Литературно-музыкальная композиция Навечно в памяти горящий Сталинград и подвиг русского солдата


Методическая разработка
внеклассного мероприятия, посвященного 72-летию Сталинградской битвы.
Литературно-музыкальная композиция.
Тема:
Навечно в памяти горящий Сталинград и подвиг русского солдата.
Учитель русского языка и литературы:
Гудакова Елена Александровна
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Онеги»

Онега 2015 г.
План:
Пояснительная записка3
1. Цели3
2.Задачи …………………………………………………………………………..3
3.Общие рекомендации:3
4.Ход мероприятия4
5. Список литературы:…………………………………………………………..9

Пояснительная записка.
Преподаватель призван воспитывать и развивать учащихся не только на уроках, но и во внеурочное время. Подготовка преподавателя к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за различными изданиями по воспитательной работе, постоянно углублять профессиональную подготовку, улучшать свои знания, а всё это, в свою очередь, благотворно влияет на качество преподавания.
Данная методическая разработка предназначена для внеклассной работы с учащимися с 5 - 9 классов. Внеклассное мероприятие представляет собой литературно-музыкальную композицию, в которой в доступной форме даны исторические сведения о Сталинградской битве и литературные произведения, посвященные тем событиям. Формой проведения выбрана литературно-музыкальная композиция не случайно, так как она обладает образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Актуальность данной работы определяется необходимостью привлечения литературы (искусства слова) и музыки при изучении важнейших исторических событий XX века.
Данная методическая разработка была опробовано, как внеклассное мероприятие в школе.
В методическую разработку включены стихотворения русских и белорусских поэтов, исторические сведения, песни военной тематики.
Представлен список используемой литературы, который можно предложить учащимся для самостоятельного изучения.
Считаю, что данная методическая разработка поможет учителям русского языка, литературы организовать внеклассное мероприятие или провести классный час.
1. Цели
Методическая цель: показать одну из форм проведения внеклассного мероприятия.
Воспитательная цель: воспитывать интерес, желание к учебной деятельности.
Развивающая цель: развитие активности и инициативу, расширение кругозора, продолжать развитие речи, памяти и мышления.
2. Общие рекомендации
Данную методическую разработку рекомендую использовать как на уроках литературы и истории ,посвящённых Великой Отечественной войне, так и во внеклассной деятельности.
Важным звеном в общей системе обучения является внеклассная работа.
Тесно связанная с обязательной программой, с общим направлением процесса обучения, она содействует духовно-нравственному воспитанию учащихся, установлению ценностных ориентиров в изучаемом материале, расширению культурного кругозора учащихся, углублению полученных знаний.
Следует отметить, что педагоги по своему усмотрению могут вносить в них изменения, сокращая и дополняя содержание работы.
Ход мероприятия.
Ведущий 1:
2 февраля 1943 года, семьдесят лет назад, закончилась Сталинградская битва-величайшая битва второй мировой войны, которая продолжалась долгих 200 дней и ночей.
Ведущий 2:
Труден был путь, тяжела была ноша, велики были жертвы, но люди выстояли, не сломились, и, наконец, открылась дорога к окончательной победе над опасным врагом.
Звучит песня «Священная война»
(ст. В.Лебедев-Кумач, муз. А.В.Александров)
В зале потушен свет. На экране шагают солдаты. На сцене небольшая группа ребят в военном обмундировании, по очереди читают стихи.
Чтец 1:
Плескалось багровое знамя,
Горели багровые звезды,
Чтец 2:
Слепая пурга накрывала
Багровый от крови закат.
Чтец 3:
И слышалась поступь дивизий,
Точная поступь солдат!
Чтец 4:
Навстречу раскатам ревущего грома
Мы в бой поднимались сурово.
На наших знаменах начертано слово:
«Ни шагу назад!»
Ведущий 1:
В июле 1942 года фашистские войска начали мощное наступление на южном крыле советско-германского фронта. Они намеревались захватить Сталинград, выйти к Волге и перерезать пути, связывающие центр страны с районами, откуда шел хлеб и шла нефть. Овладев Сталинградом, фашисты угрожали бы Москве с юга, захватили бы Кавказ, Дальний Восток оказался бы под угрозой нападении Японии, а Закавказью грозило вторжение Турции.
Ведущий 2:
Наши войска отступали. Но отступали с боями. Тысячи фашистов нашли гибель в донских и волжских степях. На помощь нашим подходили резервы, тыл слал новые танки, самолеты, орудия. И осенью, дойдя до Сталинграда, войдя в Сталинград, фашисты остановились. Их атаки были бесчисленны, но достигнуть большего-взять город, перерезать Волгу-они не могли.
Чтец 1:
За каждый дом… но не было домов-
Обугленные, страшные остатки.
Чтец 2:
За каждый метр-но к Волге от холмов
С тягучем воем наползали танки.
Чтец 3:
И оставались метры до воды и
Волга холодела от беды…
Чтец 4:
Кто ты? С Днепра или с Дона?
Где твоя Родина, брат?
Под боевые знамена
Всех нас собрал Сталинград.
Чтец 1:
Тучи клубятся над Волгой
Бой от зари до зари.
Все мы теперь сталинградцы,
Все мы теперь волгари.
Ведущий 1:
«Стоять на смерть, ни шагу назад!»-
Такой был девиз у наших солдат.
И жизни своей не жалели они,
Врага изгоняя с родимой земли.
Ведущий 2:
Немцы в сентябре начали штурмовать Сталинград.
Шли уличные бои. За каждый дом, за каждый метр.
Для фашистов небольшие дома становились неприступными крепостями.
Все кругом горело: и земля, и вода, и люди.
Чтец 2:
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Чтец 3:
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России-
И всю ее прикрыл собой!
Ведущий 1:
В конце сентября 1942 года командир отделения сержант Я.Ф.Павлов проник в четырехэтажный дом и 58 суток вместе с тремя товарищами держали оборону. Выстояв в кромешном аду, защитники дома вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление.
На экране фото «Дома Павлова»
Ведущий 2:
А другой герой Сталинграда-снайпер сибиряк В.Г.Зайцев уничтожил в уличных боях более 300 гитлеровцев. Мужество сталинградцев потрясало даже бывалых фашистов. В своих письмах немецкие солдаты отмечали: «В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки»
Кадры из фильма «Сталинград»
Ведущий 1:
Но выше самых высоких гор оказался для врага Мамаев Курган. Высота 102,0-так курган именовался на штабных картах. 140 из 200 дней и ночей кровопролитной битвы он был самой горячей точкой сражения. Защитники Сталинграда хорошо понимали значение этой высоты. Над курганом беспрерывно кружили фашистские самолеты, сбрасывая бомбы, сыпались мины и снаряды, вокруг бушевало море огня едкого дыма.
На экране фото «Мамаева Кургана».
Звучит песня «На безымянной высоте» (В.Баснер, М.Матусовский)
Чтец 1:
Почернел, будто обуглился курган, земля на нем за время боев густо перемешалась с железными осколками и кровью.
Чтец 2:
Смерть подступала к нему в упор.
Сталью хлестала тьма.
Чтец 3:
Артиллерист, пехотинец, сапер-
Он не сошел с ума.
Чтец 4:
Что ему пламя геенны, ад?
Он защищал Сталинград.
Ведущий 2:
19 ноября 1942 года, ранним утром, на северо-западе от Сталинграда загрохотала наша артиллерия. Началось наступление советских войск. Сутками позже враг был атакован на юге Сталинграда. Атакующие продвигались с боями навстречу друг другу так стремительно, что 23 ноября они соединились-замкнулось кольцо окружения. В кольце оказалось более 300 тысяч фашистов-вся отборная 6-я армия и часть 4-й танковой армии врага.
Ведущий 1:
Гитлер и его командование надеялись спасти окруженных. На помощь им 12 декабря 1942 года с юга двинулись сильные войска фашистов. На их пути была наша 51-я армия, которой командовал генерал Н.И.Труфанов. В людях и артиллерии противник превосходил эту армию в 2 раза, в танках-в 6 раз. Ни крови, ни жизни не пожалели советские воины в тех боях.
Ведущий 2:
К нашей истекавшей кровью 51-й армии спешила помощь-мощная 2-я гвардейская армия. В жесточайших боях гвардейцы уничтожили танки противника, а 24 декабря сами перешли в наступление. Враг не выдержал нашего удара и бежал. Теперь уже никто не мог спасти окруженных фашистов. Судьба их была решена.
Чтец 1:
Вы слышите? У Сталинграда в морозном воздухе звучит
Победным громом канонада и вся Германия дрожит,
Врагам метаться бесполезно, их валит орудийный смерч,
Сдавила их петлей железной давно искавшая их смерть.
Кадры из фильма «Сталинград».
Ведущий 1:
В середине декабря гитлеровцы в кольце доели последних лошадей кавалерийской дивизии и начали охотиться за кошками и воронами. К голоду прибавился холод. Но, подчиняясь приказу Гитлера, командование от сдачи в плен отказывалось. 10 января 1943 года войска Донского фронта. Которым командовал генерал К.К.Рокоссовский, атаковали врага в кольце. Атаке предшествовала мощная артиллерийская и авиационная подготовка.
Ведущий 2:
Эти последние бои в Сталинграде были тяжелыми, потребовали от воинов мужества и героизма. В январские дни 1943 года раненый гвардии сержант Н.Ф.Сердюков, чтобы спасти товарищей от гибели, закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.
Ничто уже не могло изменить участь обреченного врага. 31 января был пленен вместе со штабом командующий немецких войск генерал-фельдмаршал Паулюс.
Ведущий 1:
2 февраля 1943 года военные действия в Сталинграде окончились. Но именно победа советских войск положила начало коренному перелому в ходе всей Второй мировой войны.
Чтец 2:
Под Сталинградом был смертный бой.
Все защищали город свой родной,
Горит огонь, как память грозных лет,
Мы будим помнить, всех кого сегодня нет.
Чтец 3:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Ведущий 2:
После Сталинградской победы началось массовое изгнание захватчиков с советской земли. Была прорвана блокада Ленинграда. Враги побежали с Кавказа. От оккупантов были освобождены тысячи сел и города.
Чтецы называют города:
Великие Луки, Моздок, Ставрополь, Армавир, Воронеж, Майкоп, Ейск, Курск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Ворошиловград и многие другие.
Ведущий 1:
От нас далеки годы эти,
Но вспомним мы о них стократ.
Пусть славят гимном на планете
Геройский город Сталинград.
Ведущий 2:
Пусть память вечную о нем
Хранят, об этой муки,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Звучит метроном, минута молчания.
Чтец 4:
Слушайте!
Распахните глаза,
Слушайте до конца!
Это мы говорим-Погибшие!
Чтец 1:
Стучимся в ваши сердца,
Не пугайтесь.
Однажды мы потревожим вас во сне.
Мы тихо свои голоса пронесем в тишине.
Чтец 2:
Мы забыли, как пахнут цветы,
Как шумят тополя.
Мы и Землю забыли.
Какая она, Земля?
Чтец 3:
Как там птицы поют без нас?
Как светлеет река?
И плывут облака над вами без нас?
Чтец 4:
Мы забыли траву,
Мы забыли деревья давно.
Нам шагать по земле не дано,
Никогда не дано.
Пусть песни в памяти звучат и воскрешают тех солдат.
Звучит песня «Журавли». (Р.Г.Гамзатов, Я.Френкель)
На экране фото мемориала «Мамаев Курган».
Чтец 1:
Горит огонь. Цветы склонились низко,
Народ несет к подножию венки.
Здесь целый день стоят у обелиска
В почетном карауле пареньки.
Чтец 2:
В салюте вскинулись решительно ладони:
Как будто заслонить они хотят
От гроз войны покой и мир сегодня
И память павших на войне солдат.
Ведущий 1:
Пройдут века, но слава доблестных защитников Сталинграда будет вечно жить в памяти народов мира.
Литература:
«Земля с лазурными очами» М, «Детская литература» 1979.
«Пионер» №2, 5 М.1984 Изд. «Правда».
«Последний звонок» №1. 2000.
Поцелуев В.А «История России 20 столетия» М. 1997.
Романовская З.И. «Живое слово» М, «Просвещение» 1997.
Уткин А. «Вторая мировая война» М. 2003.