Тема самоанализа: Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения. Цель: представить опыт работы учителя начальных классов и руководителя МО «Детство» по реализации здорорьесберегающих технологий в учебн
Введение
Наше общество испытывает сегодня острую потребность в успешных, инициативных, грамотных, нравственно и физически здоровых, ответственных за свою страну молодых людях. А воспитание таковых и есть главная цель приоритетного национального проекта «Образование». Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, информатизация, экологизация и расширение объема практикоориентированных знаний – вот некоторые из требований к преподаванию сегодня.
«Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», - писал В.А.Сухомлинский.
В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья школьников. Большинство врачей и учителей признают его неудовлетворительным.
По мнению специалистов - медиков, причины 75% болезней человека возникают в детские годы. Возраст от 1 года до 15 лет наиболее благоприятен для сохранения будущего здоровья.
По результатам исследований российских психологов учащиеся начальных классов, которые учатся на «4» и «5», проводят за письменным столом в школе и дома не менее 2,5 - 3 часов. К этому следует прибавить время, проведенное перед телевизором и компьютером. Малоподвижный образ жизни, уличный шум, громкая музыка, излучение от сотовых телефонов, а также неблагоприятные социально-экономические и экологические факторы негативно воздействуют на здоровье детей. В результате – усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия и т.п.
Результаты исследований, проведенные обучающимися экологического объединения «ЮнЭк» (МБОУ «Новотырышкинская СОШ»), подтвердили актуальность проблемы для нашей школы. Количество школьников с различными патологиями увеличивается. За последние четыре года рост составил 5%. Данная проблема подтверждена и данными диспансеризацией школьников, представленными на рис 1.
Рис 1.Виды заболеваний школьников МБОУ «Новотырышкинская СОШ»
(по данным диспансеризации 2007 г.)
Вот почему проблема здоровьесбережения в образовательном процессе стала для нас приоритетной.
Тема самоанализа: Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения.
Цель: представить опыт работы учителя начальных классов и руководителя МО «Детство» по реализации здорорьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессе.
Задачи:
- проанализировать документацию и изучить фактические показатели по данному направлению;
- выявить позитивные достижения педагогической деятельности;
- обобщить и представить полученные результаты в наглядном виде;
Для выполнения цели и решения задач использовались следующие методы:
- изучение методической литературы и анализ школьной документации по проблеме;
- диагностирование;
- статистическая обработка и представление полученных данных;
- самооценка.
Дата и место выполнения работы: сентябрь – декабрь 2011 г. МБОУ «Новотырышкинская СОШ» Колыванского района НСО, с. Новотырышкино, ул. Советская 21.
I. Планирование работы на МО «Детство» и основные ее направления
В данном разделе самоанализа представлен опыт работы автора как руководителя МО учителей начальных классов «Детство».
Методическая тема, над которой работает с 2008-09 учебного года МО начальных классов Новотырышкинской школы, называется «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения».
За основу работы мы взяли методику, разработанную ученым, врачом и педагогом В.Ф.Базарным. Изучили опыт работы учителей начальных классов И.В. Посметовой (школа №71 г. Краснодар, победитель конкурса на получение денежной премии Президента РФ. Начальная школа. 2008 №9), Л. В. Тимичевой (школа № 5 г. Кировск. Начальная школа №9 2009 г.) и инновационные методики экспериментальной площадки Соколовской СОШ Колыванского района (тема «Сохранение и укрепление здоровья школьников как условие повышения нового качества общего образования в сельской школе»).
На заседании МО «Детство» разработали свою программу, цели и задачи по работе в данном направлении с учетом условий школы (Приложение 2,6 ).
Цель:
Сохранение здоровья учащихся путем применения творчески ориентированных здоровьесберегающих технологий в школьное образование.
Задачи:
Укрепление здоровья детей через организацию творчески ориентированного учебно-воспитательного процесса.
Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта. Воспитание культуры здоровья учащихся обучением здоровьесохраняющим технологиям.
Методика работы над проблемой:
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
Формирование системы внеурочной работы.
Привлечение к работе родителей и общественности.
На основании изученной литературы выделили основные теоретические обоснования программы (Приложение 1,6 ).
Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий
Здоровье Образование
Здоровьесберегающие технологии в образовании
Санитарно-гигиенические Педагогические Медико-профилактические
Организационно-педагогические психолого-
педагогические
Информационные
Физкультурно- оздоровительные
II. Внедрение технологий здоровьесбережения в учебно – воспитательный процесс
В данном разделе автор раскрывает основные аспекты работы с классом в 2009-10, 2010-11, 2011 (первое полугодие) учебных годах.
II. 1. Работа по изучению класса
В начальной школе 5 классов комплектов. Средняя наполняемость классов 15 человек. В школе нет медицинского работника, психолога, поэтому основная задача по изучению физического и психологического состояния детей ложится на учителя и социального педагога.
II. 1. 1. Диагностика в 1 классе
В 2009-2010 году в первый класс пришли 15 человек. Работу с классом автор начал с изучения обучающихся и их семей. Из 15 человек детский сад посещали только 35% детей. Группа в саду была смешанная (с 3 до 5 лет), поэтому у воспитателей возможности проводить полноценные занятия, как в городском саду, не было. Но все дети посещали «Школу будущего первоклассника» в течение года. Материальный уровень большинства семей низкий. Многодетных семей – 3, малообеспеченных – 5, детей из приемных семей -2, неполных семей – 2, второгодники – 1 человек. Некоторые дети предоставлены сами себе, так как родителям приходится ездить на работу в район или город, т.к. в селе работы нет.
В первой четверти была проведена диагностика психологической готовности детей к обучению в школе. Она проводилась по методике «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» [4, с.173] и показала следующие результаты:
Рис.2 «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» . 20.10.09
Данные диагностики позволили учителю сделать вывод о том, что практически половина класса (47%) не полностью готовы к обучению в школе и нуждаются в индивидуальной дополнительной работе по выявленным проблемам.
По данным медосмотра 2009-2010 уч.г. в первом классе здоровы только 29 % школьников. Данные диспансеризации первоклассников представлены на рис. 3.
Рис.3 Диспансеризация школьников в 2009-10 уч. г. 1 класс.
В процессе обучения грамоте учитель выявил серьезную проблему - что в помощи логопеда нуждалось 10 человек - это 64%. Данные представлены на диаграмме рис.4.
Рис.4. Количество обучающихся 1 класса, нуждающихся в помощи логопеда. 09.2009 г.
Так как в школе нет логопеда, перед учителем встала еще одна серьезная проблема, которую необходимо было решать в дальнейшей работе. И в первую очередь убедить родителей в необходимости обращения к логопеду в районном центре. Конечно же, не все сельские мамы и папы принимают такие рекомендации к исполнению, что осложняет дальнейшее обучение детей.
II. 1. 2. Диагностика социально-психологической
позиции ребенка в классном коллективе
Основные задачи диагностики:
- определить уровни развития ребенка;
- обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону;
- увидеть норму и отклонения (ориентируясь на эталон);
- проанализировать полученные факты;
- установить причины изменений;
- выработать план действий дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
В течение года были проведены диагностики по изучению классного коллектива и отношения ребенка к школе.
Микропрактикум «Мой класс» 29.01.2010г. Использовался рисуночный тест [4]. Результаты тестирования представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Микропрактикум «Мой класс» 29.01.2010г
Вывод: эмоционально благополучная позиция у 67% детей (10 человек), неблагополучная позиция 20% (3 ученика: Морозов Влад, Павчинский Коля. Сажина Влада) и «принимаемый учителем» (позиция «учитель – ученик» -2 чел.) 13 %.
Изучение межличностных отношений в классе. [15 с.123].
Результаты анализа показаны на рисунке 6.
Рис.6. Изучение межличностных отношений в 1 классе. 4.02.2010.
Вывод. Полученные данные показали, что 93 % учащихся свою принадлежность к данному классному коллективу рассматривают положительно. Вызывает тревогу положение одного ребенка (Сажина В.). Она занимает отрицательную позицию, для учителя становится очевидной необходимость индивидуальной работы в данном направлении, как с ребенком, так и с его родителями.
Так же были обработаны данные социометрического теста [15, с.124-125].
По данным социометрического теста сделан вывод, что в классе есть одна ярко выраженная «звезда» - Воронцова Оля, «предпочитаемые» - Дубовская Лиза, Турышева Полина, Орленко Сережа, Казаков Дима. «Отверженные» - Иванов Захар, Белов Денис, Казанцев Вова, Сажина Влада. Данная ситуация рассматривается, как проявление неблагополучия в отношении между детьми. Такую ситуацию можно объяснить тем, что «звезды» и «предпочитаемые» - это дети из более благополучных семей, посещавшие детский сад, между ними уже сложились более определенные отношения. Они успешно занимаются на уроках, пользуются уважением. А для учителя выявилась картина коррекции отношений между детьми в классе.
Таким образом, к окончанию первого класса у учителя сложилась достаточно объективная позиция в отношении каждого ребенка и классного коллектива в целом. Появилась возможность более грамотно спланировать учебную и воспитательную работу с классом и семьями детей. К концу первого года обучения удалось достичь определенных положительных результатов. Все дети усвоили базовый уровень программы. По результатам медико-педагогической комиссии в коррекционную школу переведен Влад Морозов (мальчик воспитывался в приемной семье с трех лет и имеет определенные нарушения в психофизическом развитии). Большинство ребят стали коммуникабельными, в классном коллективе чувствуют себя комфортно, отношение к школе и учителю положительное. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формирует его поведение, облегчают дальнейшую адаптацию в школе.
II. 1. 3. Диагностика во 2 классе
Во втором классе 13 человек. Три человека выбыло, одна девочка прибыла в приемную семью. Планирование учебно-воспитательной работы в классе было скорректировано с учетом реального положения в коллективе и каждого ребенка в отдельности.
Проведены повторные диагностики. Их результаты представлены на диаграммах (рис. 7) [15, с. 123]
Изучение межличностных отношений в классе. 04.04.2011 г.
1.Нравится ли тебе учиться в этом классе?
2.Хотел бы перейти в другой класс?
3.С каким утверждением ты готов согласиться?
4.Если бы возникла возможность вместе провести каникулы, как бы ты к этому отнесся?
Рис.7. Результаты анализа межличностных отношений во втором классе. 04.04.2011 г
Вывод: 100% детей свою принадлежность к этому классу рассматривают положительно.
Уровень адаптации учащихся 2 класса к школе. 20.04.2011[11]
Рис. 8. Результаты анализа уровня адаптации учащихся второго класса. 20.04.2011.
Вывод. Результаты повторной диагностики показали положительную динамику адаптации школьников по сравнению с показателями первого года обучения. У Павчинского Коли социально неблагополучная позиция сменилась на благополучную. Дети из группы «предпочитаемых» перешли в группу «звезды». Порадовало то, что второгодник Казанцев Вова (который был в «группе отверженных», никто из ребят не хотел с ним дружить), перешел в «группу предпочитаемых». Он стал с удовольствием посещать школу, общаться с детьми, участвовать в разных мероприятиях, хотя успехи в обучении еще очень слабые. Все дети свою принадлежность к этому классу стали рассматривать положительно.
Диагностика по самооценке младшего школьника. 3.12.10
Самооценка – одна из разновидностей оценочных способностей. Определяет поведение учащихся – это начало становления самосознания, успешного самовоспитания, саморазвития личности. Адекватная и правильная самооценка побуждает к активности, к избавлению от недостатков. Завышенная самооценка приводит к тому, что ученик не реагирует на замечания. Завышенная самооценка – конфликты, трудноразрешимые межличностные противоречия. (Классный руководитель №6, 2003год)
Данная диагностика показала, что не все дети могут дать правильную самооценку. Данные представлены на рисунке 9.
Рис.9. Результаты диагностики анализа самооценки второклассников.
II.2.Организация учебного процесса
В данном разделе представлены УМК и результаты учебных достижений обучающихся.
II.2.1. Организация учебного процесса и режим учебной нагрузки
Начальное звено с 1 сентября 2011 года работает в режиме пятидневной недели. Расписание уроков составлено в соответствии с нормами СанПина.
Рабочая программа автора составлена на основе Примерной программы начального образования федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторских программ образовательной системы «Школа Россия» для 1-3 классов. В УМК входят:
учебники: Зеленина Л., Хохлова . Русский язык. - М. Просвещение, 2008.
Моро М. И. Математика М. Просвещение, 2008.
Креманова Л. Р. Литературное чтение. Родная речь. . - М. Просвещение, 2008.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. - М. Просвещение, 2008.
Программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования и на реализацию в учебном процессе изложенных в Законе Российской Федерации «Об образовании».
II.2.2. Применение здоровьесберегающих технологий на уроке
Автор относится к педагогам эмоционально-методического стиля (ЭМС).
В выборе форм, методов и приемов ориентируется на особенности класса, конкретную ситуацию и интуицию. В урочной деятельности придерживается
традиционных технологий с применением интерактивных форм и методов обучения. Вместе с тем изучает новые методы и технологии и применяет их в работе. [15, с. 75]
При организации урока в условиях использования здоровьесберегающих технологий предусматривается:
-эмоциональность и доброжелательность учителя, благоприятный психологический климат, позитивное сотрудничество учащихся;
- чередование видов деятельности;
- использование наглядных пособий;
- включение в деятельность элементов творчества;
- обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода, создание ситуации успеха каждому ученику;
- проведение физкультурных пауз, упражнений на релаксацию, музыкальных пауз;
- оптимальная дозировка домашнего задания.
Уроки проводятся таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Особое внимание правильной посадке учащихся. Ежемесячно меняется положение каждого ученика в классе по отношению к свету. Проводятся специальные физкультминутки для снятия напряжения глаз, пальчиковая гимнастика для расслабления мышц пальцев рук. Используем массажные коврики, которые помогают разнообразить физкультминутки и динамические паузы. В классе сделали игровую стену «Ладошки». Учащиеся наклоняются и прикладывают свои ладони к ладошкам, нарисованным у пола, затем начинают «шагать» по нарисованным ладошкам вверх, «доходят» до верхних ладошек, встав на цыпочки и вытянув руки вверх. Упражнения у стены полезны для осанки, позволяют снимать утомление в мышцах кистей рук.
Очень важным является положительный эмоциональный настрой учащихся на работу, предоставление возможности разностороннего восприятия учебной информации (через слух, зрение), атмосфера взаимного уважения в коллективе, психологический комфорт.
Для создания здоровьесберегающей среды на уроке используются специальные приемы и методики.
Режим смены динамических пауз. Во время урока учащиеся работают то сидя, то стоя, иногда по команде учителя передвигаются по классу. Главное в этой технологии – смена позы.
Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, располагаются в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом тренируют глазные мышцы.
Прослушивание музыки также благоприятно воздействует на организм: человек меньше устает и выполняет больший объем нагрузки. Классическая музыка избавляет от тревожных мыслей. Самой полезной считается музыка В.А.Моцарта.
Для успешной работы необходима хорошая оснащенность учебного кабинета. В кабинете подобран материал, включающий в себя задания и упражнения, различающиеся содержанием, видом и формой, а также схемы уроков, позволяющих гибко и динамично использовать этот материал. Такое разнообразие дает ученику свободу выбора формы задания, стимулирует его к использованию разнообразных способов выполнения. Работа по расширению словарного запаса строится на тщательном отборе нужного и привлекательного для детей материала. Широко используется исторический и местный материал из школьного музея, ИКТ. Проведены классные часы на базе филиала Школы искусств «В гости к мастеру» ( 1.11.2010 года). Встреча с преподавателями Расторгуевой С.Н. («Класс ИЗО»), Королевой С.А. – («Класс Фортепьяно»).
На уроках автор предпочитает методы активной педагогики. Часто применяются проблемный, частично – поисковый, творческий, исследовательский, не исключаются репродуктивные методы, такие как рассказ, беседа, наблюдение. Исследовательский метод отвечает природе ребенка и законам его развития. Дети являются по природе своей прирожденными исследователями. Проводили такие исследования как «Летучие вещества – фитонциды», «Определение запыленности воздуха» и др. Автор использует методические рекомендации З.В. Бродовской (НИПКиПРО,2004) и методическое пособие А.В.Телегиной (НИПКиПРО, 2000). Наряду с традиционной формой урока проводятся урок – путешествие, урок – КВН, урок – игра, урок – экскурсия, урок – конкурс, урок – сказка и др. Такие занятия способствуют развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу и снятию усталости. Каждый из них имеет ряд своих особенностей и позволяет создать атмосферу доброжелательности, помогают зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний.
Примером применения методов проектов является образовательный проект «Лукошко» (недельный). (Приложение 6 )
Одно из важных условий для положительного отношения к учебе - ситуация успеха. Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Однажды пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему. Иногда предлагается заполнить еще до начала урока таблицу готовности по пятибалльной шкале:
5 баллов – хочу знать, могу знать, интересно знать, делать, решать;
4 балла – я готов к работе
3 балла – я не очень хорошо себя чувствую, мне не всегда удается, я отстаю на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь;
(баллов «2» и «1» нет)
Такая таблица готовности помогает увидеть проблемы каждого ребенка и вовремя оказать ему помощь.
Для изучение уровня мотивации и интереса к предмету у третьеклассников использовалась диагностическая методика «Мое учение» (Алоева М. А. Родительские собрания в 3-4 классах/ -Ростов н/Д: Феникс, 2005). Данные исследования представлены на диаграмме:
Рис.10 Уровень мотивации и интереса к учению и к школе. 3 кл. 16.12.2011 г.
II.2.3. Анализ диагностирования учебного процесса
Табл. 1.Динамика успеваемости школьников
Уч. год
Окончили на «5» и «4»
Имеют одну «3»
Учатся на «3»
Уч-ся
%
Уч-ся
%
Уч-ся
%
2008-09
7
46,6
2
13,4
6
40
2009-10
7
54
2
15
4
31
2010-11
7
54
3
23
3
23
Данные, приведенные в таблице 2 позволяют проследить положительную динамику в успеваемости обучающихся. Качественная успеваемость за три года возросла с 46,6% до 54%.
Табл.2. Количество обучающихся начальных классов,
охваченных физкультурно-оздоровительной работой
Уч. год
2008-09
2009-10
2010-11
Количество учащихся всего
70
68
65
Всего охвачено %
100 %
100%
100%
Занимаются в спортивных секциях %
34 %
36 %
28 %
Охват обучающихся начальной школы физкультурно-оздоровительной работой составляет 100 %. Из них посещают спортивные секции в среднем 33% детей. Это уменьшение посещающих спортивные секции объясняется тем, что в 2010-11 году в школе увеличилось число классов-комплектов (два первых класса), а в спортивные секции ходят дети 3-4 классов.
Техника чтения отслеживается ежемесячно, что дает учителю возможность судить о ее результатах и корректировать индивидуальную работу с учеником. В итоговой карте отмечается скорость и качество чтения каждого ребенка. В таблице представлены итоговые результаты в целом по классу.
Данные 1-го класса на начало уч. г.
Табл. 3. Техника чтения учащихся (чел./ %)
Показатели
1 кл.
%
2 кл.
%
3 кл. (1-е полугодие)
%
Выше нормы
6 чел.
40
8 чел.
62
7 чел.
55
Норма
6 чел.
40
3 чел.
23
5 чел.
37
Ниже нормы
3 чел.
20
2 чел.
15
1 чел.
8
Количество учащихся, не читающих норму, за данный период уменьшилось с 20 до 8%. Динамика увеличения детей, читающих норму и выше, увеличилась с 40% до 46 %.
Результаты итоговой комплексной работы за 2-й класс (2010-11 уч. г.) по стандартам второго поколения (О. Логинова, С. Яковлева, М., Просвещение, 2010) представлены на рис.11. Работу писали 12 человек, один ребенок освобожден от выполнения работы (дисграфия и дислексия).
Рис.11. Результаты итоговой комплексной работы во втором классе.
Табл. 4. Итоговое тестирование по окружающему миру 2 класс 2010 - 2011
Ка
0,9 - 1
0.8 – 0,9
0,7 – 0,8
Менее 0,7
Оценки
«5»
«4»
«3»
«2»
К – коэффициент усвоения а – количество правильно выполненных учащимися операций Р – общее число операций
Ка = а : Р
Рис. 12. Итоговое тестирование по окружающему миру 2 класс
Результаты мониторинга математической подготовки учащихся начальной школы (Мониторинг 2009) (Приложение3).
Результаты математического конкурса-игры «Кенгуру-2009» (Приложение 4).
Результаты игрового конкурса по естествознанию «ЧИП-2010» (Приложение 5).
Все методы диагностики работают на достоверную и объективную информацию об ученике и для организации коррекционной работы с учащимися.
II. 3. Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности
Одно из направлений работы по формированию у младших школьников здорового образа жизни - это различные мероприятия, на которых дети учатся быть здоровыми; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Такие занятия способствуют профилактике детского травматизма и различных заболеваний; расширению знаний о физической культуре и спорте. Эти занятия проводим с привлечением различных специалистов. Например, ежемесячные Дни Здоровья помогают проводить организатор ОБЖ Соловьев Ю. П., учитель биологии и руководитель экологического объединения «ЮнЭк» Кутькина З. П., социальный педагог Тихонова Р. П., методисты СДК и медработники.
Дети любят играть. Это стремление используется в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость. Спортивные мероприятия, разные по форме проведения, очень привлекают учащихся. Многие из них проводятся на открытом воздухе.
Уроки здоровья – это конкурсы и семейные праздники, практические занятия и викторины, заочные экскурсии и путешествия, презентации, утренники, занимательные беседы. Содержание уроков здоровья представлено в отчетах по работе МО и др. (Приложение 2, 6)
Тематика уроков по правильному питанию представлена в рабочей тетради «Разговор о правильном питании» ( М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Москва, 2004).
Для проведения уроков по ОБЖ используем пособие «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» ( CD Мин. образов. и науки РФ МЧС России.), которое основывается на просмотре и обсуждении учебного видеофильма. Тема занятия раскрывается в видеофрагменте, актуализация знаний происходит путем выбора правильного ответа на предложенные вопросы.
Результаты уроков здоровья:
-осознание обучающимися ценности здоровья и представления о здоровом образе жизни;
-понимание роли полезных привычек в сохранении здоровья ;
-осознание губительного влияния вредных привычек на здоровье человека;
-освоение норм здоровьесберегающего поведения в мире природы и людей.
Все вышеперечисленные мероприятия подтверждаются документально (Приложение 2, 6, 7 ).
II. 4. Работа с родителями
Проблема состояния здоровья учащихся и его сбережения постоянно поднимается в работе с родителями. Перед тем как начать работу над данной методической темой, было проведено анкетирование родителей, а также родительское собрание по изучаемой проблеме. (Приложение 6 )
Анкетирование родителей помогло получить необходимую информацию об особенностях здоровья детей. На родительском всеобуче обсуждены «Режим дня школьника», «Беседа о правильном питании», «Детские неврозы и их профилактика», «Гармония общения – залог психического здоровья ребенка», «Компьютер: за и против» и др.
Для школьников и их родителей оформили сменный стенд «Сам себе я помогу и здоровье сберегу». Систематически проводятся Дни открытых дверей. Это привлекает родителей, посещаемость таких уроков 80 -90 %. По результатам медико-педагогических обследований учащихся проведены индивидуальные консультирования родителей. Организованы встречи с психологом и логопедом района, сельским педиатром и социальным педагогом школы. Составлена карта здоровья класса. Количество пропущенных уроков по болезни в первом классе (2009-2010) за год составило – 668, а во втором классе (2010 -2011) - 926. Это еще один повод для работы учителя совместно с родителями по созданию условий для сохранения здоровья детей. (Приложение 6).
II. 5. Работа МО «Детство» по созданию условий для здоровьеформирующей деятельности
За последние три года улучшилась оздоровительная инфраструктура школы: проведен ремонт спортивного зала, вставлены пластиковые окна, оборудованы две спортивные площадки, в кабинетах начальных классов установлены умывальники, оформлены зеленые уголки, приобретены ковры и спортивное оборудование для спортивных игр. Зимой оборудуется горка и лыжня.
В школьной столовой работает квалифицированный повар. В настоящее время горячим питанием охвачены все дети.
В кабинетах соблюдается воздушно-тепловой и световой режим.
Во второй половине дня для детей проводятся занятия в школе искусств, спортивные секции, кружки по интересам на базе школы и СДК.
Окружение школы позволяет проводить занятия на свежем воздухе: рядом лес, озеро, река, овраг. Это экскурсии, походы выходного дня, турслеты, игры и пр.
Летом при школе работает оздоровительный лагерь, который посещают до 90% детей начальной школы.
Что удалось сделать?
Разработана программа по теме «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения».
Проведен круглый стол для учителей начальных классов, на котором составили план работы по ее реализации на разных этапах.
Добиться осознания учителями начальных классов необходимости и возможности решения поставленной цели, включить учителей в поисковую деятельность по овладению инновационной методикой преподавания.
Руководителем МО с каждым педагогом было проведено собеседование о том, как можно реализовать поставленные задачи через урок, как вычленить тему ЗОЖ в предмете через тематическое планирование, что можно изменить в содержании, использовать в структуре, методике урока, чтобы научить ребенка работать и сохранить его здоровье, а также привить навыки здорового образа жизни.
Для организации выполнения плана МО сумело объединить и скоординировать усилия участников педагогического процесса и включить их в активную работу.
Единомышленниками и помощниками в проведении различных мероприятий стали зам. директора по ВР Кутькина З. П., организатор ОБЖ Соловьев Ю. П., медицинские работники, специалисты СДК и сельской библиотеки.
Обеспечить пропаганду педагогических знаний и индивидуальную помощь для родителей, необходимую для выполнения поставленной цели.
На базе МО проведены районные семинары учителей начальных классов, которые получили высокую оценку коллег и методистов:
- Обмен опытом работы МО «Детство» по реализации программы «Здоровье» (10.02.2009);
- «Школа – территория здоровья (14.04.2010)
9. Проведены открытые уроки и мероприятия:
- Окружающий мир 1 кл. «Правила гигиены» (2010, Рябухина В. П.);
-Русский язык 4 кл. «Экологическое путешествие» (2010, Вдовина А. Г.);
- Чтение 2 кл. «Носов Н. На горке» (2009, Рунц М В.);
- Утренник «Живая газета» (2010)
- «Праздник каши» (2009) и др.
Учителя школы активно участвуют в работе районного МО, профессиональных конкурсах «Учитель года» (Рябухина В. П., Рунц М. В.), «Урок года» (Рунц М. В.).
Все учителя прошли курсы по программе «Обучение с Intel», своевременно проходят переподготовку в НИПКиПРО, занимаются самообразованием.
(Приложение 2, 6, 7 )
III. Обобщение и распространение педагогического опыта. Профессиональные достижения учителя
Присвоено звание «Отличник народного просвещения» 1993 г.
Защита на высшую квалификационную категорию:
- самоанализ по теме «Формирование у младших школьников учебной мотивации» 2001;
- подтверждение самоанализ по теме «Формирование учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешного обучения»- 2006;
Автор систематически повышает уровень педагогического мастерства обучаясь на курсах повышения квалификации в НИПК и ПРО. Последние курсы «Модернизация литературного образования младших школьников при переходе на ФГОС» 2010 (108 час.). Во время обучения сданы зачеты по темам: «Современные технологии в литературном образовании младших школьников» и «Проектная деятельность на уроках литературного чтения».
Участие в профессиональных конкурсах и фестивалях:
- «Учитель года -2004»;
- «Инновации в образовании» (тема «Работа МО «Детство» по внедрению в образовательное пространство здоровьесберегающих технологий», 2009;
- УЧСИБ -2009.
Работа в составе жюри районных этапов конкурсов «Учитель года -2003 и 2009», «Урок года – 2008».
Руководство школьным МО учителей начальных классов (на протяжении 15 лет);
Опыт работы автора представлен на МО учителей начальных классов Колыванского района, проведенных на базе МБОУ «Новотырышкинская СОШ»:
- Окружающий мир 1 кл., открытый урок «Правила гигиены» (2010);
- Экологический утренник «Живая газета» (2010), «Праздник каши» (2009).
Выступление на педсоветах: «Опыт работы учителя. Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива» (2010), «Из опыта работы МО «Детство». Технология подготовки и проведения родительских собраний» (2011);
Выступление перед родителями: «Безопасный мир ребенка» (2009), «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии» (2010), «Дайте ребенку радость умственного труда, радость успеха в учении» (2011) и др.
Наставник молодого специалиста учителя начальной школы Рунц М. В.;
Руководство педагогической практикой студенток Болотнинского педучилища Свириной Л. , и НГПУ Рябухиной Е.
Подготовка с детьми исследовательского проекта «Зимний букет» на V районную научно-практическую конференцию школьников «Моя малая Родина» (2009);
Награждение почетными грамотами начальника управления образования администрации и Главы администрации Колыванского района и др.
В дальнейшем автор планирует пройти курсы в НИПКиПРО по ФГОС и теме «Использование современных образовательных технологий, в том числе и информационно - коммуникационных, в процессе обучения предмету»
Автор владеет работой с ПК, имеет личную методическую библиотеку, пользуется услугами библиотеки НИПКиПРО, школьной, сельской и ИНТЕРНЕТ-ресурсами.
(Приложение 2, 6,7)
Заключение
Работая над темой «Создание здоровьесберегающего пространства как условие повышения качества образования» автор проанализировал и обобщил опыт педагогической деятельности по данному направлению.
В самоанализе обоснована актуальность проблемы здоровьесбережения для конкретной школы, определены основные теоретические аспекты этой технологии, представлены и проанализированы фактические показатели работы педагога как учителя и руководителя МО «Детство» по данному направлению.
Анализ этих данных позволил автору выявить позитивные достижения обучающихся в учебной и внеурочной деятельности, увидеть проблемы, которые необходимо учитывать в дальнейшей коррекционной работе с классом, родителями и коллегами.
Конечно, учитель не в состоянии положительно повлиять на все аспекты здоровьясбережения ребенка в силу объективных обстоятельств. Но уже то, что он может сделать для этого в повседневной школьной жизни, дает определенные положительные результаты. Если педагогу удалось создать комфортное пребывание ребенка в школе, то это непременно положительно скажется на его отношении к учебным занятиям и их результатам – успешному усвоению материала. И в этом позитивные показатели в работе автора, несомненно, есть.
Результаты исследования представлены документально в таблицах, диаграммах, видеозаписях, презентациях, фотографиях, поощрениях и отзывах коллег. Сделано приложение, представлен список использованной литературы.
Таким образом, подтверждена актуальность темы самоанализа. Выбранные методы исследования помогли выполнить намеченные цели и задачи.
Более полное представление об авторе, его учениках и методах работы можно получить при просмотре приложения.
Литература
Агеева С.В. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. Справочник классного руководителя. №10-2009.
Алоева М. А., Бейсова В.Е. Родительсие собрания в 3 – 4 классах /Изд. 2-е, перераб. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
Апсина Д. А. Укрепление здоровья сельских школьников. Справочник руководителя сельской школы. №5-2007.
Богомолов В. Тестирование детей/ Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
Бродовская З.В. Наблюдай и разгадывай тайны природы: методические рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы в начальной школе. – Новосибирск, изд-во НИПКиПРО. 2004.
Дневник классного руководителя начальной школы / Дюкова О. В. Юпина В. Н. Изд. «ВАКО», 2007.
Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников – Волгоград: Учитель, 2009.
Логинова Н.А. Программа «Здоровье» в школе. Справочник классного руководителя. №10 – 2007.
Максимова Е.К. Формирование здорового образа жизни. Справочник классного руководителя. №8-2007.
Олиференко Л.Я. Аттестация учителей начальных классов. Методические рекомендации. Москва, -2005.
Панченко Н. А. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя – Волгоград: Учитель, 2007.
И. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования. Начальная школа.№9-2008
Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
Телеганова М.В. «Интересно. Весело. Полезно». Интеллектуальные игры для младших школьников. Из опыта эколого-краеведческой работы: методическое пособие. – Новосибирск: изд-во НИПКиПРО.- 2006.
Тетрадь по педагогической практике. Новосибирский государственный педагогический университет, 1999.
Чугунова Н.П. Беречь здоровье учащихся – задача каждого учителя. Начальная школа. № 9-2008.
Приложение:
Основные принципы здоровьесбережения, используемые автором.
Отчет о деятельности МО «Детство».
Результаты мониторинга математической подготовки учащихся начальной школы.
Результаты математического конкурса-игры «Кенгуру-2009».
Результаты игрового конкурса по естествознанию «ЧИП-2010», «ЧИП-2011».
CD № 1:
Родительское собрание№1;
Родительское собрание №2;
Здоровьесберегающие технологии (презентация);
1 класс (воспитательные мероприятия, что сделано);
Утренник «Живая газета»;
Проект «Овощи»;
Урок чтения;
День открытых дверей.
7. CD № 2 Опыт работы МО (видеозаписи):
2008-09, 2009-10;
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Рисунок 1Диаграмма 1Диаграмма 2Диаграмма 1Диаграмма 9Диаграмма 5Диаграмма 6Диаграмма 1015