Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра «По морям, по волнам…»
Внеклассное мероприятие по русскому языку.
Игра «По морям, по волнам…»
8 класс.
ВЕДУЩИЙ. Сегодня мы отправляемся в плавание по морю знаний на двух кораблях.
Конечно, море будет не настоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний – самое бурное и штормовое из всех морей, существующих на земле.
КОНКУРС «Чей корабль первым отойдёт от причала?»
Ведущий предлагает равное количество вопросов и заданий для обеих команд. Каждое правильное решение – очко. Команда, набравшая большее количество очков, первой уходит в море.
ВОПРСЫ ПЕРВОЙ КОМАНДЕ
1) Поставьте ударение в словах баловать, газопровод, диспансер, дозвониться, древко, завидно, завсегдатай, зубчатый, индустрия, исчерпать, иссушенный, каталог, кичиться, сливовый жалюзи, сироты.2) Вспомните слова, которые совсем недавно появились в нашей речи. Как называются такие слова?
3) Как можно назвать слова ПОСВЯТИТЬ - ПОСВЕТИТЬ? Придумайте с ними предложения.
4) Определите род существительных интервью, пенальти, авеню, пони, какаду, Миссисипи.
5) Исключите из каждой тройки неродственное слово: сожаление, сочувствие, жалость; жаркое, жаровня, раскалённый.
ВОПРСЫ ВТОРОЙ КОМАНДЕ
1) Поставьте ударение в словах звала, мизерный, толика, намерение, обеспечение, пломбировать, статуя, свёкла, псевдоним, хлопковый, холёный, шасси, эксперт, торты, электропровод, жалюзи..2) Как называются слова, которые уже не употребляются в нашей речи? Приведите примеры.
3) Как называются такие слова, как БЕЗОТВЕТНЫЙ – БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ? Придумайте с ними предложения.
4) Определите род существительных кенгуру, шампунь, кофе, тюль, шимпанзе, Гоби.
5) Исключите неродственное слово из каждой тройки: ветер, вихрь, безветренный; учить, изучать, зубрить.
ВЕДУЩИЙ. Вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто выберет наибольшее число фразеологизмов, характеризующих ситуацию.
Владеть собой; собираться с силами; между жизнью и смертью; ни жив, ни мёртв; как рыба в воде; не вешать носа; не терять голову; идти своей дорогой; не в своей тарелке; как на иголках; закидывать удочку; наломать дров; сложить руки; навострить уши; засучить рукава; капля в море; путеводная звезда; в сорочке родиться; выйти сухим из воды; один за всех, все за одного.
ВЕДУЩИЙ. Рифы мы преодолели, можно плыть дальше. А чтобы путешествие было нескучным, мы проведём викторину.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.
1) Как вы назовёте жителей Новосибирска, Владивостока, Омска, Иркутска, Вологды, Полтавы, Тулы, Пскова?2) Что значат данные пословицы?
Береги платье снову, а честь смолоду.
В одну воду дважды не войдёшь.
Всякая дорога вдвоём весела.
Делали наспех, а сделали насмех.
3) Отгадайте загадки. На какой особенности русского языка они построены?
(За) чем прячется солнце?
(На) что мужик шляпу купил?
4) Обозначьте количество букв и звуков в словах: яма, пою, бью, моль.
ВЕДУЩИЙ. Внимание! Справа по борту какой-то предмет! Это закупоренная бутылка. Откроем её. На листке что-то написано, Кто правильно расшифрует послание, получит дополнительное очко.
ШВАА ДОМАКАН НАТОЙДСО БЫДЕПО.
(Ваша команда достойна победы).
КОНКУРС КАПИТАНОВ.
Кто быстрее? Задание капитанам. 1)Найти грамматическую основу предложения: Дорожки парка каждое утро посыпали песком. 2)Указать количество грамматических основ в предложении: Врач почему-то не начинал прием, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. 3) Расставить знаки препинания в предложении: Надо помнить, что , если я эапрусь и буду считать, сколько, кто и когда меня обижал, жить мне будет горько, а мир вокруг меня будет представляться несправедливым. 4) Превратить реку в море, изменяя в каждом предыдущем слове одну букву. Река (рука, мука, муза, луза, лоза, поза, пора, гора, горе) – море.ВЕДУЩИЙ. Капитаны с честью выдержали испытание. Нас, очевидно, ожидает спокойное плавание правильным курсом. Но взгляните, впереди пиратский флаг!
У пиратов длинные крючья, они могут взять ваши корабли на абордаж. Чтобы этого не случилось, команде нужно ответить на вопросы пиратов и выполнить их задания.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПИРАТОВ.
1) Можно ли в существительных неряха, соня, плакса, грязнуля, выскочка, невежа, невежда определить род и как это сделать?
2) Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
3) Что было завтра и будет вчера? (Сегодня)
4) Какое наречие пишется с двумя чёрточками и двумя мягкими знаками? (Точь – в -точь).
5) Найдите наибольшее количество слов, которые от перестановки слогов не меняют своего значения. (Няня, мама, папа, дядя)
ВЕДУЩИЙ. Наше плавание подходит к концу. Но чтобы пристать к берегу, нужно решить ещё одну задачу: найти в стихотворении все ошибки в употреблении рода имени существительного.
Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощь,
Любой продукт сжуёт.
Он яблок, помидору
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнёт в один присест.
Прожорлив, как собака,
Тот, кто живёт в шкафу:
Пропали тюль и тапок
И туфель на меху.
Он съел жилетку кунью
И дедовский папах,
Персолем и шампуньюКоторый весь пропах.
Так кто же путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мыш ненасытный, где он?
Где он огромный моль?
Вы скажете: «Не верим?
Чтоб всё пустить в труху?2
…Но есть обжора Время –
Вот кто живёт в шкафу.
ВЕДУЩИЙ подводит итоги игры.