Родительское собрание Первые школьные отметки: значение, проблемы, пути решения


Родительское собрание
Подготовила и провела Тещаева Е.В.,
учитель начальных классов,
специалист 1 категории
Тема: Первые школьные отметки: значение, проблемы, пути решения (материал подготовлен на основе анализа наблюдений учителя за обучающимися и материала сети Интернет)Задачи собрания:1. Определить значение школьной отметки в жизни ребенка.2. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка.
3. Предложить пути решения различных педагогических ситуаций.
Ход собрания:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Этап мотивации
- Уважаемые родители! Начать наше собрание я хотела бы со стихотворения. Послушайте, пожалуйста, его и постарайтесь сформулировать тему собрания.
Я Володины отметкиУзнаю без дневника.Если брат приходит С тройкой,Раздается три звонка. Если вдруг у нас В квартиреНачинается трезвон - Значит, пять Или четыреПолучил сегодня он. 
Если он приходитС двойкой - Слышу я издалека:Раздается два коротких,Нерешительных Звонка. Ну, а если Единица,Он тихонько В дверь стучится.
3. Целеполагание- Как думаете, о чём сегодня пойдёт разговор на нашем родительском собрании?- Уважаемые родители! Заканчивается 2 четверть 2 класса. У многих ребят есть проблемы с восприятием отметок, которые они получают. Наблюдая за своими учениками, могу сделать вывод, что корень этой проблемы лежит в сложившемся отношении к отметке родителей. Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка.
Сегодня мы попробуем проиграть те ситуации, которые связаны со школьной отметкой. Это поможет вам избежать часто встречающихся ошибок в семейном воспитании, связанных с этой проблемой.
4. Педагогический тренинг
4.1. Упражнение первое "Что для вас значит школьная отметка вашего ребёнка?"Родители, сидя в круге, отвечают на вопрос классного руководителя: «Что значит для вас школьная отметка вашего ребенка?». Классный руководитель записывает на доске мнения родителей, которые наиболее часто повторяются; затем эти мнения обсуждаются совместно.
4.2. Упражнение второе "Вспомните свою первую школьную отметку?"Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.5. Родительский лекторий- Что же стоит за отметками учеников? Всегда ли должны радовать “5” и огорчать “3”? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших детей? Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учатся они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей.А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Он получает “3”, так как его работа выполнена хуже, чем у других… Так вот, часто, эта скромная “3”- свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, заслуживает похвалы.Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому чтобы у ребенка в тетради были одни “5”.Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”. Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после “5” вдруг полученная “4” вызывает слезы! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу. Помните, что, наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым. В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни. Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение. Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?". Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. Зато у тебя получились очень красивые цифры".Как помочь ребенку преодолеть трудности в восприятии отметок?- Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.- Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда -невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности- например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.- Помнить о том, что отличная оценка- не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.- Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.- Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё - Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации. 6. Педагогический тренингУпражнение третье "Педагогическая ситуация"Работа в группах:
Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработать стратегию поведения взрослых.
ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы; (уже надо приучать к самостоятельности, пусть пробует сначала сделать сам, а вы потом проверьте);
ребенок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное задание плохой отметкой; (поработать над ошибками, разобраться, что сделано не так);
во время выполнения домашнего задания ребенок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое дело до конца; (может устал, дать отдохнуть, двигательную паузу, или переключиться на выполнение домашнего задания по предмету, который ему больше нравится);
ребенок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет; (прогнозировать заранее, перед работой надо ставить цель – напиши аккуратно);
ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой; (сигнал родителям, что есть проблема, не ждать пока учитель сам позвонит , а придти, позвонить, поговорить с учителем, как поработать над проблемой);
ребенок получает плохую отметку, но говорит родителям, что получил отличную отметку. Это повторяется достаточно часто; (проверьте дневник);
ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний. (узнать нормы оценок у учителя).
7. Подведение итогов
- Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок: торжествующая "пятерка", обнадеживающая "четверка", равнодушная "тройка", угнетающая "двойка", уничтожающая "единица". Родители, связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению. Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
Родителям предлагаются памятки Памятка для родителей."Как относится к отметкам ребенка."• Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.• Сочувствуете своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.• Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.• Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.• Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.• Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.• Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.• Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.• Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.• Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.