Развитие чувства ритма у дошкольников и младших школьников


Управление образования города Пензы
Филиал №2 Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 109 г.Пензы
XVIII научно-практическая конференция педагогических работников образовательных учреждений города Пензы
Городской фестиваль педагогических достижений в области образования
Номинация «Мастер-класс»
«РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА И
ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АВТОРСКИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
Баринова Ирина Борисовна,
музыкальный руководитель
Пенза 2015
Цель:
Знакомство участников с опытом использования авторских дидактических видео игр и упражнений, способствующих развитию у детей чувства ритма и формированию элементарной музыкальной грамотности.
Задачи:
• Представить участникам мастер-класса приемы развития чувства ритма и элементарной музыкальной грамотности у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях.
• Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, детские музыкальные шумовые инструменты, подручный звучащий материал, карточки.
Ход мастер-класса
Теоретическое обоснование
На первый взгляд может показаться, что чувство ритма не нужно никому, кроме музыкантов и танцоров. Но если задуматься, прислушаться, то вся наша жизнь пронизана ритмами: возбуждение - торможение, ускорение – замедление, сильная доля – слабая доля (в музыке), взлет – спад, сжимание – разжимание,  вдох – выдох;  а также: полнолуние – новолуние, прилив – отлив, день – ночь, бодрствование – сон и т.д. И от того, насколько мы восприимчивы к этим пульсациям, насколько мы их проживаем – зависит не только наше физическое и психическое самочувствие, но и такие понятия как: широта взглядов, мировоззрение, эмоциональная гибкость, готовность к восприятию новой информации и т.д.
Таким образом, воспитание чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету, но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы, 
Попробую конкретизировать изменения, которые происходят в результате занятий ритмом:
1. Уравновешивание всех движений при любом виде деятельности: ходьба, однообразная работа, более сложные движения (повороты, поднимание и перетаскивание грузов, танцы). Человек начинает лучше чувствовать и понимать свое тело, а, следовательно, лучше управлять им. Значит он меньше устает, становится более выносливым, ему меньше времени требуется на отдых.
2. Речь и пение становятся более управляемыми, выразительными, правильно акцентированными. Это позволяет правильно выделять смысловые оттенки и, следовательно, облегчает понимание тем, кто слушает.
3. В эмоциональной сфере тоже происходят изменения, за счет переживания «чувства полета». Это происходит потому, что  правильно отрегулированные движения и затрачиваемые на них усилия  не создают мышечных зажимов. Хороший кровоток в мышцах и органах способствует улучшению тканевого обмена и питания, связки и суставы становятся более гибкими. Все это укрепляет организм, повышает сопротивляемость организма агрессивным факторам внешней среды, т.е. повышает иммунитет. Уравновешенный организм обретает твердую точку опоры  (в том числе, в психологическом смысле) и вся наша деятельность становится направленной, максимально эффективной,  что приносит чувство удовлетворения и, соответственно, улучшает самочувствие и настроение.
4. Изменяется отношение к времени. Вместо суетливости и торопливости вырабатывается оптимальная скорость действий и реакций.
Это можно увидеть на примере перехода через дорогу  с оживленным движением  без светофора: одни люди мечутся туда-сюда, другие никак не могут решиться перейти дорогу, а некоторые бегут почти прямо под колеса мчащихся машин. И только если правильно оценивать расстояние и скорость машин, а также свои возможности и реакцию, можно наиболее безопасно и быстро перейти проезжую часть.
5. Пространство и объем переживаются более полно, ощущение расстояния, глубины, высоты становятся более соразмеренными т.к. развивается и чувство метра. А это часть обучающей программы детей: ориентация в пространстве и сравнительный анализ.
  Можно сказать, что все эти доводы идеализированы. На практике, конечно, результат занятий может быть не так заметен. Ведь у каждого человека изменения происходят индивидуально. Но все-таки польза занятий ритмом – очевидна.
Три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Педагоги-музыканты хорошо знают, что детьми легче усваиваются ладовые выражения в музыке и музыкально-слуховые представления, а восприятие ритмической основы вызывает затруднение.
Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.
Работа над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы. Я в своей работе с детьми использую многие из них. В том числе - авторские музыкально-дидактические видеоигры, которые направлены в первую очередь на развитие чувства ритма и попутно на формирование элементарной музыкальной грамотности.
Работа над ритмом с помощью этих игр доставляет детям удовольствие, так как проходит в привлекательной для них игровой форме, с использованием доступного, яркого иллюстративного материала.
Важнейший принцип любого успешного обучения: "вижу, слышу, делаю". Именно эти действия и лежат в основе моих игр. Дети видят яркие картинки, собранные в видеоряд, условно изображающие знакомый им ритмический рисунок, слышат музыку, сопровождающую этот видеоряд, и исполняют этот ритмический рисунок либо звучащими жестами, либо игрой на шумовых музыкальных инструментах. Наша память сохраняет 10% из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим, 90% из того, что мы делаем. Опора на принцип «вижу, слышу, делаю» помогает детям быстрее усвоить предлагаемый им материал и надежно закрепить его.
II Практическая часть.Дети любят поиграть - это нужно понимать,
И поэтому игрою их я стала увлекать,
Чтобы ярко, интересно, да к тому же и полезно,
Стала ритмы рисовать и ребятам предлагать!
Вот и вы хоть на минутку превратитесь, будто в шутку
В милых, маленьких детей, что не могут без затей!
Звук короткий, длинный звук- вот веселый перестук!
Сколько музыкальных фраз! Фильмы ритмам учит вас!
Эти фразы- как загадки- угадайте-ка, ребятки -
Что за ритм таится в зайках, или в кошкиных царапках?
Так давайте поиграем и себя мы испытаем!
Приготовили ладошки! Поиграем мы немножко!
Надеюсь, что вы поняли – маленькая фигурка на картинке соответствует короткому звуку, большая – длинному.Участникам мастер-класса предлагается игра «Зайки»
Сразу скажу о задачах музыкальной грамотности, которые одновременно в них решаются. В «Зайках» картинка четко делится на две части. Это как бы условные два такта у каждого есть своя сильная доля. Малышам я об этом не говорю, а со старшими ребятами обязательно отметим.
А в игре «Два кота» не зря следы лапок раскрашены разными цветами и расположены на разном уровне! Мелодия этой песенки построена на 2-х разных по высоте звуках. Именно высота звука и обозначена расположением на плоскости и цветом. Небольшая наклеечка такого же цвета есть на пластинках металлофона. А значит, глядя на экран можно не просто простучать, но и сыграть мелодию песенки.
Исполняется игра «Два кота» с металлофоном
Все мои игры-фильмы собираются из карточек-ритмов, которые мы предварительно рассматриваем, обговариваем и обыгрываем с детьми. Начинаем с прохлопывания без музыки. Затем продолжаем играть с музыкой, но карточки сначала не меняются, или, в старшем возрасте, меняются редко, используется неполный набор карточек. И только после того, как ритмический рисунок каждой карточки оказывается усвоенным детьми – переходим к игре в полном объеме.
А сами карточки могут быть нарисованными исходя из двух принципов.
Первый - принцип «вербального эквивалента», т.е. усвоения ритмов через звучащее слово: воробей, кошечка и т.д. Материалом могут служить любые близкие детям слова. Как правило, я объединяю картинки по темам: «Игрушки», «Звери-малыши» и т.д. А основанием ритмической «расшифровки» служит ритм звучания слова. Один слог – один музыкальный звук. Только прохлопываем мы слово так, как оно звучит в естественной выразительной речи, а не так, как это делают учителя начальных классов, логопеды и воспитатели, объясняя деление слова на слоги – растягивая каждый слог и искусственно выравнивая продолжительность звучания их. То есть картинку с изображенным на ней попугаем мы «проиграем» как два коротких и один длинный звук. Если же на картинке облако, то прозвучит один длинный и два коротких звука.
Другой принцип - основные ритмические группы узнаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Таким способом запись ритмической группы и понятна, и многовариантна, поэтому четверти и восьмые «переодеваются» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Этот способ убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей.
К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать разнообразные ритмические и звукоподражательные слоги. Чаще всего используются слоги «Та» для длинного звука и «Ти» - для короткого. Возможны варианты, например, «Дон» - для длинного, а для пары коротких звуков, которые именно в паре чаще всего и используются – «Ди-ли», или любые другие. Главное, чтобы назначение имени не менялось, слог каждый раз обозначал либо длинный, либо короткий звук.
Ценность ритмических слогов состоит в том, что:
-любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;
- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
- с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;
- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять.
Предлагается к исполнению игра «Озорная полечка»
И еще в ряде случаев использую смешанный, переходный вариант от ритма, обозначенного словом, к ритму, обозначенному картинкой. Как, например, в игре «Паровоз», где использованы две ритмические фигуры: паровоз и солнышко. А на карточках нарисованы сочетания больших и маленьких фигурок, в первом случае – паровозики, во втором – солнышки.
Исполняется игра «Паровоз»
В играх для самых маленьких присутствует только элементарная пульсация длинными и короткими звуками. Интересно, что малыши интуитивно добавляют в свое исполнение еще один нюанс – изменение динамики звучания. Пульсация длинными звуками звучит громко, а короткими - тихо
«Кузнечик»
Постепенно в игры добавляются более сложные ритмические рисунки, увеличивается количество их использования в одной игре, ускоряется смена одного рисунка другим.
Ритмический рисунок на карточке может быть изображен как с помощью однородных предметов, которые будут отличаться друг от друга размером, так и разными фигурками. Во втором случае в расчет принимается только размер фигурки, а не ее значение.
Если в ряду однородных предметов появляется что-то не вписывающееся в этот ряд – например, корзинка в ряду с грибами, или ведерко рядом со снеговиками, значит так обозначена пауза, молчание. Надо сказать, что паузу детям исполнить сложнее, чем звук. Поэтому она появляется на карточках для старших дошкольников.
У меня есть несколько комплектов игр, в которых звучит одна и та же музыка и использованы одни и те же «персонажи». И использовать такой комплект можно либо в разных возрастных группах, либо в одной группе, но в порядке усложнения.
Участникам мастер класса предлагается ранжировать наборы карточек к вариантам игры «Грибная история». Во время работы группы зал «исполняет» варианты игры.
«Грибная история»
Участникам мастер класса предлагается придумать возможные видоизменения заданий (направления этих изменений) в ритмической игре при повторных обращениях к ней, для удержания интереса детей.
Варианты ответов: использовать разные звучащие жесты, всевозможные звучащие подручные материалы – палочки, скорлупки грецких орехов, каштаны, одноразовые ложки и ложечки из детского питания, крышки от пластиковых бутылок и др.; использовать детские музыкальные инструменты с нефиксированной высотой звучания; исполнять по подгруппам.
Во время обсуждения исполняется «Зазвенели тихо на морозе льдинки»
После ответа группы – проводится игра «Утята и котята» по подгруппам с музыкальными инструментами.
Дошкольники очень любят встречаться в играх с персонажами знакомых сказок. На этот интерес я опиралась, создавая цикл «ритмяшек» «Любимые детские сказки». Сейчас он состоит из наборов к сказкам «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и «Федорино горе». Работа над циклом продолжается, скоро появятся наборы к другим сказкам. В каждом наборе – 3-4 игры. В них постепенно усложняются использованные ритмические рисунки, а в последней – добавляется оркестровка.
Участникам мастер класса предлагается подобрать подходящий по тембру (окраске звучания) инструмент каждому герою сказки «Теремок».
Во время выполнения задания с залом исполняется упражнение «Федорино горе»
После выполнения задания исполняется игра «Теремок» с инструментами.
Вот мы с вами поиграли, вы, надеюсь, не устали?
Было вам тут интересно? И хочу сказать вам честно -
Любят дети ритмы эти - и об этом в интернете
Писем много получаю, для себя я открываю
Что полезен труд мой людям, хоть нелегок он и труден,
Кропотлив и трудоемок, путь к созданью фильма долог,
Но зато - и результат стоит временных затрат:
Ритмы эти увлекают - в детях наших развивают
Музыкальность, и ритмичность, и в оркестре гармоничность.
Зрелищны они, нарядны, красочны и так наглядны
Потому -то малыши в них играют от души!
Ради этого, друзья, создаю все фильмы я,
Это стало увлеченьем, и моим предназначеньем-
Радость детям подарить и играя, их учить.
Если вас я увлекла- цель достигнута моя:
Доказать, что фильмы эти очень интересны ( помогают) детям.
Новый день- идеи снова не дают душе покоя,
Фантазировать, мечтать, снова фильмы создавать,
Ну, а значит, с вами я не прощаюсь навсегда,
Будет что вам рассказать, когда встретимся опять!
В полном объеме все, созданные мной к данному моменту музыкально-дидактические видеоигры можно найти в моей Мастерской (Мастерская Ирины Vitolda) на международном форуме In-ku.com, в разделе «Музыкальный руководитель в д/саду» в теме «Шумелки, гремелки, стучалки, игралки» http://forum.in-ku.com/showthread.php?t=138620Там же буду размещать и новые игры.