Программа дополнительного образования детей Встречи с природой ( средний дошкольный возраст)
ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Встречи с природой»
(для детей среднего возраста)
Автор – составитель
Старший воспитатель
Санкова И.А.
Пояснительная записка
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений с неисчерпаемой красотой здесь,
в природе, вечный источник детского разума.
В.А. Сухомлинский
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – общественность, ученых, педагогов. Чему и как учить, воспитывать детей, чтобы сформировать у них представления о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологической позиции личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в его поведении в целом.
Мир природы дает богатейший материал для удовлетворения познавательной потребности ребенка и формировании познавательных интересов, выступая одновременно собеседником и воспитателем ребенка. Живое общение с природой. Непосредственно контакт с объектами животного и растительного мира представляют собой комплексную деятельность, включающую наблюдения, оценочные суждения, любование, действия по уходу за растениями и животными. Этой деятельности, с новых экологических позиций ребенка надо получить.
Формы организации экологического образования дошкольников разнообразны. Кружок позволяет объединить детей для совместных занятий на добровольной основе с учетом общих интересов. Кроме того здесь есть возможность в большей мере осуществлять индивидуальный подход к детям.
Цель:
Формировать готовность у детей к взаимодействию с растениями и животными комнаты природы в ДОУ и на участке детского сада.
Задачи:
Вызвать и развивать эмоционально – положительный отклик на встречи с обитателями комнаты природы;
Уточнить и расширить представления детей об обитателях комнаты природы (морская свинка, попугай, черепаха, рыбки, 3-4 комнатных растения);
Учить детей наблюдать, рассказывать об увиденном; общаться с растениями и животными;
Воспитывать доброжелательное отношение к растениям и животным;
Упражнять в экологически – правильных способах взаимодействия с обитателями комнаты природы: спокойно разговаривать, внимательно рассматривать, аккуратно обследовать, ласково называть, приветствовать и др.
Программа рассчитана:
на 1 год обучения,
объем 36 часов,
1 занятие в неделю (для детей 5 года жизни – 25 минут),
наполняемость группы (10 – 12 человек).
При наборе учитывать возраст детей и степень подготовленности. В течение года состав детей может меняться в зависимости от уровня освоения программы.
Занятия организуются в помещении «комнаты природы», и на территории детского сада. Использовать необходимо различные типы и виды занятий. Основной метод – наблюдение, широко используются разнообразные приемы: игровые, словесные, практические и обследовательские действия, дидактическая наглядность, имитация поведения, действий животных, элементы сюрпризности, загадочности и др.
Программа состоит из разделов: «Жители комнаты природы», «Обитатели зимнего сада», «Мир природы на территории детского сада» «Друг без друга нам нельзя».
Количество учебных часов и объем приобретаемых умений и навыков по каждому разделу могут варьироваться незначительно в практике реализации программы в зависимости от скорости усвоения учебного материала,
интересов детей.
Программа для реализации предполагает наличие в ДОУ специального помещения: комната природы, экологический класс, живой уголок, зимний сад, экологические объекты на территории. Правильная их организация предполагает соблюдение экологического подхода. В первую очередь: при подборе и размещении обитателей – это удовлетворение потребности растений и животных, создание условий для их содержания максимально копирующих естественную среду их обитания. Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы позволит детям увидеть:
Неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой.
Функциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания.
Появление нового организма. Его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы
Специфику живого организма, его отличие от предмета
Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.
Организация и оборудование зоны природы – это первый и чрезвычайно важный шаг на пути осуществления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду, он позволяет осуществлять содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.
Тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
Кто в комнате природы живет?
1 ч.
Здравствуй, я морская свинка.
1 ч.
Что свинка умеет делать?
1 ч.
Что свинка любит кушать?
1 ч.
Домик для свинки.
1 ч.
Здравствуй, я волнистый попугай!
1 ч.
Зачем попугаю ноги и крылья?
1 ч.
Попугай живет в клетке.
1 ч.
Что умеет делать попугай?
1 ч.
Попугая надо кормить.
1 ч.
Сравнение живого попугая и игрушки аналога.
1 ч.
Кто и как заботиться о попугае?
1 ч.
Сад в комнате природы (многообразие комнатных растений)
1 ч.
Знакомство с цветущими комнатными растениями (фуксия)
1 ч.
Сравнение двух комнатных растений (травка и кустик)
1 ч.
Знакомство с новым комнатным растением.
1 ч.
Магазин цветов (итоговое)
1 ч.
Здравствуй, я черепаха!
1 ч.
Как устроить дом для черепахи?
1 ч.
Что и как ест черепаха?
1 ч.
Сравнение черепахи живой и игрушечной.
1 ч.
Знакомство с водной черепахой.
1 ч.
Наблюдение: как черепаха плавает и ест в воде.
1 ч.
Мы черепахи (итоговое)
1 ч.
Кто в аквариуме живет?
1 ч.
Жильцы аквариума – рыбки.
1 ч.
Сравнение живых рыбок и игрушечных.
1 ч.
Кто и как ухаживает за рыбками?
1 ч.
Аквариум это красиво.
1 ч.
Мы все живые (животные и растения комнаты природы)
1 ч.
Первоцветы (мать и мачеха)
1 ч.
Грачи прилетели
1 ч.
Деревья нашего участка.
1 ч.
Цветы на участке (посадка растений).
1 ч.
Шестиногие соседи.
1 ч.
Здравствуй, лето!
1 ч.
Итого:
36 ч.
Контроль знаний, познавательных и речевых умений.
Выявление освоения программы детьми осуществляется с использованием вопросов по содержанию программы, дидактических игр, наглядного материала (карточки, картины, модели)
15