Урок Прокариотическая клетка.(10 класс)

Урок биологии в 10-м классе по теме "Прокариотическая клетка" по сингапурской системе обучения учителя 1кв.категории биологии и географии Шаймардановой Ландыш Мансуровны.МБОУ «Гимназия им.М.М.Вахитова » г.Буинска РТ

Цели:
Образовательная:
сформировать представления учащихся о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической.
познакомить учащихся с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной.
охарактеризовать строение цианей (сине-зеленых), как представителей прокариотических организмов.
Воспитательная: формирование культуры биологической речи и сознательной дисциплины.
Развивающая: развитие логического мышления, умения проводить аналогии, сравнивать, абстрагироваться.
Оборудование: Мультимедийный урок, ПК, учебник, презентация.
Методы обучения: ЭЙ АР ГАЙД; ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН.
Тип урока:изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
Слайд1-2
Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1г, то есть примерно 2тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.(Слайд 3.)
Работаем по таблице.
Среда обитания бактерий. Опрос учащихся. Слайд 4-5
ЭЙ АР ГАЙД «руководство предположения\ реакции» (обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления):
Поработайте над этим заданием самостоятельно.
В столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-«, если вы не согласны с утверждением.
Используйте утверждения, чтобы сфокусироваться на основной идее презентации.

ДО
УТВЕРЖДЕНИЯ
ПОСЛЕ


У прокариот генетический материал клетки представлен одной кольцевой молекулой ДНК.



Все бактерии, синезеленые и микоплазмы гаплоидны ,т.е.содержат одну копию генов.



Бактерии-самые древние обитатели нашей планеты.



Половой процесс –конъюгация, наблюдается у кишечной палочки.



В почве: больше всего бактерий сосредоточено в окультуренном черноземе :в 1г почвы 2,5-3 млрд.



Просмотр видеофильма «Город бактерий»
Теперь, по завершению просмотра видеофильма, еще раз прочтите все утверждения.
В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-« , если вы не согласны с утверждением.
Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему? Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас?
Обсудите, где вы столкнулись с информацией, которая изменила ваше мнение - ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН «подумай-запиши-обсуди в команде.»

Бактерии – мельчайшие из организмов, обладающих клеточным строением; их размеры составляют от 0,1 до 10мкм. На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч бактерий среднего размера. Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; микроорганизмы изучаются микробиологией. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антониван Левенгук в XVII веке.(сл.6)
Бактерии – древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий и сине-зелёных водорослей (строматолиты) относятся к архею и датируются возрастом 3,5млрд.лет.
Из-за возможности обмена генами между представителями различных видов и даже родов систематизировать прокариот довольно сложно. Удовлетворительная систематика прокариот не построена до сих пор; все существующие системы являются искусственными и классифицируют бактерии по какой-либо группе признаков, не учитывая их филогенетического родства. Ранее бактерии вместе с грибами и водорослями включались в подцарство низших растений. В настоящее время бактерии выделены в отдельное надцарство прокариот.
На основе обмена веществ падразделяются на три подцарства:
Архебактерии
Оксифотобактерии
Настоящие бактерии.
Рассмотрим особенности строения прокариот на примере представителей подцарства Настоящие бактерии.
Бактерии микроскопически малы, но их скопления (колонии) нередко видимы невооруженным глазом.( Слайд7-15)
По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий:
кокки, имеющие шарообразную форму;
бациллы или палочки, - вытянутые в длину бактерии;
вибрионы – дугообразно изогнутые бактерии;
спириллы – бактерии с вытянутой шпорообразно извитой формой.
В цитоплазме мембран мало, и они представляют собой впячивания наружной цитоплазматической мембраны. Совсем нет органоидов, окруженных мембраной (митохондрии, пластиды и др.) Синтез белков осуществляется рибосомами, имеющими меньший размер, чем у эукариот. Все ферменты, обеспечивающие процессы жизнедеятельности, рассеяны в цитоплазме или прикреплены к внутренней поверхности цитоплазматической мембраны.(Слайд16-18)
В бактериальной клетке отсутствует ядро, хромосомы не отделены от цитоплазмы оболочкой ядра, а свободно располагаются в ней. Кроме того, в клетке бактерии отсутствуют ряд органоидов: нет митохондрий, ЭПС, аппарата Гольджи и пр. Снаружи клеточная мембрана окружена клеточной стенкой.
Большинство бактерий передвигаются пассивно, с помощью водных или воздушных течений. Только некоторые из них имеют органеллы движения – жгутики. Жгутики прокариот очень просты по устройству и состоят из белка флагеллина, образующего полый цилиндр диаметром 10–20нм. Они ввинчиваются в среду, продвигая клетку вперёд. По-видимому, это единственная известная в природе структура, использующая принцип колеса.(Слайд 19)
По способу питания бактерии делятся на две большие группы:
автотрофы
гетеротрофы. (сл.23)
К автотрофам, не нуждающимся в веществах, произведённых другими организмами, относятся фотосинтетики (например, пурпурные бактерии и сине-зелёные водоросли) и хемосинтетики (железобактерии, серобактерии, азотные бактерии). Цианобактерии (сине-зелёные водоросли) расщепляют воду на водород, используемый для синтеза углеводов, и кислород. По-видимому, именно эти организмы в свое время наполнили атмосферу Земли кислородом.
К гетеротрофам относятся паразиты (возбудители гонореи, менингита и пр.) и сапрофиты (например, бактерии гниения или брожения).(Слайд 28-29)
По способу дыхания бактерии делятся на аэробов (большинство бактерий) и анаэробов (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены). Первым для дыхания нужен кислород, для вторых кислород бесполезен или даже ядовит. Бактерии размножаются путем деления примерно каждые 20 минут (в благоприятных условиях). ДНК реплицируется, каждая дочерняя клетка получает по своей копии родительской ДНК. Возможна также передача ДНК между неделящимися клетками (посредством захвата “голой” ДНК, при помощи бактериофагов или путём конъюгации, когда бактерии соединяются между собой к популяционными фимбриями), однако увеличения количества особей при этом не происходит. Размножению препятствуют солнечные лучи и продукты их собственной жизнедеятельности.
Поведение бактерий не отличается особой сложностью. Химические рецепторы регистрируют изменения кислотности среды и концентрацию различных веществ: сахаров, аминокислот, кислорода. Многие бактерии реагируют на изменения температуры или освещенности, некоторые бактерии могут ощущать магнитное поле Земли.(сл.30-34)
При неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой, её содержимое становится более густым, жизнедеятельность почти прекращается. В таком состоянии споры бактерии могут часами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от –240°С до +100°С.
Рассматриваем строение бактериальной клетки и выполняем задание
В подцарстве прокариот особое место занимают цианобактерии, нередко называемых синезелеными водорослями.
Большинство из них, будучи автотрофными организмами, могут синтезировать все вещества клетки за счет энергии света. Однако они способны к смешанному типу питания. Часто вступают в симбиоз с другими организмами, например с грибами.
В природе роль бактерий велика. Они широко населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества. Возвращают химические элементы в биологический круговорот.
И в жизни человека роль бактерий огромна. Так, получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий. В результате жизнедеятельности бактерий получают простоквашу, кефир, сыр, кумыс, а так же ферменты, спирты, лимонную кислоту.
Встречаются бактерии симбионты, например клубеньковые бактерии, поселяющиеся в корнях растений семейства бобовые, способны усваивать азот из воздуха и, таким образом снабжают эти растения азотом.
Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека. Наиболее опасны патогенные бактерии – источники различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление легких, туберкулез, аппендицит, сальмонеллезы, чума, холера и др. Поражают бактерии и растения.
Ученики в тетрадях записывают тезисы о значении бактерий в природе. Рассказ учеников учитель сопровождает слайдами из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Закрепление материала (предлагается выполнение тестового задания).(сл.35)
1.Каково строение тела бактерии? а) Многоклеточное; б) одноклеточное; в) колониальное.
2.Какую форму клетки имеет холерный вибрион? а) шаровидную, б) палочковидную, в) извитую
3.Какие органеллы содержатся в клетках бактерий? а) рибосомы; б) митохондрии; в) пластиды.
4.Какими по способу питания являются гнилостные бактерии? а) автотрофными; б) симбиотическими; в) гетеротрофными.
5.Какие бактерии являются автотрофными? а) паразитические; б) серобактерии; в) клубеньковые.
6.К какому типу размножения относится конъюгация у бактерий?  а) половое; б) бесполое; в) вегетативное.
7.Что образуют бактерии для перенесения неблагоприятных условий среды? а) цисты; б) споры; в) клубеньки.
8.Чем по типу организации является бактериальная клетка? а) прокариотической; б) зукариотической.
9.Что проводится для уничтожения патогенных бактерий? а) консервирование; б) охлаждение; в) дезинфекция.
10.Какие бактерии используют кислород для дыхания? а) анаэробные; б) аэробные.

Домашнее задание
Изучить текст на с.136-140 отв.на вопр.
Подведение итогов


Заголовок 115