Творческий отчет учителя химии и биологии Гаузер Л.А
Творческий отчет учителя химии и биологии КГУ «Киялинская средняя школа им. Андрея Хименко» Гаузер Л.А.
по теме «Использование проектно-исследовательских, интерактивных методов обучения в целях формирования естественнонаучной грамотности по химии и биологии»
«…ум заключается не только в знании, но и умении прилагать знание на деле»
Аристотель
Я, Гаузер Любовь Алексеевна. Стаж работы 30 лет.
Актуальной проблемой является снижение интереса к познаниям у современных детей. Увлечённые различными компьютерными играми и общением в социальных сетях современные дети самостоятельно моделируют круг своих интересов. Учитель же, озабоченный выполнением требований ГОСО, превращает урок в поток информации и эстафету заданий. Ученику становится всё труднее переключаться с одного предмета на другой. Педагог новой формации должен быть гибким, уметь создать условия для развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, обладающих стремлением к успеху, уверенностью в своих возможностях, потребностью в новых достижениях, способных к творчеству и самореализации. Для того чтобы сделать уроки более эффективными, чтобы повысить активность в процессе познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к биологии и химии, использую проблемно-поисковые задачи, творческие работы, дидактические игры, проектно-исследовательские работы.
Творческие работы учеников состоят в создании компьютерных
презентаций к урокам, кроссвордов, ребусов, шарад, викторин.
Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности.
Во время работы над исследовательским проектом каждый ученик
имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт,
продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. В ходе работы надисследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования, публичная презентация работы. Данная форма предоставляет ребёнку идти путём проб и ошибок, постепенно самостоятельно формируя собственные выводы. Тематика таких работ должна соответствовать интересам учащихся, быть актуальной.
Очень нравятся ребятам задачи творческого характера, которые побуждают
их мыслить нестандартно.
Следующим способом увлечь ребят может служить разработка домашнего химического эксперимента как вида самостоятельной работы учащихся. Например, в теме: «Соли. Растворы. Основания» предлагаю серию домашних опытов, которые помогут учащимся более успешно усваивать основы научных знаний. При этом даю полное описание эксперимента и вопросы для обсуждения. Практика показывает – домашние опыты и наблюдения способны изменить отношение учащихся к химии. Химия вокруг нас! И нет лучшего способа прийти в экспериментальную науку, как непосредственно самостоятельно экспериментируя. Химический эксперимент должен органично вплетаться в ткань всего курса, в учебную и во внеклассную работу.
Применение ИКТ на уроках биологии, химии как средство формирования ключевых компетентностей школьника. В Государственной программе развития образования В РК на 2016 – 2019 г.г. первой задачей сказано «совершенствование содержания и технологий образования». Предполагается внедрение государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода, новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже используются в практике педагогической работы.
Формы использования ИКТ 1. Использование готовых электронных продуктов. 2. Использование мультимедийных презентаций 3. Использование ресурсов сети Интернет 4. Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски) 5. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов 6. ИКТ в сочетании с модульным обучением (МО) Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика? - ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету; - ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету; - ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли; - ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; - ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика. Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя? ИКТ дают: - экономию времени на уроке; - глубину погружения в материал; - повышенную мотивацию обучения; - интегративный подход в обучении; - возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; - возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; - привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Среди форм обучения особое место занимают прикладные курсы, которые обеспечивают учащимся углубленное изучение интересующих их тем, использование индивидуальных подходов и личностных предпочтений. В их основе - направленность всей учебной деятельности на получение нужного школьникам результата.
Мой педагогический опыт преподавания позволил мне прийти к выводу о необходимости интегрирования прикладных курсов по предметам ЕМЦ.
Метапредметный прикладной курс является интегрированным курсом. Объём данного курса 34 учебных часа для естественно-математического направления и является продолжением и углублением обязательного стандарта образования в старшей школе.
Программа прикладного курса разработана с целью реализации одного из основных направлений Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы, касающейся повышения конкурентоспособности образования и согласно Государственного общеобязательного стандарта образования. Введение программы прикладного курса должно способствовать достижению главной цели общего среднего образования: обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, формирование интеллектуально, физически ,духовно развитого и успешного гражданина.
Актуальность прикладного курса определяется необходимостью компетентностного подхода к изучению интегрированных учебных дисциплин необходимых при выборе инженерных профессий.
Новизна курса заключается в концентрировании внимания учащихся на применение математических методов решения расчетных и качественных задач для описания и моделирования процессов в различных сферах деятельности.
При изучении данного курса учащиеся приобретают знания по реализации метапредметных связей школьного курса предметов ЕМЦ с математическим обеспечением различных производственных технологических процессов. Задачи, предлагаемые на данном курсе, позволяют развивать функциональную грамотность учащихся в нестандартной ситуации. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя. Направленность данного курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение желаний учащихся получить дополнительные знания по научно-техническому, эколого-биологическому направлению.
Данный курс направлен на:
Реализацию субъективной позиции учащегося в учении и создание собственной траектории обучения.
Развитие функциональной грамотности учащихся; творческого и критического мышления; повышению интереса к предметам ЕМЦ.
Формирование компетенций, связанных с опытом применения математических знаний в практической деятельности.
Мною разработаны: авторские программы прикладных курсов по биологии:
«Основы генетики» 10 класс.
«Общие закономерности биологической науки» 11 класс.
«Многообразие и эволюция органического мира» 11 класс Интегрированный прикладной курс «Метапредметный подход к формированию естественнонаучной грамотности математическими методами» 11 класс
Много лет учащиеся 11 класса выбирают на ЕНТ пятым предметом биологию и химию и многие успешно поступают на гранта в ВУЗы Казахстана и России.
Гранты по итогам ЕНТ
2013-2014 уч.год 50% от общего количества выпускниковТимошенко Владислав Омская сельхоз академия (биология)Сутуло Анастасия Омская сельхоз академия (биология)Восипёнок Анатолий Омская сельхоз академия (биология)
2014-2015 уч.год 75% от общего количества выпускников
Фесенко Марина СКГУ им. Козыбаева. (химия)Швагерус Ангелина (математика) Омская сельхоз академия (биология)Чернец Кристина Омская сельхоз академия (биология)
2015-2016 уч. год
Тыщенко Яна Казахстанский национальный педагогический университет им. Абая институт искусств, культуры и спорта (биология)Байканова Камила СКГУ им. Козыбаева. (химия)Станкевич Алина Омская сельхоз академия (биология)
Принимала участие в работе областного семинара. Трансляция опыта NIS «Организация учебного процесса ориентированного на личность учащегося в контексте интегрированной программы образования» 7 ноября 2015год,
Областном совещании в рамках августовской конференции педагогических работников «Реализация государственной программы развития образования на 2026-2019 гг. обновления содержания образования»,
Секционном совещании в рамках августовской конференции педагогических работников.
«Реализация государственной программы развития образования на 2016-2019 гг. обновления содержания образования» Секция: Химия Доклад: «Исследовательская и проектная деятельность учащихся – основа развития естественно-научной грамотности учащихся.»
Районном семинар-практикуме на базе КГУ «Киялинская средняя школа им. Андрея Хименко учителей химии, биологии «Проектная и исследовательская деятельность учащихся по предметам ЕМЦ».
Участвовала в работе семинара НВЦ «Образовательный технопарк». Технология управления качеством обучения в общеобразовательной школе «Биоинформатика и синергетика» Ф.Я. Вассермана.
Публикации:
Внеклассное мероприятие по предметам естественнонаучного направления. Республиканский учебно-методический журнал «Мұғалім. kz Физика.Химия. Биология. География.» №4 2016 год.
Статья. «Метапредметный подход к формированию естественнонаучной функциональной грамотности на прикладных курсах». Научно-педагогический журнал «Білім – Образование – Education» № 10(2), октябрь 2016 год.
Авторская программа интегрированного прикладного курса «Метапредметный подход к формированию естественнонаучной грамотности математическими методами» Научно-методический журнал «Парадигмы современной науки» № 1 2016 год.
Я пришла к выводу, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. У каждого учителя свое мнение о современном уроке.
формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Подводя итог своих размышлений, хочу сказать, что настоящий педагог проходит нелёгкий путь становления личности вместе со своими учениками. Мне кажется, что предназначение человека, решившего посвятить себя педагогическому труду, заключается в том, чтобы помочь детям пройти трудный путь, даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на её вершине, а помочь преодолеть её, вовремя подставив плечо.