Роль самообразования в личностном развитии старшеклассников


УДК 371.21
THE ROLE OF SELF-EDUCATION IN THE PERSONAL DEVELOPMENT OF OLD SCHOOLS
Voloskov I.V,
Ph.D., GBOU Center for Education № 654
РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Волосков И.В.,
доктор философии,
ГБОУ ЦО 654
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению роли самообразования в личностном развитии старшеклассников. При этом развитие рассматривается в единстве знаний, навыков, мышления. Данная проблема раскрыта в неразрывной связи с изменением методик преподавания в старшей школе с акцентом на диалоговые и игровые технологии организации учебно-воспитательного процесса. Данные инновационные технологии рассматриваются в неразрывной связи с мотивационными техниками повышения заинтересованности старшеклассников в самообразовании.
Ключевые слова: самообразование, диалог, игра, мотивация
Abstract: The article considers the role of self-education in the personal development of high school students. This development is seen in the unity of knowledge, skills, thinking. This problem is disclosed in indissoluble connection with a change in teaching methods in high school with a focus on interactive gaming technology and organization of the educational process. These innovative technologies are seen in close connection with the motivational techniques of increasing the interest of high school students in self-education.
Keywords: self-education, dialogue, game, motivation
Спецификой современного образования является его свободы, многообразие образовательных программ, учебных пособий, ориентация на индивидуальные особенности личности, тесное взаимодействие образования и самообразования. Современное общество и рынок труда требует от современного образования не столько усвоить определенные знания и навыки, но, в первую очередь, научить учиться, самостоятельно получать информацию, повышать свою квалификацию, осваивать новые профессии. Быстрое развитие современного общества, устаревание на рынке труда большого количества профессий и возникновение новых требует от человека постоянного повышения своего профессионального уровня, овладение новыми знаниями, навыками, технологиями. Такие требования, предъявляемые обществом к современному образованию, выдвигают на первый план проблему инновационных педагогических технологий, развивающих в обучающихся самостоятельность, инициативу, конкурентноспособность, возможность самостоятельно искать и обобщать информацию, а также технологии мотивации готовности к самообразованию.
Отмеченные ориентиры требуют использования таких активных методов обучения, как диалог, игра, различные формы самоорганизации учащихся. Разные формы самоорганизации, диалоговые и игровые методики не только способствуют раскрытию и самореализации личности, но и формирует социальную активность, эрудицию, мышление, готовность вступать в конкурентную борьбу и аргументированно доказывать свою точку зрения. Активные формы обучения выделяются среди других активной позицией учащихся при направляющей деятельности учителя, который организует образовательное пространство, мотивирует и направляет активность учащихся.
Инновационные педагогические технологии выступают как системы методов организации образовательно-воспитательного процесса. Выбор конкретных методов определяется педагогической ситуацией, целями и задачами учителя, психологическими особенностями коллектива. К наиболее эффективным инновационным технологиям организации образовательного процесса относятся игра и диалог. Их преимущество определяется нацеленностью на развитие личности обучающегося, его мышления, коммуникативных навыков, развитие способности самостоятельно овладевать информацией.
Одним из таких методов активного обучения, хорошо известных в истории педагогики еще с античных времен, философских школ Сократа, академии Платона, ликея Аристотеля является диалог. Данный метод исходит из философской установки, что необходимые знания у человека уже есть, их необходимо только актуализировать, обобщить, «очистить» от лишней информации. Методики диалога стали развиваться в таких педагогических системах XX века, как вальфсдорфская школа педагогики, педагогическая система Д. Карнеги, педагогическая традиция Эльконина-Давыдовой. Диалог позволяет не только актуализировать имеющиеся знания, но и способствует проявлению эрудиции, способности формулировать свою позицию и аргументировать ее. Потому диалог становится востребованным методом обучения в старших звеньях средней школы и в среде учащихся старших классах. Использование диалоговых методик позволяет устанавливать гармоничное социокультурное взаимодействие в группе, способствовать самореализации личности ребенка в дискуссиях, процессе аргументации собственной позиции. В форме диалога эффективно разворачивается подготовка старшеклассников к проблемно-мировоззренческому сочинению по русскому языку, минисочинению по обществознанию, всероссийским и региональным олимпиадам, проектной деятельности.
Диалоговые методики организации учебно-воспитательного процесса органично связаны с игрой. Игровая деятельность положительно воспринимается обучающимися. Специфика игры как формы организации учебно-воспитательного процесса - формирование конкуренции. Игра может проводиться в форме интеллектуальных соревнований, а также поисковой работы по решению задач-ситуаций. Игра как соревновательная, конкурентная деятельность, где учитель выступает не только как организатор, ведущий (модератор), но и арбитр, оценивающий ответы детей и команд, выделяющий сильный и слабые стороны каждой позиции, выносящий вердикт о победе той или иной команды, отдельного ребенка. Игра не только обобщает знания обучающегося, развивает навыки применения знаний к определенной ситуации, вопросу, заданию, но и вносит вклад в воспитание личности, формирование активной жизненной позиции, способности ее аргументировать, отстаивать, активно взаимодействовать с другими участниками команды, демонстрировать и дополнять за счет других учащихся имеющиеся знания.
Диалог и игра как формы организации учебно-воспитательного процесса дополняется использованием методов стимулирования активности и самоорганизации учащихся. Росту самооценки способствует участие в групповых формах деятельности, участие в интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах. Каждая победа, похвала со стороны педагога способствует росту самооценки личности. Ситуация конкуренции, борьбы с формированием и демонстрацией собственной или командной точки зрения может моделироваться и на факультативных занятиях в ситуации применения таких инновационных форм, как олимпиада, интеллектуальная игра по модели «Брейн-ринг», решение ситуативных задач, комментирование текста.
Практика применения различных форм мотивации показывает, что на первый план выходят информационные и социально-психологические технологии мотивации. Ориентация обучающихся на успешную сдачу итоговой аттестации, повышение их конкурентноспособности при поступлении в престижные высшие учебные заведения стимулирует на участие в работе над заданиями повышенной сложности, в олимпиадах, научно-исследовательских проектах, где образование тесно связано с самообразованием. Социально-психологические методы позволяют поддержать наиболее ценные точки зрения, аргументы, социально важные для работы группы формы деятельности, они также стимулируют одаренных учащихся для участия в организационной предметной деятельности, олимпиадном движении, участия в научно-исследовательских проектах. В свою очередь, победы в олимпиадах, успехи в проектной деятельности становятся притягательными для других учащихся, служат рекламой эффективности деятельности учителя, привлекают к изучению его предметов новых учащихся.
Заинтересованности учащихся в самообразовании являются не только успехи в учебной деятельности, мотивация на поступление в высшее учебное заведение, но и участие в общественной жизни. В этих условиях перспективным является распределение обязанностей учащихся, закрепление за каждым участником определенного полезного вида деятельности, соответствующего интересам, умениям, склонностям учащегося. Выбор формы деятельности определяется самой личностью воспитанника, ее предпочтениями, а также имеющимися навыками. Одни дети обладают навыками работы с техникой, они берут на себя организацию фотографирования и видеосъемки наиболее важных событий в жизни класса, другие компетентны в области работы с компьютерной техникой, они способны работать с информационным сопровождением предмета, размещать оперативную информацию о наиболее заметных событиях (олимпиадах, конференциях), размещают в социальных сетях конспекты занятий, необходимые учебные материалы. В такой деятельности, поддерживаемой педагогом, учащиеся становятся не только сопричастными к организации работы факультатива, но и отрабатывают те навыки, которые могут пригодиться во взрослой жизни.
Важнейшим условием эффективной деятельности факультатива является использование инновационных технологий образования [1], диалоговые и игровые формы организации учебного процесса. Диалоговые формы актуализируются в условиях работы с текстом, решения ситуативных задач, попытке ответов на вопросы, проставленные организатором факультативных занятий. Обсуждение ответов на вопросы может происходить и в группе. В условиях групповой организации деятельности эффективным становится использование игровых, соревновательных форм.[2] Игровая деятельность положительно воспринимается обучающимися. Специфика игры как формы организации учебно-воспитательного процесса - формирование конкуренции. Игра может проводиться в форме интеллектуальных соревнований, а также поисковой работы по решению задач-ситуаций. Игра как соревновательная, конкурентная деятельность, где учитель выступает не только как организатор, ведущий (модератор), но и арбитр, оценивающий ответы детей и команд, выделяющий сильный и слабые стороны каждой позиции, выносящий вердикт о победе той или иной команды, отдельного ребенка. Игра не только обобщает знания обучающегося, развивает навыки применения знаний к определенной ситуации, вопросу, заданию, но и вносит вклад в воспитание личности, формирование активной жизненной позиции, способности ее аргументировать, отстаивать, активно взаимодействовать с другими участниками команды, демонстрировать и дополнять за счет других учащихся имеющиеся знания.
Таким образом, использование социально-психологических технологий мотивации при активном использовании форм самоорганизации учащихся, а также инновационных технологий организации педагогического и воспитательного процесса способствует росту заинтересованности учащихся в деятельности факультатива.
Литература:
1.Voloskov I.V. INNOVATIVE TECHNOLOGY EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION// International scientific-practical forum of pedagogues, psychologists and medics " Geneva theoretical and practical forum of free topics ", Geneva, 2015.-с. 126-129
2. Волосков И.В. Игра как технология обучения гуманитарно одаренных учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных наук в России и за рубежом.-Вып.3.-Новосибирск, 2016.-С.21-23
3. Voloskov I.V. Playing as a technology training Humanities gifted students // Актуальные проблемы гуманитарных наук в России и за рубежом- Вып.3. Новосибирск, 2016.-С.21-23