План-конспект диспута по обществознанию на тему Семейные правоотношения (9 класс)
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект внеурочного мероприятия по обществознанию
в 9 классе муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №79
Диспут на тему «Правовые основы семьи и брака»
Разработала: Малютина Ирина Александровна
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверил: Третьякова Наталья Алексеевна
Город Сочи, 2016
Тема внеурочного мероприятия. «Правовые основы семьи и брака»
Дата проведения. 21.12.2016
Форма проведения. Диспут
Цель мероприятия. Дополнить знания учащихся о правовых основах семьи и брака, о значении семьи в жизни человека. Расширить понятие «семейное законодательство».
Задачи.
Обучающая: расширить понятия о семье, о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; понимать специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;
Воспитывающая: участвовать в диалоге, сотрудничать в группе, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила диалога, речевого этикета.
Развивающая: осознавать важность личности и социальной ценности семьи, законодательного регулирования семейных отношений, роли семьи в обществе. Выработать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям, психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни. Четко осознавать необходимость правового регулирования семейных отношений.
Оборудование.
Мультимедийный проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал по теме, Конституция РФ; Семейный кодекс РФ.
Учитель. Введение в тему диспута.
Ребята, вчера на уроке обществознания мы изучали очень важную для каждого человека тему «Правовые основы семьи и брака».
На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разнообразных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Учитель. Напоминание основных правил проведения диспута.
И сегодня, на нашем диспуте, мне бы хотелось послушать ваши высказывания на эту тему. У вас есть свой жизненный опыт, каждый из вас воспитывается в семье со своим укладом и традициями, и у каждого из вас уже сложились определенные понятия по теме обсуждения. К тому вчера на уроке, я дала вам на дом вопросы для подготовки к сегодняшнему диспуту.
Напомню вам основные правила диспута (проецирую на доске слайды №2,3) (Зачитываю вслух, ученики мне помогают)
И несколько советов выступающим (проецирую слайд №4)
Учитель.
Эпиграфом к нашему диспуту послужит высказывание Артура Шопенгауэра «Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности» (проецирую слайд №5)
А, как вы понимаете это высказывание и согласны ли вы с ним мы выясним походу обсуждения вопросов нашего диспута.
Для того, чтобы диспут прошел плодотворно, не затянулся и мы смогли услышать разные точки зрения, вы заранее разделились на 3 группы:
(проецирую слайд №6)
Задание группам «Создайте портрет»:• 1 группа – «идеальной жены»;• 2 группа – «идеального мужа»;• 3 группа – «идеальный ребенка».
Учитель.
Время на выполнение задания 3 минуты.
(Ученики выполняют задание)
Учитель.
Начинаем обсуждение, придерживаясь правилам диспута.
Слово группе №1
(ученики представляют свой портрет «идеальной жены», записывая на доске)
Учитель.
У других групп есть дополнение? (Записывает дополнения на доске)
Слово группе №2. Они представят нам свой портрет «идеального мужа»
(ученики представляют свой портрет «идеального мужа», записывая на доске)
Учитель.
У других групп есть дополнение? (Записывает дополнения на доске)
Свое представление «идеального ребенка» представит нам группа №3
(ученики представляют свой портрет «идеального ребенка», записывая на доске)
Учитель.
У других групп есть дополнение? (Записывает дополнения на доске)
Сущность и особенности семейных правоотношений.
Работа с документом Семейный кодекс РФ.
1. Учитель:
- Обратимся к Семейному Кодексу РФ (статьи 31-37).
1) В чем сущность и каковы особенности семейных правоотношений?
Семейные правоотношения – это урегулированные нормами отношения, выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и других оснований.
Задание для группы 1
Что такое личные права и обязанности супругов?
ст.31 и 32 СК РФ
Задание для группы 2
Какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества?
ст.33 -35 СК РФ.
Задание для группы 3
Какие права и обязанности имеют супруги в отношении личного имущества?
ст.36 -37 СК РФ.
Учащиеся делают вывод: брак – ответственное событие в жизни людей, порождающее новые права и обязанности.
IV. Брачный договор.
Учитель:
- Как можно защитить интересы и законные права супругов, вступающих или уже вступивших в брак? Учащимся предлагается изучить статьи 41-42 СК и ответить на вопросы:
Вопросы:
Где заключается брачный договор?
В какой период времени можно заключить брачный договор?
Имеет ли брачный договор юридическую силу, если брак не зарегистрирован?
Каково содержание брачного договора?
Чего нельзя писать в брачном договоре?
(Проецирую слайд № 7)
Задание группам: составить брачный контракт.
Выступление групп (по мере готовности)
Подведение итогов диспута.
Учитель.
Сегодня вы сумели ответить на поставленные вопросы, справились с предложенными заданиями. Отлично поработали, грамотно и аргументированно выступали. И пришли к выводу, что вступление в брак, это важное событие в жизни людей. К нему надо быть готовым, как с моральной, так и с юридической точки зрения.
Интернет-ресурсы:
http://www.myshared.ru/slide/162282/https://infourok.ru/prezentaciya-kultura-vedeniya-spora-524113.htmlhttp://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/kak-podgotovit-i-provesti-diskusiyu.html