Программа составлена для работы с детьми в специальных (коррекционных) классах VIII вида». Программа является общекультурной
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИМИССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
для 5,6 класса для детей с ОВЗ
«Макраме»
направление «художественное творчество »
Разработчик программы
учитель Лемещенко Татьяна Георгиевна
Имисс 2016г
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Макраме» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Программа составлена для работы с детьми в специальных (коррекционных) классах VIII вида».
Программа является общекультурной программой художественно-эстетической направленности. Занятия макраме позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа рассчитана 34 часа (1 час в неделю).
1. Общие положения курса
С целью учета интересов и склонностей учащихся, разработана программа внеурочной деятельности «Макраме».
Значение техники Макраме для развития ребенка
С увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья возникла
необходимость поиска новейших средств декоративно–прикладного искусства. Средства
должны быть более доступными, более дешевыми, формировать эстетический вкус и развивать мелкую моторику. Приемы работы в данной технике очень просты и детям с ограниченными возможностями здоровья доступны для понимания. Искусство узелкового плетения, возникшее от простой функциональной необходимости соединения двух нитей, известно с глубокой древности. За свою историю макраме претерпело различные виды изменения в технике выполнения узлов. Макраме прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Мастера узелкового плетения создают шторы, декоративные панно, кашпо, абажуры, салфетки, для украшения одежды. Современный костюм можно оживить или обновить, добавив небольшие съёмные детали, применив пояс или воротник с макраме. Работы в данной технике являются хорошим сувениром, подарком.
Актуальность программы состоит в возрождении и развитии данного вида декоративно-прикладного творчества, который способствует творческим способностям
детей, их интеллекта, формирует эстетический вкус, помогает реализовать себя в общении с другими. Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает психологические и психологические способности детей. Работа по плетению развивает моторику рук, умственные способности, повышает устойчивое внимание, аккуратность, трудолюбие.
Цель программы. Формирование знаний и умений в области новой технике плетения «Макраме»
Задачи:
Обучающие
1. Знакомство детей с различными техниками плетения, многообразием материалов и
приёмами их сочетания, сформировать базовые навыки работы в основных техниках на основе джутового шпагата или бельевого шнура.
2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам
3. Применение знаний, полученных на уроках труда и рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике Макраме
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству плетения Макраме.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности
Программа включает в себя не только обучение технике плетения, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике Макраме. Во время занятий Макраме для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы хорошо использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо - моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Организация внеурочной деятельности
В 1 год обучения в кружок «Макраме» принимаются все желающие учащиеся 5,6 классов.
Занятия проводятся один или два раза в неделю с 1 сентября по 25 мая.
Годобучения Количество часов(академических) Кол-водетейв группе
в неделю в год 1 1 34 10
1 1 34 10
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:•объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;•репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;•частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:•фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;•групповой – организация работы в группах.•индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Ожидаемые результаты:
1. Овладение различными приёмами плетения техники макраме
2. Развитие художественного вкуса, изобретательности, пространственного мышления,
воображения
3. Развитие коммуникативных способностей
4. Проявление индивидуальности при создании авторских работ
5. Участие обучающихся в конкурсах
6. Овладеют навыками культуры труда
7.Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Проведение выставок работ учащихся: – в классе – в школе
Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества.
Перечень универсальных учебных действий, формирующихся у обучающихся
Личностные Умение соблюдать дисциплину на уроке;
- умение уважительно относиться к учителю и одноклассникам; - осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях;
- потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников;
- умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья;
- понимание важности сохранения здоровья;
- умение применять полученные знания в своей практической деятельности
Познавательные Работать с текстом, выделять в нем главное;- проводить элементарные исследования;
- работать с различными источниками информации- готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы классу;- оценивать информацию и выделять в ней главное;- приобретать элементарные навыки работы с приборами;- давать определения понятиям;
- классифицировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать и анализировать информацию; делать выводы;- самостоятельно оформлять конспект урока в тетради;- элементарным навыкам исследовательской деятельности;- устанавливать причинно-следственные связи;- осуществлять поиск нужной информации
Коммуникативные Слушать учителя и отвечать на вопросы, воспринимать информацию на слух
- отвечать на вопросы учителя;
- работать в группах;
- работать в составе творческих групп;- обмениваться информацией с одноклассниками;- строить эффективное взаимодействие с одноклассниками;
- слушать одноклассников и учителя;
- высказывать свое мнение обсуждать вопросы со сверстниками
Регулятивные Организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, самооценки и самоанализа;
- планировать свою работу при выполнении заданий учителя;
- оценить качество выполнения работы
Предметные Знание объектов изучения технологии
- знание основных правил работы в кабинете технологии;
- ознакомление с методами исследования и приобретение элементарных навыков их использования;
- эстетическое восприятие при работе с изделием;
- познавательный интерес к труду;
- понимание значимости трудового обучения
-технологическая культура производства
-распространения технологии современного производства
- культура, эргономика и эстетика труда
-получение, обработка, хранение и использование технологической и технической информации
-основы черчения, графики, дизайна
-элементы домашней и прикладной экономики.предпринимательства
-знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека
-методы технологической, творческой. Проектной деятельности
- история. Перспективы и социальные последствия развития технологии и техники
Содержание курса
№п\п Тема Форма занятий Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса Методический и дидактический материал Оснащение занятия Форма подведения итогов
1-й год обучения
1 Азбука макраме. Азы. Комбинированное занятие.
Диагностическое занятие. Беседа. Комментирован
ный показ.
Демонстрация. Объяснение.
Образцы материалов. Образцы узлов. Образцы изделий. Схемы выполнения узлов. Обозначение узлов на схеме. Таблица идентичности узлов. Тестовый материал для первичной диагностики. Иллюстрации. Таблица свойств материалов различной фактуры, сечения, происхождения. Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, ножницы. Практический контроль. Опрос.
2. Грамматика макраме. Занятие-практикум.
Комбинированное занятие.
Диагностическое занятие. Беседа.
Упражнения. Комментированный показ. Дозированная помощь. Индивидуальная работа. Рассказ. Схемы изделий. Диагностический материал. Таблица природных красителей.
Образцы узлов, изделий и узоров. ПК. Видеопроектор
Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, крючок для вязания, ножницы. Тестовый контроль.
Практический
контроль.
Устный и письменный опрос.
3. Техника «Кавандоли». Занятие-практикум.
Комбинированное занятие.
Самостоятельная работа.
Практическая работа. Рассказ. Обсуждение. Демонстрация.
Комментированный показ. Проблемно-поисковый.
Индивидуальная работа. Работа с образцами.
Само- и взаимоконтроль. Альбом с образцами выполнения схем техники «Кавандоли»,
фотографии работ на СД,
готовые работы в технике «Кавандоли», или с элементами, выполненными в данной технике. Схема выполнения вертикального и горизонтального репсового узлов. Готовые эскизы, схемы; схемы норвежских узоров для вязания; схемы для вышивки крестом. Рабочие схемы с преобладанием горизонтального репсового узла. Образцы материалов, с различными физико-механическими свойствами;
Образцы полотна, выполненного репсовыми узлами, в различном сочетании материала;
Описание рабочих концепций готовых работ. Образцы готовых работ, иллюстрирующих различные приёмы начала и окончания работы;
Схемы «знаки зодиака», «валентинка»;
Рисунки простых фигур, символов и других элементов, применимых для композиционных решений
Схемы выполнения узлов и узоров традиционного макраме. Образцы и фотографии готовых работ в стиле «шахматки»;
Карточки с описанием работы; готовые схемы для «шахматки»; специальная литература. ПК. Видеопроектор
Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, линейка, карандаш, ножницы. Демонстрация готовых работ. Оценка педагога. Коллективное обсуждение. Взаимоконтроль. Самоконтроль качества выполнения.
4. Безузелковая техника Комбинированное занятие. Комментирование.
Демонстрация.
Индивидуальная работа. Практические задания. Схемы выполнения косичек. Образцы узоров на основе косичек.
Образцы готовых изделий, выполненных в данной технике.
Схема расширения безузелкового полотна. Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, английские булавки, фиксаторы, ножницы. Оценка педагога. Самоконтроль.
5. Сочетание техник узелкового и безузелкового плетения. Комбинированное занятие.
Практическое занятие.
Самостоятельная работа.
Диагностическое занятие. Практическая работа.
Комментированный показ. Коллективная оценка. Схемы выполнения косичек. Образцы узоров на основе косичек.
Образцы готовых изделий, выполненных в данной технике.
Схема расширения безузелкового полотна. Схемы выполнения узлов и узоров традиционного макраме. Образцы узлов, изделий и узоров традиционного макраме. Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, ножницы. ПК. Тестирование. Выставка.
Оценка педагога.
Коллективное обсуждение.
Практический контроль.
2-й год обучения
1. Азы макраме. Комбинированное занятие.
Диагностическое занятие.
Практическое занятие.
Презентация.
Игра. Беседа. Фронтальный опрос. Тестирование.
Комментированный показ. Работа с образцами. Работа с литературой. Исследовательские задания. Тестовый материал для входной диагностики. Цветовой круг. Цветовые сочетания. Иллюстрации. Образцы узлов, узоров. Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, ножницы.
Электроплит
ка, типа: «Мечта-4» с плоским нагревательным элементом. Опрос.
Взаимоконтроль.
Практический контроль.
Тестирование.
Оценка педагога.
Коллективное обсуждение.
2. Грамматика макраме. Комбинированное занятие. Диагностическое занятие.
Занятие-практикум.
Самостоятельная работа.
Работа с учебными материалами.
Демонстрация. Комментирование действий.
Рассказ.
Работа по руководством педагога. Образцы узоров, фестонов. Образцы изделий, содержащих двухцветные узоры.
Диагностический материал.
Схемы узлов традиционного макраме. Схемы изделий. Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, канцелярский нож, ножницы.
Тестирование.
Практический контроль.
Контроль качества выполнения педагогом.
Коллективное обсуждение.
3. Сочетание традиционной техники и «Кавандоли». Комбинированное занятие. Практическая работа.
Самостоятельная работа. Практические задания. Работа с учебными материалами. Рассказ. Образцы готовых работ, иллюстрирующих различные приёмы начала и окончания работы. Схемы выполнения узлов и узоров традиционного макраме. Описание предлагаемой работы на карточках.
Схемы альтернативных узоров для вставки в технике «Кавандоли». ПК. Видеопроектор
Электроплитка, типа: «Мечта-4» с плоским нагревательным элементом. Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, ножницы.
Опрос.
Взаимоконтроль качества выполнения. Оценка педагога.
Самоконтроль.
4. Техника «штопка». Комбинированное занятие. Комментированный показ. Работа под руководством педагога. Дозированная помощь. Образцы различных видов штопки.
Описание узоров штопки. Схемы узоров штопки. Описание выполняемой работы на раздаточных карточках. Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, ножницы.
Утюг. Гладильная доска. Самоконтроль.
5. Сочетание традиционной техники и «штопки». Комбинированное занятие. Практическая работа.
Практические задания. Индивидуальная работа. Работа с учебной литературой. Журналы с описанием работ, книги с рисунками и схемами выполняемых работ. Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, ножницы.
Самоконтроль.
Контроль педагогом качества выполнения. Практический контроль.
6. Японская техника безузелкового плетения «кумихимо». Презентация.
Комбинированное занятие.
Занятие-практикум. Работа с литературой. Комментированный показ. Иллюстрации.
Мини-лекция.
Проблемные задания. Иллюстрации цветные различных видов шнура кумихимо.
Схемы выполнения плетения для различного количества нитей. Таблица расчётов плетения для начинающих. Таблица сочетаний цветов в кумихимо. Таблица значений цветовых сочетаний и отдельных цветов. ПК. Видеопроектор
Круглая пластина «кумихимо» на 32 деления. Зажимы. Палочка-разделитель. Опрос. Письменный контроль.
Оценка педагога.
7. Техника гобеленового плетения (простая). Комбинированное занятие.
Занятие-практикум. Работа с образцами. Комментированный показ. Работа под руководством педагога.
Самостоятельная работа.
Беседа. Схемы выполнения различных видов переплетения. Схема начала работы. Образцы эскизов. Образцы приёмов окончания работы над гобеленом. Образцы узелковых и тканных гобеленов. Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, крючок для вязания, вилка металлическая, ножницы. Основа для гобелена (деревянная). Иглы швейные.
Коллективное обсуждение. Практический контроль. Демонстрация готовой работы.
8. Креатив. Идеи. Комбинированное занятие. Презентация. Диагностическое занятие. Экскурсия. Работа с литературой.
Письменный контроль.
Исследовательские задания.
Работа под руководством педагога. Диагностические материалы. Иллюстрации. Описание свойств материалов. Описание методики исследования свойств материалов.
Журналы по рукоделию. Каталоги с элементами интерьера. ПК. Видеопроектор
Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, ножницы.
Выставка. Коллективное обсуждение. Оценка педагога.
Тестовый контроль.
Практический контроль.
Используемая литература
1.Головань Т.В. Модные детали макраме. Самоучитель.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.-
256.:ил.
2.Кузьмина М.А. Азбука плетения. – М.: Издат-во Эксмо, 2006.- 256с.
3. Креативное рукоделие. Вяжем, шьём, плетём, вышиваем, создаём украшение, одежду,
аксесуары, оригинальные вещи для дома/ Сост. Д.В. Нестерова. – М.: РИПОЛ Классик,
2007.- 256с.
4. Макраме. / авт.-сост. В.А.Федотова, В.И. Федотов.- М.: АСТ: Донецк: сталкер, 2005.
5.Макраме в интерьере: уютные детали/ Е.В. Кузьмина, Т. А. Кузьмина. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2006.- 146с.
6.Ольшангская Ю.Е. Макраме. Техника «Кавандоли». – М.: «Культура и традиции», 2000.
7.СильвиОг. Макраме. Модные идеи. Перевод с французского. Перевод и изд. на русском
языке. ООО «Издательская группа «Контэнт», 2010.
8.Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы,
рекомендации/ авт-сост. Л.В. Горнова и др.- Волгоград: Учитель, 2008.- 250с.
9.Технология народных ремёсел. Бисер, соломка, береста, макраме: программа,
разработки занятий. 1-4 классы\авт.-сост. В.А. Мураева.- Волгоград: Учитель, 2011. -
127с.:ил.
10. ФаклерИрэн. Макраме: эксклюзивные идеи. [тект]/ Пер. с нем. – М.: Мой Мир
ГмбхКо.КГ, 2007. – 64 с.
11. Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб.
Заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 160
12. Чиотти Д. Макраме: украшение из плетёных узелков/ пер. с ит.- М.: Издательский
дом «НиолаXXI век», 2005.
13. Чудо- узелки. Искусство плетения наузов/ М. Локшина. – М.: ИЦ «Слава!» ООО
«Форт-профи», 2009.- 2008с.
14. Чудиловская И.А. Я умею плести макраме.- М. :Харвест, М.: ООО «Издательство
АСТ», 2000. – 240с.
Используемые сайты
1.https://www.mastera-rukodeliya.ru/pletenie/makrame.html Макраме
2.http://sdelaj.com/weaving/macrame/ Макраме-схемы
3.http://nsportal.ru/cvrmagdagachi/v-pomoshch-pedagogam-dopolnitelnogo-obrazovaniya В
помощь педагогам доп. образования