Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста


Музыкально-дидактические игры для детей старшей группы
«Какой инструмент лишний?»Цель игры: Закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому.Ход игры: Педагог выкладывает перед ребёнком-игроком несколько карточек (примерно 4-5). Например, четыре карточки с изображением народных инструментов, а пятая – с изображением инструмента из детского, духового, симфонического оркестра. Игроку предлагается внимательно посмотреть на карточки и среди них найти «лишнюю», объясняя свои действия.
 
«Кто больше знает?»Цель игры: Расширять и закреплять знания о музыкальных инструментах (внешний вид, звучание, название).Ход игры: Ведущий (может быть как педагог, так и ребёнок) перемешивает карточки и, показывая играющим по одной, спрашивает: «Что это?». Тот, кто первым правильно назовёт, что на ней изображено, получает карточку себе.Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся. Выигрывает тот, кто соберёт больше карточек.
 
«Составь оркестр»Цель игры: Воспринимать и узнавать звучание различных видов оркестра: народного, симфонического, духового.Закрепить знания об инструментах (название, внешний вид, звучание, принадлежность к тому или иному виду оркестра).Ход игры:Вариант 1:Детям раздаются карточки. Звучат фрагменты:-кию «Адай» Курмангазы, «Ата Толгау» Н. Тлендиев в исполнении оркестра казахских народных инструментов;-«Полька» Шостаковича из Первой балетной сюиты;-«В пещере горного короля» Э. Грига или «Военный марш» Г. Свиридова.Педагог предлагает прослушать музыкальные отрывки и собраться вместе детям с карточками казахских народных инструментов, или с карточками с изображением инструментов симфонического оркестра, или с изображением духовых инструментов, то есть «собраться» в оркестр народных инструментов, в симфонический оркестр или в духовой оркестр.Вариант 2:Детям раздаются карточки с изображением различных музыкальных инструментов и предлагается собраться в подгруппы. Например:народные инструменты,духовые инструменты,струнные инструменты,ударные инструменты,клавишные инструменты и другое.
 
АплодисментыЦель игры: развитие чувства ритмаХод игры: Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.
 
ГусеницаЦель игры: развитие чувства ритма, ритмического слуха; развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их; закрепить представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.Оборудование: две гусеницы, на частях туловища большие и маленькие точки: большие – долгий звук, маленькие – короткий.Ход игры: Приставлять к голове гусениц части туловища и вместе с детьми проговорить, прохлопать, протопать, проиграть на инструменте получившийся ритмический рисунок.
 
Веселый кубикЦель игры: Повышать интерес к музыке, развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, индивидуальность, способность к спонтанному творческому поведению, создавать предпосылки к формированию творческого мышления, усиливать образное мышление, развивать чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребенкаХод игры: На столике лежат музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас, (эти же инструменты изображены на гранях кубика.) Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:Всё играет и поет.Кубик, скажет, кто начнет!Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет несложный ритмический рисунок, если он затрудняется назвать инструмент, педагог предлагает детям ему помочь. Дети повторяют ритмический рисунок хлопками. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».
 
Прогулка в парке.Цель игры: Развивать у детей чувство ритма.Ход игры: Дети сидят за столами. Перед каждым ребенком металлофон. Педагог рассказывает историю про детей, которые гуляли в парке. Дети озвучивают рассказ согласно его содержанию при помощи ритмического рисунка на металлофоне.«Сегодня мы с вами пойдем в парк на детскую площадку. Эта прогулка необычная, так как мы будем только представлять себе, что мы делаем. Итак, начнем. Был прекрасный день, и мы с вами решили пойти в парк. Оделись и стали спускаться по лесенке (дети имитируют на металлофонах спуск по лестнице вниз — с верхнего регистра к нижнему). Вышли на улицу и побежали вверх по дорожке, прямо на детскую площадку (дети имитируют это на металлофонах звучанием от нижнего регистра к верхнему в быстром ритме). Увидели качели и начали на них качаться, напевая песенку:Вот качели на лугу,Я качаться побегу,Вверх — вниз,Вверх — вниз.(Дети исполняют песенку и подыгрывают себе на металлофонах).Покатались на качелях и стали играть в мяч, приговаривая:-Мой веселый звонкий мяч,Ты куда помчался вскачь!(Дети имитируют прыгающий мяч на металлофонах).
Но вдруг начался дождь. Сначала он шел медленно, а затем все быстрее и быстрее: Кап... кап... (дети имитируют на металлофонах звучание капели). Мы испугались дождя и побежали в детский сад: топ, топ, топ. (Каждый ребенок изображает на металлофоне, как он бежит).
 
Игра «Четвертый лишний»Цель игры: Закрепление знаний детей о группах музыкальных инструментов – струнные, духовые, ударные, шумовые, клавишные. "Лишнюю" картинку закрывают фишкой.
 
Музыкальные яблочкиЦель игры: Учить соотносить музыкальные впечатления с конкретными образами, характером музыки, развивать словарный запас детей (подбор синонимов к слову) .Ход игры: Педагог показывает детям карточку с изображением яблони без яблок и говорит, что эта яблоня-не простая, а сказочная. На ней растут не простые яблочки, а волшебные. Просто так их увидеть нельзя. Яблочки показываются только тогда, когда слышат музыку. Какая музыка - такие яблочки и показываются. После этого педагог исполняет музыкальные фрагменты разного характера. Дети определяют характер музыки и выкладывают яблочки с соответствующим настроением.
 
Веселые молоточкиЦель игры: Развитие чувства ритма; развитие слухового восприятия, внимания, памяти.Оборудование: музыкальные молоточки по числу играющих трех видов с разными наполнителями: внутри одних молоточков - манная крупа, других – 1 фасолинка, третьих – несколько горошин. (Молоточки изготовлены из бросового материала: мерных ложечек для детского питания, склеенных попарно)Варианты игры:1. «Повтори за мной» (повторить ритмический рисунок за воспитателем) .2. «Курица и цыплята» (долгие и короткие звуки)3. «Шагаем с молоточками» (умение согласовывать движения с музыкой)4. «Найди друзей» (найти одинаково звучащие молоточки, разбившись на 3 группы) .
 
Собери светофорЦель игры: Развивать координацию движений, чувство ритма, слуха, быстроту реакции;Оборудование: Наборы кубиков: красного, желтого, зеленого цвета.Музыкальное сопровождение: "Передача платочка" Т. Ломовой.Ход игры: Дети сидят по кругу на полу. У каждого в руке кубик из набора.На 1 часть музыки дети передают кубик сидящему справа (кладут его перед соседом на пол) на каждую музыкальную фразу. На 2 часть музыки дети встают, держа кубик двумя руками, бегают врассыпную по залу. С окончанием музыки дети должны собраться по 3 человека, у каждого кубик разного цвета. Необходимо поставить кубики на пол: зеленый, желтый, красный, чтобы получился светофор.
 
Музыкальный цветокЦель игры: Развитие у детей музыкальной памяти, мотивации к запоминанию большого количества песен. Накопление песенного репертуара.Ход игры:Музыкальный наш цветок,Яркий каждый лепесток.Лепесток мы оторвем,Вместе песенку споем.
В центре находится цветок, изготовленный из цветной бумаги. На обороте каждого лепестка имеется изображение, которое чем-либо схоже с названием детской песни. Дети отгадывают название песни, а затем все вместе её исполняют. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся лепестки на цветке.
 
Веселый бубенЦель игры: развитие слухового внимания, развитие чувства ритмаБудем, будем мы игратьИ поучимся стучать –На весёлом, звонком бубнеБудем ритмы отбивать!Передают бубен по кругу, напевая мелодию. Тот, у кого бубен остался в руках, выходит в центр круга и выстукивает на бубне свой придуманный ритм, затем говорит считалочку:Кто запомнил, повториМожет быть, сумеешь ты?Отдает бубен одному из стоящих в кругу. Тот, кто правильно повторил заданный ритм, начинает передачу бубна по кругу первым. Игра повторяется.
 
Игра с мячомЦель игры: развитие творческой активности, развитие тембрового слухаХод игры:Звонкий мячик, звонкий мячик,Как легко, легко он скачет,Мячик, мячик покатилсяИ совсем остановился.Кто же мячик взять сумел –Своё имя нам пропел!Ведущий, выбранный по считалочке, первым начинает под музыку и пение детей в кругу играть мячом, а затем его катит кому-то из детей. Первый поднявший мяч ребёнок пропевает своё имя, а затем становится новым ведущим.
 
Веселые матрешкиЦель игры: Учить детей различать звуки по высоте.Оборудование: Матрешки трех величин: высокие – в зеленых сарафанах и платочках, средней величины - в синих, низенькие – в красных.Ход игры: Педагог исполняет звуки на металлофоне. В руках у детей матрешки: у сидящих слева – высокие, у сидящих справа – низкие, в центре – средней величины.-Дети, сейчас ваши матрешки будут плясать. Но для этого нужно внимательно слушать, какой звук звучит. Если низкий – запляшут низкие матрешки, если средней высоты – запляшут матрешки среднего роста. Если высокий – будут плясать только высокие матрешки.Педагог объясняет, что изображать пляску нужно легким покачиванием матрешки в приподнятой руке или постукиванием. Затем исполняет звуки разной высоты, все время изменяя последовательность звучания.
 
Узнай, какой инструмент звучит.Цель игры: Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.Ход игры:1 вариант: Дети строятся в три колонны. По звучание треугольника бегают по комнате дети первой колонны. Под звучание бубна - второй, под звучание металлофона - третьей. Исполнение на инструментах педагога варьируется. В конце проводится физкультурное соревнование: кто быстрее построит колонну.2 вариант: Дети располагаются в трех кругах. Дети первого круга двигаются легким бегом под звучание треугольника и замирают на месте под звучание других инструментов, дети второго круга идут под звучание бубна, третьего- выполняют поскоки под звучание металлофона. Звучание варьируется. В конце игры отмечается круг - победитель и по желанию детей этого круга исполняется хороводная игра или пляска.
 
Угадай-ка.Цель игры: Учить детей различать длительность звуков.Оборудование: Вырезанные из бумаги круги большие и маленькие, белого и черного цветовХод игры:1 вариант: в руках у первой команды-круги белого цвета, у второй - черного. Предлагается при исполнении долгих звуков поднять большие круги белого цвета, при исполнении коротких - маленькие круги черного цвета. Педагог многократно без остановок изменяет звучание и следит за правильной реакцией детей.2 вариант: Дети стоят в двух кругах, взявшись за руки. При звучании долгих звуков ходят дети, стоящие в первом круге. При звучании коротких звуков дети второго круга легко бегут. Исполнение звуков идет в разной последовательности.
 
Будем петь мы вот такЦель игры: Развитие вокального голосаОборудование: карточки, отображающие характер музыки, его динамику, высоту звучания.Ход игры: музыкальный руководитель постепенно знакомит с обозначениями на каждой карточке, терминами (низкий и высокий звук, тихо-громко, усиление – ослабление звука, отрывисто и плавно). Затем дети пропевают звук в соответствии с изображением на карточке
 
Снеговики и снежинкиЦель игры: Учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.Ход игры:1 вариант: Дети, разделенные на две группы, сидят полукругом около пианино. Под музыку Польки "снеговики" хлопают в ладоши, под музыку Вальса "снежинки" должны плавно вращать кистями рук. Пьесы исполняются 6 раз в разной последовательности.2 вариант: Под музыку Польки двигаются шагом польки "снеговики", под музыку Вальса - кружатся снежинки. Пьесы исполняются 6 - 8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания "снеговики" ловят "снежинок".
 
Солнышко и дождикЦель игры: услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнцаа) в движении,б) в игре на музыкальных инструментах.Ход игры:1 вариант: Когда звучит музыка, изображающая дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлёпают ладошками одна об одну). На смену музыки выполняют плавные движения, как нежные, тёплые «лучи солнца». Повтор – «танец ладошек».2 вариант: Импровизированный танец «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета.3 вариант: Дети сами выбирают музыкальный инструмент для изображения дождика и солнышка. Инструментальная импровизация в 3-х частной форме.
 
Звери в домикахЦель игры: учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.Ход игры: дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация). После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.
 
Повтори звукиЦель игры: развитие звуковысотного слухаОборудование: карточки с изображением трех бубенчиков: красный – «дан», зеленый – «дон», желтый – «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков, металлофонХод игры: Педагог показывает большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисовано три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким голосом, мы назовем его «динь» и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь». Всем детям раздают по одной большой карточке.Педагог показывает маленькую карточку, например с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь». Педагог дает ему карточку, и ребенок закрывает ее желтый бубенчик на большой карточке
 
ПрогулкаЦель игры: развитие чувства ритмаОборудование: металлофон и карточки, изображающие долгие и короткие звуки.Ход игры: широкие карточки соответствуют длинным звукам, узкие – коротким.- Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю.Ребенок медленно стучит палочкой по металлофону и выкладывает широкие карточки.- Пошел частый, сильный дождь.Ребенок быстро стучит палочкой и выкладывает узкие карточки
 
Определи по ритмуЦель игры: развитие чувства ритма, обогащение музыкальных впечатленийОборудование: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; группа ударных музыкальных инструментовХод игры: ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню, и картинкой закрывают пустую половину карточки.
 
Определи инструментЦель игры: развитие навыков игры на музыкальных инструментах, развитие тембрового слухаОборудование: музыкальные инструментыХод игры: Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте
 
Громко - тихо запоемЦель игры: развитие диатонического слухаХод игры: Дети выбирают водящего, который уходит из зала. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее
 
Сколько нас поетЦель игры: развитие памяти и слухаОборудование: картинки с изображением одной, двух или трех поющих девочекХод игры: Педагог играет на инструменте один, два или три разных звука. Дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков
 
Слушаем музыкуЦель игры: Обогащение музыкальных впечатлений, закрепление знакомого песенного репертуараОборудование: 4-5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведенийХод игры: Дети рассаживаются полукругом, перед ними разложены картинки. Проигрывается какое-либо произведение. Вызванный ребенок должен найти подходящую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку
 
Удивительный светофорЦель игры: Определение характера музыки.Оборудование: большой светофор, карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.Ход игры: Педагог (показывает большой светофор)
Вот горит светофор.С ним, дружок мой, ты не спорь!Что покажет он — узнай,А захочешь — выполняй!Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Педагог проигрывает произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки.
 
На лугуЦель игры: учить детей реагировать на характер музыкального произведения; передавать движениями музыкальный образ насекомых: шмеля, стрекозы, бабочки; реагировать на окончание музыки.Ход игры: Под музыку дети изображают, как летают бабочки, стрекозы, шмели. С окончанием музыки каждый ребенок должен закончить движение и «опуститься на цветок».Для того чтобы вызвать интерес к игре, целесообразно создать образную игровую ситуацию: предложить детям вспомнить лето и представить поляну, на которой растут разные цветы, куда всегда прилетают насекомые, чтобы весело порхать с цветка на цветок. Например: «Жарким летним утром на полянке расцвели сразу разные красивые полевые цветы. Здесь были красавица ромашка, ароматная ярко- красная розочка и звонкий синий колокольчик. Все цветы просыпались рано утром и умывались росой. Нежный ветерок раскачивал их головки из стороны в сторону. Цветы ждали, когда же проснутся и прилетят шмели, стрекозы, красавицы бабочки, а также прискачет музыкант-кузнечик. Самыми нетерпеливыми были гвоздики. Они возмущенно говорили своим соседкам-ромашкам: "Когда же прилетят шмели, стрекозы, бабочки? Ведь очень весело, когда вокруг тебя кружатся красивые насекомые". Самым первым на полянке появился кузнечик и стал играть веселую мелодию на своей скрипке. И сразу же прилетели бабочки, стрекозы и шмели. Насекомые кружились, порхали, жужжали. Но неожиданно кузнечик перестал играть, и музыка смолкла. Тут же насекомые опустились на цветы. Но стоило кузнечику заиграть снова, как все вокруг приходило в движение». Давайте, ребята, представим себя насекомыми и изобразим, как они веселятся, летают на цветочной полянке.
 
Сложи песенкуЦель: Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.Оборудование: Кружки и прямоугольники разного цвета.Ход игры: Педагог исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ребёнок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни.
 
Разноцветные кубикиЦель игры: Закреплять умение различать в музыкальном произведении частиОборудование: разноцветные кубики, изготовленные таким образом, что 4 боковых стороны кубика окрашены красным, жёлтым, зелёным, синим цветомХод игры: Педагог исполняет пьесу, где 1 и 3 части повторяются, а 2 часть – контрастная по характеру. При повторном исполнении дети выкладывают кубики так, чтобы верхние плоскости 1 и 3 кубика были одинаковы по цвету, а у второго – другого цвета. Педагог может исполнять пьесу из 3 разных частей. Тогда каждая часть обозначается одним цветом кубика
 
Кот и мышиЦель игры: совершенствовать умение детей различать динамические оттенки, развивать творческую фантазию, умение выразительно передавать музыкально-игровой образ.Ход игры: Взрослый читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением, дети выполняют действия, согласно тексту и динамике.Жил кот Василий.Ленивый был кот!Острые зубы и толстый живот.Очень тихо всегда он ходил.Громко настойчиво кушать просил.Да чуть потише на печке храпел.Вот вам и все что он делать умел.Кот как-то раз видит сон вот такой,будто затеял с мышами он бой.Громко крича, он их всех исцарапалсвоими зубами, когтистою лапой.В страхе тут мыши тихо взмолились:Ой, пожалей, пощади, сделай милость!Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!»и врассыпную они понеслись.Пока кот спал, происходило вот что:Мыши тихо вышли из норки,Громко хрустя, съели хлебные корки,Потом чуть потише смеялись над котом,они ему хвост завязали бантом.Василий проснулся и громко чихнул;к стене повернулся и снова заснул.А мыши лентяю на спину забрались,до вечера громко над ним потешались.
 
Музыкальная палитраЦель игры: Развитие творчества при восприятии музыки.Оборудование: листы бумаги, вырезанные в форме палитры, краски, кисточки.Ход игры: Дети подходят к столам, на которых заранее подготовлены краски, кисточки, листочки бумаги, вырезанные в форме палитры. Дети слушают фрагменты музыкальных произведений и, рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их мнению, характеру музыкального произведения.
 
Волшебный веерЦель игры: Развивать воображение и творчество, закрепить знание жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства.Оборудование: Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.Ход игры: Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей.Кукла говорит: «Дружок, становись со мной в кружок!»Значит нас, детвора, ждёт весёлая игра.Дети становятся в круг.- Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один, вот как много. (Раздаёт детям веера, куклу сажает в центр круга).- Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из веера, как его можно сложить? В этой игре нам поможет музыка. Дети знают, что музыка бывает разная. Какие вы знаете музыкальные жанры? Ответ детей.Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет гармошкой.
 
Ученый кузнечикЦель игры: Развитие вокальных навыков, развитие слухового вниманияХод игры: Педагог располагает на фланелеграфе нарисованные цветы одуванчика и, взяв палочку, на конце которой прикреплен кузнечик, играет звук фа, показывает на первый цветок и говорит:- Вот это домик кузнечика, запомните его. Кузнечик захотел попрыгать с цветка на цветок, но обязательно должен вернуться к себе домой на первый цветочек. Попрыгай, кузнечик, с первого цветка на третий, а отсюда на первый. Прыгай с первого на пятый и обратно вниз и т. д.Один ребенок должен показывать прыжок кузнечика палочкой, а все дети пропевать звуки в сопровождении мелодии на слово «прыг», последний звук («домик кузнечика») - тонику дети должны найти самостоятельно.
 
КопилкаЦель игры: Научить высказываться о музыкеХод игры: Когда дети прослушали музыкальное произведение, педагог должен попросить детей сложить их ладошки «чашечкой», а потом обратиться к ним:- Какая вместительная у каждого из вас копилка! А что мы в неё будем складывать?Дети отвечают, предлагая различные варианты.- Давайте складывать в ваши копилки красивые слова, которые правильно опишут прослушанную нами музыку.Рассказывает детям правила и указывает на внимательность, которая должна присутствовать во время игры. Затем педагог объясняет детям:«Если названное слово подходит нам для описания музыки, мы его «закроем» в наших «копилках» (педагог показывает детям, складывая свои руки «чашечкой», как нужно закрывать), если слово не подходит настроению музыки, разведите свои ладошки в стороны, чтобы это слово не попало в наши копилки». Педагог должен обратить внимание детей, на то, что каждое названное им правильное слово нужно повторить вслух. Заканчивается игра повторением правильных слов, которые попали в «копилки».
 
Ритмический кубикЦель игры: Развивать слуховое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков.Оборудование: кубик, на гранях которого изображено разное количество предметов: на первой грани- 1 бабочка, на второй -2 цветка, на третьей – 3 клубнички, на четвёртой – 4 листика, на пятой – 5 шишек, на шестой – 6 ёлочек.Ход игры: Дети в кругу под весёлую музыку передают кубик по кругу, проговаривая:Ты возьми весёлый кубик,Передай его друзьям.Что покажет этот кубик –Повтори за ним ты сам!Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на верхней грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т.д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счётом вслух.
 
КачелиЦель игры: Развитие звуковысотного слухаОборудование: Небольшие карточки: на одних изображены качели в верхнем углу, на других карточках – в нижнем углу, металлофон, настольная ширма.Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям спеть песню «Качели», напоминает звуки, характерные для нее, проигрывая их на металлофоне, затем раздает по карточке, играет высокие или низкие звуки и спрашивает, где сейчас качели, вверху или внизу. Дети поднимают соответствующие карточки.«Есть качели на лугу вверх-вниз, вверх-вниз!Я качаться побегу вверх-вниз, вверх-вниз!»
 
Догадайся, кто поетЦель игры: Развитие звуковысотного слухаХод игры:«Поиграй ка, Ваня с нами, выходи скорей вперед.И с закрытыми глазами догадайся, кто поет.Эту песенку свою я тебе, дружок, пою,Ты глаза не открывай, кто я, ну-ка, отгадай!»Дети идут по кругу и поют 1-й куплет. На 2-й куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет «жмурке», который стоит в центре круга. «Жмурка» должен отгадать, кто спел 2-й куплет.
 
СолнышкоЦель игры: Развитие звуковысотного слухаОборудование: Нотный стан, нотки-солнышкиХод игры:- Жило-было солнышко. Встало утром, потянулось и запело песенку:Я, солнышко лучистое,Очень-очень чистое.Люблю я умыватьсяИ в лужицах купаться.Мои детки засмеялись,По линейкам разбежались.Помогите их собратьИ по именам назватьСмотрите, я нашла солнышко (педагог ставит нотку-солнышко на первую линейку), а зовут его «ми»Дети вместе с педагогом пропевают звук. Так познакомить детей со всеми звуками гаммы
 
Веселые мячиЦель игры: Освоение нот звукорядаОборудование: разноцветные мячиХод игры: Дети сидят на ковре в кругу. Ведущий поет песенку. Мяч катится по ковру от ребенка к ребенку.На ковер садитесь, дети,Раз, два, три, начнем игруБыстро красный мячик-ноткуПокатаем по ковру.Раз-два, не зевай,Мячик по полу катай.Раз-два, не зевай.Имя нотки называйПесенка останавливается. Ребенок, в руках у которого оказался мяч, по его цвету называет имя нотки. Этот мяч выбывает из игры. В заключении можно включить в игру все мячи, напевая:А теперь продолжим вместеНаши мячики катать.Нотки все из звукорядаБудем дружно называть.Раз, два, не зевай, имя нотки называй!Дети по очереди называют имена ноток, держа в руках мячик определенного цвета.
 
Укрась елочкуЦель игры: Развитие восприятия музыки, знакомство с классической музыкой.Оборудование: карточки в форме елочных игрушек на петельках. Небольшая елочка.Ход игры: Ребенок, прослушав музыкальное произведение, подбирает елочную игрушку с соответствующей картинкой и вешает на елочку.
 
Кубики календарикиЦель игры: Формировать и развивать певческий голос, певческие навыки.Оборудование: Кубик, на гранях которого картинки с изображением времени годаХод игры: Дети в кругу, передают друг другу кубик и проговаривают:Календарик мы листаемКубик другу отправляемК кому кубик попадетТот стишок нам всем прочтет (или) Тот нам песенку споет.Ребенок с кубиком читает стишок или поет песенку, соответствующую времени года.
 
Передай ритмЦель игры: Развивать ритмическое восприятие музыки и музыкальную памятьХод игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Ведущий, последний в цепочке (педагог) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) передает ритм, хлопая в ладоши.
 
Веселые матрешкиЦель игры: Развитие слухового восприятия.Оборудование: Матрешки четырех цветов: зеленая, красная, синяя, желтая (по числу детей).Ход игры: Педагог предлагает детям прослушать разные жанры музыки, если зазвучит маршевая музыка – ребенок должен поднять красную матрешку, если танцевальная – желтая матрешка, колыбельная – синяя матрешка, песня – зеленая матрешка.
 
Какая бывает зимаЦель: Развивать творческую активность детей, учить передавать на музыкальном инструменте простой ритмический рисунок, одновременно пропевая слова.Ход игры: В центре круга на детском стуле стоит игрушечный слон и колокольчик. Взявшись за руки, дети двигаются по кругу со словами:Слон совсем не знает, какой зима бывает.К кому колокольчик придет, тот ответ слону дает.Ребенок, остановившись напротив слона, берет колокольчик и пропевает приметы зимы, например, «снежная, холодная, белая», одновременно играя на колокольчике.
 
СветофорЦель игры: продолжать учить ориентироваться пространстве, быстро перестраиваться.Ход игры: Педагог становится светофором и показывает карточки.*Зеленая – боковой галоп в паре по кругу.*Красная – остановиться.*Карточка с изображением маленького круга – танцуют дети, которые стоят в маленьком кругу, в большом – хлопают. -*Карточка с изображение большого круга – танцуют дети, стоящие в большом круге – другие хлопают.*С изображением оба круга – кружение «лодочка» на поскоках.
Подготовила музыкальный руководитель Малова А.А.