План проведения недели Экологии

Положение
о проведении Недели экологии «Землянам - чистую планету» Комсомольского-на-Амуре колледжа информационных технологий и сервиса в рамках недели кафедры «ОГД»
Среди общих для всего мира проблем есть такие, возникновения и рост которых обусловлены самим развитием цивилизации. Они с трудом поддаются решению. Такой стала экологическая проблема-проблема окружающей среды. Задача среднего специального образования заключается в экологическом образовании студентов. Одним из условий реализации экологического образования является единство классной и внеурочной работы по изучения проблем окружающей среды. Именно внеурочная работа строится на основе интереса и самодеятельности студентов, в большей степени способствует развитию их творческих способностей.
Цели проведения недели экологии:
Формирование у студентов основных представлений о взаимосвязях человека с природой;
Формирование экологической культуры, здорового образа жизни;
Формирование нравственной и экологической ответственности как черты личности на основе понимания сущности жизни и экологических проблем;
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
Включение студентов в активную деятельность по подготовки и проведения недели экологии;
Развитие интереса у студентов к экологическому материалу;
Дать представление об экологической обстановки мира, страны и Хабаровского края;
Включение студентов в проведение научно-исследовательских исследовательских работ, связанных с экологическими проблемами;
Воспитание экологической культуру через практические дела.
Повышение уровня теоретических знаний студентов о практических природоохранных мероприятиях
Приобщение студентов к организации практической деятельности в области охраны природы через использование агитационных форм работы.
Формирование активной жизненной позиции студентов и любви к природе, Малой Родине
Сроки проведения Недели
Недели проводится 20 апреля 2015 года в по 26 апреля 2015 года.
Участники Недели
В Недели участвуют студенты всех курсов колледжа
Награждение победителей
Победители Конкурса награждаются дипломами, участники – благодарственными письмами.
План проведения Недели экологии «Землянам- чистую планету»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1.Проведение олимпиады по экологии (см. приложение 1, 2,3)
1. 1.Проведение олимпиады (1 курс)-20.04.2015
1.2. Проведение олимпиады (2 курс)- 21.04.2015
1.3. Проведение олимпиады (3 курс)- 22.04.2015
1.4. Проведение олимпиады (4 курс)-23.04-2016
2. Интеллектуальная игра "Гениальное рядом" (см. приложение 4)
24.04.2015
3.Научно-практическая конференция-25.04.2015 (см. приложение 5) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Приложение 1
Материалы для проведения олимпиады
1 курс

I. Тестовые задачи без письменного обоснования с одним правильным ответом

К абиотическому фактору относится:
температура среды
вспашка почвы человеком
борьба за существование
взаимоотношения организмов
2. Что служит средой обитания для бактерий-паразитов?
почва
водная среда
воздушная среда
другие организмы
3. Примером отношений типа «хищник - жертва» не могут служить пары организмов (выберите правильный ответ):
щука и карась;
лев и зебра;
пресноводная амеба и бактерия;
муравьиный лев и муравей;
шакал и гриф.
4. Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы:
антропогенные
абиотические
биотические
климатические
5. Главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ в биосфере
реакции, протекающие в земных недрах
органические вещества тел животных
солнечные излучения
хемосинтезирующие микроорганизмы
6. Укажите термин, которым называется территория, занимаемая видом:
участок
пространство
ареал
площадь

7. Почему комнатные мухи способны быстрее, чем галапагосские черепахи, приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды:
имеют меньшие размеры
хорошо летают
имеют больше врагов
имеют быструю смену поколений
8. Среда, в которой живут самые крупные и тяжелые животные, - это:
наземно-воздушная;
подземная (почвенная);
водная;
организменная (живые организмы)
9. Фактор, интенсивность которого наиболее благоприятна для жизнедеятельности организма называют:
оптимальным
нормой реакции
верхним пределом выносливости
ограничивающим
10. Из перечисленных организмов к продуцентам относится:
волк
подосиновик
чумная палочка
яблоня домашняя
11. Выберите правильное утверждение. Урбанизация это процесс:
а) роста численности населения;
б) роста доли городского населения;
в) загрязнения среды отходами;
г) усиления давления человека на среду обитания.
12. Структуру популяции характеризует:
особенность окраски мужских особей;
продолжительность беременности;
сезонные изменения окраски;
число женских половозрелых особей.
13.Взаимоотношения, возникающие между особями разных видов со сходными экологическими требованиями, называют:
симбиозом;
нейтрализмом;
конкуренцией;
аменсализмом.
14. В состояние спячки может впадать не только в зимний, но и летний период:
а) бурый медведь
б) большой тушканчик
в) тонкопалый суслик
г) обыкновенный хомяк
15. Подсчитано, что на каждом этапе передачи вещества и энергии по пищевой цепи передается около:
5 %
10 %
90 %
99 %
16. Какой из перечисленных факторов можно считать ограничивающим для благородного оленя в зимнее время:
температура
свет
высота снежного покрова
конкуренты.
17. Виды, роды, семейства и другие таксоны (систематические категории) растений и животных, ограниченные в своем распространении относительно небольшой областью, называется:
эндемиком;
автохтоном:
реликтом;
аборигеном.
18. Синички обыкновенная лазоревка и белая лазоревка, обитающие в одном лесу, составляют:
одну популяцию одного вида;
две популяции двух видов;
две популяции одного вида;
одну популяцию разных видов.
19. Ученый – биолог, автор названия науки «экология»:
Ч.Дарвин
Э. Геккель
А. Тенсли
К. Линней
20. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют:
оптимальным;
экологическим;
минимальным;
ограничивающим.


II. Тестовые задачи с обоснованием выбора ответа

тема
Биоэкология

1
Выберите и обоснуйте правильное утверждение. Обоснуйте, почему остальные ответы неправильны.

а
В трофической цепи выедания при переходе от одного трофического уровня к другому общая биомасса организмов остается приблизительно одинаковой

б
В трофической цепи выедания при переходе от одного трофического уровня к другому общая биомасса организмов постепенно уменьшается

в
В трофической цепи выедания при переходе от одного трофического уровня к другому общая биомасса организмов постепенно увеличивается

г
В трофической цепи выедания при переходе от одного трофического уровня к другому общая биомасса организмов может как уменьшаться, так и увеличиваться

ответ

выберите и обоснуйте ответ





тема
Общая экология

2
Основываясь на определении экологии выберите правильное утверждение, обоснуйте его, обоснуйте также, почему остальные суждения неправильны:

а
Экология представляет собой науку об отношении человека и общества

б
В нашем районе в последнее время отмечается улучшение экологии

в
Экология становится теоретической основой природопользования

г
Экология – это наука о взаимоотношении видов друг с другом

ответ

выберите и обоснуйте ответ





тема
Экология сообществ

3
Выберите виды, занимающие сходные экологические ниши в евразиатских и австралийских степях:

а
Кенгуру и суслик

б
Вомбат и волк

в
Сумчатый волк и сайгак

г
Сумчатый крот и слепыш

ответ

выберите и обоснуйте ответ






III. Конкурсные задачи практического тура

Уважаемый конкурсант!
Тебе хорошо известно, что успех экологического исследования зависит не только от умений брать пробы воды, воздуха, почвы, наблюдать за животными, растениями, грибами и микроорганизмами, проводить полевые и лабораторные эксперименты.
Выполнить настоящее, полноценное исследование можно только тогда, когда исследователь, выбрав объект, заранее намечает тему, определяет цель, ставит задачи, формулирует гипотезу, подбирает методы и строит схему предстоящего эксперимента и/или наблюдения. Совокупность всех перечисленных компонентов исследования (тема, цель, гипотеза, задачи и т.д.) называют научным аппаратом исследования.
Поэтому конкурсное задание практического тура построено так, чтобы оценить уровень твоей исследовательской компетентности, которая проявляется в умении планировать исследование, разрабатывая его научный аппарат и прогнозируя его результаты.

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ВТОРОГО ТУРА
Выбери одну из описанных экологических ситуаций (см. обратную сторону этого листа), и проанализируй её содержание, опираясь на свои экологические знания и исследовательский опыт. В результате анализа ты должен выявить проблемный компонент ситуации. Затем, используя «Бланк ответов на конкурсное задание практического тура», разработай научный аппарат исследования, которое могло бы, по твоему мнению, стать источником информации, недостающей для решения выявленной тобой проблемы. Выполняя задание, пользуйся черновиком. Результаты проделанной работы аккуратно занеси в «Бланк ответов на конкурсное задание практического тура».

Порядок выполнения конкурсного задания
1. Впиши в левую верхнюю часть «Бланка ответов» свои данные: фамилию, имя.

2. Внимательно прочитай «Бланк ответов» и вспомни, что ты знаешь о каждом из названных компонентов исследования (тема, цель, гипотеза, задачи и др.). При работе с «Бланком ответов» внимательно изучай комментарии к каждому пункту. Следование им обеспечивает выполнение задания наилучшим образом. Для удобства работы можешь выписать название компонентов исследования на листе для черновых записей.

3. Внимательно прочитай описание всех ситуаций и выбери ту, которая тебе наиболее понятна, которую ты смог бы исследовать, применяя свои знания и опыт. При выборе ситуации особое внимание обрати на опытную часть исследования и в первую очередь – на методы, от знания которых зависит правильность выполнения большей части задания. Впиши в правую верхнюю часть «Бланка» номер выбранной ситуации (задачи).

4. Сделай на черновике наброски гипотезы, темы и цели. Учитывай взаимосвязь и соподчинённость всех компонентов исследования. Используй данную тебе подсказку – объект исследования. Помни, недостаток или отсутствие информации об объекте исследования является причиной того, что ситуация является проблемной. После этого приступай к планированию опытной части исследования. Помни, что результаты, которые ты можешь получить в ходе опытного изучения объекта, могут как подтвердить, так и опровергнуть выдвинутую тобой гипотезу.

5. Перенеси разработанные тобой компоненты планируемого исследования из черновика в «Бланк ответов». Делай записи и рисунки разборчиво и аккуратно. После выполнения задания и заполнения «Бланка ответов» сдай его вместе с этим листом члену жюри или ассистенту.

УДАЧИ!


Бланк 1. Оборотная сторона

задачи
описание ситуаций, содержащих проблему

1
Загрязнение атмосферы
Объект: антропогенный фактор, .*

2
Загрязнение воды
Объект: антропогенный фактор, .*

3
Загрязнение почвы
Объект: антропогенный фактор, .*

4
Экологическое состояние помещений
Объект: антропогенный фактор, .*


*- объект исследования может быть выбран конкурсантом по собственному усмотрению, в зависимости от ситуации и исследовательской позиции учащегося.



Бланк 2. Лицевая сторона





фамилия

имя












ВНИМАНИЕ! БЛАНК ЗАПОЛНЯЙТЕ АККУРАТНО И РАЗБОРЧИВО. ОТ ЭТОГО ЗАВИСИТ
РАБОТА ЖЮРИ ПО ПРОВЕРКЕ И ОЦЕНКЕ ВЫПОЛНЕННОГО ВАМИ КОНКУРСНОГО ЗАДАНИЯ





Бланк ответов на задание практического тура






НОМЕР ВЫБРАННОЙ СИТУАЦИИ УКАЖИТЕ ЗДЕСЬ (


Научный аппарат исследования
заполняется
( жюри


компоненты
(исследования
( содержание компонентов исследования (
оценка




балл
шкала

1
Тема




0-1-2

2
Цель






0-1-2

3
Объект и изучаемое свойство (предмет)




0-1-2

4
Актуальность
















0-1-2

5
Задачи


1

















0-1-2

6
Гипотеза










0-1-2

7
Методика
Кратко опишите способы (методы) получения опытной информации об объекте, свойства которого Вы планируете исследовать, по такой схеме: № название метода какое свойство и как изучается получаемые данные (размерность)

1


















0-1-2

Бланк 2. Оборотная сторона
8
Оборудование и материалы
Кратко опишите оборудование и материалы (реактивы), необходимые для проведения планируемого Вами исследования, по схеме: № название назначение (для чего) способ применения (как)

1














0-1-2

9
Схема опыта (эксперимента и/или наблюдения)
Для построения схемы используйте

прямоугольники, в которых напишите суть этапов планируемого опыта, а стрелками покажите их взимосвязь











0-1-2

10
Статистическая обработка
Кратко объясните смысл стат. обработки опытных данных













0-1-2

11
Наглядное представление опытных данных
Представьте в виде диаграммы, графика

или гистограммы данные, которые Вы могли бы получить в ходе исследования с применением указанных Вами методов. Наглядно представьте две возможных версии результатов опыта:

а) выдвинутая гипотеза справделива
б) выдвинутая гипотеза ошибочна











Условные обозначения и комментарии








0-1-2

12
Выводы
Сформулируйте выводы, допуская, что выдвинутая Вами гипотеза справедлива

1























0-1-2

ЖЮРИ (Ф.И.О., подпись):
ВСЕГО






I. Ключ для оценки ответов на тестовые задачи без письменного обоснования с одним правильным ответом

1-а; 2-г; 3-д; 4-а; 5-в; 6-в; 7-г; 8-в; 9-а; 10-г; 11-б; 12-г; 13-в; 14-в; 15 – б; 16 – в;
17 - а; 18 - б; 19 - б; 20 - г.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальная оценка – 20 баллов.


II. Материалы для проверки тестовых задач с обоснованием выбора ответа

Материалы для проверки решения тестовой задачи № 1
1
Выберите правильное утверждение. Выбор обоснуйте.

ответ
б


Ответ б правильный, т.к. при переходе с одного трофического уровня на другой часть энергии, заключенной в биомассе предыдущего уровня, рассеивается в виде тепла в результате энергетических трат на поиск пищи

Ответ а неправильный, потому что в таком случае организмы более высокого трофического уровня будут испытывать дефицит пищи, а это вызовет дестабилизацию экосистемы, глубокие нарушения и распад

Ответ в неправильный, потому что такое соотношение невозможно по второму закону термодинамики

Ответ в неправильный вследствие своей неопределенности


Материалы для проверки решения тестовой задачи № 2
2
Основываясь на определении экологии выберите правильное утверждение:

ответ
в


Ответ в правильный, т.к. природопользование – важнейшая отрасль человеческой деятельности, которая должна основываться как на знании возможностей экологических систем в отношении удовлетворения разнообразных потребностей человека, так и на знании возможных последствий использования этих возможностей. Именно экология дает ответы на эти вопросы, являясь, по сути, теоретической основой природопользования.
Ответ а неправильный, потому что экология не является наукой об отношении человека и общества. Исследованием этой проблемы занимается социология.
Ответ б неправильный, потому что экология представляет собой одну из важнейших научных дисциплин, которая дает возможность охарактеризовать со своих (экологических) позиций состояние любой территории. Экологическая ситуация может быть как удовлетворительной, так и не удовлетворительной. Но термины типа «плохая экология», «улучшение экологии» в этом аспекте представляют собой жаргон.
Ответ г неправильный, т.к. неполный. Экология – наука о взаимоотношениях видов как с окружающей средой, так и друг с другом.



Материалы для проверки решения тестовой задачи № 3
3
Выберите виды, занимающие сходные экологические ниши в евразиатских и австралийских степях

ответ
г


Ответ г правильный, потому что эти животные выполняют в экосистеме одинаковые функции почвообитающих хищников.
Ответ а неправильный, т.к. кенгуру выполняет функции крупного наземного фитофага, а суслик - мелкого фитофага, питающегося на поверхности почвы, но устраивающего норы внутри нее.
Ответ б неправильный, потому что вомбат является самым крупным грызуном, т.е. фитофагом, а волк – облигатным хищником.
Ответ в неправильный, потому что сумчатый волк является хищником, а сайгак фитофагом.




баллы



(
за выбор правильного ответа
(0 или 2)
за обоснование правильного ответа (шкала 0 – 5), неправильного (0 – 1)
сумма



а
б
в
г



Шкала для проверки конкурсных тестовых задач по экологии

Показатель
Балл

Выбран ошибочный ответ
0

Выбран правильный ответ
2

Оценка обоснования правильного ответа

1
Обоснование отсутствует
0


Обоснование ошибочно
1


Обоснование построено без опоры на экологические знания
2


Обоснование нелогичное и неточное
3


Обоснование с неточностями и / или неполное
4


Обоснование логичное, экологически и стилистически грамотное
5

Оценка обоснования ошибочных ответов

2
Обоснование отсутствует или оно ошибочно, нелогично
0


Обоснование логичное, экологически грамотное
1

3
Обоснование отсутствует или оно ошибочно, нелогично
0


Обоснование логичное, экологически грамотное
1

4
Обоснование отсутствует или оно ошибочно, нелогично
0


Обоснование логичное, экологически грамотное
1

максимально баллов
10



Шкала для проверки конкурсного задания практического тура

№*
КРИТЕРИИ
ШКАЛА



показатели
баллы

1
ТЕМА: соответствие темы исследования содержанию экологической ситуации и объекта
тема полностью соответствует ситуации
2



тема соответствует ситуации частично
1



тема не соответствует ситуации
0

2
ЦЕЛЬ: соответствие цели исследования его теме
цель полностью соответствует теме
2



цель частично соответствует теме
1



цель полностью не соответствует теме
0

3
ОБЪЕКТ: правильность описания объекта исследования и изучаемого свойства
полностью правильное описание объекта
2



частично правильное описание объекта
1



полностью неправильное описание объекта
0

4
АКТУАЛЬНОСТЬ: убедительность раскрытия значимости исследования на данную тему
значимость показана убедительно
2



значимость вызывает сомнения
1



значимость исследования не показана
0

5
ЗАДАЧИ: соответствие поставленных задач цели исследования
все задачи полностью соответствует цели
2



только часть задач соответствует цели
1



все задачи не соответствуют цели
0

6
ГИПОТЕЗА: её целесообразность – раскрытие характера предполагаемой связи между объектом и фактором
гипотеза раскрывает все аспекты связи
2



гипотеза раскрывает часть аспектов связи
1



гипотеза не раскрывает ни одного аспекта
0

7
МЕТОДИКА: пригодность методики для получения требуемых данных о свойстве объекта
методика полностью отвечает цели
2



методика отвечает цели лишь частично
1



методика не обеспечивает достижение цели
0

8
ОБОРУДОВАНИЕ: соответствие: оборудования и материалов методике изучения объекта
оборудование обеспечивает полностью
2



оборудование обеспечивает частично
1



оборудование не обеспечивает методику
0

9
СХЕМА ОПЫТА: соответствие логики опыта цели и методике; полнота представления этапов
логика опыта полностью отвечает цели
2



логика опыта отвечает цели частично
1



логика опыта полностью не отвечает цели
0

10
СТАТ. ОБРАБОТКА: правильность описания этапов и смысла статистической обработки
описаны все этапы стат. обработки
2



описано часть этапы стат. обработки
1



статистическая обработка не описана
0

11
НАГЛЯДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: наглядность представления опытных результатов
все результаты представлены наглядно
2



наглядно представлена часть результатов
1



результаты наглядно не представлены
0

12
ВЫВОДЫ: соответствие выводов опытным результатам «за» или «против» и задачам исследования
выводы полностью соответствуют задачам
2



только часть выводов соответствует задачам
1



ни один вывод не соответствует задачам
0



















































Приложение 2

Материалы для проведения олимпиады
2 курс

I. Тестовые задачи без письменного обоснования с одним правильным ответом
1. Наука экология занимается:
а/ решением проблем охраны природы;
б/ изучением биосистем и их взаимоотношений между собой с окружающей средой;
в/ мониторингом за чистотой окружающей среды и здоровьем человека;
г/ созданием законов по охране и рациональному использованию природных ресурсов.
2. Выбрать примеры биотических факторов:
а/ межвидовая, внутривидовая конкуренция;
б/ паразитизм и симбиоз;
в/ поливка и удобрения;
г/ все ответы, кроме в).
3. Устойчивость экосистемы определяется:
а/ видовым разнообразием;
б/ биологической продуктивностью;
в/ биомассой;
г/ размерами и количеством звеньев в цепи питания.
4. В водоеме обнаружено следующее видовое разнообразие:
1) карпы;
2) водоросли;
3) чайки;
4) рыбаки;
5) окуни.
Укажите схему пищевой цепи для данной экосистемы:
а/ 2 – 1 – 3 – 4 – 5;
б/ 2 – 1 – 5 – 3 и 4;
в/ 2 – 5 – 1 – 3 – 4;
г/ 2 – 3 – 5 – 1 – 4.
5. Микориза – это пример:
а/ паразитизма;
б/ комменсализма;
в/ симбиоза;
г/ хищничества.
6. Главные продуценты «цветущего» водоема:
а/ прибрежная и водная растительность;
б/ бактерии и многоклеточные водоросли;
в/ синезеленые водоросли и эвглены;
г/ одноклеточные водоросли.
7. Термин «биосфера» был введен в науку:
а/ Э. Геккелем и Мюллером;
б/ Зюссом и Ж.Б. Ламарком;
в/ Н.И Вавиловым;
г/ В.И Вернадским.
8. В состав биосферы, как и в состав любой экосистемы, должны входить следующие компоненты:
а/ продуценты и редуценты;
б/ продуценты, консументы и редуценты;
в/ только консументы, редуценты и паразиты;
г/ сапротрофы+редуценты, консументы и зоофаги.
9. Комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях, называют:
а/условием;
б/ фактором;
в/ спектром;
г/ средой.
10. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют:
а/ оптимальным;
б/ экологическим;
в/ минимальным;
г/ ограничивающим.
11. Структуру популяции характеризует:
а/ особенность окраски мужских особей;
б/ продолжительность беременности;
в/ сезонные изменения окраски;
г/ число женских половозрелых особей.
12. Отсутствие четких границ между популяциями в пределах одного вида свойственно:
а/ прудовой пиявке, населяющей стоячие водоемы;
б/ рдесту плавающему, населяющему малопроточные водоемы;
в/ малым сусликам в сухих степях;
г/ травянистым лягушкам на болотистых лугах.
13. Увеличение численности популяции до предельно возможной величины в первую очередь обусловлено:
а/ отсутствием хищников;
б/ избытком пищи;
в/ устойчивостью к болезням;
г/ оптимальной температурой.
14.В полосе широколиственных лесов в разных дубравах встречаются такие животные, как:
а/ рябчик, пеночка-теньковка;
б/ рыжая полевка, синичка-гаичка;
в/ кабан, желтогорлая мышь;
г/ богомол, барсук.
15. Участок абиотической среды, которую занимает биоценоз, называют:
а/ экотопом;
б/ ареалом;
в/ экосистемой;
г/ биотопом.
16. Доминантами сообщества называют виды:
а/ сильно влияющие на среду обитания;
б/ преобладающие по численности;
в/ характерные только для данного биоценоза;
г/ сохраняющиеся при смене биоценозов.
17.Взаимоотношения, возникающие между особями разных видов со сходными экологическими требованиями, называют:
а/ симбиозом;
б/ нейтрализмом;
в/ конкуренцией;
г/ аменсализмом.
18. Изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого вида в биоценозе характеризуют:
а/ форические связи;
б/ топические связи;
в/ фабрические связи;
г/ трофические связи.
19.В водных экосистемах существует большая зависимость от солнечного света, который проникает до глубины:
а/ 10-20 м;
б/ 50-60 и;
в/ 100-200 м;
г/ 500-600 м.
20.Продукцию различных автотрофов называют:
а/ вторичной;
б/ первичной;
в/ главной;
г/ основной.
II. Тестовые задачи с обоснованием выбора ответа 2 курс
тема
Биоэкология

1
Выберите и обоснуйте правильный ответ, обоснуйте, почему остальные ответы неправильны:
В число адаптаций крупных животных к обитанию в водной толще НЕ относится:

а
Обтекаемая форма тела.

б
Покрытие конечностей и тела щетинками, между которыми задерживается воздух.

в
Реотропизм, т.е. движение против течения.

г
Наличие воздушного пузыря.

ответ

ответ





тема
Социальная экология

2
Выберите и обоснуйте правильный ответ, обоснуйте, почему остальные ответы неправильны.
К основным экологическим нормативам качества и воздействия на экологическую среду относят:

а
Предельно недопустимую концентрацию вредных веществ.

б
Недопустимый уровень шума и вибрации.

в
Недопустимую антропогенную нагрузку на природную среду.

г
Норматив образования отходов производства и потребления.

ответ

ответ








тема
Общая экология

3
Выберите и обоснуйте правильный ответ, обоснуйте, почему остальные ответы неправильны:
Экологическая ниша вида представляет собой:

а
Способ использования своего местообитания.

б
Характеристика всех сторон образа жизни данного вида

в
Место в классификационной системе живых организмов.

г
Местоположение убежищ.

ответ

ответ





III. Конкурсные задачи практического тура

Уважаемый конкурсант!
Тебе хорошо известно, что успех экологического исследования зависит не только от умений брать пробы воды, воздуха, почвы, наблюдать за животными, растениями, грибами и микроорганизмами, проводить полевые и лабораторные эксперименты.
Выполнить настоящее, полноценное исследование можно только тогда, когда исследователь, выбрав объект, заранее намечает тему, определяет цель, ставит задачи, формулирует гипотезу, подбирает методы и строит схему предстоящего эксперимента и/или наблюдения. Совокупность всех перечисленных компонентов исследования (тема, цель, гипотеза, задачи и т.д.) называют научным аппаратом исследования.
Поэтому конкурсное задание практического тура построено так, чтобы оценить уровень твоей исследовательской компетентности, которая проявляется в умении планировать исследование, разрабатывая его научный аппарат и прогнозируя его результаты.

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ВТОРОГО ТУРА
Выбери одну из описанных экологических ситуаций (см. обратную сторону этого листа), и проанализируй её содержание, опираясь на свои экологические знания и исследовательский опыт. В результате анализа ты должен выявить проблемный компонент ситуации. Затем, используя «Бланк ответов на конкурсное задание практического тура», разработай научный аппарат исследования, которое могло бы, по твоему мнению, стать источником информации, недостающей для решения выявленной тобой проблемы. Выполняя задание, пользуйся черновиком. Результаты проделанной работы аккуратно занеси в «Бланк ответов на конкурсное задание практического тура».

Порядок выполнения конкурсного задания
1. Впиши в левую верхнюю часть «Бланка ответов» свои данные: фамилию, имя, класс.

2. Внимательно прочитай «Бланк ответов» и вспомни, что ты знаешь о каждом из названных компонентов исследования (тема, цель, гипотеза, задачи и др.). При работе с «Бланком ответов» внимательно изучай комментарии к каждому пункту. Следование им обеспечивает выполнение задания наилучшим образом. Для удобства работы можешь выписать название компонентов исследования на листе для черновых записей.

3. Внимательно прочитай описание всех ситуаций и выбери ту, которая тебе наиболее понятна, которую ты смог бы исследовать, применяя свои знания и опыт. При выборе ситуации особое внимание обрати на опытную часть исследования и в первую очередь – на методы, от знания которых зависит правильность выполнения большей части задания. Впиши в правую верхнюю часть «Бланка» номер выбранной ситуации (задачи).

4. Сделай на черновике наброски гипотезы, темы и цели. Учитывай взаимосвязь и соподчинённость всех компонентов исследования. Используй данную тебе подсказку – объект исследования. Помни, недостаток или отсутствие информации об объекте исследования является причиной того, что ситуация является проблемной. После этого приступай к планированию опытной части исследования. Помни, что результаты, которые ты можешь получить в ходе опытного изучения объекта, могут как подтвердить, так и опровергнуть выдвинутую тобой гипотезу.

5. Перенеси разработанные тобой компоненты планируемого исследования из черновика в «Бланк ответов». Делай записи и рисунки разборчиво и аккуратно. После выполнения задания и заполнения «Бланка ответов» сдай его вместе с этим листом члену жюри или ассистенту.

УДАЧИ!



задачи
описание ситуаций, содержащих проблему

1
Загрязнение атмосферы
Объект: антропогенный фактор, .*

2
Загрязнение воды
Объект: антропогенный фактор, .*

3
Загрязнение почвы
Объект: антропогенный фактор, .*

4
Экологическое состояние помещений
Объект: антропогенный фактор, .*


*- объект исследования может быть выбран конкурсантом по усмотрению, в зависимости от ситуации и исследовательской позиции учащегося.































Бланк 2. Лицевая сторона





фамилия

имя







класс

школа


ВНИМАНИЕ! БЛАНК ЗАПОЛНЯЙТЕ АККУРАТНО И РАЗБОРЧИВО. ОТ ЭТОГО ЗАВИСИТ
РАБОТА ЖЮРИ ПО ПРОВЕРКЕ И ОЦЕНКЕ ВЫПОЛНЕННОГО ВАМИ КОНКУРСНОГО ЗАДАНИЯ





Бланк ответов на задание практического тура






НОМЕР ВЫБРАННОЙ СИТУАЦИИ УКАЖИТЕ ЗДЕСЬ (


Научный аппарат исследования
заполняется
( жюри


компоненты
(исследования
( содержание компонентов исследования (
оценка




балл
шкала

1
Тема




0-1-2

2
Цель






0-1-2

3
Объект и изучаемое свойство (предмет)




0-1-2

4
Актуальность
















0-1-2

5
Задачи


1

















0-1-2

6
Гипотеза










0-1-2

7
Методика
Кратко опишите способы (методы) получения опытной информации об объекте, свойства которого Вы планируете исследовать, по такой схеме: № название метода какое свойство и как изучается получаемые данные (размерность)

1


















0-1-2

Бланк 2. Оборотная сторона
8
Оборудование и материалы
Кратко опишите оборудование и материалы (реактивы), необходимые для проведения планируемого Вами исследования, по схеме: № название назначение (для чего) способ применения (как)

1














0-1-2

9
Схема опыта (эксперимента и/или наблюдения)
Для построения схемы используйте

прямоугольники, в которых напишите суть этапов планируемого опыта, а стрелками покажите их взимосвязь











0-1-2

10
Статистическая обработка
Кратко объясните смысл стат. обработки опытных данных













0-1-2

11
Наглядное представление опытных данных
Представьте в виде диаграммы, графика

или гистограммы данные, которые Вы могли бы получить в ходе исследования с применением указанных Вами методов. Наглядно представьте две возможных версии результатов опыта:

а) выдвинутая гипотеза справделива
б) выдвинутая гипотеза ошибочна











Условные обозначения и комментарии








0-1-2

12
Выводы
Сформулируйте выводы, допуская, что выдвинутая Вами гипотеза справедлива

1























0-1-2

ЖЮРИ (Ф.И.О., подпись):
ВСЕГО






I. Ключ для оценки ответов на тестовые задачи без письменного обоснования с одним правильным ответом
1 – б; 2 – б; 3 – а; 4 – б; 5 –в; 6 – г; 7 – б; 8 – б; 9 – г; 10 – г;
11 – г; 12 – в; 13- б; 14 – в; 15 – г; 16 – б; 17 – в; 18 – б; 19 – в; 20 – б.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальная оценка – 20 баллов.

II. Материалы для проверки тестовых задач с обоснованием выбора ответа

Материалы для проверки решения тестовой задачи № 1

1
Выберите и обоснуйте правильный ответ, обоснуйте, почему остальные ответы неправильны:

ответ
б


Ответ б правильный, потому что это приспособление характерно для членистоногих животных, обитающих на поверхностной пленке воды и изредка погружающихся на небольшую глубину, помогающее им удерживаться на поверхности.
Ответ а неправильный, потому что обтекаемая форма тела оптимальна с гидродинамической точки зрения при движении в плотной среде, которой и является вода, это важнейшая морфологическая адаптация к обитанию и активному передвижению в толще воды.
Ответ в неправильный, потому что реотропизм наблюдается практически у всех рыб, обитающих в текучих водоемах, и это является этологическим, т.е. поведенческим приспособлением, именно таким образом гидробионты перемещаются в сторону высокого градиента жизненно необходимых факторов.
Ответ г неправильный, потому что воздушный пузырь обеспечивает рыбам не только возможность перемещаться в толще воды по вертикали, но и у некоторых видов обеспечивает возможность коммуникации, а именно, с помощью него издаются инфразвуки.


Материалы для проверки решения тестовой задачи № 2

2
Выберите и обоснуйте правильный ответ, обоснуйте, почему остальные ответы неправильны.
К основным экологическим нормативам качества и воздействия на экологическую среду относят:

ответ
г


Ответ г правильный, потому что подобные нормативы разрабатываются и постоянно обновляются для отраслей хозяйства и конкретных предприятий в форме предельно допустимых выбросов (ПДВ).

Ответ а неправильный, потому что такой нормы не существует, а применяется норма предельно допустимой концентрации (ПДК).

Ответ б неправильный, потому что такой нормы не существует, а применяется норма допустимого уровня шума и вибрации

Ответ в неправильный, потому что такой нормы не существует, а применяется норма допустимой нагрузки.









Материалы для проверки решения тестовой задачи № 3 2 курс

3
Выберите и обоснуйте правильный ответ, обоснуйте, почему остальные ответы неправильны:
Экологическая ниша вида представляет собой:

ответ
б


Ответ б правильный, формулировка ответа полностью повторяет определение экологической ниши.
Ответ а неправильный, понятие экологической ниши отличается от понятия местообитания, т.к. зависит не только от условий среды, но и от биотического окружения. Характер занимаемой экологической ниши определяется как экологическими возможностями вида, так и тем, насколько эти возможности могут быть реализованы в конкретных биоценозах..
Ответ в неправильный, классификационные системы живого мира построены на иных признаках – морфологического сходства и филогенетического родства, а не на экологических свойствах вида.
Ответ г неправильный, местоположение убежищ животных относится к экологическим особенностям вида, но характеризует вид односторонне, в то время как понятие экологической ниши гораздо шире..


баллы



(
за выбор правильного ответа
(0 или 2)
за обоснование правильного ответа (шкала 0 – 5), неправильного (0 – 1)
сумма



а
б
в
г




·Шкала для проверки конкурсных тестовых задач по экологии

Показатель
Балл

Выбран ошибочный ответ
0

Выбран правильный ответ
2

Оценка обоснования правильного ответа

1
Обоснование отсутствует
0


Обоснование ошибочно
1


Обоснование построено без опоры на экологические знания
2


Обоснование нелогичное и неточное
3


Обоснование с неточностями и / или неполное
4


Обоснование логичное, экологически и стилистически грамотное
5

Оценка обоснования ошибочных ответов

2
Обоснование отсутствует или оно ошибочно, нелогично
0


Обоснование логичное, экологически грамотное
1

3
Обоснование отсутствует или оно ошибочно, нелогично
0


Обоснование логичное, экологически грамотное
1

4
Обоснование отсутствует или оно ошибочно, нелогично
0


Обоснование логичное, экологически грамотное
1

максимально баллов
10




Шкала для проверки конкурсного задания практического тура

№*
КРИТЕРИИ
ШКАЛА



показатели
баллы

1
ТЕМА: соответствие темы исследования содержанию экологической ситуации и объекта
тема полностью соответствует ситуации
2



тема соответствует ситуации частично
1



тема не соответствует ситуации
0

2
ЦЕЛЬ: соответствие цели исследования его теме
цель полностью соответствует теме
2



цель частично соответствует теме
1



цель полностью не соответствует теме
0

3
ОБЪЕКТ: правильность описания объекта исследования и изучаемого свойства
полностью правильное описание объекта
2



частично правильное описание объекта
1



полностью неправильное описание объекта
0

4
АКТУАЛЬНОСТЬ: убедительность раскрытия значимости исследования на данную тему
значимость показана убедительно
2



значимость вызывает сомнения
1



значимость исследования не показана
0

5
ЗАДАЧИ: соответствие поставленных задач цели исследования
все задачи полностью соответствует цели
2



только часть задач соответствует цели
1



все задачи не соответствуют цели
0

6
ГИПОТЕЗА: её целесообразность – раскрытие характера предполагаемой связи между объектом и фактором
гипотеза раскрывает все аспекты связи
2



гипотеза раскрывает часть аспектов связи
1



гипотеза не раскрывает ни одного аспекта
0

7
МЕТОДИКА: пригодность методики для получения требуемых данных о свойстве объекта
методика полностью отвечает цели
2



методика отвечает цели лишь частично
1



методика не обеспечивает достижение цели
0

8
ОБОРУДОВАНИЕ: соответствие: оборудования и материалов методике изучения объекта
оборудование обеспечивает полностью
2



оборудование обеспечивает частично
1



оборудование не обеспечивает методику
0

9
СХЕМА ОПЫТА: соответствие логики опыта цели и методике; полнота представления этапов
логика опыта полностью отвечает цели
2



логика опыта отвечает цели частично
1



логика опыта полностью не отвечает цели
0

10
СТАТ. ОБРАБОТКА: правильность описания этапов и смысла статистической обработки
описаны все этапы стат. обработки
2



описано часть этапы стат. обработки
1



статистическая обработка не описана
0

11
НАГЛЯДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: наглядность представления опытных результатов
все результаты представлены наглядно
2



наглядно представлена часть результатов
1



результаты наглядно не представлены
0

12
ВЫВОДЫ: соответствие выводов опытным результатам «за» или «против» и задачам исследования
выводы полностью соответствуют задачам
2



только часть выводов соответствует задачам
1



ни один вывод не соответствует задачам
0







Приложение 3
Материалы для проведения олимпиады
3 курс


I. Тестовые задачи без письменного обоснования с одним правильным ответом
1. Специфическое свойство жизни заключается в:
а) в огромном видовом разнообразии
б) наличии популяционной структуры видов
в) в обмене веществ со средой
г) в объединении живых организмов в биоценозы.
2. Биосфера – это:
а) совокупность живых организмов на Земле
б) сфера жизнедеятельности и хозяйственной деятельности человека
в) одна из геологических оболочек Земли
г) одна из геологических оболочек земного шара, в которой геохимические и энергетические превращения определяются суммарной активностью живого вещества.
3. Природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных отношениях, называются:
а) биотопом
б) экотопом
в) средой
г) условиями жизни.
4. Наиболее рациональное направление использования природных ресурсов и охраны окружающей среды – это:
а) строгое нормирование использования полезных ископаемых
б) разработка и применение безотходных технологий
в) введение жестких ПДК загрязнителей среды
г) усиление санитарного контроля на экологически опасных предприятиях.
5. Наиболее безопасным для экосистем и биосферы в целом методом очистки сточных вод промышленных предприятий и коммунальных стоков является:
а) механическая очистка
б) химическая очистка
в) каталитическая очистка
г) биологическая очистка.
6. Из перечисленных организмов редуцентами являются:
а) гриб опенок
б) азотфиксирующие бактерии
в) заяц-беляк
г) лишайник пельтигера собачья.
7. В состав единой трофической цепи не входит:
лемминг
шмель
осока
песец
8. Биоценоз - это совокупность организмов:
одного вида, обитающих на определенной территории;
разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом;
одного вида, обитающих на разнородных участках ареала;
обитающих в одной биогеографической области
9. Лишайники являются примером биотических отношений:
симбиоза (мутуализма);
паразитизма;
комменсализма;
хищничества;
конкуренции.
10. Подсчитано, что на каждом этапе передачи вещества и энергии по пищевой цепи теряется около:
5 %
10 %
90 %
99 %
11. Водные организмы, не переносящие высоких концентраций солей и обитающие только в пресных или сильноопресненных водоемах, называются:
гидробионтами
эдафобионтами
галофобами
галофилами.
12. Какой из перечисленных факторов можно считать ограничивающим для кабана в зимнее время:
температура
свет
высота снежного покрова
конкуренты.
13. Вид или любая другая систематическая категория, возникшая и первоначально эволюционированная в данном месте, называется:
эндемиком;
автохтоном:
реликтом;
аборигеном.
14. Колебания численности особей, характерные для любой популяции животных, называются:
динамикой;
волнами жизни;
изменениями;
периодичностью.
15. Пеночки - теньковки и пеночки-веснички, обитающие в одном лесу, составляют:
одну популяцию одного вида;
две популяции двух видов;
две популяции одного вида;
одну популяцию разных видов.
16. Выберите верную оценку плотности населения популяции:
20 особей;
20 особей на гектар;
20 особей на 100 размножающихся самок
20%
20 особей в год
17. Правильна пищевая цепь:
пауки(растения(тля(трясогузка
растение(тля ( пауки(трясогузка
тля(растение> трясогузка(пауки
трясогузка(тля(растение(пауки
18. Ученый – биолог, автор названия науки «экология»:
Ч.Дарвин
Э. Геккель
А. Тенсли
К. Линней 19. Кривая роста численности (зависимость численности от времени) любого вида, при отсутствии ограничений, называется:
гиперболой
параболой
экспоненциальной кривой
степенной кривой
20. Среда, в которой живут самые быстродвигающиеся животные, - это:
наземно-воздушная;
подземная (почвенная);
водная;
организменная (живые организмы)
II. Тестовые задачи с обоснованием выбора ответа

тема
Общая экология

1
Выберите и обоснуйте правильный ответ, обоснуйте, почему остальные ответы неправильны.
Эволюционно возникшее приспособление организмов к условиям среды, выражающееся в изменении их внешних и внутренних особенностей, носит название:

а
фенотипа

б
адаптации

в
жизненной формы

г
морфологического типа.

ответ

выберите и обоснуйте ответ



тема
Экология сообществ

2
Выберите и обоснуйте правильный ответ, обоснуйте, почему остальные ответы неправильны.
Целостность экосистемы обеспечивается за счет:

а
Однородности территории, занимаемой биоценозом, и взаимодействия организмов между собой и с неживой средой.

б
Неоднородности территории, занимаемой биоценозом, и взаимодействия организмов между собой и с неживой средой.

в
Наличия в ней в определенном соотношении организмов, относящихся ко всем трофическим группам и взаимодействующих между собой, обмена веществ и потока энергии.

г
Стабильности видового состава и трофических связей между видами.

ответ

выберите и обоснуйте ответ





тема
Биосфера

3
Выберите и обоснуйте правильный ответ, обоснуйте, почему остальные ответы неправильны.
Биохимическая концепция биосферы заключается:

а
В изучении принципов организации и регулирования живой природы.

б
В сложных преобразованиях веществ в живых организмах за счет химической энергии.

в
В извлечении человеком из природы средств для своего существования.

г
В сходстве химического состава земной коры и тел живых организмов.

ответ




III. Конкурсные задачи практического тура

Уважаемый конкурсант!
Тебе хорошо известно, что успех экологического исследования зависит не только от умений брать пробы воды, воздуха, почвы, наблюдать за животными, растениями, грибами и микроорганизмами, проводить полевые и лабораторные эксперименты.
Выполнить настоящее, полноценное исследование можно только тогда, когда исследователь, выбрав объект, заранее намечает тему, определяет цель, ставит задачи, формулирует гипотезу, подбирает методы и строит схему предстоящего эксперимента и/или наблюдения. Совокупность всех перечисленных компонентов исследования (тема, цель, гипотеза, задачи и т.д.) называют научным аппаратом исследования.
Поэтому конкурсное задание практического тура построено так, чтобы оценить уровень твоей исследовательской компетентности, которая проявляется в умении планировать исследование, разрабатывая его научный аппарат и прогнозируя его результаты.

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ВТОРОГО ТУРА
Выбери одну из описанных экологических ситуаций (см. обратную сторону этого листа), и проанализируй её содержание, опираясь на свои экологические знания и исследовательский опыт. В результате анализа ты должен выявить проблемный компонент ситуации. Затем, используя «Бланк ответов на конкурсное задание практического тура», разработай научный аппарат исследования, которое могло бы, по твоему мнению, стать источником информации, недостающей для решения выявленной тобой проблемы. Выполняя задание, пользуйся черновиком. Результаты проделанной работы аккуратно занеси в «Бланк ответов на конкурсное задание практического тура».

Порядок выполнения конкурсного задания
1. Впиши в левую верхнюю часть «Бланка ответов» свои данные: фамилию, имя, класс.

2. Внимательно прочитай «Бланк ответов» и вспомни, что ты знаешь о каждом из названных компонентов исследования (тема, цель, гипотеза, задачи и др.). При работе с «Бланком ответов» внимательно изучай комментарии к каждому пункту. Следование им обеспечивает выполнение задания наилучшим образом. Для удобства работы можешь выписать название компонентов исследования на листе для черновых записей.

3. Внимательно прочитай описание всех ситуаций и выбери ту, которая тебе наиболее понятна, которую ты смог бы исследовать, применяя свои знания и опыт. При выборе ситуации особое внимание обрати на опытную часть исследования и в первую очередь – на методы, от знания которых зависит правильность выполнения большей части задания. Впиши в правую верхнюю часть «Бланка» номер выбранной ситуации (задачи).

4. Сделай на черновике наброски гипотезы, темы и цели. Учитывай взаимосвязь и соподчинённость всех компонентов исследования. Используй данную тебе подсказку – объект исследования. Помни, недостаток или отсутствие информации об объекте исследования является причиной того, что ситуация является проблемной. После этого приступай к планированию опытной части исследования. Помни, что результаты, которые ты можешь получить в ходе опытного изучения объекта, могут как подтвердить, так и опровергнуть выдвинутую тобой гипотезу.

5. Перенеси разработанные тобой компоненты планируемого исследования из черновика в «Бланк ответов». Делай записи и рисунки разборчиво и аккуратно. После выполнения задания и заполнения «Бланка ответов» сдай его члену жюри.

УДАЧИ!

Бланк 1. Оборотная сторона

задачи
описание ситуаций, содержащих проблему

1
Загрязнение атмосферы
Объект: антропогенный фактор, .*

2
Загрязнение воды
Объект: антропогенный фактор, .*

3
Загрязнение почвы
Объект: антропогенный фактор, .*

4
Экологическое состояние помещений
Объект: антропогенный фактор, .*


*- объект исследования может быть выбран конкурсантом по собственному усмотрению, в зависимости от ситуации и исследовательской позиции учащегося.



Бланк 2. Лицевая сторона





фамилия

имя







класс

школа


ВНИМАНИЕ! БЛАНК ЗАПОЛНЯЙТЕ АККУРАТНО И РАЗБОРЧИВО. ОТ ЭТОГО ЗАВИСИТ
РАБОТА ЖЮРИ ПО ПРОВЕРКЕ И ОЦЕНКЕ ВЫПОЛНЕННОГО ВАМИ КОНКУРСНОГО ЗАДАНИЯ





Бланк ответов на задание практического тура






НОМЕР ВЫБРАННОЙ СИТУАЦИИ УКАЖИТЕ ЗДЕСЬ (


Научный аппарат исследования
заполняется
( жюри


компоненты
(исследования
( содержание компонентов исследования (
оценка




балл
шкала

1
Тема




0-1-2

2
Цель






0-1-2

3
Объект и изучаемое свойство (предмет)




0-1-2

4
Актуальность
















0-1-2

5
Задачи


1

















0-1-2

6
Гипотеза










0-1-2

7
Методика
Кратко опишите способы (методы) получения опытной информации об объекте, свойства которого Вы планируете исследовать, по такой схеме: № название метода какое свойство и как изучается получаемые данные (размерность)

1


















0-1-2

Бланк 2. Оборотная сторона
8
Оборудование и материалы
Кратко опишите оборудование и материалы (реактивы), необходимые для проведения планируемого Вами исследования, по схеме: № название назначение (для чего) способ применения (как)

1














0-1-2

9
Схема опыта (эксперимента и/или наблюдения)
Для построения схемы используйте

прямоугольники, в которых напишите суть этапов планируемого опыта, а стрелками покажите их взимосвязь











0-1-2

10
Статистическая обработка
Кратко объясните смысл стат. обработки опытных данных













0-1-2

11
Наглядное представление опытных данных
Представьте в виде диаграммы, графика

или гистограммы данные, которые Вы могли бы получить в ходе исследования с применением указанных Вами методов. Наглядно представьте две возможных версии результатов опыта:

а) выдвинутая гипотеза справделива
б) выдвинутая гипотеза ошибочна











Условные обозначения и комментарии








0-1-2

12
Выводы
Сформулируйте выводы, допуская, что выдвинутая Вами гипотеза справедлива

1























0-1-2

ЖЮРИ (Ф.И.О., подпись):
ВСЕГО







I. Ключ для оценки ответов на тестовые задачи без письменного обоснования с одним правильным ответом

1-в; 2-г; 3-в; 4-б; 5-г; 6-а; 7-б; 8-б; 9-а; 10-в; 11-в; 12-в; 13-б; 14-б; 15-б; 16-б; 17-б; 18-б; 19-в; 20-а
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальная оценка – 20 баллов.

II. Материалы для проверки тестовых задач с обоснованием выбора ответа

Материалы для проверки решения тестовой задачи № 1

1
Эволюционно возникшее приспособление организмов к условиям среды, выражающееся в изменении их внешних внутренних особенностей, носит название:

ответ
б


Ответ б правильный, потому что приспособления к среде у растений и животных разнообразны и комплексны, они выработались в течение длительного эволюционного пути, пройденного организмами в определенных условиях неживого и живого окружения,и направлены на процветание вида в этих условиях.

Ответ а неправильный, потому что понятие фенотипа уже, чем в формулировке вопроса и относятся только к генетически не закрепленным внешним признакам.

Ответ в неправильный, потому что жизненные формы растений и животных являются приспособлениями к среде, но не охватывают всего многообразия адаптаций, являясь лишь их частной формой.

Ответ г неправильный, потому что понятие морфологического типа, близкое к понятию жизненной формы, еще более конкретное и более мелкое, чем жизненная форма.






Материалы для проверки решения тестовой задачи № 2

2
Целостность экосистемы обеспечивается за счет:

ответ
в


Ответ в правильный, потому что, в таком случае в экосистеме обеспечивается возврат простых элементов в неживую среду и придание им свойства бесконечности, т.е. возможности их многократного повторного использования, в сочетании с постоянным притоком солнечной энергии – источником всех материально-энергетических процессов в цепях питания и экосистеме в целом.

Ответ а неправильный, потому что однородность территории по определению является важным свойством биогеоценоза - более конкретной ячейки биосферы.

Ответ б неправильный, потому что он алогичен, этот признак не может быть использован для определения экосистемы.

Ответ г неправильный, потому что он неполный и не включает всех важных особенностей экосистемы, описанных в ответе г.









Материалы для проверки решения тестовой задачи № 3

3
Биохимическая концепция биосферы заключается:

ответ
б


Ответ б правильный, потому что именно эти процессы обеспечивают химическое единство всех тел в биосфере и возможность протекания глобального геологического круговорота, частью которого с момента появления жизни на Земле стал малый биологический круговорот.

Ответ а неправильный, потому что данная формулировка отвечает концепции охраны природы.

Ответ в неправильный, потому что такова концепция природопользования.

Ответ г неправильный, потому что он неполный и касается только одного из условий пересечения большого геологического и малого биологического круговоротов.




баллы



(
за выбор правильного ответа
(0 или 2)
за обоснование правильного ответа (шкала 0 – 5), неправильного (0 – 1)
сумма



а
б
в
г



Шкала для проверки конкурсных тестовых задач по экологии

Показатель
Балл

Выбран ошибочный ответ
0

Выбран правильный ответ
2

Оценка обоснования правильного ответа

1
Обоснование отсутствует
0


Обоснование ошибочно
1


Обоснование построено без опоры на экологические знания
2


Обоснование нелогичное и неточное
3


Обоснование с неточностями и / или неполное
4


Обоснование логичное, экологически и стилистически грамотное
5

Оценка обоснования ошибочных ответов

2
Обоснование отсутствует или оно ошибочно, нелогично
0


Обоснование логичное, экологически грамотное
1

3
Обоснование отсутствует или оно ошибочно, нелогично
0


Обоснование логичное, экологически грамотное
1

4
Обоснование отсутствует или оно ошибочно, нелогично
0


Обоснование логичное, экологически грамотное
1

максимально баллов
10








Шкала для проверки конкурсного задания практического тура

№*
КРИТЕРИИ
ШКАЛА



показатели
баллы

1
ТЕМА: соответствие темы исследования содержанию экологической ситуации и объекта
тема полностью соответствует ситуации
2



тема соответствует ситуации частично
1



тема не соответствует ситуации
0

2
ЦЕЛЬ: соответствие цели исследования его теме
цель полностью соответствует теме
2



цель частично соответствует теме
1



цель полностью не соответствует теме
0

3
ОБЪЕКТ: правильность описания объекта исследования и изучаемого свойства
полностью правильное описание объекта
2



частично правильное описание объекта
1



полностью неправильное описание объекта
0

4
АКТУАЛЬНОСТЬ: убедительность раскрытия значимости исследования на данную тему
значимость показана убедительно
2



значимость вызывает сомнения
1



значимость исследования не показана
0

5
ЗАДАЧИ: соответствие поставленных задач цели исследования
все задачи полностью соответствует цели
2



только часть задач соответствует цели
1



все задачи не соответствуют цели
0

6
ГИПОТЕЗА: её целесообразность – раскрытие характера предполагаемой связи между объектом и фактором
гипотеза раскрывает все аспекты связи
2



гипотеза раскрывает часть аспектов связи
1



гипотеза не раскрывает ни одного аспекта
0

7
МЕТОДИКА: пригодность методики для получения требуемых данных о свойстве объекта
методика полностью отвечает цели
2



методика отвечает цели лишь частично
1



методика не обеспечивает достижение цели
0

8
ОБОРУДОВАНИЕ: соответствие: оборудования и материалов методике изучения объекта
оборудование обеспечивает полностью
2



оборудование обеспечивает частично
1



оборудование не обеспечивает методику
0

9
СХЕМА ОПЫТА: соответствие логики опыта цели и методике; полнота представления этапов
логика опыта полностью отвечает цели
2



логика опыта отвечает цели частично
1



логика опыта полностью не отвечает цели
0

10
СТАТ. ОБРАБОТКА: правильность описания этапов и смысла статистической обработки
описаны все этапы стат. обработки
2



описано часть этапы стат. обработки
1



статистическая обработка не описана
0

11
НАГЛЯДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: наглядность представления опытных результатов
все результаты представлены наглядно
2



наглядно представлена часть результатов
1



результаты наглядно не представлены
0

12
ВЫВОДЫ: соответствие выводов опытным результатам «за» или «против» и задачам исследования
выводы полностью соответствуют задачам
2



только часть выводов соответствует задачам
1



ни один вывод не соответствует задачам
0





























Приложение 4
Интеллектуальная игра "Гениальное рядом"
Цель игры: неформальный срез знаний обучающихся в ходе решения задач интегрированного содержания по предметам естественнонаучного цикла.
Ход игры: игра проводится методическими объединениями преподавателей естественнонаучного цикла
1-й тур. Аукцион знаний: на представленные вопросы команды дают ответы, вопросы читаются всем сразу, кто быстрее даст правильный ответ.
2-й тур. Спринт эрудитов: каждой команде задается 15 вопросов, нужно за определенное время ответить на большее число вопросов.
3-й тур. Перевертыши. Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.
Оборудование: компьютер и медиапроектор, портреты великих ученых.
Ход мероприятия.
Ведущий 1: Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы проводим интеллектуальную игру “Гениальное рядом”.
Ведущий 1: В игре принимают участия команды СПО. Участники- это интеллектуальная элита групп 01, 02, 03, 04, 05, те, кто своими знаниями, умом, эрудицией имеют честь представлять свою группу. Мы желаем всем удачи!
Ведущий 2: Разрешите представить жюри.
Председатель жюри:
Члены жюри:
Ведущий 1: Дорогие друзья прослушайте правила нашей игры. Игра состоит из 3 туров:
1-й тур. Аукцион знаний: на представленные вопросы команды дают ответы, вопросы читаются всем сразу, кто быстрее даст правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
2-й тур. Спринт эрудитов: каждой команде задается 15 вопросов, нужно за определенное время ответить на большее число вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
3-й тур. Перевертыши. Превратите выражение в известную пословицу или поговорку
Прежде чем мы начнем нашу игру, предлагаем каждой команде продумать название команды.
Ведущий 2: Итак, начинаем первый тур.
1й тур “Аукцион знаний”
1. Галлерея великих людей.
Этому выдающемуся ученому принадлежат известный слова: “Наука-это драма идей”. Как-то в интервью у него спросили: “Как появляются изобретения, которые переделывают мир” “Очень просто,- ответил он, -все знают, что сделать это невозможно. Случайно находится невежда, который этого не знает. Он то и делает изобретения”. Этот ученый родился в Германии в городе Ульме, который принято считать “Городом математиков”. Пристрастия к точным наукам и музыке в ущерб остальным дисциплинам служило причиной отрицательный отзывов о его способностях со стороны учителей. Необычайно плодотворными стали 9 лет его работы в федеральном бюро патентов, где он создает знаменитые теории физики, принесшие ему мировую славу, Нобелевскую премию (Альберт Эйнштейн).
2. Выдающийся англичанин. Сначала в школьные годы он плохо учился и физически был слабым. Затем начинает упорно работать и занимает первое место в школе и удерживает его до окончания. Впоследствии стал известен всему миру. Его биномом, аппаратом вычисления бесконечно малых, оптическими исследованиями, основами его механики мы пользуемся постоянно и сегодня, решая как земные, так и космические задачи. (Ньютон.)
3. Когда он сделал самое главное открытие, ему было 35 лет. К этому времени он уже стал профессором Петербургского университета, автором учебников, известным ученым. Его интересовали воздухоплавание, переработка нефти, производство бездымного пороха, метеорология, астрономия, химия. Он приобрел на Псковщине небольшое имение, в котором выращивал диковинные плоды. Изучать его опыт приезжали профессора из Сельскохозяйственной академии. Он работал в Главной палате мер и весов. Он являлся членом 71 иностранного научного общества. Его имя увековечено в названии одного из химических элементов (Ответ: Д.И.Менделеев).
4.Русский химик, творец классической теории химического строения органических соединений, создатель крупнейшей отечественной школы химиков-органиков, академик Петербургской
академии наук. (Бутлеров ).
5. Случайно залив свои брюки жидким каучуком, один шотландский химик не расстроился, что одежда была испорчена. Благодаря этой случайности он изобрел предмет, который в дальнейшем получил его имя. Что он изобрел? (Чарльз Макинтош изобрел непромокаемый плащ, который стали называть его именем)
6. Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, поэт, заложивший основы современного литературного языка, художник, историк. Создатель многих химических производств в России. Разработал технологию и рецептуру цветного стекла. Первым из академиков приступил к подготовке уникальных учебников по химии. (Ломоносов.)

7. Английский химик и физик. Проводил метеорологические наблюдения, исследовал цвет неба, преломление и отражение света. В результате создал теорию испарения и смешивания газов. Описал дефект зрения, названный дальтонизмом. (Дальтон)
8. Английский химик и физик, один из учредителей Лондонского королевского общества. Сформулировал первое научное определение химического элемента, ввел в химию экспериментальный метод, положил начало химическому анализу, способствовал становлению химии как самостоятельной науки. Впервые в 1663 г. применил индикаторы для определения кислот и щелочей. Установил (1662) один из газовых законов. (Бойль )
9. Французский химик, один из основоположников современной химии. Выяснил роль кислорода в процессах горения, обжигания металлов и дыхания. Один из основателей термохимии. (Лавуазье ).
10. Этот великий русский писатель, доживший до 82 лет, всю жизнь придерживался очень строгого режима дня. (Л.Н.Толстой)
11. Ученый, которому была в 1908 году присуждена Нобелевская премия за теорию иммунитета. (И.И.Мечников)
Аукцион знаний. В мире вещей.
1. Если верить древнему историку, во время похода А.Македонского в Индию офицеры его армии страдали от желудочно-кишечных заболеваний реже, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была изготовлена офицерская посуда? ( Ответ: Из серебра, оно обладает бактерицидными свойствами.)
2. Прибор, о пользе которого знал ещё Пётр I. М.В.Ломоносов, первый учёный, систематически применявший его в своих научных работах, писал о нем в своем стихотворении:
Прибавив рост вещей, оно, коль нам потребно. Являет трав разбор и знание врачебно. Коль много нам тайностей открыл, Невидимых частиц и тайных в теле жил. Что это за прибор? (Ответ: Микроскоп.)
3. Почему крышки уличных люков делают круглыми, а не квадратными? (Ответ: Если квадратную крышку поставить на ребро, то она может соскользнуть в люк.)
4. Почему когда зимой идет снег становится теплей? (Ответ: При кристаллизации выделяется энергия.)
5. Какой химический элемент состоит из двух животных? (Ответ: мышьяк)
Ведущий 1: На этом первый тур завершен. Просим жюри огласить итоги первого тура.
2 тур “Спринт эрудитов”
Ведущий 1: Каждой команде будут задаваться 11 вопросов, в вашем распоряжении будет 2 минуты. За это время нужно ответить на большее число вопросов, если вы не знаете ответа на предложенный вопрос, говорите “дальше”.
Ведущий 2: Итак, команды готовы? Начинаем!
Вопросы команде 1:
Отрезок, соединяющий две соседние вершины многоугольника. (Сторона)
На что делить нельзя? (Ноль)
Значение произведения взаимно обратных чисел. (Единица)
Параллелограмм, у которого есть прямой угол. (Прямоугольник)
Чему равна половина от половины? (1\4)
Угол, указывающий направление. (Азимут)
Где самые длинные сутки? (Везде по 24 часа)
Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
“Эврика!” – воскликнул он и открыл закон. (Архимед)
Прибор для определения направления ветра. (Флюгер)
Груз, подвешенный на нитке. (Отвес)
Химический элемент, недостаток которого приводит к кариесу зубов. (Фтор)
Неметалл, являющийся лесом. (Бор)
Чего у куба и человека ровно по дюжине. (Ребер)
Центр управления организмом. (Головной мозг)
Вопросы команде 2:
Какое число делится на все числа без остатка? (0)
Сторона, лежащая в треугольнике против прямого угла. (Гипотенуза)
Равенство с переменной. (Уравнение)
Чему равна дюжина? (12)
Сколько вершин у куба? (8)
Сколько музыкантов в квинтете? (5)
Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
Автор теории относительности. (Эйнштейн)
Растяжение, сжатие, изгиб, кручение – называется (деформация)
Реакция, между кислотой и основанием. (Нейтрализация)
В название, какого металла входит дерево? (Никель)
Основной компонент воздуха. (Азот)
Хобот – это нос или губа? (Губа)
Какое вещество Леонардо Да Винчи назвал соком жизни? (Вода)
Вопросы команде 3:
Сумма сторон n-угольника. (Периметр)
Хорда, проходящая через центр окружности. (Диаметр)
Чему равно значение числа Пи? (3, 14)
Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. (Правильная)
Путь от условия к ответу. (Решение)
Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый)
В математике он бывает натуральным. (Ряд)
Ученый, открывший закон всемирного тяготения. (Ньютон)
Физическое явление, на котором основано применение полотенец. (Капиллярность)
Какой химический элемент всегда рад? (Радон)
Где у рыбы орган осязания? (В коже)
Что общего у пушки с деревом? (Ствол)
Кто из животных относится к стопоходящим? (Медведь)
Главная артерия кровеносной системы. (Аорта)
Птица, летающая быстрее всех. (Стриж)
Самая редкая группа крови? (Четвертая)
Вопросы команде 4:
Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)
Постоянная величина. (Константа)
С чего начинается натуральный ряд? (С 1)
Число, обратное пяти. (1\5)
Отрезок, соединяющий две любые точки окружности. (Хорда)
В каком месяце есть 28 дней? (В любом)
Название треугольного платка. (Косынка)
Прибор, для измерения работы тока, у всех есть дома. (Счетчик)
Линия, по которой движется тело. (Траектория)
Весьма могучий химический элемент. (Титан)
Разрушение металла под воздействием окружающей среды. (Коррозия)
Пушной зверек, символ русской державы. (Соболь)
Плесневый грибок. (Пенициллин)
Какую туфельку не надеть даже золушке? (Инфузорию)
Есть у растения и у уравнения. (Корень)
Вопросы команде 5:
Что стоит сверху дроби? (Числитель)
Стороны, заключающие прямой угол в треугольнике. (Катеты)
Сумма противоположенных чисел. (Ноль)
Соперник “нолика”. (Крестик)
Проблеск света в темном царстве. (Луч)
Сколько концов у трех с половиной палок? (8)
Созвездие в форме ковша. (Большая медведица)
Упорядоченное движение заряженных частиц. (Ток)
Самый легкий газ. (Водород)
Газ, утверждающий, что он – не он. (Неон)
Оболочка Земли, населенная живыми существами. (Биосфера)
Что такое “регенерация”? (Восстановление)
Вещество крови, переносящее кислород. (Гемоглобин)
Любимое лакомство аистов. (Лягушка)
Жизнь одних организмов за счет других. (Паразитизм)
Ведущий 1: 3-й тур. Перевертыши.
Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.
Примеры химических текстов свитков
Не все то аурум, что металлическим блеском обладает (не все то золото, что блестит);
Куй феррум, пока температура высока (куй железо, пока горячо);
Недонатрий хлористый – на столе, перенатрий хлористый – на спине (недосол – на столе, пересол – на спине);
Уходит как аш-два-о в оксид кремния четырехвалентного (уходит как вода в песок);
Необычайно твердая аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о (алмаз чистой воды);
Слово – аргентум, молчание – аурум (слово – серебро, молчание – золото);
Явлению чрезмерного употребления це-два-аш-пять-о-аш – бой! (пьянству – бой!);
Лопнул как шар из водного раствора натриевых или калиевых солей высших карбоновых кислот (лопнул как мыльный пузырь);
Много оксида водорода утекло с тех пор (много воды утекло с тех пор).
Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства.  (Хрен редьки не слаще).
Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).
На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).
Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)
Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).
Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).
Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа- не волк, в лес не убежит).
Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу – кобыле легче).
При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки          
движения вокруг своей оси. (Хочешь жить – умей вертеться ).
Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения
кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший
злачный стебель. ( Утопающий хватается за соломинку ).
Ведущий 1: Просим жюри огласить итоги.
(Подведение итогов, награждение).









13PAGE 15


13PAGE 143715




Заголовок 1 Заголовок 315