что сделать? учить – учиться.
3.В форме глагола 3-го лица на тся: что делает? что сделает? Учится, подготовится.

4.В наречиях после Ч, Ш: вскачь, сплошь, прочь. Исключение: настежь.
4.В наречиях на Ж: уж, замуж, невтерпеж.

5.В частицах: вишь, лишь, ишь, бишь.


6.В количественных числительных на конце слова: двадцать, тридцать, и в середине слова (после первого корня): пятьдесят – восемьдесят, пятьсот – восемьсот.



Давайте уточним в каких частях речи ставится Ь? (в различных).
В каких именно частях речи пишется Ь? (учащиеся перечисляют).
Запишите несколько примеров правописания слов с Ь (дополните своими собственными примерами).
Ребята, зачитайте примеры, в каких словах пишется Ь, а в каких нет (приведите 2 -3 примера).
После рассмотрения второй части таблицы учитель предлагает учащимся записать несколько примеров, где в словах не пишется Ь.
Завершили работу с таблицей.
3.Словарная работа (слайд № 5)
Словарная работа
Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом. Например: Упасть навзничь.
Наотмашь – сильно размахнувшись. Например: Ударить наотмашь.
Невмочь то же, что невмоготу. Например: Невмочь больше терпеть.
Сплошь – без промежутков, по всей поверхности. Например: Доска сплошь заклеена объявлениями
Настежь - распахнув совсем, до конца. Например: Открыть окно настежь.
Блажь – нелепая причуда, дурь. Например: Выкинуть блажь из головы.
Залежь – скопление полезного ископаемого. Например: Залежи угля.
Наша тема отражена в учебнике на стр. 26.
Повторение орфограмм.
4.Работа с учебником (2 ученика у доски):
стр. 26, задание 6, упр. 2;
стр. 164, задание 5, упр. 2.
5.Задаю домашнее задание: (слайд № 6).
стр. 7, задание 6, упр. 2;
стр. 10, задание 6, упр. 2;
стр. 121, задание 5, упр. 1.
6.Работа с раздаточным материалом (на партах у учащихся):
Пословицы: Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай то, что говоришь.
Учитель: Как ты ее понимаешь? Что ты можешь сказать? (Человек должен сначала подумать, а потом сказать).
Раздаточный материал:
Карточка № 1
1.Спишите пословицы, вставляя глаголы из скобок в форме 2-го лица ед.числа и подчеркните:
Воду, что рядом течет, не (ценить). (Узбекская).
Когда (спешить), всегда на пути холмов много. (Монгольская).
Если (любить) меня, люби и мою собаку. (Английская).
Когда новый ботинок начинает жать, (вспомнить) старый. (Английская).
(Хотеть) есть калачи, так не сиди на печи. (Русская).
(Говорить) правду, правду и делай. (Русская).
В каком народе (жить), того и обычая держись. (Русская).
2.Подчеркните частицу с Ь на конце:
1) Иные друзья пригодны лишь чай пить. (Японская).
2) Готов осла дядей назвать, лишь бы тот за него работал. (Армянская).
3) Лишь глупцы упорствуют в своих заблуждениях. (Немецкая).
Карточка № 2.
1.Выпишите пословицы и поговорки, в которых существительные 3-го склонения речь, мышь стоят в И.п. ед. ч.
1) Краткая речь – хорошая речь. (Немецкая).
2) Если правды нет в твоей груди, к людям речь держать не выходи. (Калмыцкая).
3) Хорошую речь хорошо и слушать. (Русская).
4) Хочешь узнать человека – вслушайся в его речь. (Китайская).
5) Речь – образ души. (Латинская).
6) В своей норе и мышь подобна льву. (Лезгинская).
7) Из лап голодной кошки мышь не ускользнет. (Армянская).
8) Перекопал гору, а выкопал мышь. (Индийская).
9) Мышь рыла, рыла и до кошки дорылась. (Грузинская).
Учитель: Какой темой объединены пословицы?
Ребята, мы должны обогащать наш язык.
Обратите внимание на слайд (Слайд № 7) Кузя. (1 ученик у доски выписывает правильный вариант).
Заявление
Заявляю, что как только ноч заполноч , приходит в мой дом всякая молодеж . Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш , моеш , вытираеш , убираеш . В общем, жить мне так невмоч . Точ –в-точ от усталости упаду навзнич , никакой врачь не поможет. Так, что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч .
Домовой Кузьма.
Учитель: Ребята, к какому стилю речи относится заявление? (Официально-деловой).
А какие стили речи вы знаете?
На какие две группы подразделяются все стили речи? ( На разговорный и книжные).
Назовите книжные стили. (Научный, официально-деловой, художественный, публицистический).
Какова сфера применения разговорного стиля? В каких случаях и где он употребляется? (В разговоре с близкими людьми. Он уместен в домашней или другой неофициальной обстановке, в письмах).
7.Закрепление изученного материала.
1. Какую тему мы сегодня повторили?
2. Когда Ь пишем в именах существительных?
Когда Ь пишем в глаголах?
Когда Ь пишем в наречиях?
Когда Ь пишем в числительных?
3.Когда Ь не пишем?
4.Назовите виды деловых бумаг.
8.Подведение итогов. Оценки за урок.