Профилактика насилия в семьи Жестокое обращение с детьми — что это?


ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
I-III ст. №55 им.А.Г.КОРЖА

«Как воспитывать детей знает каждый, за
исключением тех, у кого они есть…»
(Патрик О. Рури)
Подготовила:психолог Калашникова Н.Л.
2015-2016 уч.г.год
Содержание:
Предисловие.
Жестокое обращение с детьми – что это?
Влияние жестокого обращения с ребенком на его физическое здоровье.
Основные пути и условия формирования нравственности и духовности ребенка в семье.
Заключение.
Памятки.
Предисловие
Семья-колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между членами семьи, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность и однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.
Вспоминая сюжет короткометражного художественного фильма Ролана Быкова «Любочка», понимаешь, как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить.
Семья может выступать в качестве положительного так и отрицательного фактора воспитания. Никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени из – за чрезмерной загруженности на работе, забывают или, может быть даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому- то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с ними.
Можно сказать, что российские семьи оказались в кризисном положении, от которого больше всего страдают дети. Из года в год растет количество детей, которые испытывают жестокое обращение в собственной семье.
К, сожалению, современная российская семья – самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия: от физического до экономического, от сексуального до морально- психологического…
Глава1.
Жестокое обращение с детьми –
что это?

Далее о жестоком отношении к детям в тезисах.
Под жестоким отношением с детьми следует понимать любое действие или бездействие по отношению к нему со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в результате которого причиняется вред его физическому или психическому здоровью, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию.
Жестокое обращение с д
Юридическое–деянияродителейпоотношениюкребенку, запрещенныезаконом, ихсовершениевлечетопределенныеправовыепоследствия.
Медицинское–действияилибездействиеродителей, приведшее к наступлению последствий, потребовавших оказания ребенку медицинской помощи.
Социологическое–насильственные действия родителей, обусловленные дисфункциональными детско-родительскими отношениями.
Психологическое–действия родителей, устранение последствий которых требует оказания ребенку психологической помощи.
Причина жестокого обращения с детьми
Социально-психологическая незрелость ребенка, его зависимость от родителей или лиц, их заменяющих, в результате чего ребенок оказывается удобным, а зачастую единственновозможным объектом для демонстрации этими лицами своей власти и контроля либо отреагирования отрицательных эмоций.
Отличия жесткого обращения с ребенком от других форм насилия
Закрытость семьи от внешнего контроля, что затрудняет как своевременное выявление жертв, так и оказание им помощи.
Зачастую ребенок неполучает поддержки со стороны значимых взрослых и вынужден самостоятельно справляться с насилием.
Постоянный контакт жертвы и насильника.
Привязанность ребенка к насильнику, использование виновным доверия ребенка.
Безусловный авторитет родителей, вследствие чего виновным в насилии ребенок считает себя.
Физическое насилие
Умышленное нанесение ребенку телесных повреждений, а также любое иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), в результате чего причиняется вред его физическому или психическому здоровью, нарушается нормальное развитие или создается реальный риск возникновения таких последствий. Физическое насилие может проявляться в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.
Психическое (эмоциональное) насилие
Систематические оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения к нему или отвержение, которые приводят к возникновению устойчивых эмоциональных или поведенческих нарушений.
Психическим насилием будет так же однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению посттравматического стрессового расстройства; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации.
Сексуальное насилие
Вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путем злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), что причинило вред его физическому или психическому здоровью либо нарушило психосексуальное развитие ребенка.
Мотивы сексуального насилия
Случайное (расторможенность влечений в состоянии опьянения).
Удовлетворение полового влечения (нарушение сексуального влечения по объекту).
Демонстрация власти и контроля
Пренебрежение основными потребностями ребенка
Постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.
Глава 2. Влияние жестокого отношения к ребенку на его физическое здоровье.
Жестокое отношение к ребенку может повлечь за собой:
Смерть.
Вредздоровью.
Инвалидизация.
Отставание в физическомразвитии.
Инфекционные заболевания, в том числе передаваемые половым путем.
Психосоматические болезни.
Беременность в подростковом возрасте.
Влияние на психическое здоровье
Задержка психического развития.
Расстройства адаптации.
Эмоциональные нарушения: депрессия, тревога, страх.
Снижение самооценки, восприятие себя как испорченного, беспомощного.
Плохая успеваемость в школе.
Нарушения поведения: агрессивность, уходы из дома, сексуализированное поведение, промискуитет.
Трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Социальные последствия
Неспособность стать эффективным членом общества.
Девиантное поведение: алкоголизм, наркомания, проституция, противоправные действия.
Неспособность стать хорошим родителем и семьянином. Жестокое обращение с собственными детьми
Факторы риска жестокого обращения с ребенком
1. Особенности личности родителей:
Неразвитость родительских навыков, использование неправильного педагогического подхода;
Детский опыт жестокого обращения в собственной семье;
Неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка (предъявление к ребенку требований, несоответствующих его уровню развития или возможностям);
Проблемы со здоровьем;
эмоциональная неразвитость.
2. Особенности семьи:
структурная неполноценность семьи;
отсутствие стабильных эмоциональных связей, знаний о привычках, характере и интересах друг друга;
многодетность.
3. Особенности ребенка:
наличие у ребенка стертых форм психических расстройств, нарушающих поведение и затрудняющих обучение;
проблемы со здоровьем;
глубокая социально-педагогическая запущенность, отсутствие навыков жизни в семье;
опыт жестокого обращения в родной семье;
ребенок не может оправдать, возлагавшихся на него ожиданий, либо имеет особенности поведения, неприемлемые для членов замещающей семьи;
девиантное поведение, агрессивность;
неадекватные ожидания ребенка от замещающей.
Глава 3. Основные пути и условия формирования нравственности
и духовности ребенка в семье
Опираясь на труды педагогов Сухомлинского, Варюхиной, Климовой –Фюнгеровой и других исследователей, выделим следующие методы и условия формирования нравственности у ребенка в семье:
Атмосфера любви и сердечной привязанности, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
Атмосфера искренности. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность и как следствие отсутствие веры в слова взрослого.
Разъяснение. Чтобы слово воспитало, оно должно оставлять след в душе, мыслях ребенка, а для этого нужно учить вникать в смысл слов. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Подростки требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Дошкольника убеждает глубокая вера в слова взрослых. С ребятами старшего школьного возраста можно и нужно размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность сближает взрослого и ребенка.
Крайней мерой Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Ребенок должен знать, за какое конкретное дело его наказывают и почему оно плохое.
Порицание. Надо суметь, не оскорбляя ребенка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям.
Запрещение. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям: «можно», «надо», «нельзя».
Регулярный труд в присутствии ребенка и вместе с ним.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию его нравственности.
Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Родители любят своих детей, боятся за них, заботятся. Но редко понимают. Могут проглядеть душевную драму, отравить первую любовь. Любовь становится незаметной, повседневной, исчезают доверие и искренность. Когда такое происходит между супругами, они расходятся. Но куда податься детям?
Заключение
В заключении хочется обратиться с просьбой: исключите проявления жестокости из своего обихода. Ведь не зря гласит народная мудрость: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом»; «Каковы батьки- матки, таковы и дитятки»; «Каков батька, таковы и детки» (народная мудрость), «Отец должен быть для своих детей другом…, а не тираном» (В. Джоберти – итальянский политический деятель); «Когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглянетесь назад, почему вы не приступите к ревизии вашего собственного поведения?» (А.С. Макаренко).
Ребенок должен воспитываться в любви, алюбовь, мы узнаем, прежде всего, в семье. Дети часто не разбираются в собственных потребностях и чувствах, и все-таки у каждого из них есть свой язык любви. Чтобы воспитать ребенка правильно, родители должны знать его язык любви. А когда ребенок слишком мал, и невозможно определить его язык, нужно говорить на всех:
Слова поощрения –мы редко хвалим детей, мы замечаем только их ошибки.
Время – вам нужно проникнуть в мир вашего ребенка. Пусть его интересы станут вашими. Не жалейте на это времени. Хотя бы несколько минут в день. Помните, это главное.
Подарки – не увлекайтесь ими. Иначе они теряют всякий смысл, а у ребенка формируется ложная система ценностей. Но если вы тщательно выбираете их, и дарите их со словами любви, тогда вы удовлетворяете потребность в любви.
Помощь – помогайте с любовью.
Прикосновения – любому ребенку необходима ласка. Но учитывайте при этом его возраст, темперамент и т.д.
Памятка родителям.
Внимание! Перед тем, как взяться за ремень или наносить ему оскорбления:
Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется. Не действуйте сгоряча!
Подумайте, не требуете ли вы от ребенка слишком многого.
Подумайте: может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию.
Помните, что вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.
Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.