Методическая разработка урока по теме «Понятие о машине и механизме. Рабочее место для ручной обработке металлов»
Андриянов Е.О. МБОУ «Лицей № 9»
Методическая разработка урока по теме «Понятие о машине и механизме. Рабочее место для ручной обработке металлов», УМК под редакцией А. Т.Тищенко, Н.В.Синица. ФГОС ООО
Целевое назначение урока:
создать условия для знакомства учащихся с понятием « машина», «механизм», «соединение», «деталь», видами машин, механизмов, соединений, деталей; ознакомить с устройством слесарного верстака и инструментами для ручной обработки тонколистового металла, поволоки, и искусственных материалов, правилами безопасной работы у верстака; научить правильно использовать слесарные тиски для надежного закрепле ния заготовок; дать краткие сведения о рабочих профессиях машинист, водитель, наладчик, оператор ЭВМ, слесарь
Тип урока:
урок усвоения новых знаний и способов учебных действий. Два академических часа
Планируемые результаты
Предметные.
Применение полученных знаний при конструировании механизмов
Выполнение требований правил безопасной работы
Универсальные учебные действия
Познавательные
Выполнение действий по образцу, алгоритму.
Выполнение заданий с использованием визуальных объектов.
Выполнение заданий на основе классификации, созданной самостоятельно.
Регулятивные
Формулирование и планирование действий по выполнению учебной задачи.
Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.
Определение общей цели и путей её достижения.
Коммуникативные
Взаимодействие (сотрудничество) в группе.
Обращение за помощью, формулирование своих затруднений.
Задачи:
1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, определить пути ее решения для получения новых знаний.
2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как части целого.
3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию.
4. Формировать умение создавать алгоритм для определения вида машин, механизмов, крепления.
5. Обучать контролировать свою деятельность: выполнять правила безопасного труда при работе на слесарном верстаке.
6. Формировать навыки, использования алгоритма для правильного использования слесарных тисков.
Учебно – методическое обеспечение:
Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192 с.: ил.
Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, Н.А. Буглаева. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.-80с.
Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: методическое пособие / А.Т. Тищенко. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.-144с.
Мультипликационного фильма «Винтик и Шпунтик веселые мастера», СоюзМульФильм.
Учебный видеоролик по технологии «Понятие о механизме, машине и детали и их условное графическое изображение», МБОУ-лицей № 10 г. Белгорода
МТО
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Конструктор LEGO education 3 шт.
Технологическая карта урока
Этап урока
Цель
Формы, приемы, методы, содержание организационного процесса обучения
Действия педагога
Действия ученика
Результат
1 час (45 минут)
1.Организаци-онный этап
Организация направленного внимания на начало урока
Групповая форма обучения.
Индивидуальная форма обучения
Приветствие. Пожелание продуктивного урока. Проверка численности учащихся в классе. Назначение дежурных
Взаимное приветствие. Обозначение вставанием свое присутствие. Дежурные раздают учебники.
Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания
2.Определение темы и цели урока.
Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Групповая форма обучения.
Приём – учебное сотрудничество. Методы проблемно – поисковые.
Показ фрагмента мультипликационного фильма «Винтик и Шпунтик веселые мастера» СоюзМульФильм.
Просмотр представленного видеофрагмента
Осознание учениками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме. Сформулированная и зафиксирован- ная цель.
3. Актуализация знаний в начале урока или в процессе его по мере необходимости
Создание ситуации, при которой возникает необходимость получения новых знаний
1. Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы). Приём обучения - работа с визуальными объектами.
Самостоятельность при нахождении нужных объектов; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или обучающихся.
Практический метод обучения.
Приёмы обучения – организация индивидуальной работы с использованием визуальных объектов (просмотренный фрагмент).
Характер учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования - проблемно – поисковый метод.
Прошу детей сформулировать понятия машина, механизм, деталь, соединение деталей.
Ребята, вы просмотрели фрагмент мультфильма. Чем занимались герои мультфильма? Из чего состоит их изделие. Как можно назвать собранное весёлыми мастерами изделие. Каким образом соединены части изделия?
1. Анализируют просмотренный фрагмент.
2. Пытаются сформулировать понятия машина, механизм, деталь, соединение деталей.
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового материала.
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Сформировать понятие, представление о машине, механизме, детали, соединении деталей.
Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы).
Приёмы обучения – организация индивидуальной работы с использованием визуальных объектов (учебный видеоролик).
Приём обучения - работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий. Организация самоконтроля по данному образцу. Использую методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Метод самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Просмотрев фильм, вы увидели, как выглядят настоящие детали, машины и механизмы, виды соединения деталей.
Выпишите из учебника определения о машине (виды машин), механизме (виды механизмов), детали (виды деталей), соединении деталей (виды соединения).
1. Смотрят предложенный фильм.
2. Из учебника выписывают определения о машине (виды машин), механизме (виды механизмов), детали (виды деталей), соединении деталей (виды соединения).
Осознанное, усвоенное понятие, правило, закономерность, алгоритм.
5.Динамическая пауза
Коллективная форма организации обучения.
Приём обучения – полная передача организации динамической паузы обучающимся класса. Создание условий, при которых ученики самостоятельно организуют и проводят этап урока.
Комплекс упражнений
«танцующий попугай»
Предлагаю дежурным ученикам провести динамическую паузу.
Дежурные ученики проводят
динамическую паузу.
6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ
Формирование способа деятельности
Групповая форма обучения. Группы по 4 учащихся.
Приём обучения - организация работы группы школьников. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
Характер учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования – проблемно-поисковый метод.
Используя конструктор LEGO education собрать заданный для каждой группы механизм.
Какие нужно сделать шаги, чтобы собрать нужный механизм?
В ходе работы анализируйте, какая машина у вас получится, какие механизмы используются, какие виды соединения применяются.
Изучают предложенную карту конструктора.
Производят сборку по предложенной карте.
Воспроизведе- ние учащимися способов действий, выполнение упражнений по образцу. Что нового узнали?
2 час (45 минут)
6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ
Формирование способа деятельности
Групповая форма обучения. Группы по 4 учащихся.
Приём обучения - организация работы группы школьников. Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
Характер учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования – проблемно-поисковый метод.
Используя конструктор LEGO education собрать заданный для каждой группы механизм.
Какие нужно сделать шаги, чтобы собрать нужный механизм?
В ходе работы анализируйте, какая машина у вас получится, какие механизмы используются, какие виды соединения применяются.
Изучают предложенную карту конструктора.
Производят сборку по предложенной карте.
Воспроизведе- ние учащимися способов действий, выполнение упражнений по образцу. Что нового узнали?
7. Самостоя -тельное, творческое использование сформирован-ных умений и навыков
Создание условий для применения новых знаний, способов действий в нестандартных ситуациях
1. Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы).
Приём обучения - работа с презентациями. Организация самоконтроля по данному образцу.
Использую методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Метод самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Результатом должен стать алгоритм выполнения анализа:
– соответствие эргономике;
– соответствие санитарно-гигиенических норм;
– соответствие эстетическим требованиям.
Анализируем
«Презентации3», «Презентации4», «Презентации5».
При необходимости поправляю ход рассуждений.
Устные ответы учащихся.
Предлагают пошаговое выполнение задания. Анализируют полученную информацию.
Способность применять новые знания (способы действий в нестандартных ситуациях).
8.Динамическая пауза
Комплекс упражнений
«Мозговая гимнастика»
9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов
Сформировать навыки использования алгоритмов правил, закрепить, повторить, продолжить формирование умений и навыков
Групповая (4-5 учеников) форма обучения.
Приём обучения - организация групповой работы с использованием индивидуально полученных данных. Коллективный выбор правильного варианта ответа. Метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с помощью источников информации.
1.Сейчас вам будут предложены задания для каждой группы. «Приложение2».
2. Каждая группа должна проанализировать предложенный вариант и дать свой ответ.
Работают в группах. Выбирают (на их взгляд) правильный ответ на свой вариант задания. Аргументируют свою точку зрения
Сформирован- ный навык, способ деятельности.
10. Рефлексия деятельности
Сформировать личную ответственность за результаты своего труда
1.Фронтальная форма обучения. Словесная передача информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми.
Произвольное внимание учащихся в процессе беседы; корректирующая информация со стороны учителя.
Предлагаю оценить свою работу на уроке, используя сигнальные карточки.
Красный. - У меня всё получилось. Я доволен своей работой.
Жёлтый. - Я хотел бы работать лучше.
У меня не всё получилось, но я понял , какие ошибки допустил.
Синий. - Я не доволен своей работой.
Какая была поставлена цель?
- Каким способом её достигли?
- Каковы результаты? –
-Оцените свою работу на уроке!
Краткое повторение нового содержания.
Поднимают сигнальные карточки.
Несколько учеников объясняют, почему именно так оценили свою работу.
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Соотнесение цели и результата деятельности.
11. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности
Проконтролировать умения учеников использовать полученные знания, умения
1.Фронтальная форма обучения. Словесная передача информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми.
Произвольное внимание учащихся в процессе беседы; корректирующая информация со стороны учителя.
2.Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы).
Организация самоконтроля по данному образцу.
1. Какие нужно сделать шаги, чтобы определить соответствие помещения изученным требованиям?
1.Устные высказывания.
Сформирован-ный навык, способ деятельности
12. Домашнее задание
Сформировать значение домашнего задания
Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы).
Ученики знакомятся с информационными ресурсами, использованными при подготовке к уроку и домашним заданием. «Приложение3».
Выполнить и принести на следующий урок фотографию, в цифровом формате, своей детской. Произвести анализ дизайна.
Сделать фотографию своей детской в цифровом формате. Произвести её анализ согласно эргономики, дизайна, требований гигиены, правил эстетики.
Закрепить приобретенные знания.
15