программа кружка эколого биологического направления Юннаты

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ - АБАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»






ПРОГРАММА
«Исследователи природы»

НАПРАВЛЕНИЕ: эколого-биологическое
(срок реализации два года, возраст учащихся 10-14 лет)










втор: учитель биологии
Ефимова Галина Петровна

п.г.т. Усть-Абакан 2006 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы
  Программа «Исследователи природы» направлена на создание благоприятных условий для развития интереса к охране окружающей среды и исследованию природы, допрофессиональную подготовку детей и выбор профессий, связанных с экологией, зоологией, ботаникой, географией, сельским хозяйством, профессией краеведа, исследователя природы. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков и подготовки учащихся к самостоятельной трудовой жизни.

Новизна, актуальность, целесообразность

  Актуальность программы «Исследователи природы» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родную природу, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой. Данная программа рассчитана на использование в школах сельской местности, где имеются земельные площади или УОУ для организации практи-ческой деятельности учащихся по охране окружающей среды и по сельскохозяйственному труду. Программа «Исследователи природы» 4 - 7 кл. разработана в соответствии с основными положениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы. В процессе обучения учащиеся должны получить основательную общетрудовую подготовку работы на земле, способствующего их гражданскому становлению, нравственному и интеллектуальному формированию, физическому развитию личности. Организация внек-лассной работы с учащимися позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, помогает школе в решении задач экологического воспитания и способствует лучшему усвоению программного материала. В процессе занятий большое внимание уделяется выращиванию растений, проведению исследований, наблюдений и опытов. Программа предусматривает активное и посильное участие кружковцев в охране зелёных насаждений. В плане обязательно изучение законов по охране окружающей среды, определение экологической ситуация на территории поселка, категории экологических проблем: влияние выхлопных газов на развитие растений; защита территории школы от их воздействия.
В настоящее время не многие школы сохранили свои пришкольные участки-огороды. В полном объёме они функционируют, пожалуй, в сельских школах, в том числе и в нашей.  Мы считаем, что роль пришкольного участка-огорода очень велика в экологическом воспитании подрастающего поколения.  Пришкольный участок - это  для учащихся  своего рода «азбука» земли. Большая часть практических работ проводится непосредственно на учебно-опытном участке, прививая кружковцам навыки исследования растений и бережного отношения к природе. Эта тема проходит красной нитью на всех занятиях, связанных с изучением природы. В работе кружка предусматривается проведение массовых мероприятий: выставки цветов, выставки плодов и овощей, и т.д. Кружковцы в школе активные помощники учителям, инициаторы общественно-полезной работы по охране природы среди учащихся. Занятия в кружке детей содействуют направленному трудовому воспитанию, развитию любви к земле, родному краю, интерес к сельскохозяйственным профессиям, формированию стремления овладеть этими профессиями. Практические работы на пришкольном участке играют большую роль в трудовом и профориентационном воспитании учащихся. С малых лет у школьников формируется представление о растительности как об основном источнике жизни на земле и воспитывается бережное отношение к растениям; для учащихся предоставляется возможность применить на практике теоретические знания, полученные на уроках биологии. Пришкольный участок используется как основной источник для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого  невозможно вести занятия кружка и уроков биологии на уровне современных требований. А так же используется для выращивания овощей для школьной столовой.  Кроме того учащиеся привлекаются к общественно - полезному труду. К работе на пришкольном участке привлекаются старшеклассники школы. На весенней обработке почвы, посадке и уборке картофеля работают совместно все кружковцы и учащиеся школы.  Выбор культур для выращивания определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, условиями школы и возможностями в  приобретении семян и посадочного материала. Летнюю практику учащиеся 4-7-х классов проходят с большим желанием. Работой учащихся руководят учителя по специально составленному графику. Особое внимание уделяется оформлению цветников. Растения подбираются с таким расчетом, чтобы цветение продолжалось в течение всего лета до снега. Мы считаем, что пришкольная территория должна быть украшением поселка, вызывать чувство гордости у учащихся за участие в создании такой красоты.   В настоящее время большое внимание придается благоустройству городов, сел, территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Если театр начинается с вешалки, то школа- с пришкольного участка. И в каждой школе нашего района стремятся обустроить его с наибольшей пользой для здоровья детей и взрослых. Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших. Здесь, с 4-го класса, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии. Многие выпускники школы станут работниками сельского хозяйства, поэтому очень важно, чтобы они имели определённый уровень экологической грамотности.

Целью данной программы является:
Создание благоприятных условий для развития интереса к охране окружающей среды и исследованию природы, подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, реализация естественных потребностей детей в деятельности, познании, общении, формирование экологического сознания подрастающего поколения, обеспечивающего выбор целесооб-разного поведения в природе, эмоционально-положительного отношения к природе.

Задачи программы:

Образовательные
Обучить:
- экологической терминологии;
- умению пользоваться терминами для составления характеристики представителей флоры и фауны;
- распознаванию основных видов растений Хакасии на экскурсиях, по коллекционным и гербарным образцам;
- использованию методов исследования природы;
- правилам поведения в природе;
- умениям работать с литературой;
- трудовым умениям в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»;

Воспитательные
Воспитывать:
- интерес к предмету экология;
- гуманное отношение к природе;
- желание заниматься наукой;
- эстетическое отношение к миру, чувство любви к природе родного края;
- понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой, стремление к гармонизации отношений личности с социоприродным окружением;
- эстетические чувства( умение видеть и почувствовать красоту, восхититься ею, желание сохранить ее);
- ответственность за состояние окружающей среды, формирование умения правильно оценивать свои действия в быту и на производстве с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.

Развивающие
Развивать:
- устойчивый интерес к растениеводству и цветоводству;
- познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение);
- мыслительные операции (сравнение, сопоставление, классификация, обобщение;
- творческое воображение и эстетическое восприятие средствами дизайна в оформле-ния цветников;
- интерес к отраслям народного хозяйства и массовым сельскими рабочими профес-сиями.
Формировать:
- научные взгляды на развитие агроэкосистемы пришкольного участка;
- убеждения в необходимости соблюдения экологических норм в работе на приш-кольном участке и готовности пользоваться правилами поведения в рациональном землепользовании;
- экологическую культуру и экологический стиль мышления.
Исследовательские:
- работать с литературой;
- составлять конспект;
- ставить простейшие экологические эксперименты;
- проводить микроисследования растений и насекомых;
- раскрывать социальную роль исследовательской деятельности;
- обеспечивать научными знаниями учащихся о проблемах экологии и направлениях их разрешения.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является то, что программа «Исследователи природы» направлена, прежде всего, на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе растениеводства, краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков. Данная программа интегрирует дисциплины: экологию растений, экологию животных, геоэкологию, краеведение и географию Хакасии.
Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: семинары, игры, путешествия, экологические сказки, конференции. Из практических методов -  практические, мониторинговые занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание проектов и их защита. В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в поселке.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы: 10-14 лет.
Срок реализации программы рассчитан на 2 года обучения

Формы  и режим проведения занятий
Основные формы и методы работы с детьми по программе подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому.
Теоретический подход обеспечивается такими формами и методами обучения, как рассказ, дискуссия, экологическая беседа. Доклады, семинары, обобщающие занятия (в форме КВН), занятия-путешествия, например: «Тарханиха - естественное природное сообщество живых организмов» и др.
Практические навыки и умения учащиеся получают непосредственно на рабочем месте, это теплица и пришкольный участок. Своевременное, аккуратное и тщательное выполнение порученной работы, содержание в порядке оборудовании я, инвентаря и инструментов, соблюдение всех правил техники безопасности при работе с острыми инструментами и сельскохозяйственным инвентарём входят в учебно-воспитательные задачи кружка. В конце каждого занятия подводятся итоги коллективного труда. Организован взаимоконтроль, заслушиваются сообщения о результатах своих исследований и наблюдений. Участок школы является неотъемлемой частью кабинета биологии, "зеленой лабораторией" под открытым небом, где учащиеся выполняют большую часть практических работ, предусмотренных учебной программой.
Количество часов в неделю - 9 (4 раза в неделю по 2 часа и 1час индивидуальной работы с детьми)
За год – 324 часа
Подготовительная работа начинается в начальном звене школы. С 4 класса учащиеся знакомятся с пришкольным участком, выполняют элементарные работы по выращиванию сельскохозяйственных культур. В курсе природоведения получают понятие о сообществе поля, сада, знакомятся с видовым составом животных и растений, о их взаимосвязях. В разделах "Поле и человек", "Сад и человек" (учебник "Природоведение" 3-4 класс) рассматриваются взаимосвязи живой природы и человека, вопросы охраны искусственного природного сообщества. В целом в курсе биологии и сельскохозяйственных трудов последовательность изучения взаимодействия общества и природы включает несколько этапов:
На первом этапе формируются мотивы необходимости и желания, стремления и интересы к познанию объектов природы и явлений живой природы. Здесь зарождается познавательная потребность и интерес к экологии. Некоторые методы и методические приемы в системе уроков биологии и сельскохозяйственных трудов при изучении агроэкосистемы пришкольного участка. Характер отношения школьников к живой природе - к растениям, животным, природным сообществам в целом, здоровью самого человека - определяется глубиной экологических знаний, степенью развития потребности и привычки соблюдать моральные и правовые нормы и предписания, усвоением народных природоохранных традиций.
На втором этапе необходимо формулировать экологические проблемы как следствие реальных противоречий между человеческим обществом и живой природой. Прогнозируются возможные изменения природных систем на основе деятельности человека как экологического фактора.
На третьем этапе школьниками осознаются причины возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути их решения.
На четвертом этапе раскрываются научные основы взаимодействия человека и общества с экологическими системами на основе идей охраны природы.
Пятый этап - практический. На этом этапе обеспечивается реальный вклад школьника в дело сохранения среды обитания человека, овладение нормами рационального природопользования. Методы и приемы формирования экологической ответственности на каждом этапе направлены на переведение во внутренний, мировоззренческий план внешне заданных экологических ориентиров: научных понятий, моральных и правовых принципов и правил, этических категорий, конкретных научных идей, выражающих познавательное отношение человека к природе. Данным поэтапным изучением мы руководствуемся в изучении данной образовательной программы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- Участие и победа в выставках, фестивалях, учебно-исследовательских конференциях, экологических слетах;
- участие и победа в различных конкурсах (пришкольных участков, Юннат-2010 и др.), научно-практических конференциях и т.д.;
- выращенная в достаточном количестве рассада овощных и цветочно-декоративных культур;
- хороший урожай овощных культур;
- хороший урожай бобовых культур;
- хороший урожай фруктовых и ягодных культур;
- необычайный дизайн цветников на пришкольном участке (за время работы кружка «Юные исследователи природы» дизайн цветников не повторялся);
- облагораживание дополнительных территорий поселка (ДК Гагарина, центральная площадь поселка, мемориал Вечная слава, детская поликлиника и др.);
В результате освоения данной образовательной программы учащиеся

Должны знать:
- основные экологические термины, характеризующие представителей флоры и фауны Хакасии;
- основные виды растений и животных Хакасии;
- правила ведения наблюдений, полевых исследований;
- особо охраняемые территории и памятники природы Хакасии.

Должны уметь:
- выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;
- доказывать наличие взаимовлияний и взаимосвязи между организмами на примере растения;
- проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений;
- оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);
- применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»;
- различать лесные и степные биоценозы, биоценозы живых организмов, памятники природы;
- различать охраняемые растения и животные Хакасии;
- работать с литературой;
- применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.
Схема проверки уровня освоения программы:

игры, викторины, турниры, зачеты, итоговые занятия - внутри учебных групп;
участие в олимпиадах (поселковых, республиканских, специализированных) - на уровне учебных групп и учебного подразделения;
участие в исследовательских конференциях и конкурсах - как внутри учебных групп, так и на уровне учебного образовательного учреждения, а также в районных и республиканских.

Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Всего часов
Теория
Практика

1
Вводное занятие. Предмет и задачи программы
2
2


2
История развития экологического движения в Хакасии.
2
2


3
Мониторинг экологического состояния природы Хакасии.
Методы исследования природы Хакасии:
А) Фенологические наблюдения в природе
Б) Мониторинг, виды мониторинга
В) Наблюдения за насекомыми Г) Определение запыленности воздуха в помещении, на пришкольной территории Д) Определение качества питьевой воды
14






2 2 2

2
2







2
2

4
Осень в природе
6
4
2

5
Осенние работы на пришкольном участке
84
10
74

6
Определение растений. Гербарий
8
2
6

7
Ботанический практикум по морфологии растений
6
6


8
Растения осенью
8
6
2

9
Проведение исследований осенне-зимний период
20

20

10
Флора Хакасии и Усть-Абаканского района
1.Растительность степной зоны 2. Леса Хакасии 3. Редкие виды растений Хакасии 4. Грибы Хакасии
8

2
2
2
2


11
Фауна Хакасии и Усть-Абаканского района
1. Рыбы, охрана рыб
2. Птицы Хакасии
3.Млекопитающие, видовое разнообразие, значение и охрана
4. Рептилии нашего края
8

2
2

2
2


12
Почвы Хакасии и Усть-Абаканского района
1. Почвы области и района
2. Почвенные обитатели, их приспособленность к условиям жизни в почве.
4

2

2


13
Почва и её плодородие
12
10
2

14
Семена
8
6
2

15
Сорная растительность и меры борьбы с ней
6
4
2

16
Вредители и болезни с/х культур, меры борьбы с ними
8
6
2

17
Закрытый и защищенный грунт
8
6
2

18
Растения зимой
6
6


19
Охрана природы
8
6
2

20
Фитонцидные свойства растений
4
4


21
Комнатные растения
12
6
6

22
Подготовка к опытнической и исследовательской работе
16
4
12

23
Весна в природе
6
4
2

24
Весенние работы в теплице и на пришкольном участке
30

30

25
Проведений исследований в весенне-летний период
30

30


Итого часов
324
124
200


Содержание изучаемого курса:
1. Вводное занятие. Ознакомление кружковцев с планом работы в кружке, знакомство с учебно-опытным участком.
2. История развития экологического движения в Хакасии. Ознакомление с историей развития экологического движения, в Хакасии, районе и в школе.
3. Мониторинг  экологического состояния природы Хакасии. Знакомство с методами исследования природы, фенологические наблюдения в природе, мониторинг, виды мониторинга, наблюдения за насекомыми, определение запыленности воздуха в помещении, на пришкольной территории, определение качества питьевой воды.
4. Осень в природе. Значение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Сезонные явления в природе осенью. Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев и кустарников. Сравнение окраски листьев у различных деревьев, кустарников и у одного дерева, но в разных частях кроны.
Практическая работа. Сбор листьев для определения видов деревьев и кустарников, для составления коллекции. Сбор семян. Ведение записей в дневнике по наблюдениям за погодой.
5. Осенние работы на пришкольном участке. Овощные культуры. Значение овощных культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных. Сроки созревания отдельных культур, время и техника уборки урожая. Осенние работы на участке овощных культур. Разнообразие цветущих растений в цветнике. Наиболее распространенные однолетние цветочно-декоративные растения. Влияние погодных условий на продолжительность цветения растений. Сбор семян. Признаки созревания семян у цветочно-декоративных растений, техника сбора семян, первичная обработка, условия хранения.
Практическая работа. Наблюдения за созреванием овощных культур, образование плодов, их созреванием. Наблюдения над продолжительностью цветения, созревания семян цветочно-декоративных растений. Посадка однолетних растений в горшки для продолжения цветения в условиях теплицы. Составление коллекции семян. Участие в уборке и учете урожая овощных культур. Удаление с участка послеурожайных остатков, сорняков. Перекопка почвы.
6. Определение растений. Гербарий. Знакомство с определителями. Различные типы определителей, гербарий.
Практическая работа. Знакомство с учебным гербарием. Определение растений по гербарному материалу. Экскурсия в природу.
7. Ботанический практикум по морфологии растений. Вегетативные органы растений. Корни: главный, боковые, придаточные. Корневые системы. Видоизменения корня: корнеплоды, корневые шишки, корни-присоски и т. д. Побег: узел, междоузлие, листья, пазуха, верхушечная и пазушная почки, кроющий лист, удлиненные и укороченные побеги, цветочная стрелка. Метаморфозы побега: видоизменения подземных побегов, видоизменение надземных побегов. Генеративные органы растений. Расположение цветков: одиночные цветки, ботанические соцветия, цимозные соцветия. Цветок: симметрия цветка, расположение частей, цветоложе, простой околоцветник, двойной околоцветник т.д. Плоды и различные типы их расположения.
8. Растения осенью. Процессы жизнедеятельности растений осенью. Приспособление почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов. Состояние естественного и вынужденного покоя растений в связи с условиями осени. Развитие раннецветущих растений под снегом.
Практическая работа. Определение деревьев и кустарников в безлистовом состоянии. Годичный прирост деревьев и кустарников. Наблюдения за ростом и развитием раннецветущих растений. Экскурсия в природу.
9. Проведение исследований осенне-зимний период. Подготовка и проведение запланированных исследований. Оформление исследовательской работы, защита работы на школьной конференции.
10. Флора Хакасии и Усть-Абаканского района. Знакомство с растительностью степной зоны, лесами Хакасии, редкие видами растений Хакасии, грибами Хакасии, подготовка докладов по определенным видам растений.
11. Фауна Хакасии и Усть-Абаканского района. Знакомство с рыбами, обитающими в водоемах Хакасии, охрана рыб; ознакомление с птицами, млекопитающимися и рептилиями, их видовое разнообразие, значение и охрана.
Практическая работа. Экскурсия в природу. Сбор информации и образцов для исследования и описания фауны Хакасии.
12. Почвы Хакасии и Усть-Абаканского района. Изучение и знакомство с почвами области и района, с почвенными обитателями, их приспособленность к условиям жизни в почве.
Практическая работа. Работа со справочной литературой и энциклопедиями. Экскурсия в природу. Сбор информации и образцов для исследования и описания почв и их обитателей.
13. Почва и её плодородие. Понятие о почве и ее плодородии; понятие об основных типах почв; физические свойства почв; почва-источник минеральной пищи для растений; пути сохранения и повышения урожая, сроки и способы их внесения.
Практическая работа. Определение механического состава и влажности почвы. Занесение результатов в дневники наблюдений.
14. Семена. Особенности и строение семян с/х культур. Значение высококачественных семян для получения хороших урожаев. Условия необходимые для прорастания семян, способы их подготовки к посеву.
Практическая работа. Определение всхожести семян, наблюдение за прорастанием семян, изготовление коллекции семян.
15. Сорная растительность и меры борьбы с ней. Важнейшие группы сорняков, их биологические особенности; вред, причиняемый сорняками; способы борьбы с сорняками в связи с особенностями их развития; понятие о гербицидах и их роль в борьбе с сорной растительностью.
Практическая работа. Ознакомление с сорной растительностью по справочной литературе.
16. Вредители и болезни с/х культур, меры борьбы с ними. Наиболее распространенные вредители и болезни с/х культур. Ущерб наносимый ими. Меры борьбы с вредителями и болезнями с учетом их биологической особенности. Техника безопасности с ядохимикатами.
Практическая работа. Ознакомление с общим устройством опрыскивателя. Работа со справочной литературой.
17. Закрытый и защищенный грунт. Понятие о закрытом и защищенном грунте. Виды теплиц и парников, их устройство. Условия, необходимые для выращивания рассады и ранних овощей в теплицах. Понятие о почвогрунтах и почвенных смесях, требования к ним. Биологические и агротехнические особенности выращивания томатов.
Практическая работа. Подготовка почвенных смесей, посев семян, уход за всходами. Пикировка рассады и уход за ней.
18. Растения зимой. Процессы жизнедеятельности растений зимой. Жизнь хвойных деревьев и кустарников. Приспособление почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов. Состояние вынужденного покоя растений в связи с условиями зимы.
Практическая работа. Наблюдение за распусканием почек деревьев и кустарников на ветках, поставленных в воду в разное время с декабря по март. Обработка наблюдений и опытов в дневники наблюдений.
19. Охрана природы. Значение охраны природы. История охраны природы. Охрана природы в России, Хакасии. Законодательство по охране природы. Красная книга Хакасии.
Практическая работа. Работа со справочной литературой.
20. Фитонцидные свойства растений. Летучие вещества – фитонциды. Значение фитонцидов в борьбе с болезнетворными микроорганизмами воздушной среды. Способность фитонцидов оказывать стимулирующее или тормозящее влияние на соседствующую растительность.
21. Комнатные растения. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения этой работы.
Практическая работа. Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре. Поливка, рыхление, опрыскивание и т.д. Наблюдения и исследования за ростом и развитием комнатных растений.
22. Подготовка к опытнической и исследовательской работе. Выбор опыта и исследования, подбор справочной литературы, подбор необходимых материалов для проведения исследований и опытов.
Практическая работа. Экскурсия на опытную станцию города Абакана и Минусинска. Консультации специалистов по проведению исследований и опытов. Сбор информации и справочной литературы.
Весна в природе. Весенние изменения в природе. Признаки наступления весны по растениям. Процессы жизнедеятельности растений зимой.
Практическая работа. Наблюдение за ростом и развитием растений весной.
24. Весенние работы в теплице и на пришкольном участке. Обработка почвы, ее значение в жизни растений. Способы обработки, значение своевременной обработки почвы и внесение удобрений для урожая. Агротехнические требования к качеству выполненных работ.
Практическая работа. Рыхление почвы. Внесение и заделка удобрений. Вскопка участка, его разбивка, разметка. Посев семян. Наблюдение за всходами. Пикировка рассады. Высадка рассады в открытый грунт.
25. Проведений исследований в весенне-летний период. Знакомство со справочной литературой. Консультации специалистов.
Практическая работа. Проведение запланированных исследований и опытов. Занесение результатов в дневники наблюдений. Оформление отчета по исследовательским работам. Защита исследовательской работы на весенней школьной конференции.

Примерная тематика опытов

5 класс

1. Влияние внесения органических удобрений в лунки при посадке овощных культур.
2. Зависимость урожая от подогревания семян огурцов и луковиц.
3. Зависимость урожая овощных культур от подкормки органическими и минераль-ными удобрениями.
4. Влияние площади питания на урожай овощных и луковичных культур.
5. Выявление лучших способов внесения органических и минеральных удобрений под овощные культуры.
6 класс

1. Влияние подзимних посевов на получение раннего урожая моркови.
2. Влияние предпосевной обработки семян на урожайность овощных культур.
3. Способы и сроки внесения органических и минеральных удобрений под овощные культуры.
4. Способы и сроки посева и посадки овощных культур.
5. Влияние способов (или сроков) внесения подкормок минеральными удобрениями на повышение урожайности овощных культур.
6. Влияние прищипки на урожай огурцов.
7. Сравнивание рассадного и безрассадного способов выращивания томатов.
8. Сортоизучение овощных культур.

7 класс
Полеводство
1. Влияние пасынкования на скорость созревания семян кукурузы.
2. Влияние осветления клубней на урожай картофеля.
3. Сортоизучение картофеля.
Плодоводство
1. Влияние подкормки на рост сеянцев яблони.
2. Влияние подкормки на повышение урожайности ягодных кустарников.
3. Влияние мульчирования почвы на повышение урожайности.
4. Выращивание однолеток без шипа.
5. Выращивание двулеток без побега и утолщения.

Методическое обеспечение:

Формы занятий, приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса предполагает: занятия кружка, летняя учебная практика, исследовательская работа, конференции школьного научного общества. Вводные уроки (экскурсии на пришкольный участок) имеют особую роль в формировании мотивации к предмету. В процессе беседы выявляются накопленные учащимися знания и жизненные впечатления о взаимосвязях человека с природой. Здесь мы приводим сведения, которые вызывают удивление и волнения у учащихся. Проводя экскурсию на пришкольный участок, на конкретных примерах (посевах, урожайности культур) ученики не могут не понять, что все это результат большого труда, и что им тоже придется поработать. Хотя ребята и не боятся работы, мы со своей стороны внушаем им, что мозоли на руках и сильная усталость при выращивании высоких урожаев совсем необязательны. Надо только соблюдать правила, которые будут сообщаться перед началом каждой новой операции.
Во время экскурсии ребятам уже в общих чертах ясно, чем они будут заниматься на пришкольном участке. Например, в 4 классе первые два занятия мы проводим экскурсию "Наш пришкольный участок" со следующим содержанием: знакомство с отделами и их предназначением, правила поведения, знакомые "незнакомцы", достижения старших ребят по выращиванию различных культур. После экскурсии проводим рефлексию, где выясняем, а как у них дома. При самостоятельной работе с сельскохозяйственными культурами, их агротехникой, в опытнической работе ученики видят конкретные факты воздействия человека на растения (улучшая среду обитания добивается повышения урожайности, используя знания о фенологии защитить урожай от болезней и вредителей Изучение нового материала, необходимого для практической самостоятельной работы, мы проводим на демонстрационной грядке в зеленом классе. Здесь моделируются приемы и технологии некоторых агротехнических работ (например, черенкование и рассаживание флоксов, пересадка многолетников, виды посева, обрезка и пасынкование и т.д.).
При изучении нового материала используем данные исследовательских работ старших ребят, проводя линию преемственности обучения. Часто на занятиях проходит интеграционная связь с другими предметами, например на уроке по разбивке опытных делянок используются знания ребят по  математике, геометрии, географическое картирование становится необходимым при планировке или реконструкции отдела участка. Некоторые особенности содержания учебной работы. В учебный комплекс занятий кружка и биологии (разделы ботаники и зоологии) мы включаем такие виды работ, которые бы максимально востребовали у учащихся применения экологических знаний а, следовательно, первоначально их накопили путем самостоятельного поиска, из уроков, наблюдений, опытов, исследовательских работ. Например, для учащихся 5-6 классов даются следующие темы наблюдений:
1."Виды насекомых-опылителей в школьном саду". Наблюдения проводятся на пришкольном участке во время массового цветения плодовых деревьев и ягодных кустарников (яблонь, сливы, вишни, малины, барбариса, смородины) .В результате данной работы учащиеся делают выводы о видовом составе, а поэтому и о необходимости охраны полезных насекомых-опылителей(шмелей, бабочек, пчел, мух и т.д.) и значении индивидуальных частных пасек в жилом массиве нашего поселка.
2."Насекомые, питающиеся на сельскохозяйственных культурах". Наблюдения начинаются после появления первых всходов и систематически ведутся во время всех фенофаз роста культурных растений (моркови, свеклы, лука, картофеля, капусты, огурцов). Наблюдая за повреждением сельскохозяйственных культур, учащиеся выясняют видовой состав насекомых, цикличность их развития, условия при которых возникает массовое поражение культуры. Эти знания помогают внимательнее относится к изучению сроков посадок и посевов, агротехническим приемам, позволяющих уменьшить количество насекомых. Ранней весной даем ученикам задание: внимательно осмотреть забор, стены построек и стволы деревьев, расположенных недалеко от капустных грядок, найти и собрать куколки бабочек. За собранными куколками устанавливаем наблюдения. Ребятам удается проследить за выходом бабочек из куколок, но иногда в некоторых экземплярах обнаруживается выход наездников - биологического вредителя капустной белянки. При содержании взрослых капустных белянок удается проследить кладку яиц. Ребята отслеживают вид и форму кладки (до 100 штук и более).
Итоги наблюдений за гусеницами ребята оформляют в дневник наблюдений. Окончательные выводы о мерах ограничения капустной белянки ребята делают из своих практически полученных знаний. Эти выводы используются в дальнейшей работе по защите растений. Следуя по основным направлениям работы: приблизить условия жизни растений и других организмов в агроэкосистеме пришкольного участка к условиям естественной экосистемы, необходимо доказывать учащимся в работе о способах этого решения. Отказ от пестицидов в работе с культурами не означает бездеятельность по борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений. Эта работа заменяется альтернативной, но не нарушающая экологического равновесия. Учащимся предлагается провести наблюдения при внедрении в плантации фитонцидных и инсектицидных растений. Наблюдение «Как влияют посадки ноготков на снижение заболеваемости гладиолусов фузариозом». «Влияние посадок бархатцев на капустную белянку». Собранные материалы ребята оформляют в дневники наблюдений. Обычно это итоговая работа - летнее задание, которое ученики получают при окончании очередного курса биологии. Более сложные и ответственные работы выполняют учащиеся 7 классов в урочное и внеурочное время. Им мы предлагаем следующие темы опытов:
1."Влияние мульчирования делянок с посевами лука торфом, перегноем, зерноотходами на скорость вегетации и урожайность".
2. Сортоиспытание томатов, картофеля, астр.
3. "Внесение перегнивших зерноотходов на урожайность лука репчатого".
4."Внесение компоста для повышения урожайности овощных культур".
Опыты учащиеся закладывают в урочное время, а продолжают в период летней практики. Результаты и выводы представляются на итоговых школьных конференциях в виде докладов. Долговременная деятельность учащихся в системе работы обеспечивается исследовательскими работами на пришкольном участке. Приводим некоторые темы исследовательских работ:
1."Изучение кислотности почвы на пришкольном участке.
2."Создание искусственного водоема на территории участка, как средства обогащения энтомофауны".
3."Защита зернобобовых культур от истребления зерноядными птицами (голубями, грачами, воробьями)".
Исследования учащихся часто не заканчиваются в один сезон и продолжаются в течение нескольких лет. Полученные данные обогащают запас знаний о рациональном землепользовании.
Исследование природы родного края подразумевает работу с литературными источниками, в музее, архиве с целью накопления материала. Использование на занятиях экологических игр и видеофильмов по экологии, краеведению. Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повышает интерес к занятиям в кружке. Вопросы для тематических викторин, составленные учащимися на основе своих наблюдений, помогают закреплению материала, организуют досуг. При изучении отдельных тем занятий предусмотрено изготовление наглядных пособий. При этом необходимо помнить о бережном отношении к природе.
Одна из наиболее распространенных форм кружковых занятий – экскурсия в природу. Это проведение экскурсий к памятникам природы Хакасский заповедник, экскурсии на опытные станции Усть-Абакана, Абакана и Минусинска, реку Тарханиха с целью изучения природных объектов,  исследованию и мониторингу воды, почвы,  растительности. Они дают возможность руководителю углубить интересы учащихся. На экскурсиях в природу кружковцы накапливают конкретные знания о разнообразии растительного мира, об условиях обитания отдельных видов растений. Кроме того, экскурсии помогают формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. На экскурсиях кружковцы выполняют заранее подготовленные задания. Материалы экскурсий наглядно оформляют и широко используют на занятиях. Учащиеся приобщаются к ведению дневника наблюдений за фенологическими изменениями в природе и за изменениями, наблюдаемыми при выращивании растений.

Формы подведения итогов по дополнительной образовательной программе:
зачеты  проводятся по пройденным темам по окончании каждого теоретического курса во всех учебных группах (письменные или устные, в виде слайдовых викторин и экологических игр). Их цель  не столько определение уровня освоенных знаний, сколько повторение и закрепление пройденного материала;
олимпиады  участие в биологических олимпиадах разного уровня, проводимых в объединении, является проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их практического осмысления;
конференции исследовательских работ  проводятся по результатам практик и экспедиций на уровне учебных групп и позволяют оценить эффективность и степень освоения материала по исследовательской деятельности. Исследовательские работы представляются в форме устного доклада в соответствии с требованиями. Эта форма отчетности способствует формированию у школьников ответственности за выполнение работы; развивает логику мышления и умение говорить перед аудиторией, отстаивать свое мнение. Ребята обучаются правильному использованию необходимой научной терминологии, корректному и грамотному ведению дискуссии.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
- приобщению детей к особенностям природы родной Хакасии, её богатейшей природы;
- умению находить варианты решений ландшафтного дизайна, используя специфику цветовой гаммы и композиции;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопомощи и сотрудничества для выполнения коллективной работы.

Список литературы
Блукер Н.А. Ботаника с основами физиологии растений
Денисова Л.В. Удивительный мир растений
Красная книга Хакасии
Афегдулов К.П. Удобрения под планируемый урожай
Белик В.Ф. Методика полевого опыта в овощеводстве
Доспехов Б.А. Методика опытной работы в школе
Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями
Родина В.А. Цветоводство в школе
Юхимчук Д.Ф. Комнатное цветоводство
Банников Н.Н. Охрана природы
Пономарева И.Н. Экологический отдел пришкольного учебно-опытного участка
Степанчук Н.А. Экологический практикум
Алексеев С.В. Практикум по экологии
Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками
Кульневич С.В. Педагогика нового времени
Дудкина О.П. Внеклассная работа в школе








13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015




‡ђ Заголовок 415