Обобщение педагогического опыта преподавателя по классу общего фортепиано


«БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»
Методическая работа :«Обобщение собственного педагогического опыта работы преподавателя по классу фортепиано»


Автор:
преподаватель общего фортепиано высшей категории
Матвеенко С.П.
г. Брянск
Обобщение педагогического опыта работы
Цель данного обобщения - подвести итог своей многолетней работы в качестве преподавателя колледжа по общему фортепиано и поделиться размышлениями о педагогическом мастерстве. Педагогу, работающему в колледже необходим целый комплекс практических и навыков и умений, включающий в себя знание психологии музыкальных способностей учащегося, его профессионально-интеллектуальных качеств и свойств. В своей работе я ищу наиболее результативные пути обучения, воспитания и развития каждого отдельного ученика, как личности. Стать педагогом, а тем более педагогом музыкального колледжа, может далеко не каждый. Для этого мало быть хорошим пианистом, так как педагогический талант не всегда сопутствует таланту исполнительскому. Очень непросто педагогу найти свой профессиональный путь. Постепенно накапливается личный педагогический опыт. С годами оттачивается педагогическое мастерство. Я всегда использую опыт лучших педагогов, который помогает выявить стержневые стороны контакта педагога и студента, в равной степени влияющего на творческое развитие ученика и профессиональный уровень преподавания. Нужно помнить слова гениального пианиста XX века И. Гофмана: «Никакое правило или совет, данный одному, не могут подойти никому другому, если эти правила и советы не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнуться при этом таким изменениям, которые сделают их пригодными для данного случая». Педагогическое мастерство проявляется в сочетании двух сторон воспитания профессионального музыканта: 1) передача педагогом ученику своих знаний, умений и приемов исполнительской работы. 2) раскрытие, выявление и взращивание лучших задатков, заложенных в ученике.
Предмет фортепиано в музыкальных колледжах является составной частью профессиональной подготовки учащихся. Он предусматривает развитие навыков игры на инструменте в объеме, необходимом для их дальнейшей профессиональной деятельности. В задачи предмета входит формирование у учащихся широкого музыкального кругозора, углубление музыкально-теоритических знаний, знакомство с лучшими образцами русской и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов, народным музыкальным творчеством. Курс фортепиано для студентов разных специальностей имеет свою специфику, а методы преподавания-свои характерные особенности. Достаточно сказать, что программные требования по фортепиано на разных отделениях отличаются друг от друга. Степень подготовленности студентов по фортепиано тоже различна. Это вносит свои особенности в работу педагога общего фортепиано. За годы работы в колледже я выпустила большое количество учащихся Некоторые из моих выпускников приобрели другие профессии, став врачами, юристами, экономистами. Главное, что из них выросли хорошие люди, понимающие и любящие музыку. Многие ученики поступили в ВУЗы и продолжают работать по специальности. Особенно приятно, что они не теряют связь со мной, радуют своими успехами. Мои выпускники, делятся со мной уже своим педагогическим опытом, держат меня в курсе своих профессиональных успехов. Что особенно радует. Деятельность педагога музыканта трудна и сложна. Дарование педагога должно быть многогранно. Я занимаюсь методической работой, участвуя в мероприятиях комиссии общего фортепиано, поддерживаю свое исполнительское мастерство, работая в качестве концертмейстера. Выступаю с сольными концертными программами в составе фортепианного дуэта. Учащиеся моего класса принимают активное участие концертах отделения, фестивалях и конкурсах. Курс общего фортепиано важен для учащихся разных специальностей. Предмет интересный, многогранный и является неотъемлемой частью комплексной системы формирования эстетического вкуса и культуры учащихся . В образовательном процессе я использую информационные и коммуникационные технологии. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный студент живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль педагога в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, преподавателю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учащимся. Компьютер никогда не сможет заменить педагога, но он может быть реальным помощником. Педагогическое мастерство включает в себя личные человеческие качества, эмоциональную отзывчивость, культуру, широту кругозора, подлинную любовь к делу, профессиональные знания и умения и, наконец, владение методическими приемами и навыками. Подлинный педагог делает все возможные для успехов каждого своего ученика, каков бы ни был уровень способностей, каковы бы ни были его индивидуальные склонности и качества, стремится научить каждого любить и понимать музыку, помогая найти свой путь: одному стать хорошим музыкантом-профессионалом, другому деятельным любителем музыки.

Методическая литература
1. Бареннбойм Л.А. Размышление о музыкальной педагогики: /Книга/ //Л.А Баренбойм.: Л.: Советский композитор, 1969
2. Милич Б. Е. Воспитание ученика пианиста: Методическое пособие//Б.Е. Милич.: Киев: Музыкальная Украина,1979
3. Милич Б. Е. Учитель и ученик: Методическое пособие//Б.Е.Милич. - М.: Кефара,2002
4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога ред. Д.В.Житомирский. - М.: Музыка,1988
5. Фейгин М.Э. Искусство педагога: Методическое пособие // ред. З. Макарова. - М.: Музыка,1968
6. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез : Книга// ред. Л.Кешман. - С-Петербург.: Союз Художников, 2010