Презентация к родительскому собранию Стили воспитания (1 класс)


Родительское собрание «Ваш стиль воспитания» Презентацию выполнила учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма Довбня Светлана Владимировна Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком. В. Г. Белинский Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения.  Психологи уверены: от того, какой стиль воспитания выберут мама и папа, зависит характер ребёнка, его уверенность в себе и будущие успехи. ЛЮБОЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СООТНОШЕНИЕ ЗАБОТЫ И КОНТРОЛЯ, ПРИСУЩИХ ЕМУ. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ БАЛАНСА ЭТИХ КАЧЕСТВ, ВЫДЕЛЯЮТ ОСНОВНЫЕ СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ. Стили воспитания в семьедемократическийавторитарныйлиберальный Авторитарный стиль – это педагогика подавления, насилия и принуждения.  Ребенок воспринимается как объект воздействия, чьи интересы и мнения не имеют решающего значения. Принуждение и подавление взрастит лживость, озлобленность и неприятие самого себя. Демократический стиль воспитания основывается на признании прав ребенка на самостоятельность, активность, творчество, мнения, ошибки. Ребенок – полноправный участник диалога, к нему прислушиваются, его слышат. Неоспоримым приоритетом воспитания становится счастье ребенка, как сиюминутное (здесь и сейчас), так и в будущем. Данный стиль взаимодействия не отрицает авторитет взрослого, однако предъявляет ряд требований к личности родителя. В первую очередь, это отказ от удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе». Главное в данном стиле воспитания - взаимодоверие. Либеральный стиль воспитания основан на предоставлении ребенку свободы, зачастую неограниченной. Ребенка в либеральной семье всячески балуют, ни в чем не отказывают. Может ли ребенок существовать без ограничений и запретов? Как правило, ребенок, чье поведение всегда принимается родителями, на чьи проступки закрывают глаза, испытывает значительные трудности при поступлении в детский сад, в школу. Ведь у такого ребенка не было возможности привыкнуть к тому, что в жизни могут присутствовать ограничения и правила. Столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок ответит непослушанием. К какому педагогическому стилю ближе всего ваша манера воспитания детей. Чтобы определить, насколько ваше поведение близко к идеальному, выберите из предложенных вариантов ответ самый подходящий для вас. ТЕСТ 1. Как вы считаете, из-за чего дети скорее станут непослушными?А) Из-за излишней мягкости и вседозволенности со стороны родителей.Б) Из – за чрезмерной требовательности родителей.В) Из – за своего эгоизма, лени и упрямства. 2. С какими из ниже приведённых утверждений вы больше всего согласны?А) Если ребёнка с детства держать в строгих рамках, то из него вырастет хороший человек.Б) Родители не вправе требовать от ребёнка уважения к себе, они должны заслужить его.В) Важно, чтобы родители не мешали детям жить и не навязывали им своё общество. 3. Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношениях ребёнка со сверстниками?А)Ребёнок обязан близко общаться только с теми детьми, которые нравятся его родителям.Б)Родителям нужно знать друзей своего ребёнка, приглашать их в гости, но вмешиваться в отношения детей можно только в исключительных случаях.В) Ребёнок может общаться с кем захочет родителей это не касается. 4. Ребёнок должен понимать, что его родители…А)Знают всё, о чем он думаетБ)Интересуется его мыслями и чувствами.В)Не претендуют на то, чтобы знать его помыслы. 5. Взрослый должен просить прощения у ребёнка?А) НикогдаБ) В тех случаях, когда взрослый не прав – обязательно.В) По настроению 6. Может ли ребёнок самостоятельно решать, чем ему заниматься в свободное от учёбы время?А) Пока не станет достаточно взрослым – нет.Б) Конечно, может. Но задача родителей – направить его энергию в «мирное русло», предложить интересные и полезные занятия.В) Может. А родители должны помочь материально. 7. Как должны реагировать родители подростка, услышав от него нецензурные выражения?А) Возмутиться и строго наказать.Б) Договориться, что эти слова он не будет произносить дома и вообще станет использовать их в крайнем случае.В) Не делать из мухи слона, первый раз вообще можно пропустить мимо ушей. 8. Зачем давать ребёнку деньги на карманные расходы?А) Для того, чтобы он сам делал покупки и отчитывался за них перед родителями.Б) Для того, чтобы он мог их потратить по своему усмотрению.В) Для того, чтобы он не воровал деньги у родителей. 9. У ребёнка могут быть секреты от родителей?А) Только в том случае, если родители плохо следят за своим ребёнком.Б) Да. Это обязательное условие нормального взросления, дети должны иметь собственную личную жизньВ) Конечно, ведь у ребёнка должен быть свой мир, закрытый для взрослых. 10. Как вы считаете, до какого момента взрослые должны сами выбирать одежду и другие вещи для ребёнка?А) До той поры, пока ребёнок не начнёт покупать всё это на самостоятельно заработанные деньги.Б) До того, как ребёнок не научится высказывать свои пожелания на этот счёт.В) До того времени, пока ребёнок не потребует самостоятельности и выборе себе вещей 11. Нужно ли родителям демонстрировать ребёнку свою любовь?А) Нет. Можно только хвалить за успехи, но «телячьи нежности» ни к чему.Б) Конечно. Однако любая ласка должна быть уместна (например, не целовать мальчика при его друзьях и т.п.)В) Да. И как можно чаще. 12. Считаете ли вы соблюдение режима дня обязательным для ребёнка?А) Безусловно. Родители должны следить за этим.Б) В жизни ребёнка должен быть каждодневный распорядок, от которого возможны отступления.В) Ни к чему мучить ребёнка и себя. Подсчитайте, каких ответов, «А», «Б», «В», у вас больше всего, и определите черты своего стиля воспитания «А» - Авторитарный стиль Ваши ответы показывают, что вы относитесь к деспотичным родителям, которые требуют от ребёнка беспрекословного подчинения. Такие мамы и папы не считают нужным объяснять причины своих запретов и приказов не дают ребёнку возможности высказываться, стремятся контролировать все сферы жизни своих детей. Такое воспитание может привести к весьма негативным последствиям. Ребёнок может стать безынициативным, неуверенным в себе, несамостоятельным. Дети из авторитарных семей не умеют и не хотят делиться своими переживаниями, потому что их никто не принимает в расчёт, и часто попадают под дурное влияние сверстников. «Б» - демократический стиль. Вы избрали наиболее конструктивный способ взаимодействия с ребёнком. Как и всякие демократичные родители, вы заботливы и внимательны, ребёнок всегда чувствует вашу эмоциональную поддержку. При этом вы бываете достаточно тверды и последовательны в своих требованиях. Вы обсуждаете с детьми их жизнь, а не командуете ими. Воздействуя на ребёнка, вы приводите разумные доводы, стремитесь объяснить ему причины ограничений и запретов. Преимущества демократичного воспитания в том, что родители поощряют в детях самостоятельность, позволяют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. «В» - либеральный стиль. Вы относитесь к либеральным родителям. При таком стиле воспитания отношения с детьми обычно бывают тёплыми, родители заботливы и терпеливы. Их принцип «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Нетребовательное отношение к ребёнку и непоследовательность в воспитании приводят к тому, что дети не чувствуют границ допустимого поведения и вырастают инфантильными. Либеральные родители не могут научить ребёнка контролировать себя, поэтому у него меньше шансов развить чувство самоуважения. При либеральном стиле воспитания дети, как правило, плохо учатся и, по мнению психологов, вырастают очень несчастными.  В чистом виде три стиля воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) встречаются крайне редко, обычно в воспитательном процессе присутствуют элементы каждого из них. В современном обществе за последние годы появились и другие стили воспитания. Отвергающий  стиль воспитания Своим  поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка.  Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально  нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок  изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш  на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся,  о нем  заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями. Как  правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо  забитыми,  замкнутыми, робкими, обидчивыми. Непринятие порождает в ребенке  чувство  протеста. В характере формируются черты неустойчивости,  негативизма,  особенно в отношении взрослых. Индифферентный стиль воспитания Родителям, которые заняты, устают, выматываются на работе иногда «не до ребенка». Каждый в семье – сам по себе, у каждого свои проблемы, у каждого – свой мир. Взрослым «все равно», каким вырастет ребенок, что его волнует сейчас. Как правило, дети очень остро чувствуют свою ненужность, неважность. Безразличие самых близких людей становится основой для становления негативной самооценки ребенка. Индифферентный стиль воспитания похож на либеральный, однако между ними есть существенная разница.Если родитель, воспитывающий ребенка в либеральном стиле, дает ему много тепла и поддержки, то индифферентный родитель эмоционально холоден к ребенку, отдален от него. Гиперсоциальный  стиль воспитания Родители  стремятся педантично выполнять все рекомендации по "идеальному" воспитанию ребенка.Дети  в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны  и исполнительны. Они  вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания. Результатом  такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение  ребенка,  иногда и аутоагрессия. Эгоцентрический  стиль воспитания Ребенку,  часто единственному, долгожданному, навязывается представление  о себе как  о сверхценном человеке. Он становится кумиром и "смыслом  жизни" родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются,  приносятся в жертву ребенку. В результате  он не умеет понимать и принимать во внимание  интересы  других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает  любые  преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен. В последние годы активно набирает популярность так называемый стиль сближения. Он характеризуется полным участием родителей в повседневной жизни ребенка, обычно процесс начинается еще с утробы матери, когда родители читают ребенку книги, разговаривают с ним. В подростковом возрасте, родители, практикующие такой стиль, поощряют всестороннее развитие ребенка и направляют его в позитивном русле. Зачастую родители – сторонники такого стиля, пропагандируют здоровый образ жизни, защиту окружающей среды и имеют активную жизненную позицию. НЕ ЛЮБОЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ПОДХОДИТ ИМЕННО вашему РЕБЕНКУ, ПОЧУВСТВОВАТЬ ТОНКУЮ ГРАНЬ МЕЖДУ СИТУАЦИЯМИ, КОГДА НУЖНО ЗАПРЕЩАТЬ, А КОГДА ПООЩРЯТЬ, МОЖЕТ ТОЛЬКО ЧУВСТВУЮЩИЙ И ЗНАЮЩИЙ СВОЕГО РЕБЕНКА РОДИТЕЛЬ. ПРОБУЙте, НАБЛЮДАЙте, ПРИСЛУШИВАЙтесь К СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ЗНАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ХАРАКТЕРА, ПОМОЖЕТ ТОЧНО ПОДОБРАТЬ НУЖНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ И ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ РАЗВИТЬ СВОИ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА И СПРАВИТЬСЯ С НЕГАТИВНЫМИ. Самое главное — всегда помнить, что ваша  любовь  к детям должна быть безусловной. Ребенок должен быть уверен, что  он всегда любим вами, независимо от того, какую оценку  он получил в школе или какую вазу случайно разбил.  Он должен  знать, что вы его любите просто так, просто за то, что  он есть!  И не забывайте про уважение к собственным дочерям  и сыновьям! Если в ваших отношениях царят тепло, внимание,  любовь  и уважение, то ваш ребенок будет расти и развиваться  беспрепятственно! Используемые ресурсы:1. https://www.google.ru/search?2. http://www.sochelp.spb.ru/index.3. http://www.nashenka.ru4. http://ariosto.ru/ob-obrazovanii