Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе Школа России
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании ШМО заместитель директора приказ №
учителей начальных классов по учебной работе от « » августа 2013 г.
протокол № 1 от « » августа 2013 г. « » августа 2013 г. директор школы
Андреева М.С. Никулина С.С. Малинина Н.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
2 класс
·
·
· Составитель: Андреева Марина Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ «Курлекская СОШ» Томского района
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, оценки достижения планируемых результатов в начальной школе, авторской программы Н.И.Роговцевой «Технология».
Общая характеристика учебного предмета
ХХI век – век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Технологическая подготовка школьника позволяет ему грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
- овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;
- освоение продуктивной проектной деятельности;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Теоретической основой данной программы являются:
- системно - деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией;
- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре.
Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место курса в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
В федеральном базисном плане на изучение технологии во втором классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Русский язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности.
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты:
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
- приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Усвоение данной программы обучающимися к концу 2 класса обеспечит достижение следующих умений и навыков:
- знать культурные и трудовые традиции своей семьи;
- первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
- знать возможности использования природных богатств человеком;
- познакомиться со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; осуществлять простейшую классификацию рабочих машин;
- собирать модели транспортных, транспортирующих и технологических машин по образцу, технологическому рисунку, условиям;
- рабочие машины; принцип действия и устройство простейших моделей транспортных, транспортирующих и технологических машин; применение этих машин в народном хозяйстве, профессии людей, обслуживающих эти машины;
- знать законы природы, на которые опирается человек при работе;
- основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;
- общее понятие о размножении растений черенками;
- уметь самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться ими;
- оформить (декорировать) папку достижений с использованием разных цветов;
- наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;
- сравнивать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности;
- анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать оптимальные средства и способы работы;
- находить необходимую информацию в учебнике и справочных материалах;
- организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
- знать технологические свойства используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож, линейка, циркуль) и технику безопасности при работе с ними;
- создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы;
- моделировать несложные изделия;
- уметь применять знания, полученные в 1 классе;
- начальные знания о профессиях и их особенностях, о важности правильного выбора профессии; использовать эти знания в своей практической деятельности на уроке и вне школы;
- знать о профессиях прошлых лет и современных, о старинных промыслах и ремеслах, об истории развития изучаемых производств;
- уметь искать в разных источниках (для практической работы в проекте или при изготовлении изделия) и перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, систематизировать);
- уметь планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий,
- оценивать промежуточный и итоговый результат;
- осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы;
- уметь готовить сообщение на заданную тему;
- знать о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях деятельности, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);
- уметь осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;
- уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами, металлами (знать о их свойствах, происхождении и использовании человеком);
- освоить доступные технологические приемы ручной обработки изучаемого материала: разметка (с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет), выделение из заготовки, формообразование, раскрой, сборка, отделка;
- уметь использовать приемы комбинирования различных материалов в одном изделии;
- выполнять задания по заполнению технологической карты;
- правильно и экономно расходовать материалы;
- знать основные правила работы с инструментами (правила безопасной работы ножницами, шилом и др.);
- знать и выполнять правила техники безопасности;
- использовать приобретенные знания и умения для творческого решения и несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- владеть навыками работы с простейшей технической документацией, (распознавание чертежей, их чтение, выполнение эскизов, разметка с опорой на них);
- ориентироваться в элементарных экономических сведениях и проводить практические расчеты;
- понимать, что вся работа имеет цену;
- выполнять практические работы с помощью, схем, рисунков, изображений изделий, представленных в учебнике, анализировать устройство (выделять детали, определять взаимоположение, соединения их виды и способы);
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка) - знать, уметь применять на практике;
- название, назначение и приемы работы измерительными инструментами (линейка, угольник, циркуль); последовательность технологических операций: разметка, резание, формообразование, сборка, оформление;
- приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов; способ контроля – линейкой, угольником, циркулем;
- с помощью учителя выполнять разметку с опорой на черт ж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки;
- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на н м вовремя работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
- изготавливать модели и конструкции изделий по образцу, рисунку, эскизу, чертежу, плану, технологической карте;
- работать с конструктором для детского творчества (определять количество, способы соединения деталей);
- с помощью рисунков подбирать детали и инструменты, необходимые для сборки из тех, что есть в конструкторе;
- развивать навыки проектной деятельности – учить думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, продумывать идею проекта, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий;
- анализировать готовое изделие; построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственное выполнение работы, ее презентация;
- учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования;
- работать в группе, оформлять композицию, осуществлять само и взаимоконтроль;
- кондитерское искусство, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста; уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям, основные термины и понятия: тестопластика, пекарь, кондитер;
- различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану;
- составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; различать виды ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов;
- получить опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений);
- овладеть навыком конструирования из бумаги; научиться заполнять технологическую карту к поделке;
- знать свойства, способы использования, виды пластилина;
- народные промыслы - уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек;
- усвоить последовательность изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал;
- создавать коллективный проект; проводить презентацию проекта по заданной схеме;
- использовать в аппликации различные виды круп просо, гречка, семена ясеня и т. д., создавать полуобъемную аппликацию, отрабатывать навыки работы клеем;
- различать национальные костюмы разных народностей, знать принципы обработки волокон натурального происхождения, освоить прием плетения в три нити, уметь составлять композицию русской тематики;
- освоить приемы работы с глиной, целой яичной скорлупой составлять композиции;
выполнять вышивку тамбурным швом, различать виды обработки ткани (основные термины и понятия: шов, пяльцы, вышивка);
- создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу; понятия: виды швов, нитки.
- правила разметки ткани; прием разметки ткани с помощью шаблона;
- работать с выкройками; развивать навыки кроя;
- научиться создавать изделия приемом лепки из фольги, уметь работать по плану;
- коллективно, с помощью учителя проводить конференции,
уметь выступать с презентацией своей папки достижений.
- задавать заранее подготовленные вопросы (можно использовать учебник), оценивать выступления своих товарищей, анализировать;
- иметь представление о том, как строить монологическое высказывание;
- владеть методами самоанализа, самоконтроля самооценки, взаимопомощи и взаимовыручки;
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;
- освоить элементарные приемы работы с компьютером (поиск и получение информации, работа с готовыми ресурсами, создание небольших текстов в рамках практических задач)- поиск информации в Интернете (для этого изучают правила набора текста с клавиатуры и выполняют практическую работу «Ищем информацию в Интернете», осваивая на элементарном уровне программу Microsoft Internet Explorer;
работать с разными источниками информации: сравнивать, анализировать, выбирать; классифицировать, устанавливать связи, и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителя.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
1. Учебно-методический комплекс.
1. С.В.Анащенкова и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011 год.
2. Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова «Технология 2»: учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва «Просвещение» 2012 год.
3. Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Шипилова «Технология 2»: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2012 год.
4. CD – диск: электронное приложение к учебнику «Технология 2» Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой, Н.В.Добромысловой. Москва «Просвещение» 2012 год.
2. Учебно–практическое оборудование.
1. Набор инструментов для работы с различными материалами.
2. Набор пластмассовых конструкторов.
3. Набор демонстрационных материалов.
4. Модели геометрических фигур.
5. Наборы цветной бумаги, картона.
6. Заготовки природного материала.
3. Материально-технические средства.
1. Классная доска.
2. Компьютерная техника.
3. Видеопроектор.
4. Экспозиционный экран.
Связь образовательных результатов с использованием
современных образовательных технологий.
Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат.
Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.
Технология развивающего обучения
Выявление и реализация потенциала школьника для получения прочных знаний. Применение технологии РО позволяет создать условия для духовно-практической деятельности педагога и ученика, при которой школьники могут достигать вершин физического, психологического и духовного потенциала. Знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в совместной деятельности с учителем.
Активные формы обучения:
- игровые технологии
- обучение в сотрудничестве (групповая работа)
- обучение на основе «учебных ситуаций»
- дискуссия
-проблемно-диалогическая технология
Включение в активную форму работы; приобретение дополнительного жизненного опыта; формирование кооперативной модели социального поведения;
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого
формирование собственного мнения у каждого участника дискуссии; вовлечение всех участников в поле проблем;
развитие коммуникативных учебных действий.
Формирование УУД (личностные, регулятивные, включая саморегуляцию, познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические, коммуникативные действия), которые обеспечивают умения решать проблемы.
Проектно-исследовательская технология
Формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций. Создание условий для сотрудничества. Развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений ориентироваться в информационном пространстве. Привитие навыков публичного выступления (в т.ч. с использованием меди
·апродукта) и участия в проектах социально-значимого содержания.
Технология оценивания образовательных достижений
Формирование регулятивных универсальных учебных действий и коммуникативных универсальных учебных действий за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы; развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности.
ИКТ-технология
Формирование информационных, коммуникативных компетенций. Развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений ориентироваться в информационном пространстве.
Здоровьесберегающие технологии
Формирование информационных, коммуникативных компетенций. Развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений ориентироваться в информационном пространстве.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел
Результаты обучения
Количество часов
Здравствуй, дорогой друг!
Предметные: познакомятся с новым учебником и тетрадью к нему.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.
Регулятивные: умеют контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и рабочей тетради.
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах.
Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
1
Человек и земля.
Предметные: научатся экономно расходовать материалы, составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы, находить в словаре и объяснять значения новых слов.
Личностные: сориентированы на проявление чувства взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности; имеют представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.
Регулятивные: умеют организовывать своё рабочее место с учётом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: умеют самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи.
Коммуникативные: умеют участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
23
Человек и вода.
Предметные: узнают о значении воды для жизни на Земле. Научатся распределяться на группы, ставить цель на основе слайдового плана учебника, самостоятельно обсуждать план изготовления изделия.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; сориентированы на бережное отношение к водным ресурсам.
Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать составленному плану, вносить изменения а свои действия.
Познавательные: умеют находить способы решения проблем творческого и поискового характера, решать творческие задачи самостоятельно, делать выводы о значении воды в жизни человека.
Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
3
Человек и воздух.
Предметные: научатся самостоятельно планировать свою работу, составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы, контролировать и корректировать свою работу.
Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства, сориентированы на бережное отношение к труду и продуктам труда.
Регулятивные: умеют принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, планировать и проговаривать этапы работы, участвовать в составлении плана своей деятельности в сотрудничестве с учителем, одноклассниками и следовать ему.
Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о природных явлениях в воздушном пространстве.
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, вступать в коллективное учебное сотрудничество.
3
Человек и информация.
Предметные: узнают о значении книг для сохранения и передачи информации, научатся отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска её в Интернете.
Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие красоты оформления книг, бережное к ним отношение.
Регулятивные: умеют определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.
Познавательные: умеют осознанно и произвольно высказываться в устной форме о значении книг, о возможностях Интернета.
Коммуникативные: умеют выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения.
3
Заключительный урок.
Предметные: научатся организовывать и оформлять выставку изделий, презентовать работы, оценивать выступления по заданным критериям.
Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие красоты выполненных изделий, на соблюдение принятых моральных норм, понимание чувств одноклассников и учителя.
Регулятивные: умеют адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные: умеют осознанно и произвольно высказываться в устной форме о выполненных изделиях.
Коммуникативные: умеют выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания.
1
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема уроков
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты обучения
Оборудование
Дата
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником.
Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия.
Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.
Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия.
Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений.
Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы.
Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
учебник
тетрадь
ножницы
цветная бумага
клей
2
Земледелие.
Практическая работа «Выращивание лука».
Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека.
Составлять рассказ о профессиях садовод и овощевод на основе наблюдений и собственного опыта. Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода.
Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях.
Проводить наблюдения, оформлять результаты.
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
учебник
тетрадь
баночка
луковица
ножницы
цветные карандаши
3
Посуда.
«Корзина с цветами».
Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план.
Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы.
Организовывать рабочее место.
Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции.
Воспроизводить реальный образ предмета при выполнении композиции.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.
Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий.
Формирование умения определять цели, функции участников и способов взаимодействия, работа в группах.
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
учебник
тетрадь
картон
ножницы
клей
нитки
4
Посуда. Работа с пластичными материалами (пластилин).
Композиция «Семейка грибов на поляне».
Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план.
Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином.
Организовывать рабочее место.
Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции.
Воспроизводить реальный образ предмета (гриба) при выполнении композиции.
Составлять рассказ о грибах, правила поведения в лесу (на основе собственного опыта и наблюдений).
Формирование ценности «любовь» к природе.
Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
учебник
тетрадь
пластилин
природный материал
ножницы
цветной картон
5
Работа с пластичными материалами (тестопластика)
Магнит из теста.
Составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала, собственного опыта и наблюдений.
Осмысливать значение этих профессий.
Составлять рассказ о национальных блюдах из теста и приёмы работы с ним.
Организовывать рабочее место для работы с солёным тестом.
Выполнять изделие и оформлять его при помощи красок.
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
Учёт разных мнений и умение обосновывать своё.
Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта.
учебник
тетрадь
тесто
пластилин
краски
природный материал
6
Проект «Праздничный стол».
Работа с пластичными материалами.
Композиция из пластилина.
Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилина, глины, солёного теста).
Сравнивать свойства пластичных материалов.
Анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы.
Составлять план изготовления по иллюстрации в учебнике.
Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления изделия.
Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности.
Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку.
Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность
Формирование ценности «любовь» к природе.
Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.
учебник
тетрадь
пластилин
7
Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше
Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народного промысла хохломская роспись, используя материалы учебника и собственный опыт.
Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделий в технике хохломская роспись, выделять этапы работы.
Наблюдать и выделять особенности хохломской росписи.
Осваивать технологию изготовления изделия «папье-маше».
Соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия в стиле хохлома (с помощью учителя).
Использовать приёмы работы с бумагой и ножницами.
Самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов для развития декоративно – прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
учебник
тетрадь
миска
газеты
клейстер
8
Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы.
Кухонная доска «Городецкая роспись».
Осмысливать на практическом уровне понятия «имитация».
Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры животных, людей, цветы).
Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи.
Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия.
Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов.
Использовать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону.
Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно – прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера.
Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
учебник
тетрадь
картон
клей
ножницы
цветная бумага
9
Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин).
Дымковская игрушка.
Наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки (лепка, побелка, сушка, обжиг, роспись).
Выделять элементы декора и росписи игрушки.
Использовать приёмы работы с пластилином.
Анализировать образец, определять материалы, инструменты, приёмы работы, виды отделки и росписи.
Составлять самостоятельно план работы по изготовлению игрушки.
Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану.
Оценивать работу по заданным критериям.
Сравнивать виды народных промыслов.
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Умение использовать речь для регуляции своего действия.
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
учебник
тетрадь
пластилин
картон
10.
Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование)
Использовать приёмы работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону, оформлять изделие, использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента.
Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея.
Сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов.
Составлять самостоятельно план работы по использованию изделия, контролировать и корректировать работу по слайдовому плану.
Составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога».
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Формирование умения устанавливать аналогии.
Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.
Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
учебник
тетрадь
кусочки ткани
клей
ножницы
11
Народные промыслы. Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы.
Пейзаж «Деревня».
Осваивать технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина.
Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать собственный эскиз.
Организовывать рабочее место.
Использовать при создании эскиза художественные приёмы построения композиции, соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии с тематикой.
Использовать умения работать с пластилином, создавать новые цветовые оттенки путём смешивания пластилина.
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
учебник
тетрадь
картон
пластилин
12
Домашние животные.
Человек и лошадь.
Работа с картоном. Конструирование «Лошадка».
Составлять рассказ о лошадях, их значении в жизни людей, о профессиях людей, занимающихся разведением домашних животных (на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений).
Понимать значимость этих профессий.
Использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях изделия, оформлять изделия по собственному замыслу.
Осваивать правила работы иглой, шилом при выполнении подвижного соединения деталей.
Осваивать соединение деталей изделия скрепками для достижения эффекта движущейся конструкции.
Анализировать, контролировать, корректировать и оценивать выполнение работы по планам, предложенным в учебнике. Составлять отчёт о своей работе по рубрике «Вопросы юного технолога».
Формирование познавательного мотива.
Поиск и выделение нужной информации.
Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение.
Прогнозирование результата.
учебник
тетрадь
клей
ножницы
шило
нитки
игла
13
Домашние птицы.
Работа с природными материалами. Мозаика «Курочка из крупы».
Осваивать способы и приёмы работы с новыми материалами (пшено, фасоль, семена и т.д.), выполнять аппликацию в технике мозаика.
Составлять тематическую композицию, использовать особенности материала для передачи цвета, объема и фактуры реальных объектов.
Использовать свои знания о материалах и приёмах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий).
Экономно расходовать материалы при выполнении.
Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы.
Находить в словаре и объяснять значение новых слов.
Составлять рассказ об уходе за домашними птицами.
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира.
Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Волевая саморегуляция. Осознание оценки качества и уровня усвоения материала.
учебник
тетрадь
картон
копирка
клей
крупа
14
Проект «Деревенский двор».
Работа с бумагой. Конструирование.
Осуществлять с помощью учителя и при помощи рубрики «Советы юного технолога» все этапы проектной деятельности, соблюдать правила работы в группе, ставить цель, распределять обязанности, обсуждать план изготовления изделия, представлять и оценивать готовое изделие.
Составлять рассказ об уходе за домашними животными и их значении в жизни человека на основе иллюстративного материала.
Конструировать объёмные геометрические фигуры животных из развёрток
Использовать приёмы работы с бумагой и клеем, правила работы с ножницами.
Размечать и вырезать детали и развёртки по шаблонам.
Оформлять изделия по собственному замыслу.
Создавать и оформлять тематическую композицию.
Проводить презентацию композиции, использовать малые фольклорные жанры и иллюстрации.
Формирование познавательного мотива.
Умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения.
Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия.
учебник
тетрадь
ножницы
цветная бумага
15
Новый год.
Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц.
Использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей новогодней маски.
Выбирать приёмы оформления изделия в соответствии с видом карнавального костюма.
Придумывать эскиз, выбирать материалы для изготовления изделия, исходя из его назначения, самостоятельно выполнять отделку карнавальной маски.
Осваивать при изготовлении ёлочной игрушки правила подготовки скорлупы к работе и технику работы с целой яичной скорлупой.
Самостоятельно оформлять готовое изделие.
Использовать элементы художественного творчества, оформлять изделие при помощи красок.
Создавать разные изделия на основе одной технологии.
Составлять рассказ об истории возникновения ёлочных игрушек и традициях празднования Нового года (на основе материала учебника, собственных наблюдений и знаний традиций региона проживания).
Формирование познавательного мотива.
Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
учебник
тетрадь
картон
ножницы
резинка
шило
материалы для оформления
16
Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика.
Композиция «Изба» или «Крепость».
Понимать значимость профессиональной деятельности людей, связанной со строительством. Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебника и других источниках информации. Составлять
рассказ о конструкции избы на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений. Сравнивать её с домами, которые строятся
в местности проживания.
Выполнять разметку деталей по шаблону.
Осваивать приемы работы
с бумагой: разметка деталей сгибанием и скручивание на карандаше.
Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия. Контролировать и кор-
ректировать свою работу по слайдовому плану.
Оценивать качество выполнения работы.
Осваивать технику кракле. Применять навыки изготовления мозаики при работе с новым материалом яичной скорлупой. Сравнивать способы выполнения мозаики из разных материалов. По собственному замыслу оформлять контур изделия при помощи фломастеров.
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Формирование умения устанавливать аналогии.
Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.
Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
учебник
тетрадь
картон
бумага
ножницы
скрепки
17
В доме. Работа с волокнистыми материалами.
Помпон «Домовой».
Осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства жилищ, поверья и правила приёма гостей у разных народов России.
Осваивать правила работы с циркулем. Использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия.
Соблюдать правила безопасной
работы циркулем.
Вырезать круги при помощи ножниц.
Применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать).
Оформлять изделия по собственному замыслу (цветовое решение, учёт национальных традиций).
Выполнять самостоятельно разметку и раскрой детали для отделки изделия.
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали).
Понимание относительности оценок или подхода к выбору.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.
учебник
тетрадь
нитки
игла
ножницы
циркуль
бумага
картон
клей
18
Проект «Убранство избы».
Работа с пластичными материалами (пластилин). Лепка «Русская печь».
Осваивать проектную деятельность с помощью учителя: анализировать изделие, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы,
осуществлять коррекцию и оценивать качество изготовления изделия, презентовать композицию по специальной схеме.
Анализировать иллюстрацию учебника и выделять основные элементы убранства избы,
сравнивать убранство русской избы с убранством традиционного для данного региона жилища. Составлять рассказ об устройстве печи, печной
утвари, материалах, инструментах и приспособлениях, используемых печником для кладки печи (по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям).
Анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника, выделять детали, определять инструменты, необходимые для выполнения работы.
Составлять самостоятельно план выполнения работы.
Использовать умения работать с пластилином, организовывать рабочее место. Оформлять изделие по собственному замыслу.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей.
Формирование умения контролировать действия партнёра.
Формирование способности к целеполаганию.
учебник
тетрадь
пластилин
картон
19
Проект «Убранство избы».
Работа с бумагой. Плетение «Коврик».
Наблюдать, анализировать структуру ткани, находить уток и основу ткани, определять виды и способы переплетений. Осваивать новый вид работы переплетение полос бумаги. Выполнять разметку деталей
(основы и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы.
Выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу.
Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации.
Формирование умения устанавливать аналогии.
Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.
Формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
учебник
тетрадь
ножницы
бумага
20
Проект «Убранство избы».
Работа с картоном. Конструирование «Стол и скамья».
Осуществлять поиск информации о традиционной для русской избы мебели и сравнивать её с традиционной мебелью жилища региона
проживания.
Анализировать конструкции стола и скамейки, определять детали, необходимые для их изготовления.
Соблюдать последовательность технологических операций при конструировании.
Использовать умения работать с бумагой, ножницами. Самостоятельно составлять композицию и презентовать её, использовать в презентации фольклорные произведения. Самостоятельно организовывать свою деятельность.
Овладевать способами экономного и рационального расходования материалов. Соблюдать технологию изготовления изделий.
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
Структурирование знаний.
Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.
Осознание оценки качества и уровня усвоения материала.
учебник
тетрадь
картон
бумага
клей
копирка
21
Народный костюм.
Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение.
Композиция «Русская красавица».
Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдении я других источников).
Сравнивать и находить общее и различие в
национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма региона проживания и соотносить их с природными условиями региона (материалы изготовления, цвет, узор). Исследовать виды, свойства и состав тканей.
Определять по внешним
признакам вид тканей из натуральных волокон.
Анализировать детали праздничного женского (девичьего) головного убора и причёски.
Выполнять аппликацию на основе материала учебника с учётом национальных традиций. Осваивать приемы плетения косички в три нити. Использовать приёмы работы с бумагой, раскроя деталей при
помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними.
Изготавливать с помощью учителя детали для создания модели национального женского головного убора, предварительно определив материалы для его изготовления.
Формирование познавательного мотива.
Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
учебник
тетрадь
картон
бумага
клей
краски
22
Народный костюм.
Работа с бумагой. Аппликационные работы «Костюмы для Ани и Вани».
Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдений и других источников).
Сравнивать и находить общее и различия в женском и мужском национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма своего края и определять его характерные особенности (цвет, форму, способы украшения и др.). Осваивать правила разметки ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона.
Моделировать народные костюмы на основе аппликации из ткани.
Осваивать элементы художественного труда: оформлять национальный костюм в соответствии с выбранным образцом, использовать различные виды материалов (тесьму, мех, бусины, пуговицы и др.). Организовывать, контролировать и корректировать работу по изготовлению изделия с помощью технологической карты.
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение.
Осваивать строчку косых стежков.
Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место.
Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку.
Выполнять строчку косых
стежков для соединения деталей изделия.
Использовать умение пришивать пуговицы разными способами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы.
Оценивать работу по заданным критериям.
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Формирование умения устанавливать аналогии.
Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.
Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
учебник
тетрадь
картон
клей
ножницы
краски
кусочки ткани
23
24
Работа с ткаными материалами. Шитье «Кошелёк».
Тамбурные стежки. «Салфетка».
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение.
Осваивать строчку косых стежков.
Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место.
Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку.
Выполнять строчку косых
стежков для соединения деталей изделия.
Использовать умение пришивать пуговицы разными способами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы.
Оценивать работу по заданным критериям.
Формирование познавательного мотива.
Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
учебник
тетрадь
ткань
нитки
напёрсток
ножницы
иголка
пуговица
25
Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить.
Композиция «Золотая рыбка».
Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде, ее значение для развития жизни на земле, использовании воды человеком (способом добывания питьевой воды из-под земли; значением воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта. Сравнивать с информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта.). На основе сравнения информации делать выводы и обобщения.
Осваивать способы проращивания семян в воде. Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения. Определять и использовать инструменты и приспособления необходимые для ухода за комнатными растениями. В практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
учебник
тетрадь
картон
шило
нитки
игла
напёрсток
копирка
26
Работа с бумагой.
Аппликационные работы.
Проект «Аквариум».
Составлять рассказ об аквариумах и аквариумных рыбках.
Распределяться на группы, ставить цель, на основе слайдового плана учебника
самостоятельно обсуждать план изготовления изделия, используя «Вопросы юного технолога». Анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению.
Организовывать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты для аппликации.
Определять и отбирать природные материалы для выполнения аппликации рыбок
по форме, цвету и фактуре. Составлять композицию из природных материалов. Выделять технологические операции: подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку.
Контролировать и корректировать свою деятельность.
Предъявлять и оценивать изделие.
Проводить презентацию готового изделия.
Формирование познавательного мотива.
Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
учебник
тетрадь
картон
бумага
клей
ножницы
нитки
27
Рыболовство.
Работа с бумагой и волокнистыми материалами.
Композиция «Русалки».
Осваивать технику создания полуобъёмной аппликации, использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объёма.
Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для
выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей в полуобъёмной аппликации. Заполнять с помощью учителя
технологическую карту, определять основные этапы изготовления изделия. Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания.
По заданным критериям оценивать работы одноклассников
Формирование познавательного мотива.
Поиск и выделение нужной информации.
Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение.
Прогнозирование результата.
учебник
тетрадь
картон
бумага
клей
ножницы
нитки
28
Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание.
Оригами «Птица счастья».
Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов.
Объяснять значение понятия «оберег», искать традиционные для данного региона фольклорные произведения.
Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание.
Осваивать приём складывания изделий техникой оригами.
Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям.
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Формирование умения устанавливать аналогии.
Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.
Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
учебник
тетрадь
бумага
клей
ножницы
скрепки
29
Использование ветра.
Работа с бумагой. Моделирование «Ветряная мельница».
Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве.
Искать и обобщать информацию о воздухе, ветре, проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра. Осмыслять важность использования ветра человеком. Составлять рассказ о способах использования ветра человеком на основе материалов учебника и собственных наблюдений. Анализировать готовую модель, выбирать необходимые для её
изготовления материалы и инструменты, определять приёмы и способы изготовления. Организовывать рабочее место, соблюдать правила работы
ножницами.
Составлять план работы и заполнять технологическую карту.
Осваивать подвижное соединение деталей (при помощи стержня).
Конструировать объёмное изделие на основе развёртки, выполнять практическую работу по плану в учебнике
Формирование ценности «любовь» к природе.
Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.
учебник
тетрадь
картон
бумага
клей
ножницы
скрепки
стержень
от ручки
30
Использование ветра.
Работа с фольгой.
«Флюгер».
Составлять рассказ о назначении и истории флюгера, его конструктивных особенностях и материалах, из которых его изготавливают, использовать материалы учебника и собственные знания.
Исследовать свойства фольги, возможности её применения, сравнивать её свойства со
свойствами других видов бумаги.
Анализировать образец изделия, определять материалы и инструменты, необходимые для его изготовления.
Составлять план работы по изготовлению изделия с помощью учителя, соотносить план работы с технологической картой. Осваивать способ соединения деталей при помощи скрепки. Самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия.
Делать выводы о значении использования силы ветра человеком (с помощью учителя).
Формирование познавательного мотива.
Поиск и выделение нужной информации.
Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение.
Прогнозирование результата.
учебник
тетрадь
картон
ножницы
шило
скрепки
фольга
Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном.
«Книжка-ширма».
Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Фёдорове. Делать выводы о значении книг для сохранения и передачи информации, культурно-исторического наследия (с помощью учителя). Анализировать различные виды
книг и определять особенности их оформления.
Осваивать и использовать правила разметки деталей по линейке.
Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов.
Самостоятельно составлять план изготовления изделия по текстовому и слайдовому планом. Проверять и корректировать план работы при составлении технологической карты. Выделять с опорой на план и
технологическую карту этапы работы для самостоятельного выполнения.
Создавать книжку-ширму и использовать её как папку своих достижений.
Отбирать для её наполнения собственные работы по заданным
критериям (качеству, оригинальности и др.)
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
учебник
тетрадь
картон
бумага
клей
ножницы
31
32
33
Поиск информации в Интернете.
Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска её в Интернете.
Осваивать правила безопасного использования компьютера, правила набора текста (предложений).
Исследовать возможности Интернета для поиска информации.
Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову,
ключевой фразе).
Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Использовать свои знания для поиска в Интернете
Материалов для презентации своих
Изделий.
Формирование познавательного мотива.
Поиск и выделение нужной информации.
Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение.
Прогнозирование результата.
учебник
тетрадь
компьютер
Практическая работа «Ищем информацию в Интернете».
34
Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?»
Организовывать и оформлять выставку изделий.
Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей.
Формирование умения контролировать действия партнёра.
Формирование способности к целеполаганию.
Изделия, выполненные в учебном году
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Четверть
Формы контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный год
количество
Зачет
Практическая работа
Проект
Реферат
Научно-исслед. работа
Экзамен
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1.Раскраски для младших школьников «Народные промыслы».
2. Оригами для школьников.
·